ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КУРСА ГРАММАТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основу методики формирования грамматического строя при структурно-семантическом подходе положена непрерывная работа над структурой предложения, включающая в себя множе­ство аспектов сопоставления предложения со всеми другими язы­ковыми единицами разных уровней. Это в конечном счете позволяет осмыслить предложение как основную лингвистическую единицу, используемую в целях коммуникации. Смысл мето­дики — синтаксическая направленность всех языковых наблю­дений и обобщений.

Многоаспектное изучение структуры предложения, состав­ляющее ядро содержания всего элементарного курса граммати­ки в школе глухих, является одновременно основой методики формирования грамматического строя в целом.

Элементарный курс грамматики в школе глухих призван сыграть роль своеобразного учебного плацдарма, куда плано­мерно стягивается весь реальный запас накопленных практи­ческим путем речевых средств для их уточнения, упорядочения, систематизации по форме и смыслу, актуализации с целью даль­нейшего использования. Сумма знаний о строении известных ранее высказываний, о способах их видоизменения в новых ус­ловиях общения, о вариативности их лексической наполняемо­сти, изменениях форм слов при возможных перестроениях конструкций обеспечивает «продление жизни» усвоенных в го­товом виде предложений, а также позволяет формировать у уча­щихся умение создавать новые предложения в пределах грамматических норм данного языка.

Действующая программа по грамматике в 5-7 классах («Сведения по грамматике») предусматривает многоплановую работу над структурой предложения. В содержании работы, рас­считанной на 3 года обучения, предусматриваются различные аспекты наблюдений над предложением. Главная задача обу­чения на этом этапе — помочь глухим школьникам подняться от интуитивного уровня различения предложения со словом, словосочетанием, текстом, набором слов и от неосознанногоупотребления в предложении готовых блоков словосочетаний и определенных словоформ до уровня сознательного выбора предложения нужного состава или преднамеренного его пост­роения с учетом допустимого языкового оформления содержа­ния выражаемой мысли.

В синтаксическое изучение структуры предложения вхо­дит знакомство с составом предложения, его главными и второ­степенными членами, изучение связей между членами предложения и отработка конструкций согласования, управле­ния, примыкания. В составе предложения рассматриваются наиболее распространенные модели словосочетаний. Через предложение (его состав и связи слов) формируются представ­ления о назначении частей речи, их основных категорий и форм. Вне предложения части речи должны восприниматься как выр­ванные из контекста, застывшие члены предложения.

Морфемное строение слов, семьи родственных (однокорен-ных) слов и способы их образования также изучаются на син­таксической основе, с точки зрения возможности употребления слов определенного состава в роли конкретных членов предло­жения. Например, у слов «зима», «зимний», «зимовать» раз­личная синтаксическая предназначенность: они по-разному выглядят в структуре предложений и не взаимозаменяемы, что можно увидеть по составу каждого слова.

В целом вся система словоизменения и словообразования должна быть усвоена как результат синтаксического употреб­ления слов и их форм, т.е. исключительно в плане функцио­нального использования, а не в виде изолированных от ком­муникативного применения манипуляций с языковым материалом. Поэтому знакомство глухих школьников с пара­дигмами склонения и спряжения мыслится как результат обоб­щения знаний обо всех формах спрягаемых или склоняемых частей речи, которые не только применялись многократно и в различных сочетаниях, но и осмыслены в плане значения. Иными словами, учащиеся должны научиться самостоятель­но составлять различные таблицы склонения (спряжения), а не заучивать их как таблицу умножения, как «инвентарные ведомости». Это возможно лишь при условии, что изучению частей речи предшествует практика их употребления в разных предложениях.

На продвинутых этапах изучения элементарного курса грамматики школьники знакомятся со структурой усложнен­ных типов предложения (с прямой речью, с однородными чле­нами, со сложными предложениями). Программой предусмот­рено соотнесение структуры простого предложения с другими структурами. Учащиеся осваивают приемы нахождения «ядер­ных структур» через различные перестроения, грамматические трансформации при соотнесении с семантикой каждого пред­ложения. Эти процедуры направлены на углубление знаний прежде всего о простом предложении.

Такова краткая характеристика программного содержания элементарного курса грамматики, усвоение которого обусловлено используемыми методическими средствами. Раскрытие их будет дано при описании отдельных этапов работы над предложением.

Основные разделы работы над грамматическим строем са­мими своими названиями обозначают разные аспекты услож­няющейся работы над предложением и подчеркивают синтаксическую интерпретацию всех фактов языка как отли­чительную черту методики обучения грамматике в 5-7 классах. В программу по грамматике включены следующие разделы.

1. Предложение. Состав предложения и связь слов в нем.

2. Порядок слов в предложении.

3. Состав слов, входящих в предложение.

4. Способы выражения членов предложения разными час­
тями речи.

5. Основные модели словосочетаний в составе предложения.

6. Простое предложение в структуре сложного предложе­
ния и других усложненных конструкций.

Для уяснения конкретных методических приемов форми­рования грамматических знаний и умений глухих учащихся целесообразно последовательно рассмотреть все этапы работы над предложением как главной учебной единицей, концентри­рующей в себе основные факты языка, подлежащие усвоению.

Всего в методике обучения грамматике выделено 8 таких этапов, каждый из которых при сохранении общей направлен­ности имеет и свои отличительные черты.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 419.