Последовательность работы над конструкцией простого предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 класс — подлежащее, выраженное существительным име­нительного падежа, местоимениями (я, мы), в сочетании со ска­зуемыми — глаголами прошедшего, настоящего и будущего
времени совершенного и несовершенного вида. Например:«Я слепил»; «Мы будем пересказывать» и т.п.

2 класс — подлежащее, выраженное существительным име­нительного падежа, местоимениями (ты, он, она, оно, они, а также я, мы), в сочетании со сказуемыми — глаголами совер­шенного и несовершенного вида во всех временах, а также воз­вратными глаголами в этих же формах. Например: «Школьни­ки занимаются»; «Наступила осень»; «Ты дежуришь завтра».

3 класс — подлежащее, выраженное существительным или личным местоимением именительного падежа (я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они), в сочетании со сказуемым, выраженным
глаголами совершенного и несовершенного вида настоящего, прошедшего, будущего времени, а также в сочетании с состав­ными сказуемыми («хочу лепить», «умеет строить», «стараем­ся учиться» и т.п.).

4 класс — подлежащее со сказуемым, выраженные указан­ными ранее способами, а также краткими или полными прила­гательными и страдательными причастиями: «Картина нарисована». «Предложениесоставлено». «Зимаснежная».Та­ким образом, указанная для 1 класса базовая конструкция толь­ко начинает отрабатываться здесь, а на каждом году способ ее морфологического выражения дополняется и уточняется.

Точно так же предложенная для отработки во 2 классе структура предложения: «подлежащее — сказуемое — допол­нение» — постепенно раскрывается через разные, часто встре­чающиеся случаи морфологического выражения. Естественно, что в первую очередь предъявляются дополнения, выраженные существительными винительного падежа (прямой объект) жен­ского, мужского и среднего рода, одушевленные и неодушевлен­ные, а также творительного падежа (в значении орудийности и совместного действия). Затем отрабатывается родительный па­деж с предлогами (с вопросами: из чего? у кого?), после этого дательный и предложный падежи существительных. Форма вы­ражения дополнения местоимениями в косвенных падежах рас­сматривается после усвоения дополнений-существительных в разных падежах. Соответственно разные формы грамматичес­кого оформления с целью усвоения связи управления и падеж­ных форм существительных и личных местоимений прорабатываются не на одном году обучения (со 2 класса), а и на всех последующих.

Еще большее разнообразие форм выражения надо учесть при проработке структуры: подлежащее — сказуемое — опре­деление — дополнение. Сюда необходимо включать разные слу­чаи употребления прилагательных, притяжательных местоимений и порядковых числительных в сочетании с суще­ствительными в косвенных падежах. Учитывая, что к 3 классу детьми будет накоплен достаточный запас не только исходного материала — слов, относящихся к разным частям речи, но и целых конструкций указанного типа, проработку их придется вести сразу большими наборами, что позволит упорядочить употребление этих категорий в требуемых словоформах при по­строении новых предложений по образцу.

Учитель волен по-своему раскрывать и распределять мате­риал каждой структурной схемы предложения с учетом достиг­нутого уровня речевого развития детей. Однако он должен стремиться к тому, чтобы отработать максимум словоформ, ко­торые могут образовать в языь^е любую из указанных синтакси­ческих конструкций.

Во всех случаях важно уяснить, что наблюдения проводятся на тех предложениях, смысл которых детям понятен. Этот смысл усваивается в предложениях как единицах речи. Фор­мирование речевой деятельности идет от смысла к форме. За формой целесообразно вести наблюдения уже в предложениях, которые становятся единицами языка (в псевдопредложениях). Грамматика вообще начинается там, где материалом наблюде­ний становятся языковые формы. Так предлагал строить обу­чение языку известный русский лингвист и методист А.М. Пешковский.

При отборе дидактического языкового материала учитель стремится не просто подвергнуть наблюдениям возможное со­четание тех или иных словоформ, выражающих определенные грамматические значения — предикативные, атрибутивные (предмета и признака), пространственные, временные, причин­но-следственные, объектные (действия и объекта) и т.п., но и дифференцировать их как по форме, так и по содержанию. Так, например, сопоставляются такие предложения: «Ученик пишет ручкой. Ученик пишет фломастером. Ученик пишет мелом. Ученик пишет карандашом. Ученик пишет красками ». По существу это один тип предложения. Но в нем представлены для сопоставления и дифференциации суще­ствительные мужского и женского рода, единственного и мно­жественного числа, выступающие в роли дополнения. Могут быть сопоставлены другие словоформы: «Ученики и ш е т руч­кой. Сережа писал карандашом. Наташа будет пи­сать на доске мелом». (Настоящее, прошедшее, будущее время глагола, выступающего в роли сказуемого.) Возьмем и такой пример сопоставления: «Ученик писал на доске мелом, а зада­ние в тетради он написал ручкой». Здесь сопоставление уже идет по двум линиям: словоформа, выражающая связь сказуемого с дополнением; способ выражения сказуемого глаголами несовер­шенного и совершенного вида.

В принципе сопоставления возможны по разным линиям, но желательно начинать с дифференциации значений по одно­му признаку (род, число, падеж, время, лицо глагола и т.д.). Руководящая роль учителя в том и состоит, что он держит в со­знании тот или иной принцип дифференциации значений, не сбивается на случайное наполнение лексикой заданных струк­тур. В подбираемом для отработки грамматически оформлен­ном материале должен быть наглядно представлен принцип дифференциации. Если требуется один тип предложения, а сло­воформы в нем различаются родом, числом, падежом сопостав­ляемых существительных (прилагательных), то подчеркиваются окончания сопоставляемых форм: «попросил у сестры, у брата, у родителей, у товарища, у учительницы». Когда сопоставляются разные виды связи сказуемого с допол­нением, то подчеркиваются сказуемое и управляемая им фор­ма слова: «взял у девочки, дал девочке, играл с девочкой» и т.д.

Соблюдение принципа сопоставления и дифференциации особенно важно при обучении подбору предложений по образцу, так как от ученика требуется умение уподоблять одну форму дру­гой. Подобранные к образцу предложения должны совпадать по тому или иному признаку. Например: «Дежурные убирают класс (что?). Они вытирают доску (что?). На уроке они раз­дают тетради и книги (что?). На перемене дежурные поли­вают цветы (что?), проветривают помещение (что?). Они соблюдают в классе чистоту и порядок (что?)». Здесь все пос­ледующие предложения составлены по образцу первого: имеется полное совпадение в форме глагола-сказуемого, типе управления; связанные с ним дополнения выражены одной падежной формой разных существительных. Формы двух частей отрабатываемой конструкции совпадают, а дифференциация идет по линии рода существительных и их числа.

Основной метод обучения (составление по образцу предло­жений, рассказов, описаний и т.п.) реализуется различными приемами. Программой предлагается составление предложений по картинкам, по демонстрации действий, по данным вопросам, из разрезного текста, подбор слов, близких и противоположных по значению, группировка слов по морфологическим призна­кам и др. Суть всех этих приемов обучения состоит в том, что проводятся наблюдения за формой при известном содержании, а также специальные тренировочные упражнения, которые дол­жны кончаться обобщением.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 462.