Ответ Поповщины. Главное основание сей секты с опровержением его
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Между тем как истинно древняя и истинно православная Христова Церковь дает такой ответ, Поповщина старается всех уверять, что истинно древняя и истинно православная Церковь есть только она – Поповщина. Всем говорит она именно так: «Мы, мы имеем с самого начала святую, соборную и Апостольскую Церковь, без всякого порока, и во всем святоапостольскому и святоотеческому учению последуем. Как князь Владимир приял от Грек св. Веру, самую ту, Христом преданную и св. Апостолы проповеданную, и св. седмью вселенскими и девятью поместными Соборами утвержденную и мученическою кровию запечатленную, вси нашего соединения содержим и до днесь, без всякого нарушения, все тыя чины и уставы и прочие церковные предания и церемонии при святой Грекороссийской Церкви, которые принес от Греческой Церкви Князь Владимир. Того ради и называют нас старообрядцами»528.

Други! Слова ваши сами по себе полновесны, но когда соображаем их с тем, что у вас есть в самом деле, то тотчас усматриваем, что вы не можете называться истинно древнею и истинно православною, созданною Господом Церковию. Вы говорите, будто «без всякого нарушения содержите ту самую Веру, и все чины, уставы и прочие церковные предания и церемонии, которые принес от Греческой Церкви великий Князь Владимир»; но это не правда: у вас далеко не та Вера, какую принес от Греков великий Князь Владимир. Св. великий Князь Владимир, как совершенно известно, «взя от Грек в Россию для научения св. Греческия Веры Греческого Митрополита Михаила, да и прочия Епископы... и весь чин церковный… и повеле созидати святыя церкви529. При сем великом Князе прииде в Киев преподобный Отец наш Антоний от св. афонския горы, и вселися в пещеру над Днепром близ Берестова урочища»530. Но вы не имеете Епископов, ни истинных Священников, ни св. Таинств, ни св. храмов, ни монастырей.

А. Вы не имеете Епископа

Епископы непременно будут в созданной от Господа Церкви до самого Его второго пришествия. Это мы несомненно доказали Господним установлением пастырей и учителей в созданной Им Церкви, установлением св. таинства Евхаристии и общим твердым учением, какое преподавалось и было содержимо в Русской Церкви, как с ея начала, так и с того времени, какое протекло со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона. Но у вас уже целые двести лет нет законного Епископа. Посему вы отнюдь не имеете права называть себя истинно древнею и истинно Православною, созданною Господом, Церковию. Ваши наставники всевозможно стараются защищать мнимое ваше православие разными ухищренно вымышленными предъявлениями, и выдавать таковые свои предъявления за важные и совершенно удовлетворительные; но ни одно ухищренное предъявление их не доказывает вашего православия, и не дает вам права называться Церковию истинно древнею и православною. Рассмотрите с нами предъявления ваших наставников.

1. Ваши наставники вам говорят: «Церковь может быть и без Епископа. В Карфагене тринадесять лет не бе Епископа531. Много времени не было Епископа в Иппоне532. В граде Едесе злочестивый Царь Уалент отсла Епископа Варсиса в далечайший град, и во Едесе точию два Пресвитера были533, и проч.»534. – Отвечаем. Эти и другие, им подобные, примеры не говорят в вашу пользу; потому что в означенные времена много было православных Епископов в других местах, а посему св. Церковь тогда отнюдь не была без Епископа. Притом, ежели какое-либо место по каким-либо причинам иногда не имело у себя Епископа, то это время никогда не продолжалось так долго, как ныне у вас. Вы не имеете у себя Епископа не 15 лет, как было в Карфагене, а целые двести лет. Притом вы не имеете Епископа не в одном каком-либо месте, но нигде. В таком состоянии никогда не была Православная Церковь, и, как мы твердо доказали, никогда не будет.

2.Ваши наставники, подтверждая свою мысль, что Православная Церковь может быть без Епископа, говорят: «Аще мы станем в сих мыслях стоять, что Церковь не может быть без Епископа; то по святому писанию неосновательно; потому что которая Церковь имеет у себя Епископа, то будто бы только она и не сомнительна. Но несть сие утверждение православных, несть, но разве противных; и аще тако, то и у Римлян ныне есть Епископы, также и у Армян и у прочих таковых еретиков, то и они при своих Епископах стали справедливы, и во всем православны. Но се весьма будет каждому благоразумному христианину сомнительно: потому что хоша и правда, они имеют у себя Епископов, и почитают за Епископов, и глаголют, яко несть мощно без Епископа Церкви быти, но се весьма напрасно, и сущая их се несправедливость: понеже их Епископы не суть православные»535. – Так говорят ваши наставники. Доказывают ли они такими словами свое православие? Нет. Ибо что истинно древняя и истинно православная Христова Церковь будет иметь Епископа до самого второго Христова пришествия, и не может быть без Епископа, это, как вы уже видели утверждает все – и слово Божие, и писания св. Отцов, и церковные учители даже того времени, какое протекло от всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона; следовательно в созданной Господом Церкви непременно всегда должны быть Епископы. Но как в созданной Господом Церкви непременно всегда должны быть Епископы, то вашим наставникам должно рассуждать не так, как они рассуждают, а рассуждать следующим образом: «поелику Епископы находятся и в православной Церкви, и у Римлян, и у Армян, и проч., а истинно православная Церковь может быть только в тех христианских обществах, в которых есть правильно хиротонисанные Епископы; то, если кому-нибудь нужно искать истинно древнюю и истинно православную Христову Церковь, тогда тому должно искать истинной Церкви только в тех христианских обществах, в которых есть хиротонисанные Епископы, а не в тех, в которых нет хиротонисанных Епископов». Но можно ли, чтобы кто-нибудь из вас стал искать истинно древней и истинно Православной Христовой Церкви у Римлям, у Армян и т.п.? До начала нашего несчастного раскола в Православной Церкви все члены ее почитали православною Церковью только Церковь Греческую, а с нею и Русскую, так что всех отпавших, как от Греческой, так и от Русской Церкви почитали еретиками, слугами антихриста. Для отвращения всякого недоумения в сем отношении, в доказательство представляем свидетельства из книг, писанных церковными учителями в Русской Церкви в продолжение времени, протекшего от всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона, и посему всеми вами преимущественно уважаемых. Именно,

Книга о Вере говорит: «Един (есть) Господь наш, едина глава, едино тело, сиречь св. Церковь Восточная, едина Вера, Христом с небес принесенная... и по се время на Востоце благодатию Его непорочно и нерушимо пребывающая, и к нам Росиом по благодати Божии св. Апостолом Андреем Первозванным от истинных наместников его Патриархов Цареградских преданая, по разсеянии всех ересей, в целости и ныне пребывающая»536.

Кириллова книга говорит: «Всех еретиков антихристами, оному последнему служащими, разумей, иже от единыя святыя кафолическия соборныя Апостольския Церкве Греческия отступили»537.

Равно и Большой Катехизис, сказав должное о православной Вере, далее говорит: «Иныя Веры, ихже велие множество по вселенней, не суть православни. Понеже не во словеси Божии утверждаются, ниже по преданию св. Апостол, и богоносных Отец жительствуют, но по волях и по преданиях льстивых еретиков шествуют. Сего ради ничтоже ино глаголется о них, точию яко не сыи: суетни бо и ложни, и бесовския нарицаются, яко свидетельствует божественный Апостол Иаков, глаголя: и беси веруют и трепещут»538.

Посему Александрийский Патриарх Мелетий почитал отпадение Епископов в Унию крайним невежеством, и сказал: «Иже оставиша свой сан и чин, и отступиша Восточныя Церкве, в нейже окрещени быша, в нейже воспитани, в нейже научени, в нейже рукоположени (оле неразумия и клятвы! оле дерзости, еюже на свою матерь матернии недостойнии чада дерзнуша!); тии аще пребудут во отступлении, да будут не токмо низложени священническаго, или святительского чина, но и отлучени и не прощени, и вне Церкве Христовы, и сами они и последующии им»539.

И так никто из нас не имеет нужды искать истинно древней и истинно православной Христовой Церкви где-нибудь вне православной Греческой и Русской Церкви. Ибо истинно древняя и истинно православная Христова Церковь Греческая и Русская, по отпадении от них Церкви Римской, только одна есть истинно древняя и истинно православная Христова Церковь.

3. Ваши наставники вам говорят: «Неприсутствие Епископа лицем в старообрядстве несть наша вина, сие зависит не от нас старообрядцев, усердствующих имети Епископа, но в премудрых и неизследованных судьбах Божиих»540. – Отвечаем: По судьбам, или, правильнее, по назначению и установлению Божию, Епископы в созданной от Господа Церкви должны быть и будут, как то нами решительно доказано, до скончания века, или до самого второго Христова пришествия на землю. Посему отнюдь нет сомнения, что Епископы в истинно Христовой Церкви есть и в наше время. Таким образом вы, как и все секты, не имеющие у себя Епископов, должны судить о себе не иначе, как так, что вы вышли из созданной Господом Церкви, и уже не составляете Церкви православной, а посему и не имеете права называться истинно православными христианами. Того, что у вас нет Епископов, вы не должны почитать делом премудрых и неизследимых судеб Божиих, а делом только вашего неразумия, своеволия или упрямства, по которым не хотите возвратиться в созданную Господом Церковь, несмотря на то, что Господь Бог непрестанно старается многоразличным образом указывать вам на Свою Церковь и звать в нее.

4. Ваши наставники говорят: «Мы всеусердно желаем Епископа, и Господа Бога всегда просим, чтобы православные Епископы у нас в Церкви были, но нам не дают, и в сем мы не виновны»541. – Отвечаем. Что вы желаете Епископа, это ясно показывает История542. Но на кого вы жалуетесь в неудовлетворении вашему желанию? Православная Церковь не может дать вам Епископа, и сами вы, как не имеющие у себя Епископов, не можете поставить себе Епископа. Православная Церковь не может дать вам Епископа; потому что она дает, и может дать, Епископа людям только православным, или и не православным, но более или менее уже расположенным к православию, и готовым сделаться православными, а вы не только не расположены к Православной Церкви, но ненавидите Православную Церковь, называете ее еретическою и проклинаете. Притом, вы желаете иметь у себя Епископов таких, которые бы вполне держались ваших мнений, не одобряемых Православною Церковию, старались распространять ваши мнения и утверждать в них. Таким людям Православная Церковь не может дать Епископа; иначе она действовала бы против цели своего Создателя, воспитывала бы врагов созданной им Церкви, и была бы явно недостойна Его. Сами же вы не можете поставить себе Епископа; потому что Епископ, по правилу св. Апостолов, может быть поставлен только Епископами, а у вас их нет. Если бы какие-либо люди отважились поставить вам Епископа, не будучи сами Епископами, освященными законною хиротониею, то те люди поступили бы прямо против первого Апостольского правила543, поступили бы весьма преступно, и, как выражается блаженный Симеон Солунский, «сделали бы дело, горшее и самых нечестивых демонов, во ангела светла преобразующихся, но не сущих». Хиротонисанный ими в Епископа не был бы хиротонисан в самом деле, а остался бы и после незаконной хиротонии тем же, чем был, т.е. мирянином544, не имеющим никакого права ни на какие священнодействия. Посредством незаконной хиротонии он приобрел бы себе только величайший грех, и подверг бы себя весьма тяжкому суду Божию. У вас нет Епископов с того самого премени, как вы отделились от святой, истинно православной, вами пренебрегаемой и проклинаемой Церкви.

Некоторые из вас говорят, что у вас и тогда и после того времени был Епископ, именно Коломенский Епископ Павел, будто недостойно низложенный Патриархом Никоном545, и следовательно оставшийся Епископом и по низложении. – Что ж из сего следует? Из сего следует не более, как только то, что у вас был Епископ до кончины того Епископа. Находясь у вас до своей кончины, он мог противозаконно поставлять вам только Священников, но Епископа не мог он поставить вам ни одного. Ибо никакой Епископ один не имеет законного права, или власти поставлять Епископа. Епископа поставляют не менее, как два или три Епископа, говорит Апостольское правило546. А в толковании на сие правило сказано: «Три убо Епископи без всякого извета (исключения) должни суть поставляти Епископа, и да не будет извержен». Исключения из сего правила нет ни на какие случаи. Напротив св. первый вселенский Собор требует, чтобы поставление в Епископа было от всех Епископов той области, в которую нужен Епископ, и позволил поставление в Епископа от трех Епископов только в случае неудобства собраться всем Епископам. Ибо так говорит 4-е правило Вселенского Собора: «Епископ от всех Епископ, сущих во области, поставляется, аще ли же ни, обаче от трех»547. Это правило вполне читается так: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области Епископам. Аще же сие не удобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся»548. Следовательно если бы какой Епископ поставил кого-либо в Епископа один, то поставленный им должен бы был, по означенному толкованию на сказанное первое апостольское правило, быть извержен.

5. Некоторые из ваших наставников ныне нам говорят: «Может и один Епископ поставить Епископа, якоже св. Евсевий Епископ Самосатский поставляше»549. – Отвечаем. Св. Евсевий Епископ Самосатский действовал, без сомнения, благонамеренно; однакоже его поступок ни для кого не должен быть примером; его поступок был прямо противен 1 Апостольскому правилу, и следовательно – неправилен. Поступок св. Евсевия тем более не может быть принят в пример, что второй вселенский Собор, может быть, именно по тому самому, что св. Евсевий поступил неправильно, восстановил означенное Апостольское Правило, обнародовал его во всей Соборной Церкви, и строго сделал обязательным для всей вселенской Церкви550. Итак никакой Епископ, кроме совершенно своевольного и следовательно недостойно носящего свое имя, не может поставить вам Епископа. А если б он и поставил, то поставленный им, как мы выше показали, ничего не получил бы от своего поставления, кроме тяжкого греха.

6. Ваши наставники говорят:«Нам могло бы дать Епископа Российское гражданское Начальство»551. – Совершенно неосновательно так говорят вам ваши наставники. Дело поставления Епископа есть одно из самых главных дел собственно церковного начальства. По правилам св. Апостолов и св. Соборов, данным для управления св. Церковию, не только постановление, но и избрание в Епископа совершается не мирскими людьми, а Епископами552. Так всегда было. Так и в наше время, при всякой потребности в новом Епископе в Русской Церкви высшая в ней церковная власть, т.е. Святейший Синод, избирает на всякую праздную Архиерейскую кафедру трех достойнейших по своему усмотрению Духовных лиц, и представляет на утверждение которого либо одного из них Государю. Утвержденный торжественно нарекается в Святейшем Синоде во Епископа, и потом торжественно же рукополагается в Церкви всеми присутствующими Епископами. Так это обыкновенно бывает, и так должно быть: потому что Господь Иисус Христос поручил Свою Церковь в управление Апостолам, а их преемниками были и суть Епископы, не гражданское Правительство. Той, те. Христос, дал есть овы Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова553 и проч. Именно Епископам сказал сей же Апостол: Дух Святый постави вас пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею554. То же говорит Апостольское правило: «Тому, т.е. Епископу, суть поручени людие Господни»555. То же читаем и в Учительном Евангелии при объяснении притчи о винограде Божием: «Инии делатели, имъже виноград Христов предан бысть, Апостоли суть... Архиереи и Пастыри»556. И так ваше предположение противозаконно, несбыточно и ничтожно.

7. Наконец в настоящее время некоторые из ваших наставников стараются по всем местам распространить следующее известие: «Доныне мечтаемы были мы, староверцы, за духовенство свое, яко безплодныя смоковницы, а ныне, оле чудо! паче всякого всем чаяния, обретеся у нас недостойных, по не изреченному благоволению Божию, Архиерейское хиротоние, Митрополит и Епископ (в Буковине), священство у нас яко Финик процвете, и яко кедр, иже в Ливане, умножися»557. – Отвечаем. Митрополит, какого имеете в Буковине, и Епископы, каких получаете от него, не Епископы, а похитители епископской власти, подобные крайне срамящим вас, гнусным лжеепископам, Епифанию, Анфиногену и Анфиму, каких некогда имели ваши предки. Ибо а) первый из рукоположенных для вас в Буковине Епископов был избран и представлен к рукоположению вами самими, т.е. людьми мирскими, а 3-е правило седьмого Вселенского Собора решительно запрещает избрание Епископа не только от простых мирских людей, но и от мирских властей. «Всяко избрание и поставление, бывающее от мирских властелей, не твердо есть558, и извержение и отлучение наводит на получившего тем образом святительство»559. б) Первый из поставленных в Буковине Епископов был поставлен, против 1 Апостольского правила560, одним Епископом, следовательно поставлен явно законопреступно. в) Первый из поставленных в Буковине Епископов был поставлен Епископом чужой области, который, как Епископ чужой, не имел права рукополагать в Буковине не только Епископа, но ни Пресвитера, ни Диакона, и проч. Ибо правило говорит: «Аще ни ким же (из Епископов местных) позван, ни умолен быв Епископ, во иную область отшед и поставит Пресвитера или Диакона, или правление некое церковное творит, таковая не тверда и разрушена да пребудут, а он да извержется»561. А толкование говорит: «Многа правила обрящеши о сем возбраняющя, еже не преходити Епископу от своея области во иную, и поставляти в ней Пресвитеры и Диаконы, или иное что епископское творити: токмо аще где позван будет, умолен от страны тоя Епископа, таковое что творити. Аще же от своего дому во иную область пришед, поставит Презвитера и пр., не твердым и разрушеным быти от него сотворенным, и самого изврещи правила повелевают»562. Посему ни один из рукоположенных для вас Епископов не имеет сана епископского, и сам тот Епископ, который рукоположил их, за то самое, что он рукоположил их, потерял свой сан уже в то самое время, как рукополагал первого из ваших Епископов.

И так доколе вы находитесь в том состоянии в отношении к Православной Церкви, в каком находитесь ныне, дотоле нельзя получить вам действительного законного Епископа. Получить Епископа незаконного, конечно, можете, так как незаконных Епископов вы уже не раз имели563; но эти Епископы не Епископы, а похитители сана епископского – люди, раздражающие Бога, яко сыны Кореовы, как говорит известное правило564, а посему достойные только страшной участи сынов Кореовых565.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 210.