ГРАММАТИКА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ЯЗЫКУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная сурдопедагогика признает необходимость в процессе обучения глухих детей языку исходить из особенно­стей самого языка как предмета; учитывать своеобразие про­цесса речевого развития при нарушенном слухе; опираться на общие закономерности речевого развития ребенка с нормальным слухом. С учетом указанных факторов и строится методика обучения.

Организующим центром всей системы языка является грамматика. Она позволяет из поддающихся изучению единиц языка — слов — построить практически необходимое количе­ство предложений, с помощью которых можно выразить доста­точно полно любое коммуникативное намерение и отразить результаты познавательной деятельности. Грамматика дает воз­можность овладеть средствами комбинирования слов и слово­сочетаний, извлекать смысл из связанных между собой слов, помимо значения каждого слова, входящего в предложение.

Язык имеет знаковую природу. Воспринимая речь или вос­производя ее, человек опирается на понимание языковых зна­ков — предложений, словосочетаний, слов, морфем, т.е. на соотнесение их с конкретными предметами, фактами, действи­ями, событиями. Но знак является обобщенным отражением действительности благодаря заключенным в нем значениям. С языковым знаком связываются два типа значений: лексичес­кие (или значения предметного ряда) и грамматические (или значения логического, мыслительного ряда). Овладение языком ведет к установлению связей между тремя явлениями: внеязыковой действительностью (денотатом), языковым зна­ком, языковым значением (лексическим и грамматическим). Через значения язык связан с мышлением. Таким образом, свойственные языку лексические и грамматические значения, характеризующие его как предмет изучения, и языковые знаки подлежат усвоению при специальном обучении глухих детей языку.

При усвоении любых языковых единиц (знаков) в живой речи невозможно грамматику оторвать от словаря. Граммати­ческие нормы начинает осознавать, абстрагируясь от смысла речевого высказывания, лишь владеющий речью человек. В речи же все стороны и уровни языка существуют в единстве, тесном переплетении. Целенаправленно накапливать словар­ный запас или произвольно применять грамматическое прави­ло можно при достаточном уровне владения речью как единым целым. Известный лингвист прошлого В. Гумбольдт, к трудам которого все с большим вниманием относятся современные уче­ные — философы, лингвисты, психологи,— писал: «Чтобы че­ловек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий по­нятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем» Ч Идалее: «...Полностью совершен­ное устройство языка вытекает как неизбежное следствие из силы синтеза»2.

Таким образом, живая естественная речь предполагает единство лексических и грамматических значений. Грамма­тику нельзя специально приложить к словарному запасу, чтобы в сумме получить грамматически оформленную речь. Грамма­тика усваивается изначально как неотъемлемая сторона рече­вого процесса. И все же только интуитивного усвоения как лексических, так и грамматических значений, которое может происходить в процессе присвоения речи взрослых ребенком, недостаточно для произвольного управления речевой деятель­ностью. Поэтому, наряду с систематической речевой практикой, необходимо подвести учащихся к осознанию собственной речи, к изучению языковых значений.

А.И. Дьячков отмечал, что в ходе развития общения глухих необходимо осуществлять систематическую работу над словарем и грамматикой, разделяя при этом точку зрения многих сурдопеда­гогов (Н.М. Лаговский, С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская и др.), выра­жающуюся в том, что « не грамматика учит говорить ». Современная периодизация в обучении глухих детей языку предусматривает постепенный переход от неосознанных речевых действий к приме­нению минимума знаний о языковой действительности. Переход этот касается главным образом грамматического оформления речи. Усложнение требований к обучению языку определяется уси­лением внимания к материи языка, его значениям.

Формирование грамматического строя языка в работе с глу­хими подразделяется на три ступени. На первой ступени (под­готовительный - 4 класс) ведется практическое обучение грамматическим закономерностям речи. На второй ступени (5-7 классы) школьникам сообщаются элементарные сведения из курса грамматики. Третья ступень (8-12 классы) направлена на усвоение систематического курса русского языка в объеме общеобразовательной школы. Между тремя ступенями обеспе­чивается преемственность в работе над грамматическим строем языка.

Преемственность в современной дидактике понимается как право не только не завысить требования на каждой последую­щей ступени обучения, но и не занизить требования на предше­ствующих ступенях. Сурдопедагогика стремится усилить развивающее начало каждого учебного предмета, соотнося уро­вень требований с этапом обучения. Формирование граммати­ческого строя в начальных классах осуществляется на уроках по разным учебным предметам и на специально предусмотрен­ных уроках развития речи.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 538.