Чтение—сложный аналитико-синтетический процесс, включающий зрительное восприятие и узнавание буквенных образов слов, перевод их в звуковой строи речи и осмысление прочитанного (слов, предложений, текста). Процессом чтения учащиеся овладевают постепенно и проходят путь от аналитического (чтения по слогам) к синтетическому (чтение целыми словами), а затем к автоматизированному чтению, когда механизм чтения сливается с осмыслением и представляет одновременный акт.
Путь становления полноценного навыка чтения у глухих детей более длителен и своеобразен, чем у слышащих. Он тесно связан с проблемой речевого и общего развития этих детей. Овладение языком необходимо для формирования логического мышления, получения и фиксации знаний, усвоения морально-этических понятий, для социальной адаптации. Владение языком—необходимое условие для эффективной читательской деятельности. Глухие приобщаются к языку в условиях специально организованного педагогического процесса, который растянут во времени, осуществляется по особой программе.
Для формирования техники чтения (правильности, беглости, выразительности) и понимания читаемого (сознательности чтения) важное значение имеет специально проводимая работа над произношением, развитием устной и письменной речи, ее словарным составом и грамматическим строем.
Техника чтения у глухих детей вырабатывается параллельно с развитием фонетической стороны речи и таких ее элементов, как звукопроизношение, голосообразование, регулировка дыхания, соблюдение пауз на знаках препинания, словесного ударения и орфоэпических норм. Отработка артикуляционных навыков с голосовым аккомпанементом, проводимая на основе сохранных анализаторов, при использовании звукоусиливающей аппаратуры, предполагает постепенность и поэтапность обучения, соблюдение сокращенной системы фонем (Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина). Соответственно этому строится работа над правильностью, беглостью и выразительностью чтения.
Стойкими ошибками в правильности чтения не только в младших, но и в средних классах являются:
искажение звукового образа слов, так как искажаются звуки (г, с, ж, ч, ш) в середине, опускаются на конце слов;
неправильная постановка ударения в знакомых словах;
несоблюдение орфоэпических правил, хотя правила учащимся знакомы: не опускают непроизносимые согласные, читают окончания «того», «его», не оглушают согласные на конце слов(« зуб », « снег », « овраг »)..
Глухие учащиеся задерживаются на аналитическом чтении, что проявляется в нарушении единства слова и несоблюдении слитности чтения.
Хотя у глухих учащихся темп чтения более замедленный, чем у слышащих, в практике чтения зрительное восприятие и произнесение текста часто, опережают во времени осмысление прочитанного. Следовательно, трудности осмысления и воспроизведения словесных образов тормозят развитие беглого чтения.
Психолого-педагогические исследования (Н.Г. Морозова, А.Ф. Понгильская, С.А. Зыков и др.) выявили затруднения учащихся в понимании не только идейно-тематического содержания читаемых текстов, но и сюжетно-событийной стороны. На пути к пониманию непосредственного фактического содержания встают прежде всего словарные трудности. Незнакомыми оказываются слова в прямом значении, обозначающие предметы («букет», «амбар», «скворечник», «куница»); слова, обозначающие признак предмета («ленивый», «жадный», «прилежный»); слова в новой грамматической форме («построен домик Юлей—Юля», «грядками—грядка»). Усвоенные в одном значении слова не дифференцируются в новых контекстных связях.
Имеются затруднения в понимании мыслей, заключенных в словосочетании и предложении, так как глухие учащиеся не выделяют в них смысловые и грамматические единства. Так, для них непонятными оказываются словосочетания и образные выражения: «летная погода», «река вскрылась», «лед громоздится», «дремучий л ее», «сосульки заплакали», «строительная площадка» и др. Непонимание приводит к неточному восприятию отдельных описываемых фактов и явлений, к непониманию содержания текста в целом.
Степень доступности и близости содержания текста жизненному опыту и знаниям учащихся также влияет на восприятие смысла. Наибольшие трудности по восприятию содержания для глухих детей представляют тексты общественно-исторического характера, так как они не связаны с нагл яд но-чувственным опытом детей.
На понимание читаемого оказывают влияние форма и жанровые особенности текстов. Для восприятия глухих детей гораздо труднее оказывается стихотворная форма текста, чем прозаическая. Трудны для понимания басни, произведения устного народного творчества, такие, как пословицы, волшебные сказки, загадки.
Указанные факторы влияют на уровень понимания и приводят к тому, что учащиеся при первичном чтении либо неправильно воспринимают читаемое, либо воспринимают неполно, фрагментарно. Непонятными остаются причинно-следственные связи описанных явлений, событий, мотивы поведения героев, их характеры, главная мысль текстов. Высказывая мнение о прочитанном, школьники оперируют тем небольшим числом оценок, которые имеются в их личном духовном опыте. Обед-ненность нравственных представлений отражается на словаре нравственных понятий (Э. Н. Хотеева). Учащиеся не располагают терминологией, характеризующей моральные, эмоциональные, интеллектуальные качества личности человека.
Основными причинами отмеченного положения являются задержка и недостаточность речевого и общего развития, особенности познавательной и психической деятельности глухих школьников. Достижение сознательного чтения, когда школьник должен пройти путь от понимания того, о чем прямо сказано в тексте, до понимания смысла описанного (событий, фактов), причины поступков, поведения героев, требует в школе глухих специальной работы над текстом на уроках чтения и в связи с ними.
Сознательность и правильность чтения являются необходимой базой для формирования и развития навыка выразительного чтения, а оно, в свою очередь, способствует лучшему пониманию читаемых текстов: выразительно можно прочитать только то, что хорошо понято. С помощью выразительных голосовых средств (соблюдение темпа, ритма, логического ударения, интонации) удается выделить главное в читаемом, воздействовать на чувства.
У глухих детей даже при удовлетворительном понимании читаемого наблюдаются типичные недостатки в выразительном чтении—это неумение пользоваться голосовыми интонационными возможностями, сделать смысловую паузу, выдержать нужный темп. Голос учащихся или глух и тих, или резко громок, без отчетливого внятного произношения.
Отмеченные особенности глухих в овладении отдельными качествами чтения требуют специальной организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения. Наибольшего внимания заслуживает формирование сознательного чтения, без которого не могут успешно развиваться другие качества чтения и реализовываться стоящие перед уроками чтения задачи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 552.