Г. Вы не имеете св. церквей или храмов Божиих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Храмы Божии освящаются только Епископами, или и Священниками, но непременно только с благословения епископского. Соборное правило говорит: «Молитвенный храм без ведения епископля не поставляется»615. А другое св. правило говорит: «Да полагаются мученик святыя мощи в церквах, иже без них священы быша, по обычней молитве: аще же святит (некий Епископ) без мощей, да извержется, яко преступник церковных преданй»616. В толковании же сказано: «Елицы убо церкви, прежде сего Собора, без обычныя молитвы, творимыя от Епископа, и без положения мощей святых мученик созданы быша, повеле Собор полагати в них мощи святых, и обычную молитву Епископом творити. Елицы же от Епископ по Соборе сем обрящутся без святых мощей свящающе церкви, Собором сим на извержение осуждени суть, яко преступници церковным преданием»617. А разные священные действия, особливо литургия, совершаются только в освященных храмах.

Ваши наставники всеми силами стараются ограничить силу сих св. правил, и освободить себя от их действия, но все их старания напрасны.

Ваши наставники говорят: «Это так, но ради спасительных случаев чинимы были священнодействия и в неосвященных местах. Св. Апостолов Петра и Павла 9 правило на нужду разрешает и в неосвященных домах литургию служити». Отвечаем. Означенное правило св. Апостолов читается так: «Аще несть мощно собиратися в церкви неверных ради еретик, в дому собиратися на пение. О Епископе! да не внидет благочестивый в церковь нечестивых и пр.» Истинный смысл сего правила ясно виден из следующего 11 правила тех же св. Апостолов, в котором говорится: «Аще же ни в дому купно, ни в церкви собратися несть мощно, кождо себе да поет, и да читает, и да молится, или купно два или трие»618. Под пением здесь очевидно должно разуметь не совершение литургии, а только другие обыкновенные молитвы. Ибо здесь в случае невозможности совершать общественное пение в церкви и в дому при Епископе, советуется всякому самому петь или читать и молиться в собственном доме: но кто может думать, чтоб означенными правилами всякому разрешалось самому совершать у себя в доме литургию? – Конечно, никто.

Ваши наставники еще говорят: «Прощает же служити литургию в простых домех и 31 правило шестого вселенского Собора». – Неправильно учат вас ваши учители. Означенное правило читается так: «Аще не с волею Епископа, в церквице, яже есть внутрь дому, не принести жертвы»619. т.е. в молитвенных храминах, в дому, разрешается священнодействие, только с благословения Епископа. В противном случае священнодействующий в них лишается сана. Но у вас Епископа нет, и кто даст благословение на священнодействие в означенных храминах? Благословение священническое здесь – не сильно. Здесь имеет силу благословение только епископское.

Ваши наставники вам говорят: «И Василий Великий во время нужды в дому приношению быти разрешает. А сему последуя, св. Отцы для спасительных надобностей литургисали якоже в домах царских, господских и людских, тако в вертепах, тюрьмах и торговой бане620. Домн Патриарх Константинопольский, посещая препод. Симеона Столпника, совершил св. литургию на столпе621; Феодор Епископ Едесский, посещая пустынников, литургисал в вертепе622; черноризец, Марк, обретший горе трех жен, литургисал в их вертепе623; Марк Пресвитер, обретший на морском острове жену с сыном, литургисал в их келии624; Варлаам священноинок, егда крести царевича Иосаафа, литургисал в его ложнице625, и еще в пустыне – в своей келии626; св. Дионисий Ареопагит литургисал в темнице627; св. Епископ Корнелий литургисал в доме св. Евгении628; Феодор Епископ Едесский литургисал в ложнице царя Вавилонского629; св. Ермолай Епископ литургисал в клети малого некоего дома630; св. Иустин Пресвитер – в пещере631; св. Папа Маркел – в некоем дому632; св. Лукиан Пресвитер – в темнице633; св. Павел исповедник – в храмине некоей затворенной634; приверженные к Златоусту Пресвитеры, по изгнании его из церкви, в людской бане совершали пасху635 и проч.». – Отвечаем. Означенные лица (любопытный может найти много и других) были наибольшею частию Епископы, а не попы и не беглые. Епископы же в случае нужды имеют право, на основании 51 правила шестого вселенского Собора, совершать литургию и в домах, так как они разрешают это и Священникам, да они, притом, имеют право освящения мест для всех священнодействий. Что же касается до означенных Священников, то они не были священники беглые, отделившиеся от своих Епископов, и совершали литургии, конечно, не без благословения своих Епископов, т.е. совершали отнюдь не самочинно и не из презрения к св. Церкви. Посему св. Церковь не только не осудила их, но еще причислила к лику святых. Правило св. Василия Великого разрешает священнослужение в простом доме Священнику, притом не беглому, а законному.

Ваши наставники еще вам говорят: «Божество в стенах не замыкается и к священнодействию, при несомненной вере, никакое место, никакой дом, ни вертеп, ни тюрьма, ни даже торговая баня по нужде спасительной нс препятствует. Ибо, по Псаломнику, на всяком месте – владычествие Божие, и всесильная благость никаким местом не замыкается, по реченному: идеже два или трие собрани о имени Моем, ту Аз есмь посреде их»636. – Отвечаем. Несомненная вера подлинно нужна всегда. Но самая наша святая Вера сказывает, что хотя владычествие Господа подлинно на всяком месте, однако же не всякое место свято. Вертеп разбойников не святое место. Дом блудничий – не святое место.

И хотя благость Господа подлинно может простираться на всякое место, но не всякое место способно принять Его благость: ад не способен воспользоваться Божиею благостию. Ежели священнодействия могут быть совершаемы на всяком месте, то какое отличие имеют созидаемые наши храмы от наших жилищ? Почему св. Отцы Церкви требовали особенного благоговения к храмам Божиим? И почему они так заботливо располагали своих современников к их построению?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.