Внеклассное чтение — раздел программы обучения чтению, имеющий целью формирование у глухих самостоятельной читательской деятельности, которая базируется на знании ими книг доступного круга чтения, развитии потребности в чтении и умения осознанно выбирать книгу, осмысливать ее содержание, определять свое отношение к прочитанному.
Формирование у глухих способности к самостоятельному чтению, т.е. индивидуальному, без непосредственной помощи учителя или другого лица,— процесс длительный. Он осложняется тем, что навыки чтения развиваются у них более медленно, чем у слышащих. Сюжетно-событийное содержание, не говоря об идейном, остается часто непонятым учениками не только самых младших, но и средних классов. Трудности в понимании читаемого задерживают появление интереса к чтению и способности самостоятельно работать с книгой. Чтобы могло состояться общение детей с литературой, нужны соответствующие методические приемы и средства, стимулирующие и направляющие чтение, т.е. требуется руководство их читательской практикой со стороны сурдопедагога (воспитателя и учителя).
Внеклассное чтение проходит в тесной связи с классным. В период школьного обучения оно направлено на дополнение программы, на то, чтобы раздвинуть рамки уроков и содействовать решению образовательно-воспитательных и коррекционных задач. В то же время внеклассное чтение имеет свои программные требования, которые выполняются путем специальной организации читательской деятельности учащихся. В предлитературный период (1-6 классы) учащиеся последовательно овладевают читательскими знаниями, умениями и навыками. Они знакомятся с тематикой чтения, с разными жанрами русской художественной, научно-популярной литературы, с журналами, газетами, усваивают фамилии детских писателей, названия детских книг, а также узнают основные элементы книги (обложка, корешок, страница, титульный лист, содержание, предисловие, послесловие) и их назначение, знакомятся с формами библиотечно-библиографической помощи (выставка книг, рекомендательный список), осваивают правила гигиены чтения и сохранности книг.
Организованная работа с книгой способствует приобретению следующих необходимых умений:
ориентироваться в содержании книг по внешним признакам. Прежде чем сделать выбор, книгу необходимо посмотреть, по наглядным показателям постараться определить ее содержание и решить, подходит ли она для чтения;
по рекомендации учителя выбирать книгу из нескольких имеющихся;
в процессе чтения обращаться за помощью к учителю, воспитателю или другому лицу;
отражать содержание прочитанного в наглядных образах и записях.
При неоднократном повторении умения переходят в навыки. В формировании указанных знаний, умений и навыков в области внеклассного чтения глухие школьники, как и их слышащие сверстники в массовой школе1, проходят три этапа:
подготовительный, начальный и основной. В школе глухих эти этапы относятся к иным ступеням обучения и характеризуются специфической организацией и методикой работы с книгой. Каждый этап во внеклассном чтении представляет собой определенную ступень в формировании самостоятельной читательской деятельности.
Подготовительный этап во внеклассном чтении охватывает подготовительный и 1 классы. Главное в этот период — привлечь внимание детей к книге как возможному источнику познания окружающего мира, средству интересных впечатлений, вызвать желание обращаться к книге, рассматривать ее, пытаться читать. Уже при первоначальном общении с учебной книгой дети обучаются правилам гигиены чтения (как сидеть, как переворачивать страницы, как читать), учатся бережному отношению к книге. В этот период внеклассное чтение включено в программу специальных занятий в интернате и организуется воспитателем.
На начальном этапе—со 2 по 4 класс включительно — осуществляется постепенный переход от отдельных периодических действий с книгой к более систематической читательской деятельности, с увеличением доли самостоятельности учащихся в этом процессе. С 3 класса внеклассное чтение входит в программу по чтению, и в руководство им включается учитель. Книга становится предметом специального изучения. Учащиеся знакомятся с ее основными элементами: обложка, заглавие, титульный лист, содержание, иллюстрация. Соответственно в их речь вводятся новые термины. Они знакомятся с периодической печатью—с газетами и журналами, издаваемыми для детей.
У школьников формируется умение осознанно выбирать книгу. Они становятся читателями школьной библиотеки. При обращении к каждому новому произведению они упражняются в рассматривании его и учатся:
определять автора и заглавие книги;
усваивать информацию на титульном листе (автор, название, издательство, год издания книги);
соотносить заглавие с рисунком на обложке, предопределять, о ком или о чем книга («Как называется книга? Кого вы видите на обложке? Как вы думаете, о ком, о чем книга?»);
находить в книге по содержанию определенное произведение (если их несколько);
находить в классной, а потом и школьной библиотеке книги на определенную тему, произведения указанных учителем писателей;
связывать прочитанное с имеющимися представлениями, с известными по прошлому опыту книгами какого-либо писателя или произведениями на одну тему («Какие еще произведения данного писателя читали?»; «В каких книгах вы читали о жизни детей, о животных?») .
Запоминанию названий произведений и фамилий писателей помогает ведение в классе вначале коллективного читательского дневника или красочно оформленного каталога книг. В них, наряду с указанием автора и названия книги, имеется иллюстрированный словарь. К дневнику и каталогу открыт доступ каждому ученику.
Основной этап во внеклассном чтении — 5-6 классы — направлен на расширение читательской практики и самостоятельности учащихся в общении с книгой: в выборе произведений, в чтении и осмыслении их, в воспроизведении и оценке прочитанного. Учащимся предлагается больше произведений исторического характера, отечественной литературы, а также произведения русских классиков: А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого и др. Школьники привлекаются к чтению детских журналов.
В указанный период школьники приучаются ориентироваться в мире книг, пользуясь не только выставкой книг и установками учителя, но и рекомендательным списком. Возрастает объем самостоятельного чтения, проявляются индивидуальные запросы детей в выборе книг.
В названных классах, наряду с расширением круга чтения, проводится работа по систематизации знаний о писателях и произведениях («Кто и что написал?»), их тематике («О чем книга?»; «О чем пишет тот или иной писатель?»), усложняется ведение читательского дневника.
ПОДБОР И ПРИЕМЫ РЕКОМЕНДАЦИИ КНИГ
Приобщение детей к книге как источнику знаний и средству эмоционального удовольствия начинается с создания интереса к ней. Важно вызвать интерес к конкретному произведению, так как из частного стремления обратиться к данной книге у детей складывается живой интерес к книгам вообще. Интерес в значительной степени зависит от произведений, которые предлагаются детям для чтения. Отсутствие в программе списка литературы для внеклассного чтения обязывает сурдопедагога решать этот вопрос, руководствуясь рядом положений.
1. При выборе книг необходимо поддерживать тематическую и жанровую связь с классным чтением. Это будет способствовать планомерному обогащению круга чтения и решению образовательно-воспитательных задач конкретной ступени обучения.
2. Важно, чтобы книги для чтения соответствовали не только возрасту, но и уровню речевого развития и общеобразовательной подготовки учащихся. Нельзя забывать о том, что не всякая
книга, предназначенная слышащему, доступна и интересна глухому школьнику того же возраста. Имеют значение не только тематика, содержание, но и объем книги, ее оформление. Наличие иллюстраций является одним из первых побудительных стимулов обращения детей к книге. Поэтому на первом этапе нужны красочно иллюстрированные книжки-картинки, книжки-ширмы с краткими подписями под рисунками. С рассматривания их учащиеся идут к чтению. Постепенно привлекаются
иллюстрированные произведения детских писателей: Е. Чарушина, В. Сутеева, С. Маршака, В. Бианки, С. Михалкова, А. Барто и др., сказки. На последующих этапах внеклассного
чтения предлагаются книги с увеличением текстовой информации, расширяется круг авторов и жанров.
3. Выбор книг должен производиться с учетом их воспитательной направленности. В условиях ограниченного общения со слышащими сверстниками нужны книги, которые бы развивали качества личности глухих детей, обеспечивающие им социальную адаптацию в среде слышащих. Это чувство дружбы, коллективизма, трудолюбия, бережного отношения к природе, любви к Родине и др.
4. Важно при подборе учитывать необходимость постепенного расширения знаний учащихся о писателях и их произведениях, о тематическом и жанровом разнообразии литературы.
В состав чтения включаются прозаические и стихотворные произведения, посвященные нашей современности и прошлому страны, статьи из газет и журналов.
При составлении рекомендательного списка учитель предварительно знакомится с книжным фондом школьной библиотеки. Отсутствие в ней необходимой литературы может быть восполнено созданием классной библиотеки из личных книг детей и книжек-самоделок. Важно дать книгу в руки каждому ученику, чтобы он действовал с ней, учился обращаться, рассматривать, прочитывать, проговаривать.
В состав рекомендательного списка учитель включает книги для коллективного (обязательного) прочтения их каждым школьником и книги на свободный индивидуальный выбор.
Составляя список для внеклассного чтения, руководитель ставит своей задачей придать чтению детей определенное направление, сделать его целеустремленным. Учащимся с выраженным интересом к чтению книг оказывается помощь в подборе дополнительной литературы по рекомендуемой тематике и личным запросам.
Для рекомендации книги недостаточно ее назвать и показать. Надо вызвать интерес к ней у учащихся, а следовательно, желание прочитать. Возбудить этот интерес у глухих школьников гораздо труднее, чем у слышащих. Не слово и предложение во всем многообразии их интонационных и смысловых оттенков способствуют этому, а наглядные образы. С их помощью у учащихся быстрее возникает заинтересованность в обращении к книге, по ним они осознанно выбирают произведения для самостоятельного чтения. Подготавливая учащихся к предстоящему чтению, педагог обеспечивает их книгами. В тех случаях, когда книг одного названия недостает для каждого ученика, работа может быть начата по парам (книга для двоих с расчетом, что один поможет другому). Привлечь внимание к конкретной книге, книгам одного автора или на одну тему помогают открытая выставка в классе, краткие аннотации и иллюстрации к книгам.
Непосредственно чтению предшествует рассматривание книги под наблюдением руководителя. Для этого используются следующие приемы:
показ книги и рассматривание ее обложки: чтение фамилии писателя, названия книги, соотнесение её с рисунком на обложке («О чем или о ком будем читать?»);
показ иллюстрации из книги и определение по ней темы чтения и героев («Кто это?» «Что делает?» «О чем будет рассказ?), чтение фамилии автора и названия книги;
показ обложки и титульного листа, чтение имеющейся информации, рассказ учителем начала произведения с применением иллюстративного материала;
рассмотрение обложки, чтение написанного на ней; показ части диафильма по произведению, обобщение по просмотренному («О чем узнали?» «Что будет дальше?»);
показ портрета писателя и сообщение некоторых сведений о нем (в основу может быть положено предисловие к книге);
беседа по иллюстрациям, помогающим создать круг представлений по теме предстоящего чтения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 510.