Тема. Сочинение «Настоящий друг» по серии картинок и опорным словам.
Цели. Подготовить учащихся к написанию сочинения по серии картинок и опорным словам (обогащение словаря, развитие связной речи); учить определять логику событий; учить связному высказыванию оценочного характера; формировать нравственные понятия: верный, настоящий друг, смелый поступок.
Оборудование. Серия картинок «Настоящий друг», опорный словарь на доске.
Ход урока I. Сообщение темы урока.
Учитель, Поинтересуйтесь у меня, чем мы будем заниматься на уроке?
— Какая тема урока?
Учитель. Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картинкам.
II. Рассматривание серии картинок
и определение последовательности событий.
Учитель. Посмотрите внимательно на картинки. Скажите, правильно ли
расположены картинки. Что надо изменить? Дети устанавливают логику, поясняя словами. Это первая, потому что сначала..., потом ..., а потом ....
III. Словарная работа.
На доске под каждой картинкой написаны опорные слова.
Картинка 1
Ранняя весна (конец марта). Весеннее солнышко. Пригревало, светило сильнее.
Река. Лед подтаял (не такой крепкий). Пошли кататься. Не знали этого (забыли об этом).
Картинка 2
Вдруг (неожиданно). Поскользнулась (провалилась под лед). Полынья (образовалась дыра). Упала в воду (очутилась, оказалась). Кричала (звала на помощь). Одежда намокла (тащила под лед). Испугался за (кого?)... Лед крошился (ломался). Подходить опасно (нельзя).
Картинка 3
Но ... не растерялся (быстро сообразил). Нашел (отыскал), подполз и (осторожно добрался). Протянул. Схватила (ухватилась за край). Вытащил.
Картинка 4
Потом (как только). Замерзла (зубы стучали от холода). Снял свою куртку (отдал, надел на...).
Картинка 5
Ребята (друзья). Чтобы не заболеть (не простудиться). Сразу же побежали (помчались). Рядом (вместе). Переодеться, хорошо согреться.
Учитель. Сейчас будет словарная работа. Я буду показывать картинки, а вы отвечайте предложениями. Используйте слова с доски.
Учитель указкой показывает на детали картинок и опорные слова в соответствии с логикой будущего рассказа. Учащиеся говорят предложениями.
По картинке 1
— Наступила ранняя весна.
— Был конец марта.
— Солнышко пригревало все сильнее, и лед на реке подтаял.
— Весеннее солнце светило все сильнее, и лед на реке был не такой
крепкий, как зимой.
— Катя и Саша не знали этого и весело катались на коньках.
— Катя и Саша забыли об этом и стали кататься на коньках.
По картинке 2
— Вдруг Катя поскользнулась, лед провалился, и девочка очутилась
в полынье.
— Она закричала.
— Катя хотела вылезти, но лед ломался у нее под руками.
— Одежда намокла.
— Саша испугался за подругу.
— Он понял, что подходить к полынье было опасно.
— Неожиданно Катя упала. Лед в этом месте был слабый, и девочка
оказалась в воде.
— Она хотела выбраться, но одежда быстро намокла и тащила ее под лед.
— Катя стала звать друга на помощь.
— Саша испугался за Катю. Лед около полыньи ломался. Подходить
близко было опасно.
По картинке 3
— Но Саша не растерялся.
Учитель . Покажите действия: «Осторожно подполз и протянул.... Схватилась за край доски. Вытащил из воды». Ученики демонстрируют действия.
— Саша нашел на берегу доску и осторожно подполз к полынье.
— Мальчик протянул Кате доску.
— Она ухватились за ее край, и Саша вытащил девочку из воды.
По картинке 4
Учитель . Покажите действие: «Зубы стучали от холода». Учащиеся демонстрируют действие.
— Потом Саша снял свою куртку и надел на Катю. У нее зубы стучали от
холода.
— Как только Катя вылезла из воды, Саша отдал ей Свою сухую куртку,
чтобы согреть девочку. Она совсем замерзла.
По картинке 5
Учитель . Чем закончилась эта история?
— Чтобы не заболеть, друзья побежали домой. Кате надо было срочно
переодеться.
— Чтобы не простудиться, ребята быстро побежали домой. Им надо скорее надеть сухую одежду и согреться.
IV. Беседа оценочного характера.
Учитель . Какой случай произошел на реке (страшный, опасный)? Докажите.
I |
Ц — , потому что [
— Это страшный случай, потому что девочка провалилась в полынью
и могла погибнуть.
Учитель . Кто помог Кате?
— Ее спас Саша. Он вот что придумал ...
Учитель . Какой Саша?
Словарь: сообразительный, догадливый, храбрый, смелый,
трусливый, бессердечный, равнодушный.
Оценка героя по схеме. — Саша ... , и ... , потому что ...
Учитель . Можно ли его назвать настоящим другом?
V. Озаглавливание рассказа.
Смелый поступок. Настоящий друг. Страшный случай на реке.
VI. Коллективное составление плана.
Учитель . О чем будем писать сначала? Когда это произошло? План.
1. Ранней весной.
2. Катя провалилась в полынью. (Вдруг...)
3. Саша спас Катю.
4. Забота о подруге. (Как только...)
5. Друзья побежали домой. (Потом, сразу же...)
6. Твое отношение к поступку мальчика. (Вот какой ...)
VII. Устный рассказ учащимися по час
тям и одним учеником в целом.
VIII. Беседа. Связь с жизнью.
Учитель . Можно ли сейчас ходить по льду рек, озер, прудов? Можно ли играть на льду?
IX. Написание сочинения.
X. Подведение итогов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 537.