Современная сурдопедагогика признает необходимость в процессе обучения глухих детей языку исходить из особенностей самого языка как предмета; учитывать своеобразие процесса речевого развития при нарушенном слухе; опираться на общие закономерности речевого развития ребенка с нормальным слухом. С учетом указанных факторов и строится методика обучения.
Организующим центром всей системы языка является грамматика. Она позволяет из поддающихся изучению единиц языка — слов — построить практически необходимое количество предложений, с помощью которых можно выразить достаточно полно любое коммуникативное намерение и отразить результаты познавательной деятельности. Грамматика дает возможность овладеть средствами комбинирования слов и словосочетаний, извлекать смысл из связанных между собой слов, помимо значения каждого слова, входящего в предложение.
Язык имеет знаковую природу. Воспринимая речь или воспроизводя ее, человек опирается на понимание языковых знаков — предложений, словосочетаний, слов, морфем, т.е. на соотнесение их с конкретными предметами, фактами, действиями, событиями. Но знак является обобщенным отражением действительности благодаря заключенным в нем значениям. С языковым знаком связываются два типа значений: лексические (или значения предметного ряда) и грамматические (или значения логического, мыслительного ряда). Овладение языком ведет к установлению связей между тремя явлениями: внеязыковой действительностью (денотатом), языковым знаком, языковым значением (лексическим и грамматическим). Через значения язык связан с мышлением. Таким образом, свойственные языку лексические и грамматические значения, характеризующие его как предмет изучения, и языковые знаки подлежат усвоению при специальном обучении глухих детей языку.
При усвоении любых языковых единиц (знаков) в живой речи невозможно грамматику оторвать от словаря. Грамматические нормы начинает осознавать, абстрагируясь от смысла речевого высказывания, лишь владеющий речью человек. В речи же все стороны и уровни языка существуют в единстве, тесном переплетении. Целенаправленно накапливать словарный запас или произвольно применять грамматическое правило можно при достаточном уровне владения речью как единым целым. Известный лингвист прошлого В. Гумбольдт, к трудам которого все с большим вниманием относятся современные ученые — философы, лингвисты, психологи,— писал: «Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем» Ч Идалее: «...Полностью совершенное устройство языка вытекает как неизбежное следствие из силы синтеза»2.
Таким образом, живая естественная речь предполагает единство лексических и грамматических значений. Грамматику нельзя специально приложить к словарному запасу, чтобы в сумме получить грамматически оформленную речь. Грамматика усваивается изначально как неотъемлемая сторона речевого процесса. И все же только интуитивного усвоения как лексических, так и грамматических значений, которое может происходить в процессе присвоения речи взрослых ребенком, недостаточно для произвольного управления речевой деятельностью. Поэтому, наряду с систематической речевой практикой, необходимо подвести учащихся к осознанию собственной речи, к изучению языковых значений.
А.И. Дьячков отмечал, что в ходе развития общения глухих необходимо осуществлять систематическую работу над словарем и грамматикой, разделяя при этом точку зрения многих сурдопедагогов (Н.М. Лаговский, С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская и др.), выражающуюся в том, что « не грамматика учит говорить ». Современная периодизация в обучении глухих детей языку предусматривает постепенный переход от неосознанных речевых действий к применению минимума знаний о языковой действительности. Переход этот касается главным образом грамматического оформления речи. Усложнение требований к обучению языку определяется усилением внимания к материи языка, его значениям.
Формирование грамматического строя языка в работе с глухими подразделяется на три ступени. На первой ступени (подготовительный - 4 класс) ведется практическое обучение грамматическим закономерностям речи. На второй ступени (5-7 классы) школьникам сообщаются элементарные сведения из курса грамматики. Третья ступень (8-12 классы) направлена на усвоение систематического курса русского языка в объеме общеобразовательной школы. Между тремя ступенями обеспечивается преемственность в работе над грамматическим строем языка.
Преемственность в современной дидактике понимается как право не только не завысить требования на каждой последующей ступени обучения, но и не занизить требования на предшествующих ступенях. Сурдопедагогика стремится усилить развивающее начало каждого учебного предмета, соотнося уровень требований с этапом обучения. Формирование грамматического строя в начальных классах осуществляется на уроках по разным учебным предметам и на специально предусмотренных уроках развития речи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 538.