Конспект урока развития речи в 4 классе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема. Сочинение «Настоящий друг» по серии картинок и опорным словам.

Цели. Подготовить учащихся к написанию сочинения по серии кар­тинок и опорным словам (обогащение словаря, развитие связной речи); учить определять логику событий; учить связному высказыванию оценочного ха­рактера; формировать нравственные понятия: верный, настоящий друг, сме­лый поступок.

Оборудование. Серия картинок «Настоящий друг», опорный словарь на доске.

Ход урока I. Сообщение темы урока.

Учитель, Поинтересуйтесь у меня, чем мы будем заниматься на уроке?

— Какая тема урока?

Учитель. Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картинкам.

II. Рассматривание серии картинок

и определение последовательности событий.

Учитель. Посмотрите внимательно на картинки. Скажите, правильно ли

расположены картинки. Что надо изменить? Дети устанавливают логику, поясняя словами. Это первая, потому что сначала..., потом ..., а потом ....

III.      Словарная работа.

На доске под каждой картинкой написаны опорные слова.

Картинка 1

Ранняя весна (конец марта). Весеннее солнышко. Пригревало, светило сильнее.

Река. Лед подтаял (не такой крепкий). Пошли кататься. Не знали этого (забыли об этом).

Картинка 2

Вдруг (неожиданно). Поскользнулась (провалилась под лед). Полынья (образовалась дыра). Упала в воду (очутилась, оказалась). Кричала (звала на помощь). Одежда намокла (тащила под лед). Испугался за (кого?)... Лед кро­шился (ломался). Подходить опасно (нельзя).

Картинка 3

Но ... не растерялся (быстро сообразил). Нашел (отыскал), подполз и (осторожно добрался). Протянул. Схватила (ухватилась за край). Вытащил.

Картинка 4

Потом (как только). Замерзла (зубы стучали от холода). Снял свою кур­тку (отдал, надел на...).

Картинка 5

Ребята (друзья). Чтобы не заболеть (не простудиться). Сразу же побе­жали (помчались). Рядом (вместе). Переодеться, хорошо согреться.

Учитель. Сейчас будет словарная работа. Я буду показывать картинки, а вы отвечайте предложениями. Используйте слова с доски.

Учитель указкой показывает на детали картинок и опорные слова в со­ответствии с логикой будущего рассказа. Учащиеся говорят предложениями.

По картинке 1

— Наступила ранняя весна.

— Был конец марта.

— Солнышко пригревало все сильнее, и лед на реке подтаял.

— Весеннее солнце светило все сильнее, и лед на реке был не такой
крепкий, как зимой.

— Катя и Саша не знали этого и весело катались на коньках.

— Катя и Саша забыли об этом и стали кататься на коньках.


По картинке 2

— Вдруг Катя поскользнулась, лед провалился, и девочка очутилась
в полынье.

— Она закричала.

— Катя хотела вылезти, но лед ломался у нее под руками.

— Одежда намокла.

— Саша испугался за подругу.

— Он понял, что подходить к полынье было опасно.

— Неожиданно Катя упала. Лед в этом месте был слабый, и девочка
оказалась в воде.

— Она хотела выбраться, но одежда быстро намокла и тащила ее под лед.

— Катя стала звать друга на помощь.

— Саша испугался за Катю. Лед около полыньи ломался. Подходить
близко было опасно.




По картинке 3

— Но Саша не растерялся.

Учитель . Покажите действия: «Осторожно подполз и протянул.... Схва­тилась за край доски. Вытащил из воды». Ученики демонстрируют действия.

— Саша нашел на берегу доску и осторожно подполз к полынье.

— Мальчик протянул Кате доску.

— Она ухватились за ее край, и Саша вытащил девочку из воды.

По картинке 4

Учитель . Покажите действие: «Зубы стучали от холода». Учащиеся демонстрируют действие.

— Потом Саша снял свою куртку и надел на Катю. У нее зубы стучали от
холода.

— Как только Катя вылезла из воды, Саша отдал ей Свою сухую куртку,
чтобы согреть девочку. Она совсем замерзла.



По картинке 5

Учитель . Чем закончилась эта история?

— Чтобы не заболеть, друзья побежали домой. Кате надо было срочно
переодеться.

— Чтобы не простудиться, ребята быстро побежали домой. Им надо скорее надеть сухую одежду и согреться.

IV. Беседа оценочного характера.

Учитель . Какой случай произошел на реке (страшный, опасный)? Докажите.

I

Ц — , потому что [

— Это страшный случай, потому что девочка провалилась в полынью
и могла погибнуть.

Учитель . Кто помог Кате?

— Ее спас Саша. Он вот что придумал ...
Учитель . Какой Саша?

Словарь: сообразительный, догадливый, храбрый, смелый,

трусливый, бессердечный, равнодушный.

Оценка героя по схеме. — Саша ... , и ... , потому что ...

Учитель . Можно ли его назвать настоящим другом?

V. Озаглавливание рассказа.
Смелый поступок. Настоящий друг. Страшный случай на реке.

VI. Коллективное составление плана.

Учитель . О чем будем писать сначала? Когда это произошло? План.

1. Ранней весной.

2. Катя провалилась в полынью. (Вдруг...)

3. Саша спас Катю.

4. Забота о подруге. (Как только...)

5. Друзья побежали домой. (Потом, сразу же...)

6. Твое отношение к поступку мальчика. (Вот какой ...)

VII. Устный рассказ учащимися по час­
тям и одним учеником в целом.

VIII. Беседа. Связь с жизнью.

Учитель . Можно ли сейчас ходить по льду рек, озер, прудов? Можно ли играть на льду?

IX. Написание сочинения.

X. Подведение итогов.






Дата: 2018-12-21, просмотров: 537.