Христианский брак, по учению св. Апостола Павла, есть таинство. Тайна сия (христианский брак) велика есть381. А строение таин Божиих, по учению того же св. Апостола, первоначально поручено было от Господа только св. Апостолам382. Но как место св. Апостолов впоследствии заняли Епископы, а в помощники Епископам даны Пресвитеры, или Священники, то теперь право совершать браки имеют только Епископы и помощники их – Пресвитеры или Священники.
Св. Церковь Христова всегда так разумела это дело, и оно всегда так совершалось в ней с самого Апостольского времени.
Св. Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женящимся и посягающим с волею Епископа сочетаватися, да брак будет о Господе»383.
Св. Амвросий Медиоланский говорит: «Брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим»384.
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не можеши ли быти солнце, буди луна. Не можеши ли быти луна, буди звезда. Не можеши ли быти великая звезда, буди малая, точию на небеси. Не можеши ли быти девственник, брачися с целомудрием, точию в Церкви»385.
Св. Тимофей Архиепископ Александрийский (380 г.) в 11 правиле запрещает Священнику венчать брак незаконный: «Причетник (Священник), позван быв венчати брак, аще увесть, яко беззаконен есть, к чужим грехом себе да не приобщает»386. Следовательно во время сего Святителя брак был венчаем Священниками.
Священниками был венчаем брак и во время св. Никифора Исповедника, бывшего с 806 по 816 год Константинопольским Патриархом. В своих правилах Священнику он писал: «Двоеженец не венчается венцем»387, т.е. как венчается вступающий в первый брак, на которого при венчании возлагается венец.
В древнем законоположении о браке сказано: «Изряднее да весть Иерей, яко супружества между восхищающим и восхищенною, егда сама восхищенная во власти восхитившаго ю пребывает, такожде и потаенныя, и вся прочая супружества, яже не с благословением церковным и чинным от своего си Пастыря, сиесть, от Епископа, или от тоя парохии Священника венчанием при двух или триех попе свидетелей свершаемая, по соборному уставлению, и святых Отец учению, не законна, паче же беззаконна и ничто же суть»388.
Еще: «Венчанию и благословению супружества в церкви достоит свершатися пред людьми»389.
Фотий Митрополит Всероссийский Новгородцам писал: «Который не по закону живет с женою, без благословениа поповска понялися, тем опитимия три лета, как блуднику, да пакы съвокупити их. А учите их и приводите к православию, с благословением поиматись с женами, а не с благословением въсхотят жити, ино их разлучити»390.
В поучении же Священникам, означенный Митрополит Фотий называет вступление в брачное сожитие без церковного благословения неподобного неподобнейшим. Именно: «Таже и паче еще, еже слышах, неподобнаго неподобнейше, еже яко закону Божию некоих ругателех, иже не хотящих совокуплятися от Божиа Церкви законом Божьим, и поимати собе жены, но опроче закова Божия делающих, инии по нужи и по напрасньству (по своеволию) или ласкосердьством лукаваго (из сластолюбия) поимают себе жены, и се убо си отъинудь, яко закону Божию разрушители и ругателие, мирской казни великой подлежат, а к душевной же казни яко душегублени суще»391.
Всероссийский Митрополит Иона признавал брачное совокупление без церковного благословения жизнию погибелъною. Именно в послании к Вятчанам он писал: «Се слышание мое, сынове, что деи... у вас на Вятке чинится Богу съпротивных и ненавистных дел велми много, к крестьянской погибели: многые деи христиане с женами незаконно в невенчании живут»392.
Священнического же благословения для брака требовал Симон Митрополит всероссийский. Именно: «Которым у вас женитися, и они бы женилися с благословением от Священника... по закону християнскому»393.
Матфей Правилышк говорит: «Не совокупление, но молитвенное служение творит обручение, якоже браку вменятися»394.
Еще он говорит: «В нас не убо состоятися может брак кроме священнословия»395.
Севаст Арменопул говорит: «Смешение без священнословия блуд есть»396.
Симеон Солунскии говорит: «И сие (совершение брака) дело Иерарха есть, и той сие... действует. Дается же сие и Иереем творити... Обаче и Иереем с наказанием дается и в коемждо деле брака, яко свойственное (собственно) есть (дело) Епископа. И без воли его не можно составитися браку. Отец бо Церкве Архиерей един»397.
Еще он говорит: «Достойным подобает быти общения (Причащения) браком супружествующимся, и в храме святем счетатися, в дому Божием, чадом Божиим, яко пред ним»398.
***
Что говорили о Браке церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона?
То же.
Макарий, председатель Стоглавного Собора, в своей граммате в Вотскую пятину писал: «Да в ваших местах... многие люди от жон своих живут законопреступно с жонками и девками, также деи и жены их живут от них с иными людьми законопреступно, без венчания и без молитвы: и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими предними женами, а которые не жонаты, а живут с девками и с жонками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчалися, а вдовцы бы со вдовами молитвы имали у вас, у отцов своих духовных»399.
Малый Катехизис говорит: «Шестая тайна есть устроение брака, иже бывает общим изволением от тех, иже входят в то достояние без всякия пакости, и благословением священническим»400.
Большой Катехизис говорит: «Таин есть седмь: «крещение, хрисма, сиречь миропомазание, священство, сиречь рукоположение или чин причетнический, божественное причащение, сиречь благодарение, исповедание или покаяние, законный брак, маслоосвящение или последнее елеосвященное помазание401. Тайны (же) никтоже может строити, разве Святителей хиротонисанных, имже дана есть власть от Господа Бога рукоположением наследников Апостольских»402.
***
Что говорит Православная Церковь после Патриарха Никона?
То же.
Православное Исповедание говорит: «Честный брак, иже бывает прежде убо к себе самым согласием мужа и жены без некия препоны. Сие согласие не видится за истиннаго брака схождение, разве они сами возсвидетельствуют пред Иереем обещание свое... Последи же утверждается и благословляется от Иерея сие согласие и обещание, и бывает написанное: честен брак во всех, и ложе нескверно. Евр. 13:4. зачал. 333»403.
В Пространном Катехизисе сказано: «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковию обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей»404.
И так принимая в рассмотрение все вышеозначенное, несомненно должно признавать, что всякий христианский брак должен быть благословляем только Епископом или Священником, и что все, совокупляющиеся без священнического благословения, должны быть признаваемы живущими в совокуплении беззаконном.
Некоторые из ваших наставников
1) говорят, что «для заключения брака Священник нимало не нужен. Закон о заключении брака в Церкви посредством священнического благословения начал существовать только с одиннадцатого века, именно со времени греческого Царя Алексея Комнина, который дал его. До времени же сего Царя, да часто и после него, браки заключались не в Церкви»405. – Отвечаем. Закон, обязывающий всех христиан вступать в брачное сожительство посредством священнического благословения в Церкви, в первый раз дан подлинно Императором Алексеем Комниным, и состоял в следующем: «Отселе не быти инако, ни именоватися законному браку, и христианского строения достойну, аще не (священническия) молитвы совокупляющихся, рекше, жениха и невесту в любовь свяжут»406. И несколько ниже: «Елико аще без священных молитв своя рабы на сочтание брака совокупляюще, не боголюбив брак составляют им, но блудническое смешение утвержают: ихже бо не совокупи Бог, священными молитвами призываемь, тии вси сходятся на грех»407. Но этот закон о браке, в царствование Алексея Комнина, в первый раз показался не в церковных законах, а только в греческих гражданских законах. До времени царя Алексея Комнина в греческом государстве, управлявшемся почти совершенно общими Римскими законами, касательно брачных совокуплений, господствовал старый Римский языческий закон, потому что в Греческой империи все еще много было язычников, и посему греческие Цари не решались переменять общего, издавна существовавшего, государственного закона408. Но св. Церковь и прежде времени Царя Алексея Комнина всегда смотрела иа христианский брак, как на таинство, и совершение брака священническим благословением, с самого апостольского времени, везде признавала за правило. Выше это совершенно ясно видели мы из свидетельств св. священномученика Игнатия, св. Амвросия Медиоланского, св. Златоуста, св. Тимофея Архиепископа Александрийского, Никифора Исповедника, и проч., из свидетельства самого всероссийского Митрополита Макария, и учителей того времени, какое протекло от его времени до Патриарха Никона. Впрочем в дополнение всех прежде представленных свидетельств есть и еще свидетельство. Бароний в своей церковной летописи говорит: «К Ефесеем пишущь, Апостол Павел, – говорит он, – тайною брак святый нарицает, егоже чести ради и сей закон от Апостолов произыде, дабы в Церкви и с ведением епископским венчание брачное совершалося. Тако бо Игнатий пишет к Поликарпу: подобает сим, иже жены поемлют, или брак восприемлют, с ведением епископским сие творити, дабы ведали, яко к браку идут... якоже повеле Господь, и то есть, еже Апостол глаголет: да посягают токмо о Господе: си есть, по закону и правилам церковным, от святых Апостол преданным»409.
Сей же Бароний по другому случаю говорит: «О супружестве научает (св. Игнатий) таможде, дабы без Епископа (или Священника) не было»410.
Правда, в христианстве до времени Царя Алексея Комнина, в браках было много преступлений против церковного правила, особенно потому, что таковые преступления тогда не преследовались законами гражданскими; но преступление правила не есть доказательство того, что не было самого правила. В наше время есть твердый закон, обязывающий вступающих в брачное сожитие вступать в него посредством церковного благословения, и преступающие сей закон, когда о них узнают, не оставляются без наказания. Однако же, к несчастию, и в наше время есть преступления брачного закона, и таковые преступные поступки, конечно, не служат доказательством того, что нет преступаемого закона. Своевольные поступки всегда возможны, не редко везде совершаются, и никто не может поставить людей так, чтоб они их не делали.
2) Ваши наставники еще говорят: «Сущность брака состоит не в венчании, а в изъявлении от чистой и сердечной любви друг другу обета в общее и нераздельное сожитие, как и великий Катехизис говорит: Брак есть тайна, еюже жених и невеста от чистыя любве своея в сердцы своем усердно себе изволять, и согласие между собою и обет сотворят411. Для чего тут Священник?»412. – Отвечаем. Изъявление добровольного взаимного обета вступающих в брак, в общее нераздельное сожитие, признается в христианском браке подлинно существенным, но не одно оно, а вместе и благословение священническое, как мы ясно видели из слов даже сего же Катехизиса, который говорит, что «таин церковных, к которым принадлежит и тайна брака, никто же может строити, разве Святителей хиротонисанных, имже дана есть власть от Господа Бога»413.
Это же ясно видим из слов непосредственно следующих за вышеозначенными словами сего Катехизиса, именно: «Брак есть сопряжение мужа и жены по законном чину», т.е. по согласию их между собою и обету и по благословению Божию, «в сожитие нераздельное, иже от Бога приемлют особне сию благодать, дабы дети добре и християнски родили и воспитали, и да соблюдутся от мерзостного блудного греха и невоздержания»414. Без сего благословения, так как означенная Божия благодать дается именно посредством сего благословения, дающие друг другу упомянутый обет, не получали бы благодатной силы соблюсти свой обет, а особливо благодатной силы рождать и воспитывать детей так, чтоб они впоследствии сделались достойными царствия Божия. Ибо без сего благословения их дети были бы порождение самочиния, своеволия и беспорядка. Чего бы могла ожидать от таковых людей св. Вера, св. Церковь, Государство и сами родители? Нельзя было бы ожидать от них ни благонравия, ни покорности, как то, к несчастию, могут видеть на своих детях родители, вступившие в сожительство без священнического благословения, или и с священническим благословением, но ни мало не приготовясь к достойному принятию его, и посему не удержавшие при себе данного им Божия благословения.
Наконец, что не одно изъявление согласия от вступающих в брак, начать вести брачную жизнь, составляет сущность брака, видно еще из того, что в чине венчания в Потребниках, напечатанных при Патриархах Филарете и Иосифе, не положено даже и спрашивать вступающих в брак о их взаимном согласии на общее и нераздельное сожитие415.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 271.