В основу методики формирования грамматического строя при структурно-семантическом подходе положена непрерывная работа над структурой предложения, включающая в себя множество аспектов сопоставления предложения со всеми другими языковыми единицами разных уровней. Это в конечном счете позволяет осмыслить предложение как основную лингвистическую единицу, используемую в целях коммуникации. Смысл методики — синтаксическая направленность всех языковых наблюдений и обобщений.
Многоаспектное изучение структуры предложения, составляющее ядро содержания всего элементарного курса грамматики в школе глухих, является одновременно основой методики формирования грамматического строя в целом.
Элементарный курс грамматики в школе глухих призван сыграть роль своеобразного учебного плацдарма, куда планомерно стягивается весь реальный запас накопленных практическим путем речевых средств для их уточнения, упорядочения, систематизации по форме и смыслу, актуализации с целью дальнейшего использования. Сумма знаний о строении известных ранее высказываний, о способах их видоизменения в новых условиях общения, о вариативности их лексической наполняемости, изменениях форм слов при возможных перестроениях конструкций обеспечивает «продление жизни» усвоенных в готовом виде предложений, а также позволяет формировать у учащихся умение создавать новые предложения в пределах грамматических норм данного языка.
Действующая программа по грамматике в 5-7 классах («Сведения по грамматике») предусматривает многоплановую работу над структурой предложения. В содержании работы, рассчитанной на 3 года обучения, предусматриваются различные аспекты наблюдений над предложением. Главная задача обучения на этом этапе — помочь глухим школьникам подняться от интуитивного уровня различения предложения со словом, словосочетанием, текстом, набором слов и от неосознанногоупотребления в предложении готовых блоков словосочетаний и определенных словоформ до уровня сознательного выбора предложения нужного состава или преднамеренного его построения с учетом допустимого языкового оформления содержания выражаемой мысли.
В синтаксическое изучение структуры предложения входит знакомство с составом предложения, его главными и второстепенными членами, изучение связей между членами предложения и отработка конструкций согласования, управления, примыкания. В составе предложения рассматриваются наиболее распространенные модели словосочетаний. Через предложение (его состав и связи слов) формируются представления о назначении частей речи, их основных категорий и форм. Вне предложения части речи должны восприниматься как вырванные из контекста, застывшие члены предложения.
Морфемное строение слов, семьи родственных (однокорен-ных) слов и способы их образования также изучаются на синтаксической основе, с точки зрения возможности употребления слов определенного состава в роли конкретных членов предложения. Например, у слов «зима», «зимний», «зимовать» различная синтаксическая предназначенность: они по-разному выглядят в структуре предложений и не взаимозаменяемы, что можно увидеть по составу каждого слова.
В целом вся система словоизменения и словообразования должна быть усвоена как результат синтаксического употребления слов и их форм, т.е. исключительно в плане функционального использования, а не в виде изолированных от коммуникативного применения манипуляций с языковым материалом. Поэтому знакомство глухих школьников с парадигмами склонения и спряжения мыслится как результат обобщения знаний обо всех формах спрягаемых или склоняемых частей речи, которые не только применялись многократно и в различных сочетаниях, но и осмыслены в плане значения. Иными словами, учащиеся должны научиться самостоятельно составлять различные таблицы склонения (спряжения), а не заучивать их как таблицу умножения, как «инвентарные ведомости». Это возможно лишь при условии, что изучению частей речи предшествует практика их употребления в разных предложениях.
На продвинутых этапах изучения элементарного курса грамматики школьники знакомятся со структурой усложненных типов предложения (с прямой речью, с однородными членами, со сложными предложениями). Программой предусмотрено соотнесение структуры простого предложения с другими структурами. Учащиеся осваивают приемы нахождения «ядерных структур» через различные перестроения, грамматические трансформации при соотнесении с семантикой каждого предложения. Эти процедуры направлены на углубление знаний прежде всего о простом предложении.
Такова краткая характеристика программного содержания элементарного курса грамматики, усвоение которого обусловлено используемыми методическими средствами. Раскрытие их будет дано при описании отдельных этапов работы над предложением.
Основные разделы работы над грамматическим строем самими своими названиями обозначают разные аспекты усложняющейся работы над предложением и подчеркивают синтаксическую интерпретацию всех фактов языка как отличительную черту методики обучения грамматике в 5-7 классах. В программу по грамматике включены следующие разделы.
1. Предложение. Состав предложения и связь слов в нем.
2. Порядок слов в предложении.
3. Состав слов, входящих в предложение.
4. Способы выражения членов предложения разными час
тями речи.
5. Основные модели словосочетаний в составе предложения.
6. Простое предложение в структуре сложного предложе
ния и других усложненных конструкций.
Для уяснения конкретных методических приемов формирования грамматических знаний и умений глухих учащихся целесообразно последовательно рассмотреть все этапы работы над предложением как главной учебной единицей, концентрирующей в себе основные факты языка, подлежащие усвоению.
Всего в методике обучения грамматике выделено 8 таких этапов, каждый из которых при сохранении общей направленности имеет и свои отличительные черты.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 460.