На подготовительном этапе внеклассного чтения рекомсн дация книги и непосредственное чтение ее проходят на алия тии. Работа с книгой в известной степени предполагает использование тех же приемов обучения, которые характерны для уроков классного чтения.
Структура занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе:
рассматривание обложки книги и коллективное чтение названия, фамилии писателя;
самостоятельное и коллективное чтение подписей под картинками;
работа над осмыслением содержания прочитанного (показ на картинке названных предметов и действий, более детальное рассмотрение незнакомых предметов и словарная работа, повторное чтение);
ответы на вопросы по фактическому содержанию, на выяснение отношения детей к воспринятому произведению.
С 3 класса в формировании самостоятельной читательской деятельности школьников большую роль играют специально проводимые уроки.
Уроки внеклассного чтения
По целенаправленности эти уроки делятся на несколько типов: уроки рекомендации нового произведения и знакомства с ним; уроки проверки и углубления понимания прочитанного; уроки обобщения прочитанного и пропаганды литературы.
В системе работы с книгой из уроков первого типа следует выделить уроки знакомства с книгой (газетой, журналом) как объектом познания и источником информации. В практических действиях с книгой (газетой, журналом) учащиеся осваивают ее элементы и учатся ориентироваться по ним в содержании произведения.
Уроки знакомства с книгой ( газетой ). Работа с книгой начинается с сообщения о книге и авторе. Далее рассматриваются и называются отдельные элементы книги. Вначале рассматривается обложка, устанавливается, из чего она сделана и что на ней написано и нарисовано.
Потом внимание останавливается на первом листе книги, и учащиеся читают, что на нем написано. Вводится понятие «титульный лист», учащиеся находят титульный лист в других книгах. Предлагается перелистать книгу, закрепляются понятия: «страницы», «иллюстрации» («картинки»).
Рассматривается последний лист (в книге несколько рассказов), устанавливается, что здесь написано, какие рассказы есть в данной книге, на какой странице они начинаются. Вводится термин «содержание». Учащиеся находят по содержанию рассказ, который предстоит читать («Найдите рассказ ... На какой странице находится рассказ?»). Текст учащиеся читают в интернате самостоятельно под наблюдением воспитателя в специально отведенное для этого время.
Знакомство с газетой, издаваемой для детей, начинается с выяснения понимания названия и назначения газеты: «Кому предназначена газета?» — «Школьникам. Чтобы они могли узнать события, новости в нашей стране и за рубежом». Далее рассматривается структура газеты, называются первая, вторая, третья и четвертая страницы. Затем по заголовкам определяется основное содержание полос: на первой полосе — самые основные события в стране, на второй — вести из других стран мира, далее — рассказы, стихотворения... , в конце — объявления, информация.
Заголовки заметок на страницах газеты учащиеся прочитывают вслух, учитель проводит словарную работу, дает комментарии по содержанию материала, подводит к пониманию того, о чем идет речь в данной газете.
Обобщающая беседа — о том, почему газета так называется, как она построена, о чем узнали из газеты; есть ли дома газеты, какие, кто читает.
На уроках названного типа после соответствующей рекомендации (введения в тему), как правило, проходит чтение, и оно продолжается дальше во внеклассное время. Небольшие, но разнообразные задания учителя стимулируют восприятие и осмысление читаемого, помогают конкретизировать и усвоить фактическое содержание. Это подготовка ответов на 2—3 вопроса, зарисовка, подбор картинок, лепка фигурок действующих лиц, предметов обстановки действия, подготовка пересказа (всего текста или части его), характеристика героев и т. д.
Учитель осуществляет контроль за ходом самостоятельного чтения, побуждает учащихся спрашивать о непонятном. В интернате в этой работе участвует воспитатель. Он оказывает помощь в осмыслении слов, предложений, описанных фактов, событий, следит за тем, чтобы читали все школьники, побуждает наиболее слабых учеников к воспроизведению прочитанного («О чем прочитал?» «Что узнал о герое?» и т.д.), привлекает сильных к работе со слабыми.
По прочитанной книге проводятся уроки внеклассного чтения второго типа — проверки и углубления понимания прочитанного.
Уроки проверки и углубления понимания прочитанного. Для такого урока характерен следующий ход работы.
В начале урока выясняются непосредственные впечатления школьников о книге («Понравилась или нет?» «Кто и что понравилось?» «Почему?» «Чем?»). Далее воспроизводится сюжет, выявляются причинно-следственные связи, обсуждается характер героев, главная мысль произведения.
Для проверки качества чтения и степени понимания текста используются разные приемы.
1. Работа с иллюстрацией и макетом (во всех классах). «Посмотрите, к какому рассказу этот рисунок». Учащиеся рассказывают о том, что изображено, находят соответствующее место
в тексте. Им предлагается восстановить последующее или предыдущее содержание, сопровождая его показом развития действия на макете.
2. Работа с рисунками детей, изготовленными при самостоятельном чтении, или с готовой серией картинок. Рисунки располагаются в логической последовательности, по ним
воспроизводится и анализируется содержание прочитанного. Рисунки можно использовать по-другому: «Покажите рисунок ,где Маша разговаривает с яблонькой. Найдите, прочитайте раз
говор. Почему яблонька не помогла Маше?» (сказка «Гуси-лебеди»).
3. Краткий пересказ и составление плана. Учащимся предлагается, опираясь на текст, сказать, о чем говорится вначале, и придумать заглавие; о чем говорится потом, и придумать снова заглавие и т.д. Таким образом прослеживается развитие действий и составляется план (3—4 классы). По нему пересказывается текст устно или письменно.
4. Ответы на вопросы учителя. Школьникам предлагается система вопросов аналитического и обобщающего характера (« О ком рассказ или сказка?» «Что случилось?» «Что сделали ...?»
«Что было потом?» «Как поступил ...?»).
5. Ответы учащихся на вопросы друг друга. Учащиеся, как правило, ставят вопросы больше по конкретному содержанию текста и далеко не всегда в логической последовательности.
Учитель должен быть готов включиться в беседу с уточняющими, дополнительными вопросами, которые помогут учащимся понять главную мысль (идею) произведения.
Составление краткого пересказа (устного и письменного), а затем и аннотации к прочитанной книге. Вначале предлагается текст с пропущенными словами и словосочетаниями. Надо
вставить недостающие слова, чтобы получился сжатый пересказ, например: «Мы прочитали рассказ кого?»— «Льва Николаевича Толстого».— «Как он называется?» — «Котенок». «Это
рассказ о ... Ребята... котенка и... за ним. Однажды на дороге на котенка... Они хотели... его. Вася... к котенку и... Охотник ... собак. Ребята... и ... домой».
Для аннотации достаточно указать выходные данные книги и ответить на вопрос: «О чем рассказ?» — «О том, как дети спасли котенка от злых собак».
7. Придумывание своего конца рассказа, дальнейшей судьбы героя («Что будет дальше?»).
Перечисленные приемы применяются на уроке в различных сочетаниях, но таким образом, чтобы занятие было интересным, побуждало учеников к активной самостоятельной работе с книгой, к свободной, расширенной речевой практике. Необязательно на уроке воспроизводить содержание в деталях, достаточно восстановить основные эпизоды, выяснить последовательность событий, причинно-следственные связи, подвести учащихся к выражению своего отношения к прочитанному.
На таких уроках работа завершается краткой записью сведений о книге на карточке или в читательский дневник (автор, заглавие книги, о чем она, издательство и год издания).
По мере того как учащиеся прочитывают несколько произведений одного автора, или одного жанра (например сказки), или произведения по одной теме (например о животных, о культуре поведения и др.), проводятся обобщающие уроки и уроки пропаганды литературы.
Обобщающие уроки и уроки пропаганды литературы. Их задача подвести итоги чтения («Какие произведения написаны данным автором?» «О чем произведения?»), стимулировать самостоятельность учащихся в оценке произведений, вызвать интерес к новым книгам, авторам, темам.
К этим урокам ведется серьезная подготовка, в которой принимают участие школьники. Они готовят иллюстрации к произведениям, прочитанным коллективно и индивидуально, по собственной инициативе; по заданию учителя подбирают материал к монтажу или тематической газете; готовят словесные и наглядные рекомендации книг для индивидуального чтения.
На обобщающих уроках широко применяются игровые приемы: отгадывание произведений на основе рассматривания картинки и беседы по ней («Кто нарисован?» «Что делает?» «Как называется рассказ, сказка?»);
определение произведения по отрывку из него (хоровое чтение отрывка и ответы на вопросы: «Кто это сказал?» «Из какого произведения?» «Кто написал?»);
определение названия произведения по иллюстрации («Из какого рассказа?» «Кто написал?» «Как можно подписать картинку?»);
отгадывание названия произведения по одному из эпизодов, рассказанных учителем (или учеником—с предварительной подготовкой) .
Учитель начинает рассказ, ученик демонстрирует ход действия на макете, определяется название текста и его автор.
На указанных уроках используются и другие приемы:
отыскивание в стопке книг самостоятельно прочитанного произведения, показ его товарищам по классу, краткий рассказ содержания (возможен диалог, когда учащиеся расспрашивают о книге того, кто ее прочитал);
пересказ содержания понравившейся книги по картинкам, изготовленным самим учеником;
рассматривание новых книг с выставки, определение их содержания по внешним показателям—иллюстрациям, названию («Подумайте, о чем книга»), чтение аннотации к книге;
письменные ответы на вопросы («Какие произведения по данной теме прочитали и каких авторов?» «Какие произведения данного автора прочитали?» (с указанием издательства и года издания).
В ходе урока все правильные ответы учитываются, за каждый из них ученики получают по карточке. В конце урока подсчитывается, кто больше получил карточек, определяется лучший читатель класса, ему присваивается звание « книголюб ».
После урока школьники рассматривают выставку книг (к каждой из них прилагается краткая аннотация). Ученики, не читавшие книг, о которых говорили их товарищи, с интересом берут эти книги в руки, у них появляется желание прочитать их.
Рассмотрим обобщающий урок на тему «Аркадий Петрович Гайдар и его книги» (5-6 классы), посвященный обобщению знаний о творчестве писателя, расширению представлений о нем, а также пропаганде новых для учеников произведений.
Вначале предлагается рассмотреть портрет писателя и высказать свое суждение о нем («Какой он?» — «Умный, добрый, внимательный»). Далее идет краткое сообщение учителя по биографии писателя в подтверждение и расширение данной характеристики.
Проводится викторина по прочитанным произведениям: зачитываются цитаты, показываются рисунки и к ним ставятся вопросы на определение названия произведения, героев, основных событий. Например, к рассказу «Горячий камень»: «Прочитайте эти слова. В каком рассказе встречаются? Кто герои рассказа? Зачем Ивашка вытащил камень из болота и отнес на гору? Почему старик не захотел начинать жизнь сначала? » (Он прожил честную, полезную и интересную жизнь.)
Школьники, прочитавшие самостоятельно рассказы «В поход» и «Совесть», показывают свои картинки к ним и сообщают товарищам названия рассказов, говорят, чем понравились, советуют их прочитать.
Обобщающая беседа («Какие книги Гайдара знаете? О ком эти книги? Чему учат?»).
В конце урока внимание привлекается к выставке книг. Учитель выявляет умение учащихся ориентироваться в них («Какие книги выставлены здесь?» «О чем они расскажут, если их прочитать?»). Просмотр выставленных книг позволяет познакомить школьников с новой темой чтения, с новыми авторами. Предположения учащихся о теме предстоящего чтения проверяются чтением аннотации к книге (книгам).
Учет внеклассного чтения. Для развития читательской активности важное значение имеет систематически организованный учет читаемого детьми. Прежде всего речь идет о наглядном учете, который предусматривает в классах создание уголков внеклассного чтения. Оформленные под разными заголовками («Мы читаем в школе и дома», «Книгу прочитаешь — многое узнаешь» и др.), они показывают, что рекомендовано для коллективного, индивидуального чтения, отражают состояние читательской практики каждого ученика. На стендах имеются плакаты с кармашками для карточек с указанием прочитанных произведений.
В классах выпускаются монтажи, тематические газеты, посвященные одному автору, теме или жанру. По мере продвижения в чтении появляется информация: в монтаже—картинки с подписями из прочитанных книг; в газете, кроме рисунков, — тексты (краткие сведения о писателе, заметки и отзывы о прочитанных произведениях). Определенную рекламу чтению создают выставки книг. Привлекают внимание к тем или иным произведениям не только иллюстрации, но и аннотации с призывом их прочитать.
Внеклассное чтение учитывается и с помощью читательского дневника, который на первых порах составляется как общеклассный дневник. Он заполняется после коллективного ознакомления с книгой. В нем записываются следующие данные: фамилия писателя, название книги, ее герои, новые слова, иллюстрации. С 4 класса учащиеся ведут индивидуальные читательские дневники. Записи в них усложняются: требуется указать основное содержание книги (о чем?), отношение к героям (кто понравился?). В дневнике помещаются портреты писателей, записывается словарь, делаются зарисовки. Постепенно записи приближаются к отзывам о прочитанном. В дневниках может отражаться и ход ознакомления учащихся с газетными и журнальными материалами — вклеиваются интересные публикации, делаются записи о прочитанных заметках (название, где прочитана, о чем). Задача учителя—проверять аккуратность ведения дневников, речевое оформление записей, организовывать взаимопроверку их.
Закреплению знаний о писателях и произведениях, пропаганде литературы служат групповые и массовые внеклассные мероприятия. Это утренники в связи с датами красного календаря, с изменениями времен года и труда людей, юбилеями детских писателей; вечера сказок, показ диафильмов по произведениям, сборы, инсценировки, экскурсии. Во внеклассных условиях в большей степени, чем в классе, необходимо учитывать особенность восприятия учащимися выступлений детей и взрослых. Зрительный анализатор играет здесь ведущую роль. Чтобы обеспечить правильность восприятия информации, нужны наглядные средства: пантомима, жесты, плакаты, декорации. При подготовке к внеклассному мероприятию предусматриваются постановка «живых» сценок из прочитанных книг, изготовление костюмов героев книг, написание таблиц с цитатами, создание рисунков, подбор диафильмов по прочитанным и новым произведениям, оборудование выставки книг и работ учащихся, разработка викторины. В подготовке внеклассного мероприятия участвуют все школьники класса в меру своих способностей.
Приведем пример программы утренника, подготовленного в 3-4 классах по теме «Мы любим сказки».
I. Слово ведущего. Он говорит о театре, куда ходят взрослые и дети. Обращается к аудитории с вопросами: «Какие знаете детские театры? Какие сказки видели в театре?» Сообщается о том, что сегодня сказки будут показывать дети. Все должны быть внимательными и угадывать, какие это сказки.
П. Показ сценок.
Из сказки «Колобок». Вопросы: «Из какой сказки? С какими животными встретился колобок? Что случилось с колобком в конце сказки?»
Из «Сказки о Мальчише-Кибальчише». Определение названия и автора сказки, характеристика героя.
Из сказки «Лиса и заяц». Ребята называют сказку. Учащиеся делятся на 3 команды, в каждой выделяется по 3 лучших художника. Им предлагается нарисовать зайчика (первая команда), лису (вторая команда-), петушка (третья команда). Коллективно решается вопрос о том, кто и что быстрее и лучше нарисовал, насколько рисунок соответствует образу персонажа («Какой зайчик?», «Какая лиса?», «Какой петушок?»).
Просмотр части диафильма по сказке «Золушка». Ответы на вопросы: «Кто помог Золушке попасть на бал?», «Что произошло на балу?», «Чем кончается сказка?»
III. Подведение итогов. Выделяются наиболее активные классы и школьники.
Большой интерес у учащихся вызывают инсценировки по прочитанным книгам. Например, в сценарии по русской народной сказке «Лиса и заяц» (3 класс) предусматриваются действия и реплики разных действующих лиц: автора, зайчика, лисички, волка, медведя, петушка, причем устное высказывание учащиеся сопровождают жестовой речью. Авторские слова говорит сурдопедагог, используя также две формы речи.
Итак, подготовку глухого школьника к самостоятельной читательской деятельности организует сурдопедагог через систему работы с книгой. Подбор и рекомендация книг, проведение занятий и уроков по внеклассному чтению, систематический учет и пропаганда литературы проводятся с целью заинтересовать детей книгой, привить им любовь к чтению.
Задания и вопросы к разделу IV
1. Охарактеризуйте особенности овладения глухими учащимися техникой чтения и пониманием читаемого. Какие практические выводы из этого следуют?
2. Раскройте сущность аналитико-синтетического подхода к обучению глухих чтению и пути совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках чтения.
3. Выберите по одному тексту из книг для чтения 1 и 6 классов. Составьте развернутый план работы над текстами. Изготовьте наглядное пособие и определите, где и как его использовать при работе над текстом.
4. Подберите два текста из книги для чтения в школе глухих, которые могут быть прочитаны в классе одновременно двумя группами детей. Спланируйте урок по чтению этих рассказов. Обоснуйте целесообразность такой организации чтения текстов.
4. Определите по программе круг знаний, умений и навыков по внеклассному чтению, формируемый у учащихся в предлитературный период в каждом классе.
5. Из чего складывается руководство сурдопедагога внеклассным чтением? Обоснуйте значимость каждого слагаемого системы чтения.
Охарактеризуйте задачи и структурные компоненты уроков внеклассного чтения. Пронаблюдайте работу учителей по внеклассному чтению. Что, по Вашему мнению, создает у детей интерес к книге?
8. Подберите произведения для внеклассного чтения на подготовительном, начальном и основном этапах. Обоснуйте свой выбор и спланируйте работу с этими произведениями.
литература
Горбунова Е.А., Хотпеева Э.Н. О руководстве внеклассным чтением глухих школьников//Дефектология. — 1972. — № 3.
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.
Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения//Дефектология. — 1988. — № 5.
Корсунская Б.Д. Читаю сам: Книга для чтения для глухих дошкольников. — М., 1985.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светпловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1987.
Нестперович Т.В. Обучение чтению в условиях использования
предметно-практической деятельности//Вопросы обучения и воспитания глухих детей. — Свердловск, 1975.
Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих детей. — М.,1978. — С. 77 — 82.
Никитина М.И., Матыня Э. Организация учебного процесса на уроках чтения в школе глухих//Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха. — М., 1986.
Обучение учащихся подготовительного, 1-4 классов школы глухих: Пособие для учителя/Сост. А. Г. Зикеев. — М., 1984.
Светпловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. — М., 1977.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ IV
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЧТЕНИЮ
Предложенные конспекты построены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к урокам чтения произведений различных жанров. Речевой материал для развития слухового восприятия выделяется сурдопедагогом в каждом конкретном случае в соответствии со своим планом и возможностями учащихся. ЗАДАНИЯ К УРОКАМ ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
Объясните целесообразность использования сопряженного первичного чтения стихотворения и определите назначение и место выразительного чтения учителя при'работе над стихотворением.
Определите специфику методики чтения стихотворений по
сравнению с прозаическими произведениями.
Тема : стихотворение " Скучная картина " А . Плещеева
(3 класс)
Урок
Цели. Познакомить со стихотворением; учить понимать и чувствовать заложенное в нем настроение; развивать умение соотносить строки стиха с музыкой; развивать технику чтения (правильность, беглость, выразительность).
Оборудование. Картинки осенней природы, веточки, листья с экскурсии, пластинка или пленка с музыкой П.И. Чайковского.
Ход урока
I. Предварительная беседа. Примерные вопросы.
Какое время года наступило? Что мы видим вокруг? Привлекаются картинки, которые отражают те или иные явления природы, близкие к тем, о чем
будут читать.
Словарь: пасмурная, серая погода; голые деревья; влажный воздух; моросит, капает дождь; грустная, неприятная, скучная, серая картина.
II. Чтение темы урока с доски хором.
Обращается внимание учащихся на правильное произнесение фамилии автора: Пле-ще-ев. Учитель просит запомнить эту фамилию, так как ученики будут встречаться с его стихами.
Скучная картина
Скучная картина! Тучи без конца. Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Что ты рано, осень, В гости к нам пришла? Еще просит сердце
Света и тепла.
А . Плещеев
III. Чтение стихотворения вместе с учителем.
Проводится словарная работа: «Скучная картина!»
— Как по-другому? (Грустная, неприятная, серая картина.) «Тучи без
конца».
— Что это значит? Что вы представляете? (Темные, дождевые тучи пол
зут и ползут по небу...)
IV. Чтение учащимися стихотворения про себя.
Подготовка ответов на вопросы: «Что описывает Плещеев? Что он называет «скучной» картиной? Как вы представляете себе скучную картину?»
V. Прослушивание двух разной тональности отрывков из
музыкальных произведений.
Следует определить, какой отрывок соответствует содержанию (настроению) стихотворения и почему. Какое чувство выражает поэт в стихотворении? (Грусть по ушедшему лету, печальное настроение от дождливой, холодной осени...)
VI. Выразительное чтение стихотворения учителем
под музыку.
Обращается внимание учащихся на соблюдение логических пауз, вопросительной интонации, чувства сожаления.
VII. Чтение текста отдельными учениками.
Учащиеся класса оценивают выразительность чтения каждого ученика.
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать картинку к стихотворению, выучить стихотворение наизусть. Урок 2
Цели. Закреплять знания текста и лиричности содержания; соотносить текст с рисунками; отрабатывать навык выразительного чтения наизусть. План урока.
• *
I. Вводная беседа.
II. Проверка знания текста.
На доске учащимся дается текст с пропущенными словами:
... картина!
Тучи.......
... так и льется,
... у крыльца.
Что ты рано,...,
..... к нам ...?
Еще... сердце
Света и тепла.
Ученики коллективно восстанавливают стихотворение и читают его. Вопросы: «О чем стихотворение? Какое выражает чувство?»
III. Рассматривание рисунков учащихся, их обсуждение и
оценка с точки зрения более точного соответствия
содержанию текста.
IV. Чтение стихотворения учащимися наизусть.
V. Итог урока.
Тема : стихотворение " Медведь проснулся "
Г . Ладонщикова (3 класс ).
Урок 1
Цели. Познакомить с содержанием стихотворения; учить отражать содержание с помощью подвижных фигурок; учить детей читать с выражением под музыку; расширять словарный запас; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование. Картинка с изображением леса, берлоги; подвижные фигурки (медведь с закрывающимися глазами и движущейся лапой, снежинки); таблички с речевым материалом; перфокарты для индивидуальной (самостоятельной) работы учащихся; пластинка с произведением П.И. Чайковского «Времена года».
Медведь проснулся
Без забот и без тревоги Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму, до весны, И, наверно, видел сны. Вдруг проснулся косолапый: Слышит — каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой И вскочил: кругом вода! Заспешил медведь наружу: Заливает — не до сна. Вылез он и видит: лужи, Тает снег, пришла весна!
Г . Ладонщиков
Ход урока I. Речевая зарядка.
1. Работа над произношением (материал по усмотрению учителя).
2. Выяснение темы урока.
Учащиеся спрашивают учителя: «Что будем делать на уроке?» Говорят вслед за учителем: «Сегодня мы начнем читать стихотворение «Медведь проснулся»» (обращается внимание на произношение слова «стихотворение»).
Учащиеся спрашивают: «Как называется стихотворение?»
Учитель отвечает: «Откройте книги. Кто автор?»
II. Чтение стихотворения учениками вслух.
Подготовка ответов на вопросы письменно (даются перфокарты). Вопросы: «О ком стихотворение? О чем стихотворение?»
В процессе чтения ведется индивидуальная работа над техникой чтения отдельных учащихся на основе слухового восприятия.
III. Проверка выполнения задания.
Учащиеся задают вопросы друг другу на слух: «О ком, о чем стихотворение?» Учитель следит за общением, правильностью постановки вопросов и ответами учащихся.
После письменной и устной работы над поставленными вопросами учитель дает правильный ответ на слух и открывает таблички на доске.
О ком... ? — Стихотворение о медведе.
О чем ...? — О том, что пришла весна.
— О том, что медведь проснулся и вылез из берлоги.
IV. Сопряженное чтение ответов.
Запись ответов в тетради.
V. Чтение первого четверостишия; словарная работа,
разбор содержания.
Беседа: «Без забот и без тревоги...» — как сказать по-другому?
Что делал медведь всю зиму? (Спал в своей берлоге, видел сны).
«Берлога» — что это?
На вопрос «Что делал медведь всю зиму?» надо дать полный ответ («Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге...»).
Показ на картинке с подвижными фигурками (как медведь спал в берлоге, сосал лапу).
VI. Прослушивание музыкального отрывка.
Вопросы: «Какая это музыка (громкая, тихая, веселая или грустная)?» Подходит ли она к строчкам стихотворения? Почему? Учащиеся отмечают, что музыка подходит, потому что она тихая, спокойная, плавная: «медведь спал».
VI. Хоровое чтение учащимися строфы стихотворения
Обращается внимание на соблюдение орфоэпических требований и темпа чтения (тихо, спокойно, потому что медведь спал).
VIII. Итог урока.
Домашнее задание.
Читать все стихотворение, отвечать на вопросы: «О чем говорится в первом четверостишии? Как его озаглавить?»
Урок 2
Цели. Тренировать в технике чтения; выделять части стихотворения и озаглавливать их; конкретизировать содержание каждой части на конструктивной картинке.
Ход урока.
I. Речевая зарядка.
Можно построить на материале темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
1) Чтение первого четверостишия.
2) Ответы на вопросы: «О чем говорится в первой части стихотворения?
Как можно его озаглавить?»
III. Сопряженное чтение второго четверостишия
и словарная работа
«Каплет» — как сказать по-другому? Покажи: «пошарил лапой», как это?
IV. Беседа по содержанию второй строфы (показ на
картинке).
О чем говорится во второй части? Почему медведь проснулся? (Каплет, сыро, кругом вода.) Как медведь понял, что кругом вода? (Учащиеся показывают действия медведя в берлоге.) Какое у медведя настроение? Как вы думаете, подойдет ли музыка из первой строфы к этой строфе? (Музыка должна быть другой.) Какой должна быть музыка? (Более бодрая, более живая, потому что медведь проснулся). Как озаглавить эту строфу?
V. Коллективное хоровое чтение последнего четверости
шия, словарная работа.
«Заспешил наружу» — куда это? «Заливает [вода]» — что это значит?
VI. Ответы на вопросы по третьей строфе (показ на
картинке).
Что увидел медведь, когда вылез из берлоги? Почему тает снег? (Стало тепло, солнце греет.) Как назвать эту часть?
Прикрепляется картинка «Солнце над лесом».
VII. На доске записывается план.
1. Медведь спал в берлоге до весны.
2. Медведь почувствовал воду и проснулся.
3. Медведь вылез из берлоги.
План записывается учащимися в тетради.
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание.
Читать и пересказывать стихотворение по плану.
ЗАДАНИЕ К УРОКАМ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ
Скажите, какие жанровые особенности сказки учитываются при работе над ней на уроках чтения и как.
Тема : сказка " Лиса и Журавль " (3 класс ).
Урок 1
Цели. Познакомить с содержанием сказки; развивать умение отражать содержание прочитанного с помощью наглядных материалов; развивать творческое воображение; работать над правильностью чтения и соблюдением интонации; развивать речь.
Оборудование.2 аппликации (жилище Лисы и жилище Журавля), вырезанные фигурки Лисы и Журавля, картинки с предметами интерьера, таблички со словами.
Ход урока.
I. Речевая (фонетическая) зарядка (по плану учителя).
II. Упражнения на развитие слухового восприятия и
произносительных навыков.
Задание: «Спросите меня, что мы будем делать на уроке чтения». Про-говаривание вместе с учителем: «На уроке будем читать сказку «Лиса и Журавль»» (тема на доске).
III. Предварительная беседа.
Кто видел лису? (Показывается картинка той лисы, которая будет в сказке). Учитель обращает внимание учащихся на внешний вид лисы, на ее повадки; предлагает вспомнить, что знают учащиеся о ней. (Хитрая.) Потом рассматривают журавля; привлекается внимание к длинному носу, ногам; поясняется, почему он такой.
Фигурки прикрепляются к листу бумаги.
IV. Рассказ-чтение начала сказки учителем и демонстра
ция на фигурках, у
Примерный рассказ: «Лиса и Журавль подружились. (Как по-другому? — Стали друзьями). Стали приглашать друг друга в гости. Лиса позвала в гости Журавля и пообещала...» (текст рассказа можно расширить).
Привлекается аппликация и ученикам предлагают украсить жилище Лисы. Учащиеся используют картинки с изображением предметов интерьера, называют их и прикрепляют к аппликации. Учитель комментирует ход действия. Лиса-хозяйка ждет Журавля-гостя, и что же она готовит для угощения? (Как сказать по-другому?) Журавль пришел... Читайте , что же было дальше.
V. Чтение учащимися продолжения сказки.
Словарная работа: разбирается значение слов: «потчевала», «куманек», «в рот не попало».
VI. Аналитическая беседа.
Вопросы: «Чем угощала Лиса Журавля? Удалось ли Журавлю попробовать угощение Лисы? Почему? (Ответ на этот вопрос проговаривается сопряженно с учителем: «Журавль не попробовал угощение, потому что своим длинным клювом он не мог есть манную кашу с тарелки».) Как поступила Лиса? Какой она оказалась? (Хитрая обманщица — говорила одно, сделала другое.) Что она говорила об угощении, а что же оказалось? Какое настроение было у Журавля после обеда у Лисы?»
VII. Рассказ учителем сказки дальше.
«Пригласил Журавль в гости Лису...» (Учащимся дается задание оформить жилище Журавля. Учитель комментирует приготовления.)
VIII. Чтение учащимися сценки «в гостях у Журавля».
Словарная работа: «окрошка», «кувшин».
IX. Ответы на вопросы по содержанию.
Чем решил он угостить Лису? В чем была окрошка? Как вы думаете, зачем он так сделал? (Проучить Лису.) Как прошла встреча? Чем заканчивается сказка?
X. Итог урока.
XI. Домашнее задание.
Читать и пересказывать сказку.
Урок 2
Цели. Закрепить содержание сказки; раскрыть ее главную мысль; упражнять в технике чтения, развивать речь; обратить внимание учащихся на жанровый признак сказки (вымысел).
Ход урока. I. Проверка домашнего задания.
Пересказ сказки (по открытой книге); можно смотреть, но говорить своими словами, обязательно читать слова Лисы и Журавля по книге. (По ходу рассказа показывать на аппликации.)
II. Обобщающая беседа.
Вопросы: «О ком сказка? Зачем Лиса пригласила Журавля к себе? Действительно ли она хотела угостить Журавля? Смог ли Журавль попробовать угощение у Лисы? Почему? Что можно сказать о Лисе, какая она? Почему Журавль все-таки пригласил Лису в гости? Чем угощал? Попробовала ли Лиса угощение? Что можно сказать о Журавле? Остались ли Лиса и Журавль друзьями? Была ли дружба у Лисы и Журавля? Что значит дружить, быть друзьями?»
«Почему текст «Лиса и Журавль» — сказка?» Учитель объясняет учащимся, что Лиса и Журавль в гости друг к другу не ходят — это придумано. (Термин «вымысел» в младших классах не используется.)
III. Итог урока.
IV. Домашнее задание.
Уметь пересказывать две части сказки близко к тексту, используя аппликацию и картинки.
ЗАДАНИЕ К УРОКАМ ЧТЕНИЯ БАСНИ .
Обоснуйте своеобразие методики работы над басней, учитывая ее жанровые особенности (наличие аллегории и морали).
Тема : басня " Ворона и Лисица И . А . Крылова (5 класс ).
Урок?
Цели. Познакомить с содержанием басни; разобрать непонятные слова и выражения, конкретизировать ее содержание и нравоучительный смысл; подготовить к выразительному чтению.
Оборудование. Макет (лесная местность, высокая ель), вылепленные фигурки вороны и лисицы, таблички.
Ход урока.
I. Предварительная беседа для знакомства с персонажами басни.
Выяснение знаний учащихся о лисице (как выглядит, как двигается, какая она в своем поведении); уточняются представления о вороне, во внешнем виде обращается внимание на клюв (какой он, как раскрывается), на отсутствие умения петь, своеобразие пения: «кар-кар»; делается вывод, что ворону нельзя назвать красавицей и певуньей. Предлагается узнать, что случилось однажды.
И. Чтение темы урока с доски. III. Рассказ учителя об авторе.
Когда жил, почему писал басни. (Хотел показать недостатки людей и учил бороться с ними.)
IV. Пересказ учителем начала басни близко к тексту с
комментариями словарно-фразеологического характера.
Например, «Вороне где-то бог послал кусочек сыру...» (ворона где-то нашла кусочек сыру —показ фигурки вороны); «На ель ворона взгромоздилась» (показ, работа над произношением слова: взгро-моз-ди-лась, взгро-моз-дилась, взгромоздилась); «Собралась позавтракать» (решила съесть свое лакомство (повторение хором); «Но призадумалась...». Что было дальше — читайте сами.
V. Чтение басни учениками до конца про себя.
VI. Беседа по конкретному содержанию и словарю басни,
выборочное чтение.
Куда Ворона взгромоздилась, зачем? Кто оказался рядом с елью, кого «пленил» (как сказать по-другому) запах сыра? Что стала делать Лисица? Выборочное чтение («на цыпочках подходит...»). Показ. Обращается внимание на интонацию и манеру речи Лисы: «Что она говорила Вороне? Как называла? Что хвалила у нее?» — Выборочное чтение, внимание к интонации. «О чем просила Лисица Ворону?» — Выборочное чтение. «Что было дальше?»
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
Читать басню, отвечать на вопросы: «О ком басня? О чем басня?»
Урок 2
Цели. Закреплять конкретное содержание басни; раскрывать ее нравоучительный смысл; тренировать учащихся в технике чтения; подвести их к нравственно-эстетическим выводам.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы.
Особое внимание обращается на формулировку ответа на вопрос: «О чем басня?» После оценки подготовленных учениками дома ответов учитель предлагает свой вариант ответа (он записан на доске: о том, как Лиса обманула Ворону и унесла у нее сыр). Этот вариант учащиеся записывают в тетради после своих ответов. Ставится задача разобраться в том, как это произошло.
II. Аналитическая беседа.
Чем однажды собиралась позавтракать Ворона? (Прочитайте начало басни.) Кому понравился запах сыра и что она решила? Какие хвалебные слова стала говорить Лисица Вороне? Что хвалила Лисица у Вороны? (Шейку, глазки, перышки, носок, голосок.) Какие это слова? (Ласкательные,...) Когда они употребляются? Правду ли говорила Лисица? (Нет, льстила.) О чем просила она Ворону? А зачем она это делала? Чем кончилась встреча? Какой изобразил И. Крылов Лисицу? Какой показал Ворону?
III. Обобщающая беседа.
В чем главная мысль басни? (В каких словах заключена главная мысль?)
IV. Хоровое прочтение морали басни, которая стоит
перед содержанием, и комментирование с точки зрения
того, чему учит Крылов, какими надо быть.
(Слово «мораль» на уроках чтения не употребялется.)
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Выучить и наизусть читать наиболее понравившийся отрывок басни.
ЗАДАНИЕ К УРОКАМ ЧТЕНИЯ РАССКАЗОВ
1. Объясните, в чем вы видите смысл работы по выяснению
содержания прочитанного текста одним учеником или двумя
бригадами одновременно.
2. Раскройте задачи уроков чтения, решаемые при указан
ной организации работы над текстами.
Тема : рассказ " По следам " В . Бианки (3 класс ).
Цели. Учить диалогу по выяснению содержания прочитанного рассказа; конкретизировать полученную информацию; составлять план рассказа; упражнять в связной речи.
Оборудование. Картинка с изображением дома лесника и прикрепленными к ней фигурками мальчика и лесника.
Ход урока
I. Фонетическая зарядка (на материале, предложенном
учителем).
II. Сопряженное прочтение плана урока с доски.
1) Задавать вопросы товарищу по классу о прочитанном им рассказе.
2) Пересказ начала текста.
3) Чтение текста до конца.
4) Ответы на вопросы.
5) Составление плана.
III. Вопросы к товарищу по прочитанному рассказу.
Примерные вопросы. «Как называется рассказ? Кто автор? О ком гово
рится в рассказе? (Кто действующие лица?) Что случилось? Куда и зачем ре
шил мальчик идти в лес?» Отвечающий показывает картинку с изображени
ем дома в лесу, действующих лиц рассказа. Все учащиеся получают задание
кратко (в виде словосочетаний) записывать ответы в альбомах по чтению или
на листочках, чтобы потом можно было по ним пересказать содержание. Если
учащиеся затрудняются в ответах, учитель помогает их формулировать. На
пример, «Спросите Васю, удалось ли мальчику пострелять куропаток?». (Воп
росы и ответы по возможности школьники повторяют отраженно за говоря
щим.)
IV. Пересказ начала рассказа.
Учащиеся смотрят на свои записи и строят связный рассказ. Ученик, заранее прочитавший рассказ, приходит на помощь, следит за логикой изложения.
V. Чтение рассказа до конца про себя.
Возможны вопросы по словарю.
VI. Беседа по содержанию.
Вопросы. «Почему забеспокоился лесник? Что он сделал? Что с ним случилось? Как спас лесник своего сына?»
VII. Определение частей рассказа.
Сколько можно сделать рисунков? Какой будет первый рисунок? (Если позволит время, провести словесное рисование.)
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание.
Прочитать весь рассказ, нарисовать картинки к частям рассказа (можно поручить сделать по одному рисунку к определенной части).
Тема : чтение рассказов " Как белочка зимует " и " Как заяц зимой живет " (4 класс )
(работа рассчитана на сдвоенные уроки: чтения и развития речи).
Цели. Выяснить содержание прочитанных по бригадам рассказов и закрепить его; работать над техникой чтения; развивать диалогическую речь и мышление; активизировать речевое обобщение.
Оборудование. Альбомы для рисования, тетради по чтению, картинки, табличка со словами, словарь (школьный толковый).
Ход урока.
I. Упражнения учащихся на восприятие речевого матери
ала на слух.
Примерные фразы: «Какой будет урок? Что делали на прошлом уроке? Как называлось стихотворение? Спросите меня, что мы будем делать сейчас».
II. Сообщение плана урока.
Учитель говорит о том, что учащиеся будут читать два рассказа одновременно (один рассказ — одна бригада, другой рассказ — вторая). Первой бригаде (бригадиру) учитель показывает табличку с названием рассказа «Как заяц зимой живет», второй бригаде — «Как белка зимует».
III. Самостоятельное чтение учащимися вслух названных
рассказов.
(Учитель слушает отдельных учеников, помогает исправлять ошибки при чтении, соблюдать нормальный голос.) Если кто-то прочитал раньше других, учитель спрашивает, что непонятно, проверяет понимание читаемого.
IV. Обмен мнениями: понравился ли рассказ.
(Подобные вопросы ученики задают друг другу.)
V. Вопросы учащихся первой бригады по прочитанному
ученикам второй бригады.
(Учитель предлагает первой бригаде записывать кратко ответы, чтобы потом по полученным ответам сделать схематические зарисовки; второй бригаде дается задание записывать вопросы, поставленные первой бригадой.
Примерные вопросы. «Как называется рассказ? О ком рассказ? О чем рассказ? Какая шубка у белочки? Что ест белочка?
Примерные ответы (даются ученикам своими словами или выборочным чтением). «... О белочке. О том, как белочка добывала еловые шишки....»
(По ходу диалога учитель привлекает внимание учащихся к новым словам, например, «добывает» — как сказать по-другому? Что она делает? — Срывает шишки с ели и уносит к себе...) Если пропускается какой-то нужный вопрос, учитель обращается к первой бригаде, примерно так: «А вы знаете, где у белочки лежат орехи, желуди, грибы? Нет? Спросите!» Если ученики второй бригады затрудняются в ответе, учитель просит их найти ответ в тексте: «Смотрите, где написано, читайте, говорите».
VI. Самостоятельная работа учащихся по бригадам.
Первая бригада делает серию рисунков к рассказу.
Вторая бригада проверяет, правильно ли они ответили на вопросы.
VII. Проверка усвоения рассказа учениками первой бригады.
Вывешиваются рисунки, и учащиеся по ним рассказывают. Вторая бригада оценивает качество рисунков и рассказов.
VIII. Вопросы учащихся второй бригады.
Вторая бригада расспрашивает о содержании текста учеников первой бригады. Второй бригаде предлагается записывать кратко ответы, чтобы потом рассказать о том, что узнали.
IX. Пересказ учащимися второй бригады содержания
прочитанного текста их товарищами из первой бригады.
Оценка воспроизведения текста.
(В ходе рассказа обращается внимание на произносительную, смысловую, грамматическую сторону речи.)
X. Итог урока.
XI. Домашнее задание.
Прочитать оба рассказа, подготовить краткие пересказы о белочке и зайце. По желанию можно прочитать еще об одном зверьке и на следующем уроке рассказать о нем.
РАЗДЕЛ V
Дата: 2018-12-21, просмотров: 665.