Вы весьма хвалитесь своими монастырями, но все ваши монастыри существуют без благословения святительского, и посему недостойны своего имени: ибо 4 правило четвертого вселенского Собора говорит: «Молитвенный храм, или монастырь, без ведения епископля не поставляется»637. Равно I правило перво-второго Собора говорит: «Без повеления Епископа никому же достоит монастыря создати... и да будут под властию Епископа, и без воли епископли не подобает ни самому создавшему игуменити в нем, ни игумена поставляти»638. Следовательно все ваши монастыри существуют незаконно, а посему и не должны носить сие имя. Притом 4 правило четвертого вселенского Собора предписывает: «раб без воли господина своего да не пострижется»639; а ваши монастыри наполнены людьми наиболее беглыми и никакой церковной власти не покоряющимися: а посему ваши монастыри тем более – не могут называться монастырями. Они не монастыри, а незаконные и преступные домы.
Ваши наставники, защищая ваши монастыри, вам говорят: «Глаголють, аки бы по правилам, где будут монастыри построены без благословения архиерейского, то аки бы те монастыри не потребны и не освящены суть; но се весьма будет святому Писанию несходно: понеже не точию во времена гонительные, но и мирные, многие монастыри ставлены и освящаемы были кроме архиерейского благословения. Тако преп. отец наш Харитон множество иноков собрав, обитель состави640, и премнози инии»641. – Отвечаем. Простота веры и нрава подлинно иногда устрояла монашеские обители без получения епископского благословения; но она делала то отнюдь не сопротивляясь познанному закону или с пренебрежением Церкви и церковной власти, как поступаете вы. Вы поступаете против соборных правил, совершенно зная их, поступаете с презрением св. Церкви, и несмотря на то, что правительство внимательно старается удерживать вас от преступления тех правил. Ежели, по вашему мнению, монастыри могут быть устрояемы без благословения святительского, то на что же существуют правила, запрещающие их построение без благословения епископского? Неужели для того, чтоб вы поступали против них?
Правила для того и даны, чтоб прекратить неправильность действий. А вы, самовольно отменив законом укрепленную правильность действий, дозволяете и сами, не мало не чувствуя стыда и греха, употребляете эту ясно запрещенную незаконность действий. Так ли должно поступать людям добросовестным и благопокорным созданной Господом Церкви?
Ваши наставники говорят, что «сии правила лежат для тех у коих есть свой Епископ, а у нас его нет »642. – Ничтожное оправдание! В созданной Господом Церкви Епископы непременно, как мы доказали, есть и будут до скончания мира. То, что вы не имеете Епископа, должно вести вас не к тому, чтоб самовольно действовать в деле спасения, а к уразумению и сердечному восчувствованию, что вы не находитесь в Христовой Церкви и блуждаете, как заблудшие овцы.
Ваши наставники еще говорят: «Св. правила запрещают строить монастыри точию не имущим достатка, никакоже имущим. Тако бо пишет 17 правило 7 вселен. Собора: Иже хощет создати монастырь или мирский человек, или мних, аще имеет все, еже на совершение его, да начнет дело, и да совершит. Аще ли не имать, еже к совершению, да возбранит ему здати Епископ страны тоя»643. – Оправдание опять ничтожное! Ибо ежели Епископ не должен давать позволения на построение монастыря человеку, не имеющему достатка; то, очевидно, Епископ же должен давать и позволение имеющему достаток.
Наконец, други, обратите внимание на следующее:
1. Созданная Господом Церковь будет продолжаться до самого Его второго пришествия, во всем ее устройстве, т.е. со всеми тремя чинами Иерархии. Это мы несомненно доказали, и это совершенно ясно видим из притчи Господа об Отшедшем прияти себе царство644. Но ваше общество имеет у себя не три, а только два чина; следовательно оно не может называться истинною, созданною Господом Церковью.
2. В созданной Господом Церкви будут до самого второго Его пришествия совершаться все семь св. таинств. Эго совершенно ясно видно из того, что мы сказали о сем в своем месте, и это опять совершенно ясно из означенной Господней притчи об Отшедшем прияти себе царство. Но у вас не совершаются, и не могут совершаться все семь таинств. Ибо таинство хиротонии может совершать только Епископ, которого у вас нет. Следовательно ваше общество не есть истинная созданная Господом Церковь.
3. Вы пронимаете уходящих от нас к вам Священников вторым чином, т.е. посредством миропомазания, как четыренадесятников, Ариан, Наватиан, Македониан и пр.645 Таким образом вы ведете себя, как бы должно вести созданной Господом Церкви; но можно ли вам так вести себя, когда у вас только два чина, а не три, как должно быть в созданной от Господа Церкви? И как вы, имея у себя только два чина, почитаете господствующую в России Церковь еретическою, когда она имеет у себя все три чина? Неправильно вы поступаете! Господь, не хотящий погибели ни единого грешника, да даст всем вам дух умиления, и всех вас душевно да прилепит к Своей св. Церкви.
ОТВЕТ ТРЕТИЙ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.