В решении проблемы общего речевого развития и подготовки глухих детей к жизни важная роль в системе школьного обучения принадлежит чтению. Художественная и научно-популярная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом, расширить познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт.
На уроках чтения дети получают знания, которые уточняют имеющиеся представления и понятия, дополняют и обогащают их новыми фактами, сведениями, образами. Первоначальные знания, полученные на уроках чтения и дополненные на других занятиях, служат базой для последующего восприятия и изучения ряда самостоятельных учебных дисциплин (географии, истории, литературы, естествознания).
Значение чтения книг состоит в том, что они вовлекают читателей в раздумья над жизнью, над поступками и поведением людей, над происходящими событиями, побуждают к оценке, обогащают эмоциональную сферу,
В системе занятий чтением у школьников воспитываются нравственные убеждения, этические понятия и эстетические идеалы. На уроках чтения закладывается эмоционально-познавательное отношение к книге как источнику познания и эстетического удовольствия, вырабатываются навыки работы с книгой.
Уроки чтения имеют и коррекционную направленность. Процесс обучения чтению строится в соответствии с принципами коммуникативной системы. На занятиях максимально стимулируется овладение детьми словесной речью, всеми ее сторонами — произносительной, лексической, грамматической, семантической в условиях использования и развития остаточного слуха. На уроках чтения, как и на всех уроках русского языка, проводится работа по речевому развитию в трех направлениях: развитие языковой способности, речевой деятельности и ознакомление с системным устройством языка.
Языковая способность развивается на этих уроках за счет создания условий для общения по прочитанному, его восприятию, пониманию, воспроизведению, что связано с продуцированием речевых высказываний. Из видов речевой деятельности прежде всего развивается чтение и наряду с этим говорение, слу-хо-зрительное восприятие, письмо и дактилирование. Ознакомление учащихся с системным устройством языка на уроках чтения происходит благодаря тому, что они имеют перед глазами образцы фраз и текстов для построения своих высказываний. Кроме того, формируется умение практического оформления и использования различных синтаксических структур (путем перефразирования, синонимических замен, ответов на вопросы, пересказов и т.д.).
В процессе чтения и анализа разнообразного по содержанию и форме материала создаются широкие возможности для организации работы над разговорной и связной речью, над развитием мыслительных способностей, коррекцией таких психических процессов, как память, воображение, внимание.
Указанные образовательные, воспитательные и коррекци-онно-развивающие функции уроков чтения могут быть реализованы только при условии, если школьник умеет читать и понимать прочитанное. Поэтому главной задачей уроков чтения в младших и средних классах является формирование и развитие навыка чтения, сочетающего в себе такие качества, как правильность, сознательность, беглость и выразительность. Программа для школ глухих предусматривает определенную последовательность в их формировании на уроках чтения.
1-4 классы—ведущий период в овладении детьми техникой чтения и формировании умения осмысливать словесные образы, видеть за ними реальные предметы, действия, события, факты. К правильному чтению школьники идут через плавное чтение вслух целыми словами. Послоговое чтение сохраняется лишь в трудных для произношения словах. У учащихся 1 класса закрепляется умение свободно узнавать буквенный состав слов и перекодировать их в звуковую речь. Вначале допускается приближенное звукопроизношение в соответствии с сокращенной системой фонем, но со 2 класса проводится работа по уточнению произношения всех звуков русского языка и их сочетаний в словах. Школьники обучаются управлению своим дыханием при чтении предложений, соблюдению пауз на знаках препинания, словесного и логического ударения, орфоэпических норм и некоторых элементов выразительного чтения. Реализуется программное требование к формированию чтения вслух в определенном темпе в условиях бисенсорного восприятия речи. В 1 классе учащиеся могут прочитывать в одну минуту свыше 20 слов, во 2—до 30 слов. В 3 классе скорость чтения возрастает до 50 и выше слов, а в 4классе темп чтения приближается к 60 словам в минуту.
В младших классах формируется круг умений, направленных на осмысление читаемого материала, в их числе умение иллюстрировать содержание прочитанного с помощью готовых картинок или собственных рисунков, пересказывать прочитанное. В 1-2 классах составляются картинные, картинно-словесные планы с помощью учителя, а в 3 классе—самостоятельно. По составленным планам учащиеся воспроизводят содержание прочитанных текстов, а в 3 классе овладевают умением пересказывать подробно, кратко, выборочно (с помощью учителя). В 4 классе предусматривается еще одна форма—пересказ с изменением лица и времени.
Уже в 1 классе дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста в связи с рассматриванием соответствующих иллюстраций («О ком, о чем прочитали?»), объединять события в ответе («Что делали дети во дворе?»), указывать причину происходящего («Почему плакала девочка?»). Во 2 классе дети усваивают новые формы ответов—краткие и полные. При ответе на вопросы они овладевают приемом выборочного чтения. В 3 классе учатся сами выяснять непонятное в рассказе с помощью вопросов к учителю или товарищам. В последующие годы это становится нормой.
Школьники приобретают умение оценивать поступки и поведение действующих лиц, объяснять их, находить в тексте (с помощью учителя) слова и выражения для их характеристики.
Ученики 5—6 классов отличаются от младших товарищей возросшими познавательными интересами, новыми видами деятельности, более широкими речевыми и мыслительными возможностями. В этих классах закрепляется и совершенствуется навык правильного чтения при постоянном внимании к коррекции звукопроизношения. Продолжается работа над элементами выразительного чтения (над доступной интонацией, логическим ударением, темпом). Уделяется внимание увеличению скорости чтения текста про себя, так как это основной способ чтения в работе с книгой в процессе обучения, и в частности на уроках литературы. Да и в жизни он занимает несравненно больше места, чем чтение вслух.
По-прежнему актуальной остается задача развития сознательного самостоятельного чтения, которое, несмотря на возросший общий и речевой уровень развития глухих школьников, оказывается недостаточно сформированным для понимания более объемного и усложненного материала. Уроки чтения в названных классах приобретают еще большую пропедевтическую направленность к изучению самостоятельных учебных предметов, и в первую очередь литературы. Чтение расширяет круг знаний о писателях и их произведениях, формирует первоначальные представления о жанрах художественных произведений, о выразительных средствах языка. В средних классах произведения художественной литературы (в отрывках) занимают значительное место. Развитие сознательного чтения идет по линии закрепления у учащихся умений, приобретенных в предыдущих классах, и реализации новых программных требований в работе с текстом. Возрастает самостоятельность в осмыслении содержания читаемого материала.
В 5 классе от учащихся требуется умение самостоятельно читать и передавать основное содержание рассказа, составлять план в разной форме, выделять главных героев, описывать их внешность и оценивать поступки, пересказывать текст в разной форме: подробно, кратко, выборочно, определять тему прочитанного.
В 6 классе продолжается работа над следующими навыками: отвечать на обобщающие вопросы, выделять наиболее существенное, передавать основное содержание без предварительного разбора текста; формируются новые умения: определять тему и различать жанр читаемого, формулировать основную мысль произведения, составлять элементарные характеристики действующих лиц.
Осмысление произведений органично связано с овладением речевыми умениями: отвечать на вопросы, правильно и выразительно читать, спрашивать о непонятном, высказывать свои суждения о содержании и героях, пересказывать тексты. Большое внимание уделяется пониманию новой лексики и фразеологии, ее усвоению и использованию в речи. Если в 4 классе школьники учатся спрашивать о значении непонятных слов и словосочетаний, определять их смысл в контексте, находить с помощью учителя в тексте слова и выражения, которые используются для описания действующих лиц и картин природы, то в 5 классе они побуждаются к подбору слов, близких по значению к словам из текста, а в 6—выбирают слова с переносным значением, учатся их объяснять. За счет уроков чтения обогащается активный и пассивный словарь учащихся.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 612.