На уроках чтения можно выделить три основных направления в работе. Это обучение технике чтения, работа над содержанием текста и словарная работа.
Обучение технике чтения
Обучение навыку чтения в комплексе всех его качеств проводится на уроках чтения в процессе проведения разнообразных видов работы над текстами. Вместе с тем формирование каждого качества чтения требует специальной организации и своих приемов обучения.
Для формирования и развития правильного чтения необходимо предусматривать как можно больше упражнений в чтении вслух. Они нужны для того, чтобы учащиеся овладевали произносительной стороной речи: голосом, дыханием, орфоэпическими нормами, звуковой структурой слов.
Правильное чтение—это чтение без искажений звуко-бук-венного состава слов, без пропусков слогов, без перестановки и дополнения звуков в словах, с соблюдением правильного дыхания, словесного ударения, пауз и орфоэпических норм. На первых этапах обучения большого внимания требует выработка умения регулировать дыхание и читать на одном выдохе определенное количество слогов и слов.
Как показывают наблюдения, причины ошибок, нарушающих правильность чтения, различны. Это нестойкость поставленных звуков, незакрепленность артикуляционных образов слов, неумение различать схожие буквенные изображения, незнание правил орфоэпии, непонимание значений слов и словосочетаний. Но главная причина—отсутствие опоры на слуховой анализатор.
Для выработки правильного чтения на разных этапах работы над текстами нужны многообразные упражнения в громком чтении под контролем учителя, необходима работа по предупреждению ошибок, своевременное их исправление. Этим целям могут служить следующие приемы.
1. Предварительный (до чтения текста) звуко-буквенный анализ новых слов и словосочетаний с сопутствующим уточнением их значений. Слова и словосочетания записываются на доске или даются на табличках с расставленными надстрочными орфоэпическими знаками и ударением. Они прочитываются вместе с учителем, а потом индивидуально («ма-сте-рит»,«масте-рит», «мастерит дом»; «кос-точ-ка», «ко-сточ-ка», «маленькая косточка»). Обращается внимание на необходимость
слитного чтения слов с предлогами.
2. Громкое чтение йотированного текста для закрепления норм произношения, с опорой на образец чтения учителя.
3. Упражнения в неоднократном громком чтении новых в данном тексте слов и словосочетаний (под дирижирование учителя). Этому служат разные виды повторного чтения в течение урока (чтение по частям, выборочное, по ролям и т.д.). Чтение вслух необходимо не только на уроках чтения, но и на всех других, где возникает необходимость в восприятии печатного текста.
4. Коллективное обсуждение качества чтения учащихся. Школьники на слухо-зрительной основе воспринимают чтение товарища, а затем говорят о замеченных нарушениях в правильности чтения, высказывают свою оценку чтения.
5. Своевременное исправление ошибок при чтении. Ошибки в регулировании дыхания, голоса, неправильном воспроизведении звуковой структуры слов исправляются сразу же после
прочтения слов или предложений. Ученик затем прочитывает речевой материал правильно с помощью учителя. Работа над стойкими ошибками произносительного характера переносится
на послеурочные занятия.
6. Чтение небольших текстов, написанных на доске, вначале про себя — с выяснением понимания основного содержания, а затем вслух — с соблюдением требований к правильности чтения. Чтение вслух с варьированием заданий учителя, поддерживающих интерес учащихся к упражнениям в чтении.
7. Чтение отдельных предложений или частей текста вслух в связи с показом содержания на картинке, макете, аппликации и т.д.
Правильность чтения—необходимое условие для формирования беглого чтения. Беглое чтение—это чтение в определенном темпе, характеризуется оно количеством слов, произнесенных в минуту. Беглость не может оцениваться в отрыве от правильности и сознательности. Чтобы у учеников не развивалась механическая быстрота чтения вслух и про себя, надо проверять понимание ими прочитанного.
Темп подготавливается плавным чтением. Он возрастает по мере того, как учащиеся овладевают правильностью и сознательностью чтения. Развитие беглости чтения обеспечивается системой упражнений, которые требуют от учащихся чтения вслух и про себя, умений разбираться в читаемом материале.
Для отработки данного качества необходимо в процессе обучения соблюдать следующие организационно-методические требования.
1. Больше времени на уроке отводить чтению вслух, постепенно развивать умение читать про себя. Тренировать в чтении на время. Это может быть: чтение фраз, частей текста при ответах на вопросы, повторное чтение наиболее трудных мест в тексте, индивидуальное и хоровое чтение под дирижирование с установкой изменения темпа чтения (медленно, плавно, быстро).
2. Проводить предварительную специальную работу над произношением и пониманием новых слов и словосочетаний, с которыми учащиеся затем встречаются в тексте. Выработка беглого чтения происходит на текстах, хорошо понятных детям по содержанию, с учетом в то же время индивидуального темпа речи каждого ученика.
Выразительное чтение — чтение с соблюдением грамматических и логических пауз, выделением логических ударений, с изменением темпа и ритма в зависимости от смысла читаемого. Конечно, это должно быть отчетливое, внятное чтение с использованием естественных выразительных жестов.
Требования выразительности чтения в начальных классах школы глухих элементарны. Им доступны лишь простейшие интонации — повествовательная, восклицательная или вопросительная по подражанию. Они могут делать остановки после точки с запятой, выделять логически значимое слово. От них можно и нужно требовать отчетливого произношения, с учетом возможной замены звуков лишь в начале обучения, соблюдения орфоэпических норм при чтении понятного текста. Правильность чтения—важнейшее условие выразительного чтения.
Работа над выразительностью начинается с упражнений, в которых учащимся показывается, как надо управлять своим дыханием, где и какую паузу надо выдерживать, какое слово выделять. Все это учащиеся делают по подражанию образцу чтения учителя. Работа над интонацией ведется в ходе разбора содержания текста, во время его инсценирования, когда учащиеся должны выступать в роли того или иного действующего лица. Добиваясь от учащихся использования в доступных пределах интонационных средств, сурдопедагог помогает им лучше понять содержание текста, события, характеры действующих лиц, в ходе разбора воспитывает навыки выразительной речи. Приемы формирования выразительного чтения следующие.
1. Упражнения в чтении с разными заданиями (читать громко, тихо, медленно, быстро).
2. Упражнения в повторном громком чтении разобранных по содержанию и специально йотированных текстов, в частности предназначенных для заучивания наизусть (стихотворения, басни, загадки, пословицы).
3. Упражнения в чтении фраз с выделением отдельных по смыслу слов на основе подражания учителю.
Чтение наизусть небольших произведений с предварительной тренировкой учащихся в громком чтении текста, в котором расставлены орфоэпические знаки и ударение.
Выработка выразительного чтения ведется в условиях организации широкой читательской практики при выполнении учащимися коллективных или индивидуальных заданий, направленных на осмысление текстов.
Овладение школьниками техникой чтения (самим процессом чтения) органично связано с пониманием того, что читается. Чем меньше затруднений в механизме чтения, в переводе графических образов в звуковую речь, тем больше возможностей для сосредоточения внимания на содержательной стороне читаемого.
Сознательность чтения определяется пониманием школьниками сюжетно-событийного содержания, образов действующих лиц, построения, главной мысли и языка текста. Отмеченные выше особенности восприятия и понимания читаемого материала обусловливают важность и своеобразие работы над содержательной стороной текстов на уроках чтения.
Работа над содержанием текста
Это второе ведущее направление в работе на уроках чтения. Процесс постижения содержания читаемого материала, как известно из дидактики, проходит три взаимосвязанные, условно выделяемые ступени познания—восприятие, осмысление и запоминание, обобщение и систематизация прочитанного. Соответственно ступеням познания в учебно-воспитательном процессе на уроках чтения имеют место три этапа работы над текстом, в первую очередь художественной литературы: этап первичного синтеза (целостного восприятия текста), этап анализа читаемого, этап вторичного синтеза.
На каждом этапе решаются свои задачи. На первом—это ознакомление с фактическим содержанием на основе целостного восприятия текста, осмысление общего содержания, создание интереса к произведению.
На втором этапе преследуется цель уточнения, конкретизации и углубления понимания прочитанного. Она достигается путем прослеживания последовательности событий и их языкового изображения, выяснения причинно-следственных связей в развитии сюжета, установления мотивов поступков и поведения действующих лиц, основных черт их характера, формирования отношения учащихся к описанному.
На третьем этапе идет вторичный синтез с целью обобщения прочитанного и выявления идейной направленности (в художественных произведениях), систематизации знаний (в научно-популярных текстах). Конкретными задачами третьего этапа являются: закрепление основного фактического содержания, характеристика действующих лиц и их оценка, определение воспитательного значения произведения, установление связи полученных знаний с прошлым и настоящим опытом, творческое осмысление прочитанного.
Трудности в понимании и словесном обобщении читаемого материала обусловливают в системе работы над текстами дополнительно к указанным этапам необходимость специальной подготовки к первичному восприятию (подготовительной работы) и проведения итоговых упражнений, расширяющих самостоятельную практику учащихся по обобщению и систематизации прочитанных произведений.
В зависимости от объема и сложности читаемого, указанные этапы работы над текстом занимают разное количество уроков, которые в каждом отдельном случае решают свои конкретные задачи. Каждый этап работы (урок) в ходе познания текста связан с проведением конкретных видов работ, обеспечивающих общение детей с учителем и между собой, использование разных методов и приемов обучения, организацию самостоятельной деятельности учащихся.
В системе работы над темой имеют место уроки знакомства с текстом, уроки анализа текста, обобщающие уроки.
Остановимся на методике проведения разных этапов работы над текстом.
Подготовительная работа к чтению. Перед чтением нового текста нужно подготовить учащихся к правильному его восприятию. Главная цель—это предупредить трудности в понимании содержания и вызвать интерес к читаемому, а в произведениях художественной литературы—подготовить к сопереживанию с героями, к восприятию художественных образов.
Для этого в одних случаях оживляются и расширяются знания и представления по теме чтения, в других—углубляется наглядно-чувственный опыт, в третьих—сообщаются новые сведения о явлениях и событиях, в четвертых—идет знакомство, в определенных пределах, с писателем, его жизнью и творчеством. Все это неразрывно связано с задачей накопления и усвоения лексики и словосочетаний, необходимых для осмысления предназначенных для чтения произведений.
Вопрос о том, какая нужна подготовка и как ее провести, решается прежде всего в зависимости от характера материала. Тексты природоведческого содержания (темы о лете, весне, осени, зиме, животных и т. д.) требуют актуализации представлений, имеющихся в личном опыте учащихся, организации непосредственных наблюдений за явлениями природы и жизнью людей и животных в разные времена года. Например, для понимания рассказа о наступлении весны «Радостно светит» (1 класс) учащимся необходимо иметь реальное представление о явлениях, которые происходят в природе и обозначаются в тексте словами и словосочетаниями: «снег тает», «почки надулись», «грач», «скворечня», «разлилась река».
Перед чтением обществоведческого материала (темы о школе, семье, городе, праздниках и т. п.) возникает необходимость не только в оживлении накопленных жизненных представлений, но и в расширении их новым кругом сведений. Так, для понимания названия рассказа «Пичугин мост» и его нравственного смысла учащимся (3 класс) надо иметь наглядное представление, во-первых, о том, что такое «мост» и для чего он служит, а главное, о том, что он очень нужен людям. Во-вторых, школьники должны знать, какие бывают мосты (каменные, деревянные, из отдельных бревен или досок и т.д.). Это и даст возможность понять значение поступка Семы Пичугина и причину названия моста его именем.
Тексты общественно-исторического содержания еще в большей степени нуждаются в создании перед чтением необходимых для понимания конкретных представлений исторического характера. Так как в текстах рассказывается о событиях, которые отдалены от наших дней значительным промежутком времени, исчисляемым в ряде случаев в полвека и более, то, естественно, они не опираются на наглядно-чувственный опыт детей. Изображенное в них приходится воссоздавать на основе словесных описаний, а это очень трудная задача для детей с речевым недоразвитием. Учитель должен познакомить их с обстановкой, охарактеризовать эпоху происходящих событий и тем самым ввести в тему чтения.
Произведения нравственно-этического содержания в большинстве своем специальной тематической подготовки не требуют. Тексты рассказывают об отдельных жизненно возможных ситуациях, в которых проявляются те или иные черты характера людей, детей в частности. В раскрытии их постигается идейный смысл произведения. Черты характера вытекают из конкретного содержания текста. Говорить о них до чтения бессмысленно.
В учебниках для чтения даны произведения известных русских писателей. Поэтому перед чтением произведения проходит в доступных рамках знакомство с автором, его жизнью и творчеством. Разговор о писателе настроит на восприятие его произведения.
Подготовка глухих детей к чтению протекает не столько на уроках чтения, сколько за их пределами. Часть необходимого для понимания текста словаря (слов, словосочетаний) включается в различные виды деятельности детей примерно за неделю до чтения текста. Для этого используются следующие приемы: преднамеренно организуемые наблюдения, проведение экскурсий, использование предметно-практической деятельности, работа с картинкой на уроках развития речи, просмотр диафильмов и кинофильмов.
Наблюдения и экскурсии в большей степени нужны перед чтением такого материала, в котором рассказывается о сезонных изменениях в природе, в жизни людей, их труде, а также материала, раскрывающего социально-бытовые явления современности. В процессе экскурсии по ознакомлению с окружающей действительностью дети приобретают знания о предметах и явлениях, накапливают и осознают словарь, который поможет на уроках понять содержание читаемого. В 1 классе это рассказы «Осень», «Май», стихотворения «Падают, падают листья», «Снегопад», «Июнь» и т. д. Тексты подобного содержания имеются и во всех других книгазгдля чтения. Можно организовать наблюдения детей и в классе, и в интернате, используя для этого естественные условия. Например, смысл словосочетаний «выпалснег», «веткиусыпаны», «покрытазолотой листвой», «под пушистым одеялом» учащиеся познают, наблюдая за окружающей природой во время прогулок, а смысл слов и выражений «вишневый пруточек», «побегмолодой», «прутик зацвел» можно раскрыть при организованных наблюдениях за веточкой, поставленной в воду в классе. Усвоению знаний и словарного запаса способствует общение детей с учителем и товарищами по поводу увиденного. Учитель может спрашивать детей о том, как называется то или иное явление, а может побуждать их самих задавать вопросы об увиденном.
К чтению новых произведений учащиеся подготавливаются и на уроках предметно-практического обучения, где они создают аппликацию (например, «Поздняя осень»), делают макет (например, «Зимой во дворе» или «Улица города»), конструируют подъемный кран и др. В процессе предметных действий идет интенсивное накопление понятий и соответствующих словесных обозначений, что является залогом понимания текстов в книгах для чтения.
На уроках развития речи учащимся может быть предложена картина для составления сочинения. Не обязательно, чтобы она совпадала с содержанием текста, предназначенного для чтения, достаточно тематической преемственности. Готовясь к сочинению, учащиеся приобретают конкретные представления, которые включаются в связные рассказы. Полученная инфор мация составляет основу, на которой базируется правильное восприятие текстов. Хороший результат достигается при обращении к картинам перед восприятием произведений общественно-исторического содержания.
В качестве источника информации могут выступать диафильмы или кинофильмы. Их просмотр и обсуждение обогащают знания, расширяют кругозор, закладывают эмоциональный интерес к восприятию содержания тематически близких произведений в книгах для чтения.
На уроках чтения для подготовки к восприятию материала применяется беседа или слово учителя. Беседа строится на материале личного опыта учащихся, знаний из прошлых уроков чтения или приобретенных на других уроках и во внеклассное время. Беседа направляется не только на актуализацию имеющихся знаний, но и на закрепление и расширение их, на введение соответствующего словаря в речь учащихся. Она протекает интересно и эффективно, если строится с использованием наглядных средств, если в ходе ее обеспечивается умственная и речевая активность учащихся.
На уроках чтению текстов может предпосылаться рассказ учителя. Он необходим, когда у учащихся недостает знаний по теме, и для создания определенного настроя к восприятию нового материала. Рассказ (в сочетании с беседой) может быть менее или более развернутым, в зависимости от класса и уровня знаний учащихся. Чтобы рассказ был понят и усвоен ими, учитель должен соблюдать ряд требований. Во-первых, важно рассказ (слово) сопровождать, подкреплять наглядностью не только изобразительной, но и графической, в виде табличек с новыми словами или словосочетаниями или записей на доске. Во-вторых, необходимо грамматически доступно строить свои высказывания, учитывать уровень владения учеников грамматическим строем. В-третьих, надо правильно использовать зрительное и слуховое восприятие, памятуя о том, что идет на слухо-зрительной основе, а что— на слух. В-четвертых, в ходе сообщения необходимо устанавливать обратную связь при восприятии знаний, т.е. обеспечивать повторение учащимися новых сведений, что содействует их усвоению и предупреждает ошибки произносительного характера.
Созданию интереса к чтению художественных произведений служит знакомство учащихся с авторами, прежде всего с наиболее известными детскими писателями, а затем и с выдающимися художниками слова русской литературы. В младших классах учитель ограничивается кратким сообщением о писателе. Это может быть указание на то, для кого писал автор, о ком, показ портрета и некоторых книг. При этом важно учесть программу внеклассного чтения.
Знания о писателях значительно расширяются в средних классах, здесь материал биографического характера включен в книги для чтения. Наличие такого материала не исключает необходимости рассказа учителя, который, конкретизируя отдельные факты, вызывает у учеников интерес к писателю и его творчеству и готовит их к пониманию того или иного произведения.
Чтение текстов. При работе над текстом на уроках практикуются разнообразные виды чтения, направленные в одном случае на ознакомление учащихся с текстом, в другом— на его осмысление и закрепление, в третьем—на обобщение и усвоение идейно-тематического содержания. Это сплошное чтение всего текста, чтение по частям, чтение нового лексического и фразеологического материала, выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть.
Различается чтение по способу—чтение вслух и чтение про себя. На каждом уроке необходимо сочетание разных видов и способов чтения, с тем чтобы создать условия для обязательных упражнений в чтении каждому ученику. Выбор вида и способа чтения на уроке зависит от ступени обучения и этапа работы над текстом.
В младших классах нужна широкая практика в чтении вслух. Этот способ чтения применяется и при знакомстве школьников с новым текстом, и при его анализе. Читая новый текст в первый раз для себя, но вслух, учащиеся осваивают программные требования к правильному и беглому чтению. Учитель же имеет возможность проконтролировать и подкорректировать индивидуальное чтение некоторых учеников, страдающих явно выраженными дефектами произношения.
Со 2 класса ведется обучение детей чтению про себя. Развитие этого умения расширяет возможности учащихся в прочтении за определенный отрезок времени большего объема текста. Это становится особенно важным в средних классах, где учащимся предлагаются значительные по объему произведения.
Овладение навыком тихого чтения при возросших возможностях школьников в отношении сознательного самостоятельного чтения позволяет ввести на этой ступени обучения так называемое опережающее чтение. Несложные по содержанию и форме произведения могут быть прочитаны учениками еще до работы над ними на уроках чтения. Осмысленному восприятию их будут способствовать задания, активизирующие познавательную деятельность и вдумчивое отношение к описанным событиям, фактам и явлениям. В их числе: подготовка ответов на вопросы, зарисовка прочитанного, изготовление фигурок действующих лиц, подготовка вопросов к тексту, пересказ, характеристика героев и др.
Среди видов повторного чтения наиболее часто применяемым является выборочное чтение. Оно содействует лучшей ориентации учащихся в прочитанном, осмыслению развития действия и выделению наиболее существенного в содержании, построению высказывания при воспроизведении прочитанного материала, помогает учащимся подтверждать свои суждения выдержками из текста.
В 1—2 классах дети по заданию учителя находят и прочитывают отдельные предложения для ответа на конкретные вопросы по фактическому содержанию. Важно научить их правильно соотносить вопрос с читаемым материалом, свободно ориентироваться в его содержании.
В 3—4 классах школьники зачитывают отрывки из текста для ответа на вопросы обобщающего характера (типа «Что Ваня увидел во дворе? ») или на вопросы, требующие конкретных примеров для оценки поведения действующих лиц (например: «Почему ты думаешь, что мальчики злые, не любят животных?»).
В 5—6 классах с помощью выборочного чтения учащиеся выполняют более сложные задания. От них требуется не только пересказать какой-то эпизод из сюжетно-событийной стороны произведения, но и привлечь текст для характеристики и оценки описанных событий, поведения героев. В зависимости от характера вопросов, учащиеся выбирают из текста отрывки, предложения, слова или словосочетания.
Среди заданий имеются и такие, которые привлекают внимание учащихся к выразительно-изобразительным средствам языка (типа: «Найти слова, которыми автор описывает героя, погоду, лес» и др.). Выполнение этих заданий, сопровождаемое уяснением смысла слов и речевых оборотов, имеет важное значение для повышения культуры речи учащихся.
В текстах, где встречаются диалоги действующих лиц, применимо чтение по ролям. Во-первых, этим достигается осмысление расстановки действующих лиц, понимание смысла реплик и характеров собеседников. Во-вторых,-чтение в лицах позволяет отрабатывать у учащихся элементы выразительного чтения в таких его проявлениях, как интонация и логическое ударение. Чтение в лицах проводится на разных этапах работы над текстом. В ходе анализа текста оно сопровождается комментариями, к которым привлекаются учащиеся класса («Кто это говорит? Что это значит? Как говорит?»). На завершающем этапе анализа, когда текст разобран, учащиеся должны продемонстрировать степень его понимания через выразительное чтение диалога. Качество чтения может стать предметом обсуждения в классе: обращается внимание на правильность интонации, внятность, выразительность речи, а также на соблюдение требований к правильному чтению.
Спорным в методике обучения чтению является вопрос о целесообразности первого чтения текста учителем. Ознакомление глухих учащихся с новым произведением путем чтения его учителем при закрытых книгах1, особенно в младших классах, вызывает серьезное возражение. У школьников еще не развито слуховое восприятие, процесс восприятия читаемого идет в основном на зрительной основе. И когда учащиеся ставятся в условия считывания с губ содержания нового текста, это вызывает у них значительные трудности. Поэтому, по нашему мнению, наиболее оправданным является первичное чтение текста самими учениками.
Учитель читает текст повторно, с целью показать пример чтения и содействовать пониманию читаемого. В зависимости от жанра произведения и его объема, чтение может быть сплошным или по частям. Читая выразительно, учитель показывает ритм, темп, словесное и логическое ударение, интонационно-смысловое звучание произведения. Так обстоит дело с чтением стихотворений. Однако в школе глухих нельзя переоценивать значение выразительного чтения учителя, так как его далеко не всегда достаточно для понимания текста учениками. Нужны комментарии к отдельным словам, некоторым фразам, частям текста. Поэтому здесь может иметь место выразительное комментированное чтение. Во время чтения учитель следит за реакцией учеников, выдерживает темп чтения, позволяющий им воспринимать текст и пояснения к нему, принимать участие в этих пояснениях.
Некоторые стихотворения или отрывки из прозаических произведений могут быть предложены учащимся для заучивания наизусть. Это задание они выполняют после проведенной работы над осмыслением содержания и неоднократных упражнений в громком чтении специально йотированного текста на основе образца чтения учителя.
Анализ текста. После первичного целостного восприятия текста и выяснения понимания общего содержания (о ком?
0 чем?) организуется повторное чтение, в процессе которого и проводится анализ. Этот этап является центральным в системе работы над текстом. Он направлен на выработку навыков техники чтения, но главным образом—на уточнение и углубление понимания читаемого: сюжетно-событийной стороны, причинно-следственных связей, мотивов поступков действующих лиц и их характеров, идейного содержания. Постижение фактического и идейного содержания идет через осмысление значения слов, словосочетаний, отдельных фраз и частей текста.
Как отмечалось ранее, глухие учащиеся испытывают трудности в понимании описанных в произведениях фактов, событий, явлений. Чем моложе школьники, тем больше затруднений. Поэтому при анализе необходимо проводить специальную работу по осмыслению фактического содержания. Важно, чтобы за словесными графическими образами вставали реальные, конкретные представления. Этому способствует сочетание повторного чтения с наглядностью, с предметно-практической деятельностью учащихся. Связь чтения с различными видами деятельности по прочитанному значительно активизирует внимание к тексту, познавательные интересы школьников, содействует пониманию ими отдельных частей и произведения в целом.
Возможны следующие сочетания чтения с наглядно-практической деятельностью: чтение и работа с иллюстрацией или серией картинок; чтение и зарисовка прочитанного; чтение и изготовление аппликаций; чтение и работа с макетами; чтение и демонстрация действий; чтение и работа с вырезанными или вылепленными фигурками.
Рассмотрим эти сочетания.
1. Чтение и работа с иллюстрацией. Повторное чтение проводится вслух по предложениям, по абзацам, в зависимости от уровня подготовленности класса и особенностей текста. Для конкретизации прочитанных словесных образов учащимся предлагают показать их на картинке из книги или специально изготовленной. При этом уясняется смысл отдельных слов и целых фраз.
Найример, на уроке в 1 классе по рассказу «Зима» (по Г. Скребицкому) учитель говорит: «Покажи на картинке, как снег одевает в пушистые рукавицы ветки кустов и деревьев». Ученик показывает картинку и повторяет то же предложение: «Одевает в пушистые рукавицы ветки». — «Как сказать по-другому?» — «Засыпает, покрывает белым снегом ветки кустов и деревьев». Учитель: «Смотрите. Скажем вместе: «Одевает в пушистые рукавицы ветки кустов и деревьев».— Покрывает, засыпает белым, пушистым снегом».
На уроке чтения школьникам может быть предложено задание подобрать к прочитанному соответствующие картинки, среди которых имеются неадекватные содержанию текста. Такой прием повышает умственную активность учащихся. Они должны найти нужную картинку, а для этого сопоставить прочитанное с изображением, определить, совпадают или не совпадают они, доказать это ссылкой на текст. Например, ученик говорит: «На картинке лето, нет снега, а в рассказе — «Сильные метели намели высокие сугробы». Картинка не подходит». Прочитывая последовательно текст, учащиеся выбирают нужные иллюстрации и располагают их для обозрения. При этом они все время сопоставляют картинки с текстом, т.е. идет активный процесс осмысления прочитанного. На практике это выглядит так: чтение ученика — показ (нахождение) картинки — вновь чтение (в подтверждение правильности выбора).
2. Чтение и зарисовка прочитанного. Рисование в связи с чтением применяется с 1 класса. Учащиеся, по подражанию учителю или умеющему рисовать ученику, постепенно приобретают навыки делать схематические рисунки (серию), которые отражают содержание сначала отдельных предложений, потом частей текста, а значит, последовательность происходящего в сюжетных рассказах. Наконец, они обучаются создавать один рисунок к тексту описательного характера1.
Зарисовки читаемого учат детей вдумчиво относиться к словесной ткани произведения. После чтения вслух школьники еще вынуждены несколько раз обращаться к тексту, чтобы в рисунке передать нужное количество предметов, действующих лиц, их расположение, указанные признаки. Созданные рисунки коллективно рассматриваются, соотносятся с текстом («Что нарисовано? А что написано?»), оцениваются с точки зрения правильности отображения прочитанного («Все ли нарисовано? Что неправильно?»). Это способствует четкости представлений учащихся по фактическому содержанию, развивает речевые навыки, умения анализировать, давать объяснения. Задание на зарисовку учащиеся получают и после того, как ответят на вопросы словами текста, так как ответ выборочным чтением еще не свидетельствует о правильном понимании конкретного содержания. По мере возрастания ступени обучения работа с рисунками может усложняться, приобретая избирательный характер. Учащимся предлагается нарисовать что-то одно (действующих лиц, природу, какой-то эпизод, что понравилось и т.д.)1.
3. Чтение и изготовление аппликации. Первые аппликации учащиеся выполняют из приготовленного учителем наглядного материала (вырезанные из бумаги фигурки, предметы). По ходу чтения учащиеся по очереди распределяют его на листе картона или фланелеграфе. Например, в 1 классе в рассказе «Осенью» есть фраза: «Белка заготавливает в дуплах орехи и желуди». Прочитав ее, ученик должен взять вырезанный рисунок дерева с дуплом и поместить его на картон, потом прикрепить изображение белки, которая кладет в дупло орехи и желуди. Так же последовательно дети размещают рисунки с животными, готовящимися к зиме: еж под кучей хвороста, медведь в берлоге, заяц и лиса в зимних шубах. Рисунки ученики все время соотносят с текстом, уясняя таким образом значение слов и словосочетаний: «дупло», «берлога», «заготавливает», «сушит на сучьях», «забрался под кучу хвороста», «свернулся в клубок» и т.д.
В практике находит применение и такой вид работы, когда к тексту заранее подготавливается часть аппликации с изображением места действия и обстановки или конструктивная картинка. В процессе чтения на этой аппликации размещаются действующие лица и прослеживается по тексту развитие действия. Например, в 3 классе к рассказу «Редкая гостья» подготавливается на большом листе бумаги конструктивная картина. Учащиеся показывают на ней прилетающих к кормушке птиц и демонстрируют их действия: «вспорхнула», «схватила клювом», «начали клевать», «брали клювами ягоды рябины» и др. Благодаря картинке, конкретизируется поведение белки «сначала» и «потом».
Предметы и фигурки из бумаги к аппликации учащиеся сами могут изготовить на уроке после первичного чтения и определения количества действующих лиц и предметов, встречающихся в рассказе. Этим умением дети овладевают на уроках предметно-практического обучения с 1 класса. Если предметов в тексте немного, то их вырезает каждый ученик, если много, то один вырезает деревья, другой — действующих лиц и т.д. Подобные задания дети могут выполнять вечером (как домашнее задание), а также на уроках предметно-практического обучения. Вся эта подготовка связана с активной речевой практикой учащихся. Изготовленный материал используется на уроках чтения для уточнения и конкретизации читаемого текста: читают, распределяют иллюстративный материал на аппликации, находят текст к представленному изображению.
4. Чтение и работа с макетом. Макет к уроку чтения создается заранее. На нем наглядно представлена обстановка, в которой развертывается действие. В соответствии с содержанием
текста подготавливаются фигурки действующих лиц из пластилина, ваты, ткани. По ходу чтения на макете демонстрируются конкретные события и действия, создаются картины,
описанные в тексте, обеспечивается прочная связь слова с предметом, который называется.
5. Чтение и демонстрация. Для демонстрации подходит любой повествовательный рассказ. Прочитанное предложение демонстрируется, т. е. производятся описанные действия. Этот
прием в работе над текстом особенно важен для самых младших классов, где тексты отличаются наличием развития действия и у учащихся больше трудностей в понимании. Если в читаемом
тексте есть диалог, то при чтении выделяются действующие лица, распределяются роли.
Учащиеся под руководством учителя наглядно изображают содержание читаемого, а в соответствующих местах вводится прямая речь. Постепенно в демонстрацию вводится не одно, а два и больше действий. В случае затруднений в демонстрации учитель в соответствии с произносимыми словами производит необходимые действия сам, а потом их повторяют дети.
Демонстрация, содействующая правильности восприятия слов и выражений, может быть заменена инсценировкой, но уже в других целях, а именно для проверки и закрепления понимания детьми содержания прочитанного.
6. Чтение и работа с вырезанными фигурками. Подготовленные фигурки служат для демонстрации действия в читаемом рассказе. Использованием наглядно-практической деятельности в процессе повторного чтения достигается конкретизация словесных описаний, воссоздается сюжетное содержание текста. Однако это не является показателем, что учащиеся усвоили связи между частями текста, поняли характеры действующих лиц и смысл прочитанного. Нужна работа над углублением понимания текста.
Этим целям в первую очередь служит беседа — диалог о прочитанном между учителем и учащимися или учащихся между собой под контролем учителя, между учеником и классом. Беседа побуждает к воспроизведению, анализу и обобщению прочитанного материала. Она активизирует мысль ученика, вовлекает в размышления, развивает умение рассуждать, высказывать свое мнение об описанных фактах, героях, о произведении в целом.
В зависимости от того, на каком этапе работы над текстом проводится беседа, определяется ее характер. После первичного чтения проводится, как правило, репродуктивная беседа, выясняющая понимание общего содержания. Этап анализа связан с проведением репродуктивно-эвристической беседы с элементами творчества, направленной и на проверку понимания, и на более глубокое проникновение в смысл прочитанного произведения, на выявление его идейно-тематической сущности, обоснование его названия.
На заключительном этапе работы над текстом проводится обобщающая беседа, преследующая цель систематизации знаний текста, его фактического и идейного содержания, авторской и жанровой принадлежности. Все это содействует обогащению жизненного опыта и литературного кругозора учащихся, стимулирует интерес к книге.
В беседе как диалоге выделяются две стороны—вопросы и ответы. Ее эффективность, проявляющаяся в активности и самостоятельности работы учеников, во многом зависит от характера вопросов, которые предлагаются при анализе текста. Поставленные в логической последовательности, они должны соответствовать целевой установке урока.
Как показывает опыт работы школ глухих, при разборе читаемого детям предлагаются следующие группы вопросов.
1. Вопросы, выясняющие осмысление конкретного содержания текста («О ком?» «Кто и что сделал?» «Когда?» и т.д.). Количество и формулировка вопросов репродуктивного характера в значительной степени зависят от сложности описанных в тексте событий и явлений, уровня развития учащихся и, конечно, ступени обучения. Детальные вопросы приемлемы в 1 и 2 классах, они относятся к одному-двум предложениям. С 3 класса ставятся не только конкретные, но и более общие вопросы (Что
случилось с ... ? Какие работы выполняют люди осенью? О каких признаках весны говорится в рассказе?).
2. Вопросы, выясняющие и уточняющие понимание в контексте значений слов и словосочетаний, без которых не может быть правильно понято фактическое содержание'(Что такое цех? «Делают ткани»—как можно сказать по-другому? (Ткут.) «Выскочили (из машины)»—как это? Как ты понимаешь слово «пороша»?).
3. Вопросы, помогающие устанавливать причинно-следственные связи (Объясни, почему нельзя портить деревья? Почему зайца на снегу не видно?).
4. Вопросы, побуждающие к оценке поведения действующих лиц (Как поступил ... ? Что ты можешь сказать об этом человеке? Какой он?).
5. Вопросы, связывающие читаемое с личным опытом и знаниями детей (А вы сделали кормушку? Как ты заботишься о младших братьях и сестрах?).
6. Вопросы, побуждающие к рассуждению и обоснованию своего мнения (Как ты думаешь, каким человеком будет ... ? Что нужно было сделать детям? Как ты понимаешь смысл названия «Волшебные краски»?).
7. Вопросы на определение авторской и жанровой принадлежности текста (Кто написал рассказ? Какое это произведение: сказка, рассказ, стихотворение? Почему это произведение на
звано «сказкой»? Что в нем сказочного?).
В школе глухих немаловажное значение имеет форма постановки вопросов. Наилучшие условия для организации активной работы школьников над текстом создаются тогда, когда основные вопросы в беседе предлагаются для всеобщего обозрения в записи на доске или даны на странице учебника. Прочитанный хором вопрос мобилизует всех учащихся на ответ. При затруднении в ответе на обобщающий вопрос учитель дополнительно, в устной форме, задает вспомогательные вопросы, с помощью которых восстанавливаются необходимые для обобщения факты.
На вопросы учащиеся отвечают по-разному — выборочным чтением и своими словами.
Выборочное чтение используется при ответах на вопросы репродуктивного, эвристического и обобщающего характера. Чтобы ответить на такой вопрос, надо найти и выбрать из текста тематически объединенные факты; в других случаях к выборочному чтению учащиеся прибегают для доказательства и обоснования своего мнения, своей оценки. К выборочному чтению учитель привлекает детей и при составлении плана, элементарной характеристики действующих лиц, при выделении главной мысли прочитанного.
Используя выборочное чтение при ответах на вопросы, педагог не должен забывать о том, что оно не является показателем подлинного понимания и усвоения текста. В практике обучения можно наблюдать картину, когда ученики бойко зачитывают строки, части текста, но потом не могут воспроизвести прочитанное. Ответ нередко подбирается по схожести слов в вопросе и в тексте. Чтобь! избежать механического подхода к выборочному чтению, сделать его осознанным, используется прием введения неадекватных, не имеющих отношения к тексту вопросов. Если ученики замечают несоответствие вопроса содержанию, то это свидетельствует об их ориентировке в тексте.
Сознательности ответа ученика на вопросы содействует разнообразие их формулировок. Как можно раньше надо переходить к вопросам, в которых состав слов не повторяет лексику предложения в тексте. Для усвоения выборочно прочитанного отрывка нужна установка на его пересказ своими словами: «Прочитал, а теперь скажи своими словами». Ответы учащихся контролируются не только учителем, но и товарищами по классу. Внимание фиксируется на правильности содержания ответа, его грамматического оформления и произношения.
Для развития умения строить ответ с использованием определенных слов и словосочетаний от учащихся следует требовать вариативности в ответах. В связи с этим целесообразно предлагать задание сказать по-другому.
Отвечать на основные вопросы по прочитанному тексту учащиеся могут не только устно, но и письменно. В этом случае обеспечивается индивидуальная речевая практика каждому ученику, каждый ставится перед необходимостью выразить свой уровень понимания. Для этого в практике работы школ применяются перфокарты. Самостоятельно составленные ответы подвергаются коллективной проверке.
В ходе беседы по прочитанному учащимся предлагаются вопросы репродуктивного (что? где? когда?) и эвристического характера (почему? зачем? как? и т. д.).
На уроках анализа текста нужно, чтобы учащиеся сами задавали вопросы друг другу. Умению формулировать вопросы они обучаются на уроках развития речи, но и на уроках чтения ведется работа в этом направлении. На первых этапах обучения вопросы к тексту в качестве образца могут планироваться учителем и предлагаются учащимся на карточках или на доске. Вопросы может задавать один ученик под контролем учителя всему классу. Все следят за правильностью ответа товарищей. Вопросы можно адресовать одному ученику, их ставят поочередно все школьники. Степень самостоятельности учащихся в постановке вопросов постепенно увеличивается. В 5—6 классах это задание становится правомерным для каждого. Однако надо иметь в виду, что дети чаще всего ставят к прочитанному вопросы репродуктивного характера, поэтому учитель должен быть готов включиться в беседу, чтобы охватывать при анализе и другие стороны читаемого материала.
Составление плана. Эта работа помогает учащимся более глубоко осознать содержание, последовательность и связь описанных в тексте событий и явлений. Работа над планом развивает мышление и речь учащихся.
Составить план — значит определить логическую последовательность событий и соответственно разделить текст на законченные по смыслу части, выделить в них самое основное и озаглавить каждую часть, т. е. сформулировать пункты плана. В основе составления плана лежит аналитико-синтетическая умственная деятельность учащихся. Следовательно, составление плана к прочитанному предполагает обучение школьников анализу, т. е. выделению логически законченных частей, и синтезу — озаглавливанию их.
Надо отметить, что не ко всем читаемым произведениям составляется план. Для этих целей используются рассказы (статьи, стихотворения), которые имеют четко выраженную фабулу. Ее можно проследить по нескольким критериям: по появлению новых действующих лиц, фактов, событий; по смене времени и места действия; по изменениям в поведении действующих лиц, явлений природы.
Умение составлять план прочитанного формируется у учащихся постепенно1. Для этого они выполняют постепенно усложняющиеся задания.
1. Данные к тексту картинки, расположенные в логической последовательности, подтверждаются текстом. Сначала показывается учителем первая картинка, потом вторая, третья, четвертая и т.д. Учащиеся читают о том, что изображено на каждой (1 класс). Работа с картинками усложняется, когда они даются вразброс. Учащиеся должны рассмотреть серию картин и определить, какая соответствует той или иной части текста.
2. Создание иллюстраций к выделенным частям текста. Первые рисунки создаются учителем, который постоянно обращается к классу с вопросами, побуждает детей доказывать текстом
правильность создаваемого рисунка. Постепенно в зарисовку включаются учащиеся: один рисует на доске, остальные в альбомах. Затем рисунки проверяются путем сопоставления их с текстом. Зарисовка может проводиться как самостоятельная работа с последующей проверкой. Во всех случаях обязательным является постоянное обращение к тексту, сопоставление с
ним рисунков.
Дорисовка недостающей картинки (со 2 класса). Вразбивку данные картинки располагаются в нужной последовательности путем соотнесения с текстом. Выясняется, к какой части недостает картинки. К ней коллективно или самостоятельно создается рисунок.
4. Словесное рисование (со 2 класса). Дети должны сказать, что можно изобразить на первом, втором, третьем и т.д. рисунках. Свои предположения они доказывают отдельными фразами из текста. Обсуждение возможных рисунков способствует четкости усвоения описаний в тексте. Работа усложняется в 3-4 классах тем, что учащиеся должны определить не только что надо нарисовать, но и содержание серии рисунков в виде заголовков.
При обучении детей определению последовательности событий прочитанного по иллюстративному материалу формируется умение делить тексты на части. Это умение воспитывается с конца обучения в 1 классе. Вначале для этой работы предлагаются тексты с выделенными сюжетными частями, затем тексты с более сложной структурой (3-4 классы). При этом учащиеся обучаются обобщению мелких частей текста в более крупные, что, в свою очередь, способствует развитию навыков обобщения. К 5 классу дети должны уметь делить текст на части самостоятельно.
В формировании умения делить текст на части тоже есть определенная система упражнений.
1. Выделение частей текста с использованием готовых картинок (с 1 класса) и их названий (со 2 класса). Рассматривается очередная картинка, к ней читается соответствующая часть тек
ста. Однако граница части определяется учениками не всегда правильно, поэтому проводится коллективное обсуждение границ отрывка и учитель делает заключение о том, где кончаются
первая, вторая и другие части текста.
Если деление рассказа на части проводится на основе данных учителем названий к ним, то количество частей и их границы определяются исходя из заголовков.
2. Деление текста на части на основе обсуждения количества возможных рисунков (со 2 класса). Обучение начинается с определения детьми количества рисунков, которые они будут создавать. Свои предложения учащиеся делают на основе чтения текста, который относится к каждому рисунку. Затем вводится задание: «Разделите текст на части».
3. Деление текста на определенное количество частей, опираясь на рисунки (с 3 класса).
Деление текста на части с его словесным обоснованием (с
4 класса). Заслушивается мнение учеников о количестве частей, на которые можно разделить текст, после чего от учащихся требуется передать содержание каждой части несколькими предложениями. Мнения обсуждаются, заключение делает учитель.
5. Деление на части по главной мысли (с 3 класса). Главные мысли частей текста называет учитель, учащиеся находят в прочитанном соответствующие места. Ответы их обсуждаются. Умению участвовать в дискуссии школьники обучаются на уроках предметно-практического обучения, а потом это умение закрепляется на уроках чтения.
В обучении школьников озаглавливанию частей текста тоже имеется определенная система упражнений.
1. Подбор к выделенным частям готовых названий (с 1 клас
са). Подбираются к каждой части текста подходящие названия,
и соответственно им прочитывается текст. Возможен и такой ва
риант, когда из нескольких заголовков к одной части учащие
ся выбирают наиболее точный.
2. Выбор предложений из текста для подписей к рисункам.
Формулирование этих предложений своими словами.
3. Определение названия части по ее главной мысли. После
разграничения текста определяется основная мысль в каждой
части. Она и становится заголовком.
Озаглавливают части текста в форме повествовательных, вопросительных, а потом и назывных предложений (коллективно и самостоятельно).
Систематичное проведение указанных упражнений подготавливает школьников к самостоятельному составлению словесного плана. К 5 классу они должны уметь делить текст на части и озаглавливать их. В младших классах умения по составлению плана формируются на основе картинок. Переходным этапом от картинного плана к словесному является словесное рисование. Словесные планы без, опоры на рисунки составляются начиная с 3 класса.
Можно назвать ряд упражнений для обучения составлению таких планов по прочитанному материалу.
1. Анализ готового плана (со 2 класса). Дети знакомятся с планом и сопоставляют его с текстом, к каждому пункту подбирается отрывок из текста. В готовом плане может отсутствовать
один из пунктов. Учащиеся должны увидеть это, исходя из содержания текста, и дополнить план.
2. Работа с деформированным планом (со 2 класса). Детям предлагается деформированный план. Они должны распределить пункты плана в логической последовательности в соответствии с содержанием читаемого.
3. Дополнение плана (с 3 класса). Предлагаются на доске
пункты незавершенного плана. Дети должны соотнести его с текстом, найти пропущенные отрывки, не отраженные в плане, и придумать к ним заголовки.
4. Составление плана параллельно с разбором содержания части (с 3 класса). После разбора определяется главная ее мысль,которая и становится заглавием.
5. Самостоятельное составление плана (с 3 класса). Самостоятельно учащиеся могут составить план на этапе анализа текста. Он показывает степень понимания читаемого.
Самостоятельная работа проверяется, обращается внимание на соотношение пунктов плана и частей текста, анализируется ихсоответствие.
На уроках чтения учащиеся учатся составлять простые и сложные планы. Вначале составляются простые планы, которые облегчают воспроизведение конкретного содержания. К 4 классу дети обучаются составлению более обобщенных планов.
Создание наглядно-практического материала и составление плана к читаемому произведению открывает возможность для организации пересказа его учащимися.
Пересказ текста. Это эффективное средство проверки усвоения и закрепления содержания текста, его лексико-фразеологических особенностей; в то же время это вид работы по развитию связной речи детей.
На уроках чтения глухие школьники, согласно программным требованиям, овладевают разными формами пересказа: подробным, кратким, творческим (выборочным). Подробный и краткий пересказы различаются объемом, но и тот и другой может быть близким к тексту или передан своими словами. Творческий пересказ—более сложный вариант пересказа, предполагающий определенную переделку текста: изменить лицо рассказчика, время действия, дополнить изложение, дать пересказ не всего текста, а частично, выборочно.
К сожалению, в практике обучения наиболее часто проводится подробный, близкий к тексту пересказ, что приводит учащихся к механической передаче прочитанного по памяти и недостаточно будит мысль и личностное отношение к излагаемому. Пересказ становится для учащихся скучным занятием.
Каждой форме пересказа школьников надо учить. В числе первых — пересказ, близкий к тексту, по картинкам, аппликациям, макету. Для этого подбираются тексты с четким сюжетом. Обучение начинается с 1 класса, учащиеся используют в пересказе готовые образцы предложений, взятых из текста. Они выполняют задания типа: «Покажи и скажи: «Вова пришил пуговицу. Сестра учит уроки. Мама готовит обед. Бабушка вяжет варежку»...» Потом задания усложняются. Учащиеся должныпо иллюстрациям рассказать, добавляя пропущенные слова и данные для этого предложения типа: «У Жучки болели ... (ноги). Она лежала ... (в конуре)».
Уже в 1 классе формируется умение рассказывать выборочно («Расскажи о щуке, карасе и соме»; «Расскажи об одуванчике»).
Пересказ своими словами означает не только использование известного учащимся лексического материала, но и обязательное употребление новых слов, которые необходимы для передачи прочитанного и могут обогатить активный словарный запас. Эти слова выписываются на доске, и их предлагается употреблять в пересказе. Чтобы активизировать процесс пересказа своими словами, можно организовать его при открытой книге с заданием сказать по-другому («Наступила зима. Выпал глубокий снег». Учащиеся изменяют фразу: «Пришла зима. Выпало много снега»).
С 3 класса глухие школьники должны уметь пересказывать прочитанное кратко. Обучение краткому пересказу следует начинать с составления картинно-словесного плана к тексту, в котором легко выделяются логически законченные по смыслу части. Каждый заголовок дополняется одним-двумя предложениями, и в результате получается краткий пересказ. Добавления учащиеся вначале делают с помощью вопросов учителя.
Понятие о кратком пересказе можно дать при сопоставлении его с подробным. Для этого коллективно составляется и записывается подробный пересказ по частям. Потом учащимся предлагается выделить в каждой части главное, основное и изложить его кратко. С помощью учителя рядом с каждой частью записывается ее краткий пересказ. Наглядное сопоставление и организованная логическая работа над воспроизведением ведут к формированию у учащихся понятия о том, что краткий пересказ— это пересказ самого главного.
Творческий пересказ с изменением лица рассказчика или времени действия вызывает у глухих значительные трудности, так как для этого надо не только обладать достаточным воображением, но и уметь оформить свое высказывание грамматически и стилистически правильно. Этот пересказ требует подготовки: разбора с учащимися описанных событий, создания четкого представления о том действующем лице, от имени которого предстоит передавать прочитанное. Школьникам надо дать примерные образцы высказываний, показав трансформацию предложений. На конкретном отрывке следует показать возможности перевода содержания прямой речи в косвенную. Например, фраза «Я соскучилась по тебе... я тороплюсь... все равно съем тебя» потребует образца структуры не только простого, но и сложного предложения: «Она (лиса) сказала, что (что сделала?) соскучилась (что еще сказала?)..., что все равно съест ее (Серую Шейку)».
Одним из вариантов творческого пересказа является пересказ с дополнением: придумыванием другого конца, начала, определением, как можно было по-другому сделать, поступить. Такого рода задания предлагаются с 4 класса, а более широко применяются в средних классах.
Работа над пересказами, особенно разными видами творческого пересказа, связана с неоднократным перечитыванием воспроизводимого отрывка текста, с активной мыслительной работой.
Актуализации знаний школьников по прочитанному служит пересказ по измененному плану (начинать рассказ с любого пункта плана).
Обобщение прочитанного. На завершающем этапе работы над текстом ставится задача обобщить и систематизировать знание учащимися текста, уяснить его идейно-тематическую направленность, подвести к выводам познавательного, идейно-нравственного и эстетического характера.
В текстах научно-популярной литературы знания приводятся в определенную систему, связываются с имеющимся опытом. Они обогащают представления о реальной действительности, и на этой основе у школьников воспитывается определенное отношение к ее проявлениям (заботливое отношение к природе, уважение к труду, гордость за боевые подвиги, любовь к родному краю и т.д.).
При чтении художественных произведений (их в книгах для чтения большинство) учащиеся подводятся к пониманию главной мысли через анализ образов действующих лиц (образов-персонажей), картин природы (образов-пейзажей).
Работа над образом распределяется по разным этапам работы над текстом. При знакомстве с произведением учащиеся получают первое представление о действующем лице. Это представление, как известно, еще нечеткое, диффузное. Оно уточняется в ходе анализа прочитанного. Итогом работы является составление характеристики действующего лица.
Составление характеристики действующих лиц. Представления о характеристике человека формируются у школьников постепенно. На уроках чтения учащиеся знакомятся с описанием внешнего вида и накапливают портретную лексику, учатся определять черты характера действующих лиц. Уже с 1 класса школьники обучаются выражать свое отношение к поступкам героев («Как поступил?»). Их побуждают объяснять поступки, выявлять мотивы поведения («Почему он так сделал?»), находить слова и выражения, характеризующие героев («Какой он? »). Учащиеся вначале на основе конкретных поступков действующих лиц выделяют отдельные черты характера, т.е. овладевают элементами характеристики. Параллельно с уроками чтения на уроках развития речи учащиеся обучаются составлению характеристики хорошо знакомых людей. Постепенно накапливается нравственный опыт и соответствующая характерологическая лексика. В 6 классе на уроках чтения составляется более подробная характеристика действующих лиц.
При составлении характеристики анализируется поступок действующего лица с помощью вопросов типа: «Что и где происходило? Что сделал? Почему, зачем? » Разбор поступка и условий, в которых он совершен, завершается оценкой его («Какой поступок?») и характеристикой героя («Какой был ...?— Смелый, находчивый» и т.д.).
Чтобы эта оценка черт характера была понятна учащимся, целесообразно учить их находить ей подтверждение в тексте («Почему его можно назвать смелым, находчивым?»), приводить фактический материал.
На итоговом занятии обобщается материал о герое рассказа. Составляется характеристика по следующему плану. 1. Определить, кто герой рассказа (боец, ученик, мальчик, рабочий и т.д.). 2. Описать внешний вид (если есть такой материал в тексте). 3. Описать его поступок (что сделал?). 4. Выразить отношение к герою.
Не в каждом произведении имеется описание внешнего вида, но обязательно есть факты, которые позволяют накапливать представления и соответствующую лексику об отдельных психологических сторонах личности человека.
Основной метод обобщающих занятий—эвристическая беседа с элементами творчества. Вопросы, предлагаемые учителем или «маленьким учителем» к тексту и теме в целом, требуют при ответе выделения главного содержания и его воспроизведения, оценки событий, поведения героев («О ком рассказ? О чем рассказ? Что узнали о весне, о мальчике?»). При ответах учащиеся обращаются к тексту, зачитывают и пересказывают отдельные эпизоды, используя наглядные средства, делают вывод о чертах характера героев.
На итоговом занятии по ряду произведений определяется главная мысль (в ней—синтез прочитанного). Такого рода упражнения нужны при изучении басен, где мораль и есть главная мысль. Ее выделение позволяет вскрыть поучительный смысл произведения и сделать вывод нравственного содержания. Так, основная мысль басни «Стрекоза и Муравей», выраженная иносказательно в словах Муравья: «Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!», позволяет охарактеризовать персонажей басни, оценить их поведение (легкомыслие Стрекозы, трудолюбие Муравья), сравнить с поведением людей.
На итоговом занятии учащиеся могут определить идейно-образный смысл сказок («Почему называется сказкой? Что сказочного?» — «Фантастичность содержания, победа добра над злом»). В лирических стихотворениях, отрывки из которых читают школьники, предметом изображения являются не картины человеческой жизни, а переживания, чувства человека, вызванные природными, общественно-политическими, социальными явлениями. Чтение и анализ их должны строиться с учетом этого своеобразия. На итоговом занятии определяется основное содержание («О чем говорится? Что говорится?»). Поскольку поэтические образы осознаются не только через зрительное восприятие слов, но и через слуховые, интонационные характеристики, то важно определить настроение, которым пронизан стихотворный текст, а значит, как лучше его прочитать. По мере возрастания ступени обучения больше внимания должно уделяться использованию поэтом образных средств («Какими словами говорится о ...?») и выразительной их передаче. Работа над стихотворением завершается выразительным чтением, которое должно продемонстрировать степень понимания учеником настроения и чувств, выраженных в нем.
Чтение и разбор научно-популярного текста завершаются ответами на обобщающие вопросы и пересказом о том, что узнали.
Итоговые занятия включают словарно-стилистические упражнения, направленные на закрепление знаний и активизацию словарного запаса в речи школьников (составление предложений с определенными словами, нахождение в тексте выражений, близких по значению к данным, дополнение словосочетаний, предложений и др.) (см. словарную работу).
На заключительном этапе учащимся предлагается разгадать загадки, объяснить пословицы. Работа по закреплению прочитанного может найти свое продолжение на уроках развития речи и в письменных домашних заданиях.
Словарная работа
Третьим направлением в работе на уроках чтения является словарная работа. Это органичная часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:
осознание учащимися сюжетно-событийной и идейно-художественной сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз, а следовательно, усиление влияния читаемого на личность школьника;
систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;
развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи в устной и письменной форме как необходимого условия для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.
Успешное решение этих задач обеспечивается системой словарной работы, в которой реализуется ряд организационных и методических требований и которая строится в соответствии с основными дидактическими принципами1.
Рассмотрим требования к словарной работе.
1. Словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы (раздела) и к отдельному уроку. Это значит— отбирать лексический минимум, который нуждается в
разъяснении, определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения текста, приемы объяснения и закрепления словаря.
Отбор словаря для объяснения производится учителем в процессе словарно-фразеологического анализа текста при подготовке к уроку чтения. Выделяются слова, незнакомые учащимся, непонятные по смыслу выражения и фразы, но в первую очередь те, без которых не может быть понято и воспроизведено идейно-тематическое содержание текста. В каждом отдельном случае при решении вопроса о поурочной дозировке учитывается необходимость умеренного подбора словаря, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект урока.
2Словарная работа органично включается во все виды деятельности учащихся с читаемым материалом. В одних видах деятельности словарь разъясняется, в других закрепляется и
активизируется. Словарная работа находит место при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного.
Все формы подготовительной работы связаны с объяснением какого-то минимума словарного состава, незнание которого может помешать пониманию читаемого материала. При проведении экскурсии смысл слов и выражений раскрывается в ходе целенаправленно организованных наблюдений. В рассказе учителя новый словарь логично включается в сюжетную ткань изложения и тут же поясняется. В тех случаях, когда в ходе подготовки дети рассматривают картину и проводится беседа по ней, путем наглядных образов уясняется значение тех или иных слов-понятий и выражений. Школьникам объясняются те слова, которые важны для предметного (тематического) понимания содержания текста и легко включаются в разговор, направленный на создание интереса к предстоящему чтению.
После первичного ознакомления с текстом следует повторное чтение с комментариями, пояснением значения новых слов и выражений в контексте.
При разборе прочитанного уясняется значение слов и выражений. Осуществляется дифференцированный подход к словарю, выделяется словарь для активного усвоения. Для закрепления активизируемых слов используется беседа, чтение и составление плана, пересказ. При обобщении прочитанного от учащихся требуется так строить высказывания, чтобы в них включались объясненные ранее слова, предназначенные для активного употребления в речи.
В процессе работы над текстом словарный запас школьников обогащается словами и словосочетаниями, характеризующими историческую эпоху, обстановку действия, картины природы, морально-этический образ человека, сферы общественно-социальной деятельности людей.
3. При проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приемам объяснения.
С младших классов дети приучаются осмысливать словарь в контексте. Для этого их побуждают передавать смысл слова, словосочетания, фразы путем выполнения различных практических заданий: подобрать картинку, зарисовать, показать на макете, слепить и т. д. Например, в предложении «Я привстал немного, посмотрел в молодой осинник и сразу же затаил дыхание» учащимся непонятны слова «привстал», «затаил дыхание». Их смысл лучше всего раскрывается в демонстрации действия. А в предложении «Стали они мокрые платья выжимать» незнакомое словосочетание «платья выжимать» поясняется по готовой иллюстрации. Смысл в предложении словосочетаний «дуют ветры», «бывают метели», «снег шапками лежит» поясняется путем зарисовок. Смысл незнакомых слов и словосочетаний познается детьми на наглядной контекстной основе.
Для объяснения незнакомых слов в младших и средних классах, кроме включения детей в практические действия, используются и такие приемы, как:
показ предмета, обозначающего конкретные вещи (например «красная звездочка», «сугроб», «лукошко»);
показ картинки, модели, изображающих нужный предмет, объект, явление, которое учащиеся не могут наблюдать непосредственно (например «дупло», «гнездо», «скворец», «демонстрация»); по картинке можно показать и некоторые действия (например «карабкается», «течет по дну оврага»).
Наряду с наглядными используются и вербальные приемы объяснения незнакомых и непонятных слов:
подбор синонимов, слов, близких по значению (например «не заметил» — «не увидел»; «растолкует» — «объяснит»; «снег разрывает» — «копает»; «первая пороша» — «первый снег»);
перифраза—замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых слов (например «метель» — «дует сильный ветер и идет снег»; «заботятся» — «кормят, поят, строят теплые жилища»; «домишко» — «маленький домик»);
подведение частного понятия под общее (например «деревья, кустарники, травы» — «растения»; «жуки, мухи, комары» — «насекомые»);
подбор к родовому видовых понятий (например «вещи» — «чулки, ботинки, варежки, карандаши, тетради»; «грибы» — «боровик, подосиновик, подберезовик»);
анализ словообразования, выяснение значения слова при помощи анализа его составных частей (например «длинноносый дятел» — «длинный нос у дятла»; «быстроногий» — «быстрые ноги»);
привлечение конкретных примеров из жизни самих школьников для пояснения слов абстрактного значения, обозначающих те или иные качества человека (например «трудолюбивый», «настойчивый», «смышленый», «находчивый»).
Выражения и слова, употребляемые в тексте в переносном значении, объясняются двумя способами—путем включения слов в перифразу и показа картинки (например «Деревья плотной стеной — не продерешься».— «Деревья стояли рядом, как стена, не пройти»; «Словно белою косынкой подвязалася сосна». — «На ветках сосны лежал снег, на-зеленой сосне как будто белая косынка»). Обороты речи станут более понятными, если пояснения даются с соответствующим наглядным сопровождением.
Выбор того или иного приема объяснения слов в каждом отдельном случае зависит от ряда причин: от возраста и развития учащихся; от характера самих слов, значение которых надо объяснять; от объема словарного запаса у учащихся данного класса; от состояния грамматических знаний и других условий.
4. Целенаправленное обогащение и расширение лексического запаса школьников достигается организацией специального закрепления определенного минимума активного словаря в их речевой практике. В этот минимум входят слова и выражения, без которых нельзя раскрыть основное фактическое и идейное содержание прочитанного текста, слова, которые имеют наибольшее частотное употребление в разговорной и общеупотребительны в литературной речи.
Одной из форм закрепления слов является ведение школьниками словарей. В практике школ глухих наибольшее применение находят постатейные словари, в которые выписываются слова, объясняемые в определенном тексте. Слова, записанные с указанными учителем орфоэпическими знаками и ударением после их устного проговаривания, лучше запоминаются.
Возможно ведение и тематических словарей, которые составляются к отдельным разделам книги для чтения (темы: о сезонах года, о труде людей, об отношении к природе и т.д.). Каждая тема дает возможность накапливать и закреплять словарь разного характера—от слов конкретного значения до лексики морально-этического, общественно-социального, исторического характера.
Для закрепления и активизации словарного запаса используются и другие формы работы—устные и письменные задания репродуктивного, эвристического и творческого характера:
нахождение слов в тексте и чтение их («Найди и прочитай отрывок. Какими словами автор описывает зимнюю тайгу? Выбери из текста слова, которые говорят о приходе весны»);
ответы на вопросы с использованием нового слова или словосочетания («Что делает мальчик?» — «Мастерит скворечник»);
составление учениками вопросов с новыми словами («Почему зимой трещали деревья? Зачем Оля поставила ветку в банку с водой?»);
дополнение словосочетаний («Белочка (где?) ...»; «Погода (когда?) ...»);
дописывание предложения по вопросам и без них («Сосульки на со(л)нце ...»; «В аквариуме живут ...»; «Рыбы питаются ...»);
замена слов другими, близкими по значению («Как сказать по-другому?»);
объяснение словосочетаний и предложений («Весна в почках еще спала»; «Весна проснулась». Как ты это понимаешь? Или: «Как ты понимаешь слово «неприятель»?);
составление предложений с новыми словами;
подбор слов, обозначающих признаки предметов;
замена подчеркнутых слов в предложении близкими по значению («Снежинки опускаются на землю неторопливо»):
распространение предложений («На суку большого дерева, обхватив руками ... (ствол), сидел ... (живой Егорка)»).
Новый словарный запас из прочитанных текстов активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному изложению прочитанного или творческому дополнению его:
составление рассказов по одной картинке или серии картинок на тему, близкую к теме одного или нескольких прочитанных рассказов;
составление рассказов по опорным словам;
пересказ с использованием определенной лексики как опорных слов;
пересказ и письменное изложение;
составление рассказа по аналогии с прочитанным;
творческое дополнение к рассказу предшествующих и последующих событий.
Прочность закрепления активизируемых слов и выражений обеспечивается созданием условий для их многократного употребления в разных ситуациях в устной и письменной форме.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 670.