Св. Апостол Павел сказал: «Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание, дондеже убо приидет437. Эти последние слова дондеже приидет не подают удобства ни к какому перетолкованию, и совершенно ясно показывают, что таинство святейшего Тела и святейшей Крови Христовых будет продолжаться в Христовой Церкви до самого второго и славного пришествия Христова.
Именно так разумели означенные слова св. Апостола и св. Отцы Церкви.
Св. Ефрем Сирин говорит: «Рече Бог: се есть плоть Моя, и си есть кровь Моя, и се творите на Мою память, да убо всемощным Его повелением бывает, дондеже приидет. Тако бо и глагола: дондеже прииду»438.
Св. Златоуст, говоря о св. таинстве Евхаристии сказал: «Показуяй Павел, яко даже до скончания та (т.е. вечеря Господня) пребывает, рече: донеле же аще приидет»439. – В другом месте он говорит: «Якоже он глас глаголя: раститеся и множитеся и наполните землю, единою речен бысть, но по вся лета дело бывает, силу творя естеству нашему на плодотворение: сице и сей глас единою рече, по выну (всегда, во всякое время) трапезу в церьквах от того дне и до пришествия Ему жертву совершену творит»440.
Св. Иоанн Дамаскин, рассуждая также о таинстве Тела и Крови Христовых, говорит: «Вначале рече Бог: да прорастит земля былие травное, и даже до нынешняго дне, егда бывает дождь, Божественным понуждаема и укрепляема повелением, произращает своя прозябения. Подобне убо рече и зде Бог: сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя, и сие творите в Мое воспоминание, всемогущим Его повелением, дондеже приидет»441. Т.е. «в начале Бог сказал: да прорастит земля былие травнос (Быт. 1:11), и земля, побуждаемая и укрепляемая Божиим повелением, даже доныне, будучи орошаема дождем, производит свои растения. Так и здесь Бог сказал: сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя, сие творите в Мое воспоминание, и, по Его всесильному повелению, так бывает и будет до того времени, когда придет, ибо так сказано: дондеже приидет».
Так же разумел означенные слова св. Апостола и блаж. Симеон Солунский. Он говорит: «Прием Господь хлеб, и священнодействова, и чашу подобно. И ово убо рече: сие есть тело Мое: ово же: сия есть кровь Моя. И не священнодействоваше токмо, но и ко общению (к причастию) призва, приимите бо ядите, глаголет, и пийте от нея вси. И не тогда токмо сие сотвори Сам, но и чрез Своя, дондеже всем скончатися, предаде»442.
***
Точно так же разумели означенные слова св. Апостола Павла церковные учнтели, жившие в Русской Церкви от времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона.
Большой Катехизис говорит: «Якоже оно слово, еже рече Господь Бог, раститеся и множитеся, и исполните землю, единою речено бысть, и во вся времена совершително есть... Сице и сие елово Господне единою речено бысть, еже на всех престолех олтаревых даже до сего дне, и до пришествия Его подает силу жертве»443.
В Кирилловой книге написано: «Животворящую пречистую Кровь Свою в вине на приятие верным Своим Господь уготовал единою, и во веки не оскудевает, насыщая и напаяя верных. Тело бо, рече, свершил еси, яко всех насыщая никогда не убывает, но совершено пребывает. Якоже и глагол он божественый, еже рече, раститеся и множитеся и наполняйте землю: се слово единою речено бе, бывает же дело по вся лета»444.
Та же книга говорит: «Не единою в году повеле, якоже жидове точию в четыренадесятый день первого месяца агнца изъядают, яко вещь до времене уставленую, но на всякое время, и на всякий час по вся лета, даже до скончания мира, пречистое Тело Свое, и животворящую божественную Кровь Свою, излияную за мир на отпущение грехов, верным Своим ясти уставил»445.
Еще: «Се есть жертва, которую Церковь христианская, от язык избранная, приносит во всем мире Господу Богу, и до скончания века приносити имать, Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в память смерти Его»446.
Правда, в той же мнимо-Кирилловой книге говорится, будто «Хрисостом (Златоуст) святый глаголет, яко антихрист прежде пришествия своего... везде жертвеники и истинную жертву истребит, и кумир свой на святом месте поставит»447. Но мнимый Кирилл ложно ссылается на св. Златоуста: у Златоуста таких слов нет нигде; да и св. Кирилл Иерусалимский, живший прежде св. Златоуста, не мог говорить, чему учил св. Златоуст448. Писаний св. Златоуста во время его жизни еще не было. Кроме сего, св. Кирилл отнюдь не писал бы таких слов, потому что он противоречил бы собственным, вышеупомянутым своим словам, что несообразно с светлостью святого ума Кириллова. И так означенные слова в мнимо-Кирилловой книге не суть слова ни св. Златоуста, ни св. Кирилла Иерусалимского, и посему не заслуживают доверенности.
Наконец Толковый Апостол говорит: «Рече Господь: се есть тело Мое, еже за вы ломимое, се есть кровь Моя нового завета, за вы и за многия изливаема во оставление грехов: сие творите в Мое воспоминание, но иным чином не кровавым, ниже на смерть, но под лицы хлеба и вина по чину Мелхиседека Иерея. Того ради сию предаде, да сия жертва будет памятию и обновлением в сердцах человеческих жертвы на кресте принесеныя, и смерти Его... до скончания века»449. –
Еще: «Яже Сам Господь содела, сие и учеником Своим, и по них сущим, до пришествия Своего творити повеле»450. – И еще: «Глагола Господь, яко не хощет уже жертвы от рук июдейских: и нарече ину жертву Себе любезну... и си есть та жертва, юже Церковь християнская, от язык избранная, приносит по всей вселенней Господу Богу, и до скончания века приносити будет Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа на воспоминание смерти Его. И сие пророчество доволно на уверение; понеже крепко и непреодоленно есть»451.
И так что таинство Тела и Крови Христовых будет продолжаться до последнего пришествия Христова на землю, это совершенно несомненно. Но таинство Тела и Крови Христовых, как мы неоспоримо доказали прежде, никто не может совершать кроме лиц освященных, т.е. Епископов и помощников их – Священников. Следовательно совершенно несомненно и то, что Епископы и Священники будут существовать в созданной Господом Церкви до самого второго Христова пришествия.
***
Что показывает общее и твердое учение, какое преподавалось и было содержимо в Русской Церкви как с ее начала, так и в продолжение того времени, какое протекло от дней всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона, касательно бытия Епископов и Священников в созданной Господом Церкви до самого Его второго пришествия?
Совершенно то же. Ни один из учителей в Русской Церкви никогда не обнаружил голоса противного. Все они единогласно говорили, что созданная Господом Церковь будет иметь Епископов и Священников до самого второго Христова пришествия.
а) Благовестник, объясняя начальные слова в притче Господа о человеке добра рода, изшедшем на страну далече прияти себе царство, слова: даде рабом своим десять мнас, и рече к ним: куплю дейте дондеже прииду, говорит: «Раби, имже Церкви поручи, десять глаголем быти, совершенного ради церковного состояния... Диакони... Презвитери... и Архиереи... Тем убо рабом раздавает десять мнас, дары реку, и комуждо даются на пользу»... За сим, объясняя дальнейшие слова притчи: и бысть егда возвратися и проч., говорит: «се же есть второе Его пришествие, егда явится Царем, со Ангелы во славе Отчей грядый»452.
б) В Евангелии Учительном сказано: «Обношаше ключь (царствия небесного) не един Петр, но и вси Апостоли. И паки не едини Апостоли токмо, но и восприемницы престола тех, наместницы – Святители, Патриархи. Паки же сии оставльша и предаша Епископом со возложением рук, Епископы же оставиша Пресвитером и всему чину священническу: и таковый ключь обносится и днесь во Архиереех и Пресвитерех, и даже до скончания века не отъимется от них»453.
в) Книга о Вере говорит: «Господь не восхоте достояние Свое оставити на земли не устроено отходя на небеса, но изем два сребреника, даде гостинником, се есть, старый и новый завет. Кому же дал? Кто гостинници? – Апостоли, и по них восприемници их, пастырие и учителие, Архиепископи и Епископи, иже служителие суть величеству смотрения Его, имже и съпребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по Своему неложному обетованию благодатне избирает Себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез Патриархи, Архиепископы и Епископы»454.
г) Кириллова книга говорит: «Христос не по Ааронову временного, но по Мелхиседекову вечного чина, прииде Архиерей вечных благ. И якоже Сам никогда не умирает, такоже и иерейство Его по чину Мелхиседекову не престает. Якоже пишет: Ты еси Иерей во веки по чину Мелхиседекову455. Престало тогда Архиерейство Аароново, яко временное, востало же Христово вечное, Иже, из мертвых востав, Апостолов Своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А Апостоли паки Епископов освятиша... а Епископи паки попов... Се имаши Иерейство Христово, Иже не прииде разорити, но прежний закон, и его иерейство в новый, истинный, вечный закон пременити»456.
д) Еще: «Духом Божиим утвержденная Церковь не требует дни и месяцы пременити, но во всех своих преданиях стоит непременна, и един устав и предание держит до скончания века»457.
е) Толковый Апокалипсис, объясняя слова: и всякий остров бежа, и горы не обретошася458, говорит: «Острови – святые Церкви, а горы – в них преимущие, т.е. Епископы и Священники, разумевати от Божественного Писания научаемся: бегати же сим во время наведения предреченных от Господа (т.е. во время антихриста)... будет бо скорбь велия, якова же не бысть от сложения мира, ниже будет; овым убо за грехи мучимым, овым же ко искушению добродетели претерпевающим тяжестная и лютая, не точию в муках антихристовых за Христа, но и бегство в горах и в вертепах и злостраданиях, яже предпочтут пребыванию во граде за соблюдение благочестия»459.
И так, что созданная Господом Церковь будет продолжаться до самого второго и славного Его пришествия, во всем ее устройстве, т.е. со всею ее Иерархиею, это по всем сказаниям священных книг совершенно несомненно.
***
Но ваши наставники, несмотря на решительную силу означенных доказательств, в подкрепление своего мнения говорят:
а) Ипполит папа Римский в своем слове об антихристе говорит: «Восплачется тогда вся земля, восплачется море и воздух: восплачется солнце и луна, восплачются тогда и дивия животная с птицами: восплачются горы и холми и древа польская, человеческого ради рода, яко вси уклонишася от Бога и лестьцу вероваша, приемше начертание скверного богоборца вместо животворящего креста Спасова. Восплачются же и церкви Божия плачем велиим, зане ни приношение, ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная: священныя бо церкви яко овощное хранилище будут, и честное Тело и Кровь Христова во днех онех не имать явитися. Служба угаснет, чтение писаний не услышится»460. – Отвечаем. Св. Ипполит о состоянии Церкви во время антихриста говорит подлинно так, но по этим словам св. Ипполита нельзя твердо полагать, что во время антихриста нигде не будет в Церкви Епископов и Священников, что тогда все Епископы, Священники и простые христиане предадутся антихристу, и что посему тогда на земле не будет Христовой Церкви… Ибо св. Ипнолит в том же слове непосредственно пред означенными словами говорит, что тогда не все люди, а только «связании вещьми житейскими и желанием века сего удобь приступят к диаволу и знаменуются»; что описанное несчастие будет наипаче «во градех и в селех»461 и что «слышащии Божественная Писания, и в руках тая имущии, и в мысли всегда поучающиися, мнози прелести его убегнут: разумеют бо навета его ловление и льсти его гордыню, и избегнут от руки его, и в горах и в вертьпах скрыются, и слезами и сокрушением сердца молятся человеколюбивому Богу; и Той исторгнет их (из) мреж его, и спасет их от соблазн его лютых, и невидимо покрыет рукою Своею, иже достойне и праведне Тому припадающих. Зриши ли, како в пощении си и молитву творити имут иже тогда святии?»462. Но чтобы в антихристово время никто из Епископов и Священников не остался непривязанным к вещам житейским и желаниям века сего, чтобы никто из них не имел в руках Божественного Писания, не поучался в нем и не уразумел хитрых обольщений антихриста, не убежал вместе с другими святыми в горы и вертепы, и не приносил вместе с другими тогдашнего времени святыми усердных молитв Господу, о сем св. Ипполит не говорит. А кроме сего и настоящее время отнюдь не походит на то время, которое св. Ипполит называет антихристовым. «Тогда, – говорит он, – повергнуто будет злато и сребро на местех, и никтоже возмет, ни соберет кто... вне страх, внутрь трепет и в нощи и во дни... увянут доброты лиц и образов, и будут видове человеком якоже мертвых, и проч.»463. Всего этого теперь нет.
б) Св. Ефрем Сирин, описывая обстоятельства антихристова времени, ясно говорит: «Восплачются тогда церкви Христовы вся плачем великим, зане не будет службы святыя во олтарех, ни приношения»464. – Отвечаем. Эти слова подлинно суть слова св. Ефрема Сирина; но св. Ефрем, как святой и водимый Святым Духом, конечно, не забывал того, что он говорил о сем предмете несколько прежде, и без сомнения не противоречил собственным словам. Посему в означенных его словах под словами церкви вся не должно строго разуметь всех церквей без исключения, а должно разуметь только церкви, находящиеся в местах населенных и видных, например, в городах и селах. Что именно так должно разуметь упомянутые слова св. Ефрема Сирииа, можно видеть из того, что он точно таким же образом выражается о проповеди слова Божия во время антихриста, именно: «Есть ли где слово Божие? и не будет его слышати нигде же»465. Между тем, в том же слове он сам говорит: «Разумеем бесчисленное милосердие Спаса нашего, яко ни во время оно (ни во время антихристово) оставит человеческого рода без проповедания истины, но послет пророки проповедати Божия разума, да вси на суде без ответа будут, егда приидет с небесе со славою Отчею466. Всем, имущим благоведение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя, а имущим присно ум в вещах жития сего, и любящим земная, неразумно се будет: привязани бо суть в вещех житейских. Аще и услышат слово, то не имут веры, но паче мерзит им глаголай се»467. – Кроме сего св. Ефрем Сирин в слове о святых Христовых тайнах совершенно ясно говорит, что тайна Тела и Крови Христовых в созданной Господом Церкви «бывает, дондежс приидет», т.е. до самого второго Христова пришествия468. Следовательно до самого же второго Христова пришествия будут в созданной от Господа Церкви Епископы и Священники, могущие совершать таинство Тела и Крови Христовых.
в) Говорят: «Определено ли бытности Епископов до скончания века, мы такового прозрительного дарования не сподобихомся; а и от Божественного Писания определено ли о сем в твердости, недоумеваем, понеже обычно Священному Писанию о некиих рещи быти во веки, до века, во веки веков, во вся роды, яже послежде Божиими судьбами в небытие приидоша. Тако заповедано: да обрезание в роде Авраама будет в роды, в завет вечен469; да празднование Пасхи творится во вся роды вечно470; да празднование субботы бывает в роды, как завет вечный471; да жертва мира и другие жертвы приносятся во веки в роды472; да кивот завета носится токмо Левитами даже до века473; такожде дано бысть обетование, яко в созданном от Соломона храме будут очи Господа и сердце Его во вся дни474 и т.п.» Один из ваших наставников, перебирая таковые места из ветхого завета, говорит: «зриши ли, любимиче, яко то и то речеся быти вечно и не бысть»475. – Есть ли в этих словах сила доказательства? – Нет! Вся означенная выписка из ветхого завета не более как паутина. Ибо все выставленные места из священных книг ветхого завета отнюдь не ведут к сомнению в том, что Христова Церковь будет существовать во всем ее устройстве, т.е. с ее пастырями, до самого второго Христова пришествия. Потому что решительно почти все, существование чего в книгах ветхого завета представляется долженствующим продолжиться вечно, во веки, в роды, во все роды, до века, относится только к ветхому завету, к закону обрядовому, к ветхозаветному духовенству и храму, в котором должно было совершаться ветхозаветному Богослужению. А весь этот ветхий завет, названный вечным476, по ясному пророчеству, данному в самом же ветхом завете, должен был кончиться, и место его занять завет новый. Се дние грядут, глаголет Господь, посредством пророка Иеремии, и завещаю дому Исраилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, иже завещах отцем их, в день, в онъже появшу ми за руку их, и възвести я от земли Египетски477. Посему св. Апостол, обращая наше внимание на сие пророчество, говорит: внегда глаголет нов, т.е. завет, обветши, перваго, т.е. отменил завет ветхий478. И у св. Пророка Даниила говорится: и утвердит завет мнозим седмина едина; в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение479. А это скончание времени есть то время, в которое пришел на землю Спаситель наш Христос Господь: ибо св. Апостол ясно называет время пришествия Господня на землю кончиною лету, когда говорит: егда прииде кончина лету, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемого от жены и проч.480
Впрочем все означенные выражения: вечно, во веки и проч., не должны вести к сомнению о существовании Христовой Церкви с Епископами и Священниками до самого второго и славного Христова пришествия наипаче потому, что Господь Иисус Христос, предсказывая о непрерывном существовании Своей Церкви во всем ее составе до самого славного Своего пришествия, не употребил для выражения сего своего предсказания слова вечный и т.п., по употребил другие вполне определенные слова. Именно, показывая непрерывное существование Своей Церкви на земле, Он сказал: и врата адова не одолеют ей. Равно и св. Апостол Павел, говоря, что тайна Евхаристии будет продолжаться в Христовой Церкви непрерывно до самого второго Христова пришествия, не употребил слова вечно, а выразился совершенно определенно так: елижды аще ясте хлеб сей и чашю сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет481.
И так мысли о том, что в св. Христовой Церкви когда-нибудь, особенно во время антихристово, не будет Епископов и Священников, может принимать и рассевать человек, либо не знакомый с учением Христовым, либо хотя несколько и знакомый, но односторонне, а посему не умеющий разобрать дела, либо сожженный своею совестью482, злонамеренный лжеучитель, либо какой-либо вольнодумец и кощун, не приемлющий Христова учения за Божественное. От всех таковых лжеучителей Господь Бог да сохранит вас, отделившиеся от нас братия!
Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.