XIX. Без Епископов и Священников нет таинства тела и крови Христовы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кроме Епископов и Священников никто не имеет права совершать таинство Тела и Крови Христовы (Евхаристии, Причащения); ибо только Своим Апостолам, не иному кому, Господь наш Иисус Христос, подавая им на тайной вечери благословенный со благодарением хлеб, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание312. И только Своим Апостолам, подавая благословенную со благодарением чашу, Господь сказал: пийте от нея вси: се бо есть кровь Моя нового завета, яже за многыа изливаема, в оставление грехов313; сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание314. Но как преемники св. Апостолов суть Епископы, помощники же Епископов – Священники, то очевидно, что совершать таинство Тела и Крови Христовы, т.е. совершать Литургию, имеют право только Епископы, а потом, с их благословения, Священники.

Это всегда так разумела и держала св. Христова Церковь. Совершение таинства Тела и Крови Христовы решительно запрещалось в ней даже Диаконам. Во всех правилах св. Соборов, где говорится о сем св. таинстве, совершение сего таинства присвояется только Епископам и Священникам. Так, например, в 18 правиле 1-го Вселенского Собора читаем: «Диакони... да ни просфир проскомисают, ни причащения Презвитером да не дают... Чрез правило бо есть и безчинно, аще что таково будет». А в толковании на сие правило сказано: «Сие правило св. Отцы изложиша, нелепотно нечто и безчинно обретше... И повелевают Диаконом никакоже приношения приносити... ни даяти Презвитером Божественного причащения... но по Презвитерех таковое благодарение восприимати им, или от Епископа или от Презвитера»315.

Равным образом только Епископам и Пресвитерам присвояют право совершать таинство Тела и Крови Христовы и все св. Отцы Церкви.

Св. Игнатий Богоносец говорит: «Та известна Евхаристия да будет, яже от Епископа бывает, или емуже той повелит... Не леть есть без Епископа... предложения творити, ни жертвы проскомисати»316.

Св. Василий Великий, в своем послании к подчиненным ему Епископам, говорит: нам вверено Тело и Кровь Христовы»317.

Св. Златоуст говорит: «Неистовство явленно презирати толикого начальства, егоже кроме ниже спасения нам, ниже обещанных благ получити. Аще бо не может кто внити в царство небесное, аще не водою и духом породится, и не ядый Тела Господня и Крови Его не пия, извержен есть от вечного живота. Вся же сия ни чим же друпим, токмо святыми онеми навершаются руками, Иерейскими глаголю: како кто без них может или геенского огня убежати, или положенных на небесех венцев получити»318. В другом месте он говорит: «Аще тем (Иереем) ничтоже Бог действует, ниже баню (крещение) Имаши, ниже тайнам причащаешися, ниже благословенна приимаеши: убо не христианин еси»319.

Блаж. Симеон Солунский, опровергая мнение западной Церкви, будто святые тайны освящаются только произнесением слов Господа: приимите, ядите и проч., и будто потом священническая молитва и благословение уже не нужны, говорит: «Не еже просто рещи: сотвори убо хлеб сей честное тело Христа твоего и прочая, еже мощь имать само по себе самому, но еже с духом Иерею рещи, сиречь с благодатию, явленно с силою Священства. Аще бо тмищи рекут Владычныя глаголы, и все Божественное призывание, аще же царие вси, или постници, аще же вси благоговейнии, не имущии Священства, аще же вси купно вернии, иже по всей земли, ничтоже вящше будетъ, не присущу Иерею, и никакоже священнодействуема будут от оных предложеная, ниже Тело и Кровь Христовы, яко не человек, но Бог есть действуяй чрез Иереа, призывающаго благодать Духа. И еже аще речет Иерей, действительно есть Священства силою. Сия же Божия есть сила, юже не всяк имать верный, но хиротониею Священства токмо приемый»320.

После сих весьма сильных свидетельств представлять дальнейшие доказательства в деле, так много всем известном и почти для всех несомненном, не усматриваем нужды, и конечно, никто из вас, отделившихся от церковного общения с нами, не потребует их, потому что ни один из вас не обнаруживал такой мысли, что таинство Тела и Крови Христовых может совершать лицо, не рукоположенное в Епископа или Священника.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.