ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внеклассное чтение — раздел программы обучения чтению, имеющий целью формирование у глухих самостоятельной чи­тательской деятельности, которая базируется на знании ими книг доступного круга чтения, развитии потребности в чтении и умения осознанно выбирать книгу, осмысливать ее содержа­ние, определять свое отношение к прочитанному.

Формирование у глухих способности к самостоятельному чтению, т.е. индивидуальному, без непосредственной помощи учителя или другого лица,— процесс длительный. Он ослож­няется тем, что навыки чтения развиваются у них более мед­ленно, чем у слышащих. Сюжетно-событийное содержание, не говоря об идейном, остается часто непонятым учениками не только самых младших, но и средних классов. Трудности в понимании читаемого задерживают появление интереса к чтению и способности самостоятельно работать с книгой. Чтобы могло состояться общение детей с литературой, нужны соответствую­щие методические приемы и средства, стимулирующие и на­правляющие чтение, т.е. требуется руководство их читательской практикой со стороны сурдопедагога (воспитате­ля и учителя).

Внеклассное чтение проходит в тесной связи с классным. В период школьного обучения оно направлено на дополнение про­граммы, на то, чтобы раздвинуть рамки уроков и содействовать решению образовательно-воспитательных и коррекционных за­дач. В то же время внеклассное чтение имеет свои программ­ные требования, которые выполняются путем специальной организации читательской деятельности учащихся. В предлитературный период (1-6 классы) учащиеся последовательно ов­ладевают читательскими знаниями, умениями и навыками. Они знакомятся с тематикой чтения, с разными жанрами русской художественной, научно-популярной литературы, с журнала­ми, газетами, усваивают фамилии детских писателей, названия детских книг, а также узнают основные элементы книги (облож­ка, корешок, страница, титульный лист, содержание, предис­ловие, послесловие) и их назначение, знакомятся с формами библиотечно-библиографической помощи (выставка книг, ре­комендательный список), осваивают правила гигиены чтения и сохранности книг.

Организованная работа с книгой способствует приобретению следующих необходимых умений:

ориентироваться в содержании книг по внешним признакам. Прежде чем сделать выбор, книгу необходимо посмотреть, по наглядным показателям постараться определить ее содержание и решить, подходит ли она для чтения;

по рекомендации учителя выбирать книгу из нескольких имеющихся;

в процессе чтения обращаться за помощью к учителю, вос­питателю или другому лицу;

отражать содержание прочитанного в наглядных образах и записях.

При неоднократном повторении умения переходят в навыки. В формировании указанных знаний, умений и навыков в обла­сти внеклассного чтения глухие школьники, как и их слыша­щие сверстники в массовой школе1, проходят три этапа:

подготовительный, начальный и основной. В школе глухих эти этапы относятся к иным ступеням обучения и характеризуют­ся специфической организацией и методикой работы с книгой. Каждый этап во внеклассном чтении представляет собой опре­деленную ступень в формировании самостоятельной читатель­ской деятельности.

Подготовительный этап во внеклассном чтении охватывает подготовительный и 1 классы. Главное в этот пери­од — привлечь внимание детей к книге как возможному источ­нику познания окружающего мира, средству интересных впечатлений, вызвать желание обращаться к книге, рассмат­ривать ее, пытаться читать. Уже при первоначальном общении с учебной книгой дети обучаются правилам гигиены чтения (как сидеть, как переворачивать страницы, как читать), учатся бе­режному отношению к книге. В этот период внеклассное чте­ние включено в программу специальных занятий в интернате и организуется воспитателем.

На начальном этапе—со 2 по 4 класс включительно — осуществляется постепенный переход от отдельных периодичес­ких действий с книгой к более систематической читательской деятельности, с увеличением доли самостоятельности учащих­ся в этом процессе. С 3 класса внеклассное чтение входит в про­грамму по чтению, и в руководство им включается учитель. Книга становится предметом специального изучения. Учащие­ся знакомятся с ее основными элементами: обложка, заглавие, титульный лист, содержание, иллюстрация. Соответственно в их речь вводятся новые термины. Они знакомятся с периоди­ческой печатью—с газетами и журналами, издаваемыми для детей.

У школьников формируется умение осознанно выбирать книгу. Они становятся читателями школьной библиотеки. При обращении к каждому новому произведению они упражняются в рассматривании его и учатся:

определять автора и заглавие книги;

усваивать информацию на титульном листе (автор, название, издательство, год издания книги);

соотносить заглавие с рисунком на обложке, предопреде­лять, о ком или о чем книга («Как называется книга? Кого вы видите на обложке? Как вы думаете, о ком, о чем книга?»);

находить в книге по содержанию определенное произведе­ние (если их несколько);

находить в классной, а потом и школьной библиотеке книги на определенную тему, произведения указанных учителем пи­сателей;

 

связывать прочитанное с имеющимися представлениями, с известными по прошлому опыту книгами какого-либо писате­ля или произведениями на одну тему («Какие еще произведе­ния данного писателя читали?»; «В каких книгах вы читали о жизни детей, о животных?») .

Запоминанию названий произведений и фамилий писателей помогает ведение в классе вначале коллективного читательско­го дневника или красочно оформленного каталога книг. В них, наряду с указанием автора и названия книги, имеется иллюст­рированный словарь. К дневнику и каталогу открыт доступ каж­дому ученику.

Основной этап во внеклассном чтении — 5-6 классы — направлен на расширение читательской практики и самостоя­тельности учащихся в общении с книгой: в выборе произведе­ний, в чтении и осмыслении их, в воспроизведении и оценке прочитанного. Учащимся предлагается больше произведений исторического характера, отечественной литературы, а также произведения русских классиков: А.С. Пушкина, Н.А. Некра­сова, Л.Н. Толстого и др. Школьники привлекаются к чтению детских журналов.

В указанный период школьники приучаются ориентировать­ся в мире книг, пользуясь не только выставкой книг и установ­ками учителя, но и рекомендательным списком. Возрастает объем самостоятельного чтения, проявляются индивидуальные запросы детей в выборе книг.

В названных классах, наряду с расширением круга чтения, проводится работа по систематизации знаний о писателях и про­изведениях («Кто и что написал?»), их тематике («О чем кни­га?»; «О чем пишет тот или иной писатель?»), усложняется ведение читательского дневника.

ПОДБОР И ПРИЕМЫ РЕКОМЕНДАЦИИ КНИГ

Приобщение детей к книге как источнику знаний и средству эмоционального удовольствия начинается с создания интереса к ней. Важно вызвать интерес к конкретному произведению, так как из частного стремления обратиться к данной книге у детей складывается живой интерес к книгам вообще. Интерес в зна­чительной степени зависит от произведений, которые предла­гаются детям для чтения. Отсутствие в программе списка литературы для внеклассного чтения обязывает сурдопедагога решать этот вопрос, руководствуясь рядом положений.

1. При выборе книг необходимо поддерживать тематическую и жанровую связь с классным чтением. Это будет способствовать планомерному обогащению круга чтения и решению образова­тельно-воспитательных задач конкретной ступени обучения.

2. Важно, чтобы книги для чтения соответствовали не толь­ко возрасту, но и уровню речевого развития и общеобразователь­ной подготовки учащихся. Нельзя забывать о том, что не всякая
книга, предназначенная слышащему, доступна и интересна глу­хому школьнику того же возраста. Имеют значение не только тематика, содержание, но и объем книги, ее оформление. На­личие иллюстраций является одним из первых побудительных стимулов обращения детей к книге. Поэтому на первом этапе нужны красочно иллюстрированные книжки-картинки, книж­ки-ширмы с краткими подписями под рисунками. С рассмат­ривания их учащиеся идут к чтению. Постепенно привлекаются
иллюстрированные произведения детских писателей: Е. Чару­шина, В. Сутеева, С. Маршака, В. Бианки, С. Михалкова, А. Барто и др., сказки. На последующих этапах внеклассного
чтения предлагаются книги с увеличением текстовой информа­ции, расширяется круг авторов и жанров.

3. Выбор книг должен производиться с учетом их воспита­тельной направленности. В условиях ограниченного общения со слышащими сверстниками нужны книги, которые бы раз­вивали качества личности глухих детей, обеспечивающие им социальную адаптацию в среде слышащих. Это чувство друж­бы, коллективизма, трудолюбия, бережного отношения к при­роде, любви к Родине и др.

4. Важно при подборе учитывать необходимость постепен­ного расширения знаний учащихся о писателях и их произве­дениях, о тематическом и жанровом разнообразии литературы.
В состав чтения включаются прозаические и стихотворные про­изведения, посвященные нашей современности и прошлому страны, статьи из газет и журналов.

При составлении рекомендательного списка учитель пред­варительно знакомится с книжным фондом школьной библио­теки. Отсутствие в ней необходимой литературы может быть восполнено созданием классной библиотеки из личных книг детей и книжек-самоделок. Важно дать книгу в руки каждому ученику, чтобы он действовал с ней, учился обращаться, рас­сматривать, прочитывать, проговаривать.

В состав рекомендательного списка учитель включает кни­ги для коллективного (обязательного) прочтения их каждым школьником и книги на свободный индивидуальный выбор.

Составляя список для внеклассного чтения, руководитель ставит своей задачей придать чтению детей определенное на­правление, сделать его целеустремленным. Учащимся с выраженным интересом к чтению книг оказывается помощь в под­боре дополнительной литературы по рекомендуемой тематике и личным запросам.

Для рекомендации книги недостаточно ее назвать и пока­зать. Надо вызвать интерес к ней у учащихся, а следователь­но, желание прочитать. Возбудить этот интерес у глухих школьников гораздо труднее, чем у слышащих. Не слово и предложение во всем многообразии их интонационных и смыс­ловых оттенков способствуют этому, а наглядные образы. С их помощью у учащихся быстрее возникает заинтересованность в обращении к книге, по ним они осознанно выбирают произ­ведения для самостоятельного чтения. Подготавливая учащих­ся к предстоящему чтению, педагог обеспечивает их книгами. В тех случаях, когда книг одного названия недостает для каж­дого ученика, работа может быть начата по парам (книга для двоих с расчетом, что один поможет другому). Привлечь вни­мание к конкретной книге, книгам одного автора или на одну тему помогают открытая выставка в классе, краткие аннота­ции и иллюстрации к книгам.

Непосредственно чтению предшествует рассматривание кни­ги под наблюдением руководителя. Для этого используются сле­дующие приемы:

показ книги и рассматривание ее обложки: чтение фамилии писателя, названия книги, соотнесение её с рисунком на облож­ке («О чем или о ком будем читать?»);

показ иллюстрации из книги и определение по ней темы чте­ния и героев («Кто это?» «Что делает?» «О чем будет рассказ?), чтение фамилии автора и названия книги;

показ обложки и титульного листа, чтение имеющейся ин­формации, рассказ учителем начала произведения с примене­нием иллюстративного материала;

рассмотрение обложки, чтение написанного на ней; показ части диафильма по произведению, обобщение по просмотрен­ному («О чем узнали?» «Что будет дальше?»);

показ портрета писателя и сообщение некоторых сведений о нем (в основу может быть положено предисловие к книге);

беседа по иллюстрациям, помогающим создать круг пред­ставлений по теме предстоящего чтения.





Дата: 2018-12-21, просмотров: 517.