Конспект урока развития речи в 4 классе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема. Составление рассказа по закрытой картинке «Вот так покатал­ся» (3 часа).

Цели. Учить задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание закрытой картинки; совершенствовать умение составлять рассказ по картинке, пользуясь планом и опорной лексикой.

Ход урока

I. Постановка цели.

Учитель . У меня есть картинка. Я вам ее не покажу. Хотите знать, что на ней нарисовано, задавайте вопросы. Потом будем составлять рас­сказ и писать сочинение.

II. Беседа по выяснению содержания картинки.

Учитель . Спросите о времени года .

— Какое время года изображено на картинке?
Учитель . На картинке изображена настоящая зима.

— Снег есть или нет?

Учитель . На картинке много снега. Учитель . Спросите о месте действия .

— Где происходит действие?
Учитель . Это было в деревне.
Учитель . На картинке кто-то есть.

— Кто изображен на картинке?
Учитель . Я вижу мальчика, собаку, кошку.
Учитель . Задавайте вопросы.

— Что делает мальчик ?

Учитель . Мальчик упал и лежит на снегу.

— Откуда упал мальчик ?

Учитель . Мальчик упал с санок. Они перевернулись. Учитель . Спросите о настроении мальчика.

— Мальчик плачет?

Учитель . Он не плачет. Мальчик удивлен, не понял, что произошло. Учитель . Спросите о собаке.

— Что делает собака ?

Учитель . Собака увидела кошку и помчалась за ней. Учитель . Задавайте вопросы.

— Что делает кошка ?

Учитель . Кошка в страхе удирает от собаки. Учитель . Подумайте, какой вопрос надо задать.

— Почему санки перевернулись ?

Учитель . Мальчик решил покататься на собаке и запряг ее в санки, но

вдруг выскочила кошка... Учитель . На картинке еще кто-то есть.

— Кто еще нарисован на картинке?
Учитель . Я вижу еще девочку и мальчика.

— Что делают мальчик и девочка ?

Учитель . Они стоят на лыжах. Смотрят на лежащего мальчика и смеют­ся. Они говорят: «Вот так покатался!» В ходе выяснения содержания на доске появляются опорные слова.

III. Рассказ одного-двух учеников по опорным словам.

Учитель . Сейчас вы внимательно прочитаете записи на доске. Попро­буйте рассказать о том, что нарисовано на картинке. Будьте внима­тельны. Потом будем сравнивать, чей рассказ подробнее и лучше.

IV. Сравнение рассказов с картинкой.

Учитель . Сейчас я открою картинку, рассмотрите ее и сравните с рас­сказами учеников. Речевые опорные слова и словосочетания для сравнения.

На картинке ... и (кто... ?) об этом рассказал (правильно, подробно).

На картинке..., а (кто... ?) об этом не рассказал. На картинке..., а (кто... ?) забыл рассказать об этом.

V. Постановка цели работы.

Учитель . Сейчас мы будем составлять рассказ по картинке. Что нам для этого нужно?

— План.

VI. Анализ готового плана.

План.

1. Наступила зима.

2. Мальчик запряг собаку.

3. Неожиданная встреча.

4. «Вот так покатался».

5. Заключение.

Учитель . Сколько частей будет в рассказе? Прочитайте название каж­дой части.

VII. Составление рассказа по частям
(с вариантами). Рассказ в целом.

Учитель . Расскажите одну часть рассказа.

— Наступила настоящая зима. Выпало много снега.

Дети пользуются опорной лексикой, картинкой. Учитель помогает указкой.

— В деревню пришла зима. Кругом много снега.

Учитель . Чтобы перейти к следующей части, пользуйтесь «мостиком»:

Как-то раз ... Однажды ... «Мостики» перехода от части к части тоже помещаются на доску рядом

с планом. Учитель . Расскажите вторую часть рассказа.

— Как-то раз Саша решил покататься на большой, сильной собаке.
Запряг ее в санки и поехал.

— Однажды Саша захотел покататься на большой собаке. Запряг ее
в санки и поехал.

Учитель . Для перехода к третьей части пользуйтесь «мостиком»: Вдруг... Неожиданно...

— Вдруг кошка выскочила из-за угла. Собака ее заметила и резко рва­
нула. Поводок оборвался и санки перевернулись. Саша упал, но не
плачет. Он удивился и не понял, что случилось. Собака бросилась
за кошкой. А та в страхе удирает.

Неожиданно появилась кошка. Собака ее увидела и резко поверну­
ла. Поводок разорвался, и санки опрокинулись. Саша упал, но не
заплакал. Все так быстро произошло, и он не понял, что произошло.

Собака догоняет кошку, а та убегает без оглядки. Учитель . Для перехода к четвертой части пользуйтесь «мостиками»:

Вера и Коля. Мимо ехали... Расскажите четвертую часть.

— Вера и Коля катались на лыжах. Они видели, что случилось с Сашей.
Ребята стоят и смеются. А потом сказали: «Вот так покатался!»

— Мимо ехали Вера и Коля. Они все видели, что произошло. Дети подъе­
хали к Саше и весело сказали: «Вот так покатался!»

Учитель . В пятой части рассказа оцените случай, который произошел с Сашей. Начните ее словом вот ...

— Вот какая смешная история произошла с Сашей.

— Вот какой смешной случай произошел с Сашей.

VIII. Орфографическая подготовка.

В лексике, которой пользуются ученики, много слов на следующие пра­вила: написание имен и кличек животных, приставки и предлоги, безударные гласные, ь, ь. (Обратите на это внимание!)

IX. Самостоятельное написание сочинений на черновиках.

X. Совершенствование письменной речи. Анализ черновых вари­
антов сочинений, исправление ошибок и написание сочинений в тетрадь.

Оформление доски.


















План .                                              Лексика .

Вот какая...

Как-то раз, однажды-

Наступила

зима.

Мальчик

запряг

собаку.

1.

Настоящая зима

много снега (большие сугробы) в деревне

2.

Мальчик

решил покататься; запряг и...;

санки перевернулись (опрокинулись);

упал в снег (лежит на...); не плачет;

удивлен (не понял, что ...)

Вдруг, неожи­данно...

Мимо...

3. Неожи­
данная
встреча.

4. «Вот так

покатался!»

5. Заключение.

Собака

увидела и ...; резко повернула

и оборвала поводок;

побежала за... (бросилась)

Кошка

появилась (выскочила);

в страхе убегает (в ужасе без оглядки)

Девочка и мальчик

катались на ... (стоят на ...);

видели, что случилось с ...;

смеются (хохочут);

говорят: «Вот так покатался!»

Конспект урока развития речи в 5 классе 1

Тема. Написание записок.

Цель. Закрепить навыки написания записок.

Ход урока I. Организационный момент.

Учитель . Инесса, скажи ребятам, чтобы активно включались в работу.

— Я уже включился в работу.

— У меня рабочее настроение, буду работать активно.

II. Сообщение темы.

Учитель . Света, напомни, какой сейчас урок.

— Сейчас урок развития речи.

— Я согласен.

— Я могу сказать иначе.
Учитель . Скажи иначе.

— По расписанию третий урок — урок развития речи.
Учитель . Над какой темой мы начали работать ?

— Вызовите меня.

— Выберите меня.
Учитель . Я выберу Павла.

— Мы начали работать над темой «Записки».

— Мы начали изучать тему «Записки».

— В настоящее время мы работаем над темой «Записки».

III. Чтение и анализ записки с доски.

— Я буду читать внимательно.

— Я прочитал.

— Я поняла, о чем запись.

«Оля, когда начинаются зимние каникулы? 15.12,2001 г. Саша». Учитель . Сейчас я проверю, как вы поняли. Кто написал эту записку?

— Я могу сказать.

— Я знаю.

— Записку написал Саша.
Учитель . Как вы догадались?

— Есть подпись.

Учитель . Кому Саша написал записку?

— Оле.

Учитель . Как догадались?

— Есть обращение. Оля — это обращение. Саша обращается к Оле.
Учитель . О чем говорится в записке?

— Саша спросил Олю, когда...

— Саша хочет узнать, когда ...

— Саше надо уточнить, когда ...

Учитель . А вы знаете, когда, начинаются каникулы ?

С 27 декабря.

Учитель . Вы хорошо разобрали записку. Прочитайте еще одну записку. «Мама, вчера мы отмечали день рождения нашей школы. 16.12.2001 г.

Юля». Учитель . Кто написал записку?

— Записку написала Юля.
Учитель . Почему вы так думаете?

— Есть подпись.

Учитель . Кому Юля написала записку?

— Маме.

Учитель . Как вы догадались?

— Мама— это обращение. Юля обращается к маме.
Учитель . О чем говорится в записке?

— Юля сообщает, что вчера мы отмечали день рождения школы.

IV. Самостоятельное составление плана записок.

Учитель . Лена, возьми три листочка и передай соседу. Как вы думаете, что мы будем делать?

— Будем писать записку.

Учитель . Нет, сначала будем составлять план записок. Будем работать по вариантам. К первой записке составляют план ...,...,.... Ко вто­рой записке составляют план ...,....

— Это легкое задание, я умею составлять план.

— Я составил план.

Учитель . Будем проверять. (Пишет на доске под диктовку учащихся.) С чего любая записка начинается?

— С обращения.

Учитель . О чем надо помнить?

— После обращения надо ставить запятую.
Учитель . Дальше?

— Вопрос.

— Сообщение.

Учитель . Еще может быть просьба. Напомните знаки препинания, если в записке вопрос.

— Надо поставить вопросительный знак.
Учитель . А если сообщение или просьба?

— Надо поставить точку или восклицательный знак.

V. Письмо записок. Задание дается каждому ученику
на карточке.

— Я поставил запятую после обращения.

— Я не забыл поставить ...

— Я подписал...

— Я указал дату.

VI. Проверка работ учащимися друг у друга.

 

— Я проверил соседа: он написал правильно.

Я не нашел ошибок у ...

— Я не заметил ошибок ...

— Он не допустил ошибок.

— Она допустила ошибку, забыла поставить...

VII. Написание записок по заданию учителя.

Учитель . Напишите записку, уточните, когда будет контрольная работа по математике.

— Я знаю, как писать ...

— Я буду писать внимательно.
Учитель . Я проверю ваши работы.

VIII. Домашнее задание.

Учитель . Выясните у меня, какое будет домашнее задание.

— Е.В., что Вы зададите нам на дом?

— Е.В., какое домашнее задание будет к следующему уроку?
Учитель . Написать три любые записки на тему зимних каникул.

IX. Итог урока.

Учитель . Узнайте у меня, как вы работали.

— Вы довольны нашей работой?

— Как мы работали на уроке?

— Какие оценки мы заслужили?

— Оцените, пожалуйста, нашу работу.

Развернутый план урока развития речи в 5 классе 1

Тема: Сочинение «Тарас и лебедь» (по рассказу Д.Н.Мамина-Сиби­ряка «Приемыш») (3 часа ).













Урок 1

Цели: систематизировать материал, накопленный на уроках литерату­ры; активизировать и обогащать словарь учащихся; составить план сочинения.

Ход урока

I. Организация начала урока (написание учащимися записок учителю с вопросом к теме предстоящего урока).

II. Сообщение учителем темы урока.

III. Беседа с целью систематизации материала. В ходе беседы используется выборочное чтение и рассказ по иллюстрациям с использованием написанного на доске словаря.

Какое произведение мы читали на уроке литературы?

Кто его автор?

Перечислите главных действующих лиц произведения.

Как лебедь попал к Тарасу?

Как старик относился к Приемышу?

Почему лебедь улетел?

Как это произошло?

Словарь.

... пристрелили ...,                          '.. остался сиротой .,.,

... подружились...,                            ...привык к человеку и его собаке...,

... уважал за (что?)...,                       ... не давал себя в обиду.

... имел свой характер...,

... (где?) появилась стая лебедей ...,

... загрустил ...,

... выпустил, хоть и очень привык к нему.

IV. Коллективное составление плана сочинения.

План.

1. Жизнь Тараса на светлом озере.

2. Старик и лебедь:

а) как Приемыш попал к Тарасу;

б) отношения между ними;

в) отлет лебедя.

3. Твое отношение к героям произведения.

V. Озаглавливание сочинения (выбирается один или
несколько вариантов).

VI. Итог

VII. Домашнее задание.

Выбрать из отрывка об отлете Приемыша основные глаголы и словосо-

четания.


Урок 2

Цель. Подготовить учащихся к письменному сочинению, развивать логическое мышление учеников.

Ход урока I. Организация начала урока.

II. Сообщение темы урока (через учеников).

Учитель . На основе какого литературного произведения вы будете пи­сать сочинение? Ответьте кратко и полно.

III. Работа над содержанием сочинения по плану.

По 1 пункту плана.

а) Чтение учащимися с лица учителя отрывка текста о жизни Тараса
на светлом озере.

б) Пересказ учащимися отрывка.
По 1 подпункту 2 части плана.

а) Коллективное устное выполнение учащимися следующего упражнения: подобрать к данным выражениям близкие по смыслу и соста­вить с ними предложения.

Лебедя с лебедушкой убили — ...

Забился в камыши — ...

Сиротой остался — ...

Слабые ученики выполняют задания письменно на карточках, б) Подробный устный рассказ с использованием речевого материала

выполненного упражнения. По 2 подпункту 2 части плана.

а) Беседа с целью активизации и расширения словаря учащихся.
Учитель . Какой был Тарас, когда встретил Приемыша? (Жизнера­
достный, веселый, полный сил).

Почему?

Как он относился к лебедю?

б) Выборочное чтение.

Учитель . Найдите в тексте, как Приемыш относился к Тарасу.

в) Устный подробный рассказ учащимися по 3 подпункту 2 части плана
и запись его одним учеником на доске.

г) Проверка учениками написанной на доске части рассказа.
По 3 подпункту 2 части плана.

а) Проверка домашнего задания. Ученики читают выбранные ими дома
из текста глаголы и словосочетания. Учитель выставляет на набор­
ное полотно таблички с этими словами.

б) Подробный рассказ учащимися об отлете лебедя с использованием
опорного словаря.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Устный рассказ по 1 и 2 пунктам плана.










УрокЗ

Цели. Письменное оформление сочинения; научить оценивать геро­ев литературного произведения; обосновывать свое мнение.

Ход урока I. Организация начала урока.

И. Сообщение темы урока (через записку учителя одному ученику).

III. Рассказ по 1 и 2 пунктам плана сильным, а затем
слабым учеником с использованием словаря.

IV. Работа над 3 пунктом плана.

Учитель . Кто из героев произведения вам понравился? Почему? V. Написание учениками сочинения в тетрадях.

При возникновении затруднений — помощь учителя. Слабые ученики используют опорный словарь.

VI. Самопроверка работ.

VII. Итог урока.


Задание к приложению

Прочитайте и проанализируйте представленные ученичес­кие работы.

Подробно охарактеризуйте каждую из них.

Соч инение. Описание картины В . Е . Маковского «Свидание» .

План.

1. Автор и название картины.

2. Описание передней.

3. Описание мальчика и матери.

4. Какие чувства вызывает эта картина?

Картину «Свидание» написал великий русский художник Владимир Его­рович Маковский. Маковский родился в тысяча восемьсот сорок шестом году, а умер в тысяча девятьсот двадцатом году. Художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Автор написал много замечательных картин. Картина «Свидание» самая известная. Владимир Егорович Маковс­кий написал ее в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году.

На первом плане изображена передняя. Передняя убогая, по-нищенски грязная. В передней пол зашарканный, видно, что его давно не мыли. В пра­вом углу стоит бочка с водой, на ней стоит битый кувшин. Очевидно, что в бочке вода для питья. В глубине видна дверь, возможно, за дверью жилая комната.

На картине изображены мальчик лет десяти-одиннадцати и женщина, это сын и мать. Возможно, что мальчик учится у сапожника, а мать пришла навестить своего сына. Мальчик стоит на зашарканном, холодном полу боси­ком. На нем старая рубашка, замызганный фартук, брюки чуть засучены. У мальчика бледное, худое лицо, нечесаные волосы торчат в разные стороны. Глядя на эту картину, чувствуешь, что мальчика отпустили на свидание с ма­терью на одну минутку, поэтому он не сидит, а стоит. Обеими руками он ухва­тился за булку и ест с жадностью. Видно, что он постоянно голодный. На ска­мейке сидит мать. У бочки стоит ее палка, на полу лежит котомка. Мать дер­жит руку у подбородка и с тоскою смотрит на сына, поэтому у нее грустное лицо. Ей жалко сына, но она ничем не может ему помочь.

Картина В.Е.Маковского «Свидание» вызывает печальные чувства, так как художник очень точно смог передать настроение картины, при этом ис­пользуя невзрачные тона и краски.

Анжела Г. 4 «б» класс

Сочинение.

«Тарас и лебедь» .

Тарас жил на Светлом озере. Он был вдовец, потому что жена и дети умерли. Тарасу не было скучно жить одному, потому что у него были птицы, рыбы, трава. Разумеется, они не умели говорить, но он понимал все.

Однажды жестокие люди пристрелили лебедя и лебедушку. Лебеде­нок спрятался в камышах, поэтому остался жив. Тарас назвал лебеденка Приемышем.

Старик уважал Приемыша за ум и гордость. Когда пес лез к нему, При­емыш давал сдачи и не давал себя обижать.

Приемыш слушался старика, был благодарен ему за спасение. Между ними сложились теплые и добрые отношения. Они подружились.

Когда Тарас встретил Приемыша, он был жизнерадостным, веселым, пол­ным сил, а когда Приемыш улетел, Тарас стал жалким, утомленным, дрях­лым. Это случилось так. На озеро спустилась стая лебедей. Приемыш сторо­нился их, так как не привык жить вместе с другими лебедями. Они отдыхали, кормились, плавали. Приемыш затосковал, потому что он хотел улететь с лебедями. На берегу он вставал на одну ногу и жалобно кричал. На другой день он пристал к стае, поплавал. Последний раз он отплыл от берега, оста­новился, попрощался. Он крикнул, будто поблагодарил старика за хлеб и соль.

Мне нравится Тарас, так как он отпустил лебеденка улететь с другими лебедями. Он добрый, мудрый человек.

Марина В . 5 «а» класс

Осень . (Письмо незнакомому.)

Здравствуй, Джек. Приветствую тебя, незнакомый друг. Меня зовут Андрей. Я учусь в школе, в шестом классе. Я живу в Санкт-Петербурге.

Сейчас в нашем городе осень. Я расскажу тебе об осени. Осень бывает разная: ранняя, поздняя, золотая. Ранняя осень похожа на лето. Деревья и кусты стоят в зеленой листве. Еще много цветов в парках и садах.

Погода тоже еще теплая, солнечная. Проходит время, и вот в зеленой листве появляются желтые пятна. Это начинают желтеть листья. Проходит еще немного времени, и все деревья сплошь становятся желтые. Это наступа­ет золотая осень.

Осень, как художник, раскрашивает все вокруг разноцветными краска­ми. Вот стоит березка, как золотая. Ее листья желтеют первыми. Хороша осе­нью рябина. Ее красные ягоды обвисают тяжелыми кистями. Все дерево по­хоже на яркий красный костер.

А вот трепетная осинка стоит вся багряная. Красив осенью клен. На кле­не листья всех цветов: желтые, красные, зеленые, оранжевые, лиловые, пе­гие. Вот дуб-богатырь. На дубе листья долго остаются зелеными, а потом и они становятся коричневыми.

Все чаще небо хмурится, идет дождь. Дожди осенью затяжные, дует резкий порывистый ветер. Он срывает желтые листья, кружит их в воздухе и бросает на землю, как разноцветный дождь. К концу октября все деревья стоят голые. Это наступает поздняя осень, значит скоро зима.

Перелетные птицы начинают готовиться к отлету в теплые края. Ласто ки улетают первыми, а потом— журавли, гуси, утки, грачи, лебеди и другие. Остаются зимовать воробьи, синицы, дятлы. Звери тоже готовятся к зиме: медведь ищет удобную берлогу, белка делает запасы орехов, грибов, желу­дей, заяц меняет шубку.

Много дел у людей осенью: нужно убрать урожай с полей, огородов. Люди тоже делают запасы на зиму, консервируют овощи и фрукты, варят ва­ренье.

Мне нравится осень, особенно золотая осень. Это самая красивая пора.

Джек! А какая осень бывает у вас там, где ты живешь? Напиши мне об этом.

До свидания, Джек. С приветом Андрей К.

Андрей К . 6 «б» класс

Осень .

Осень делится на три периода: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень. Ранняя осень похожа на лето. Деревья стоят в зеленом наряде. Но вот проходит время, и тут и там появляются желтые пятна. Это начинают листья желтеть. А к началу октября все деревья сплошь покрываются золотом. Осень, как талантливый художник, раскрашивает природу разноцветными краска­ми. Вот, словно золотая, стоит березка. А вот трепетная осина, вся багряная. Красив осенний клен. На нем можно увидеть листья всех оттенков: желтые, оранжевые, коричневые, красные, лиловые, пегие. На дубе листья долго ос­таются зелеными, но проходит время, и они становятся темно-коричневыми. Хороша осенью рябина. Ягоды висят тяжелыми крупными красными кистя­ми, и все дерево похоже на костер.

В начале сентября еще тепло, часто стоит солнечная погода. В конце сентября, в октябре погода становится прохладнее. По ночам и утрам быва­ют заморозки. Они называются утренниками. Небо часто хмурится. По нему ползают темные тучи. Часто идет нудный мелкий дождь. Иногда он идет це­лый день. Дует резкий ветер, он срывает сухие листья и швыряет их на мок­рую землю. Начинается листопад. Листья кружатся в воздухе и, опадая на землю, устилают все кругом разноцветным ворохом. Меняется продолжитель­ность дня: дни стали короче, а ночи — длиннее. А вот как об этом пишет Пуш­кин: «Проглянет день, как будто поневоле, и скроется за край окружных гор». Постепенно пустеют поля и обнажаются леса. Все деревья стоят голые и ждут снега. Наступает поздняя осень. «Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обна­жился. Поля опустели». Так кратко и точно рисует осень поэт Некрасов. А вот как пишет поэт Плещеев:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Об осени писали разные поэты. Например, А. Твардовский о золотой осени говорит:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Очень любил осень Пушкин. Он любовался и восхищался нарядным осенним лесом:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная раса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.

О поздней осени можно найти строчки у Некрасова: «Заунывный ветер гонит стаю туч за край небес». Но вот наступает ноябрь, и выпадает первый снег. В ноябре наступает поздняя осень. Она похожа на зиму.

Опустели пастбища, нет сочной травы. Но не страшна зима домашним животным: о них позаботились хозяева. Они утеплили жилища и заготовили душистое сено. Звери в лесу с ранней осени готовятся к зиме. У пушистой белочки кладовые полны запасов: тут желуди, орехи, грибы. У медведя осе­нью отличный аппетит, ведь он всю зиму будет спать, нужен большой запас жира. Перелетные птицы собираются стаями и готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетели ласточки. А вот потянулся к югу журавлиный клин. Но проходит время и улетают гуси, утки. Вот как об этом пишет Б. Некрасов: «Журавлей курлычащая стая клином пробивает облака».

Осенью много забот у жителей села: надо урожай убрать с полей, нуж­но заготовить корм для животных, надо отремонтировать фермы. Зима дол­го тянется, поэтому люди сделали заготовки: грибы соленые, маринованные, варенье, компоты. Стараются хозяйки, хлопочут. Мое любимое время года — лето.

Осень я тоже люблю, особенно золотую и раннюю. Люблю бродить по опавшей листве, люблю первые утренники.

Валерий Ч. 7 «б» класс

 

 

РАЗДЕЛ IV



Дата: 2018-12-21, просмотров: 616.