На уроках предметно-практического обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие связной речи на уроках предметно-практического обучения (ППО) начинается с составления отчета о выполнен­ной работе, затем следует написание заявки на необходимые материалы и инструменты и, наконец, составление плана пред­стоящей деятельности.

Отчет, заявка и план как виды высказываний относятся к деловой речи, для которой характерны некоторые особеннос­ти стиля, лексики и сферы применения. Каждый взрослый че­ловек, начиная работать, сталкивается с необходимостью составить и написать заявление, отчет о работе, план работы, автобиографию, заявку на необходимые материалы и т.д. Что­бы научиться правильно оформлять различные деловые бума­ги, надо знать особенности делового стиля языка, а также содержание и формы их написания.

По существу ознакомление глухих школьников с деловой речью начинается на уроках ППО, в чисто практическом пла­не, без сообщения каких-либо теоретических сведений.

Отчет о работе. На уроках ППО учащиеся система­тически отчитываются о выполненной работе. При этом по мере приобретения ими определенных навыков требования к состав­лению отчетов постепенно повышаются: увеличивается объем отчета (он может быть кратким и подробным), усложняется фор­ма (он может быть пооперационным и целостным), повышает­ся степень самостоятельности учащихся.

На начальном этапе обучения дети просто называют одним словом изготовленный предмет. В подготовительном классе по мере роста словарного запаса они начинают отчитываться о вы­полнении каждой операции по изготовлению поделки. Отчет становится пооперационным. Начинается эта работа с сообще­ния инструкции и показа ее на табличке. Затем учитель сам де­монстрирует действия по изготовлению поделки и отчитывается об их выполнении. Ученики, подражая ему, выполняют те же действия и тоже отчитываются, пользуясь записью, сделанной на доске до начала урока: «Явзял(а)... Я размял (а)... Яоторва-л(а)...» Учитель следит за тем, чтобы ученики, приступая к сле­дующей операции, отчитывались о выполнении предыдущей. Они отчитываются сначала устно-дактильно, затем складыва­ют слова и фразы отчета из разрезной азбуки, а по мере овладе­ния письмом начинают записывать отчет в тетрадях.

В1 классе учащиеся переходят к более сложному виду отче­та об изготовлении изделия — отчитываются не пооперацион-но, а от начала до конца, т.е. составляют целостный отчет. При этом возникает необходимость запомнить весь процесс из­готовления поделки и описать все операции в определенной пос­ледовательности. Во 2 и особенно в 3 классах дети пишут отчеты в виде рассказов о том, кто что делал, какие наблюдались откло­нения от составленного плана. В этих отчетах выражается отно­шение ребенка к работе, оценивается деятельность товарищей.

По мере усложнения изделий меняется и форма отчета. Если поделка изготавливается на нескольких уроках, то по оконча­нии работы целесообразно предложить учащимся представить краткий отчет об основных ее этапах. Более подробно они могут отчитаться о выполнении конкретного этапа. Составление под­робных и кратких отчетов по плану проводится с 3 класса.

Приемы составления отчета: по письменным инструкциям и опорным словам; по пооперационным инструкциям и готово­му изделию; по опорным словам; по образцу изделия и подсказ­ке отдельных действий учителем; по плану изготовления поделки.

Заявки на материалы и инструменты. Умение определять и получать необходимые для работы мате­риалы и инструменты формируется у глухих учащихся в под­готовительном — 4 классах. При этом постепенно усложняются требования к оформлению заявок и повышается степень само­стоятельности учащихся.

В подготовительном классе учитель показывает приготов­ленные для работы материалы и инструменты и читает их на­звания, написанные на табличках. Дети пытаются вместе с ним проговаривать и дактилировать эти названия. Уже во II четвер­ти они начинают сами определять необходимые материалы и инструменты, когда устно или письменно отвечают на вопрос: «Что нужно для работы?»

В 1 классе дети часто выполняют различные действия по поручению, записанному на доске или табличках. Учитель пред­лагает при определении необходимых для работы материалов придерживаться той последовательности, в которой эти мате­риалы указаны в его инструкциях. Это помогает детям избежать пропусков в перечислении предметов.

Например, при конструировании мебели из строительного материала дети читают написанные на доске инструкции: «Сде­лай стол. Возьми две арки. Поставь их рядом. Положи сверху большой брусок». Ученики устно просят для работы две арки и большой брусок. По мере называния предметов учитель пишет на доске: «Для работы нужны две арки, большой брусок». За­тем он говорит, что все написанное на доске называется заяв­кой, и пишет это слово наверху. Ученики списывают образец в тетрадь. После этого заявки пишутся на доске несколько раз, а потом остается только одна запись: «Заявка. Для работы нуж­но: ...» — или в несколько другой форме: «Я буду лепить. Для работы мне нужны: ... Лена». Ученики устно перечисляют необ­ходимые материалы и самостоятельно пишут заявку в тетради.

Систематическая работа по составлению и написанию зая­вок начинается с III четверти 1 класса.

Второклассники должны уметь самостоятельно прочитать задание учителя, подобрать нужные материалы и инструмен­ты. Во 2 классе вводится, а в 3-4 классах часто используется форма заявок с раздельными перечнями, в которых ученики сначала перечисляют все материалы, а потом все инструменты.

С I четверти 3 класса школьники учатся составлять слож­ную коллективную или индивидуальную заявку на получение необходимых материалов и инструментов с объяснением, для чего они нужны. Сначала учитель предлагает образец заявки, написанный на доске, а потом оставляет только опорные слова: «Я буду делать... Мне нужны..., чтобы...». Ученики устно про­говаривают заявку, а потом записывают. Постепенно они пере­ходят к самостоятельному ее написанию.

При составлении заявок используются различные формы организации работы: индивидуальная, парами, бригадами, но в любом случае заявка обращена к определенному адресату: учи­телю, товарищу по работе, бригадиру. При работе парами или бригадами школьники учатся составлять не только индивиду­альные, но и коллективные заявки. В коллективных заявках, в отличие от индивидуальных, указывается общее количество материалов и инструментов, необходимое для напарников или для всей бригады, и начинаются они с местоимения «мы». Затем заявки коллективно анализируются, после чего дети по­лучают ровно столько деталей, сколько указано в заявке.

Чтобы облегчить ученикам задачу составления заявок, мож­но использовать следующие приемы.

1. Предварительное размещение на столе учителя всех не­обходимых материалов и инструментов. В этом случае ребенок должен вспомнить названия предметов и грамотно написать их в заявке. Этот прием можно несколько усложнить, положив на стол лишние материалы и инструменты. Дети должны будут выбрать только те предметы, которые понадобятся для выпол­нения задания.

2. Дополнение заявки. На доске приводится неполный текст заявки, который дети должны дописать (например: «Я хочу лепить... Дайте мне, пожалуйста...»).

3.Составление заявки по образцу изделия.

4. Определение необходимых для изготовления изделия ма­териалов по рисунку этого изделия (например по рисунку цвет­ка, составленного из мозаики).

5. Составление заявки по плану работы.

6. Составление заявки по рассказу. Учитель предлагает де­тям рассказ, который, наряду с описанием процесса изготовле­ния поделки, содержит сведения о материалах, используемых
в работе.

7. Составление заявки по заданию учителя типа: «Для того чтобы сделать аппликацию «Весна», нужно подобрать и выре­зать картинки, потом наклеить их на картон». Ученики чита­ют задание и составляют заявку.

План деятельности. Планирование деятельности является средством активизации детей, повышения их самостоятельности на занятиях по различным учебным пред­метам. Умение планировать, по мнению психологов и методис­тов, способствует развитию мышления и речи, а следовательно, является важным средством коррекции недостатков их развития.

Глухие школьники впервые встречаются с понятием «план» и учатся составлять планы своей деятельности на уроках ППО. Прежде всего они знакомятся с формой и содержанием плана, его видами, стилевыми особенностями. Формы организации работы по составлению плана постепенно усложняются, меня­ются и виды планов. В обучении глухих учащихся используют­ся три организационные формы: работа по готовому плану, коллективное составление плана с помощью учителя и самосто­ятельное составление плана учениками.

В 1 классе учитель предлагает готовый план и учит им пользоваться, т.е. выполнять все операции, соответствующие пунктам плана, в строгой последовательности, не перескакивая от первой операции к третьей, минуя вторую; учит определять, какая часть работы уже сделана, какую предстоит выполнить.

В ходе этих занятий педагог знакомит детей со значением слов «план», «пункты плана». Сначала он сообщает о том, что сегодня они будут работать по плану, и открывает заранее на­писанный на доске план изготовления поделки. Ученики вмес­те с учителем читают первый пункт плана. На основе его вызванный к доске ученик составляет инструкцию. После вы­полнения инструкции ученики отчитываются и переходят ко второму пункту плана и т.д.

В дальнейшем, в связи с повышением требований к учащим­ся, варианты работы по готовому плану усложняются.

1. Дополнение готового плана. В готовом плане пропущены некоторые пункты или отдельные слова, количество деталей, которое нужно отобрать, указание на то, где надо поместить ту или иную часть поделки, и т.д. Анализируя вместе с учителем образец изделия или его описание, ученики вписывают пропу­щенные и дополняют неполные пункты плана.

2. Уточнение готового плана. Это еще более сложный вари­ант работы. В плане нарушена последовательность операций, или опущены некоторые важные операции, или названы лишние. Ученики, прочитав вместе с учителем план, рассмат­ривают образец изделия, устанавливают, какие неточности до­пущены в плане, и устраняют их.

После того как ученики поймут, что такое план, как им надо пользоваться, и получат представление о том, как он пишется, педагог учит их составлять план. В соответствии с программой на уроках ППО школьники учатся составлять планы трех ви­дов: пооперационный, краткий и сложный.

Каждый пункт пооперационного плана соответствует от­дельному действию или операции по изготовлению изделия. Коллективный пооперационный план работы школьники начи­нают составлять во II четверти 1 класса. При этом сначала пла­нируется одна операция по изготовлению предмета, которая сразу выполняется. После этого намечается и выполняется вто­рая и т.д.

Т.С. Зыкова объясняет причину «короткого» планирования тем, что «глухим учащимся, в силу недостаточного развития у них абстрактного мышления, не удается представить мыслен­но многие операции, входящие в состав выполняемой работы»1.

После освоения детьми «короткого» планирования учитель приступает к составлению полных пооперационных планов. С этой целью он подбирает изделия, для изготовления которых нужно наметить и выполнить 3—5 операций с четко выражен­ной последовательностью.

Учитель предлагает детям составить вместе с ним план ра­боты (пишет на доске слово «План» и цифру 1 (т.е. 1-й пункт плана). Затем они отвечают на вопросы: «Что надо сделать сна­чала? Что надо сделать потом? » — и таким образом составляют план, который учитель записывает на доске.

В III четверти 1 класса ученики начинают самостоятельно составлять пооперационный план работы.

По мере усложнения изделий увеличивается количество выполняемых операций, поэтому становится целесообразным составлять (с I четверти 2 класса) краткий, поэтапный план, в котором отражаются основные этапы и последовательность из­готовления отдельных частей предмета. Каждый пункт, как правило, предусматривает выполнение нескольких действий или операций. Например, при работе с металлическим конст­руктором по теме «Скамейка» ученики составляют следующий план: 1) сделать сиденье; 2) сделать спинку; 3) соединить части скамейки.

Составление кратких планов помогает детям видеть состав­ные части предмета, определять среди них главные и второсте­пенные. Краткое планирование используется в основном при изготовлении макетов, аппликаций, объектов, состоящих из не­скольких частей.

Работая по краткому плану, каждый ученик делает только одну часть предмета, но для ее изготовления он должен сплани­ровать свою деятельность, т.е. по существу распространить этот пункт краткого плана. Например, надо слепить висящие на кры­ше дома сосульки (»На крыше дома висят сосульки»). Ученик составляет план: 1) сначала нужно слепить дом; 2) потом нуж­но сделать на крыше снег и сосульки. Распространение кратко­го плана начинается со II четверти 2 класса и осуществляется сначала коллективно, а с 3 класса — самостоятельно.

Овладение умением распространять пункты краткого пла­на подготавливает учащихся к составлению сложного плана. Сложный план по существу включает в себя краткий и поопе­рационный планы. Сначала, в III четверти 3 класса, он состав­ляется коллективно. Основные пункты сложного плана отражают последовательно выполняемые этапы работы по из­готовлению изделия, а подпункты — отдельные операции, из которых состоят этапы. Такой план помогает ученикам пред­ставить всю совокупность последовательных действий по изго­товлению сложных изделий.

Ученики вместе с учителем рассматривают поделку, опре­деляют составные части, составляют краткий план их изготов­ления, а затем — подробный.

После овладения навыком коллективного составления пла­на определенного вида учащиеся переходят к самостоятельно­му планированию своей деятельности. Так же, как и при коллективном планировании, сначала они вместе с учителем рассматривают изделие, устанавливают, из каких частей оно со­стоит, но уже не формулируют устно отдельные пункты, а каж­дый записывает в черновике свой план. Затем коллективно отрабатывают окончательный вариант, который потом записы­вают в тетради. В дальнейшем ученики переходят к абсолютно самостоятельному составлению плана.

При составлении плана используются различные варианты работы.

1. Выполнение учителем операций по изготовлению изде­лий.

2. Анализ образца изделия, рисунка, эскиза. Учащиеся рас­сматривают образец (рисунок, эскиз) и коллективно планиру­ют процесс изготовления изделия.

, 3. Анализ образца изделия и ранее составленного отчета то­варищей о проделанной работе. В этом случае дети рассматри­вают образец и читают отчет с описанием процесса изготовления изделия. На основе изучения образца и отчета они коллективно составляют план будущей работы.

4. Анализ словесного описания изделия или рассказа о нем. Этот вариант работы над планом является очень важным, так как с его помощью глухие школьники учатся разбираться в про­читанном тексте и составлять по нему план, что необходимо им для уроков чтения и развития речи.

В заключение следует подчеркнуть, что все названные виды работ, проводимые на уроках ППО (составление отчетов, зая­вок, планов), несут ярко выраженную коммуникативную на­грузку и тесно связаны между собой.

Таким образом, на уроках ППО глухие школьники учатся со­блюдать логическую последовательность в описании изделия, в отчете о выполненной работе, планировать будущую предметно-практическую деятельность, определять необходимые материа­лы и инструменты и составлять заявку по рисунку, образцу или эскизу изделия, а также описывать изделие после его изготовле­ния. Все перечисленные умения и навыки учащихся должны мак­симально использоваться учителем на уроках развития речи.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 592.