Развитие связной речи на уроках предметно-практического обучения (ППО) начинается с составления отчета о выполненной работе, затем следует написание заявки на необходимые материалы и инструменты и, наконец, составление плана предстоящей деятельности.
Отчет, заявка и план как виды высказываний относятся к деловой речи, для которой характерны некоторые особенности стиля, лексики и сферы применения. Каждый взрослый человек, начиная работать, сталкивается с необходимостью составить и написать заявление, отчет о работе, план работы, автобиографию, заявку на необходимые материалы и т.д. Чтобы научиться правильно оформлять различные деловые бумаги, надо знать особенности делового стиля языка, а также содержание и формы их написания.
По существу ознакомление глухих школьников с деловой речью начинается на уроках ППО, в чисто практическом плане, без сообщения каких-либо теоретических сведений.
Отчет о работе. На уроках ППО учащиеся систематически отчитываются о выполненной работе. При этом по мере приобретения ими определенных навыков требования к составлению отчетов постепенно повышаются: увеличивается объем отчета (он может быть кратким и подробным), усложняется форма (он может быть пооперационным и целостным), повышается степень самостоятельности учащихся.
На начальном этапе обучения дети просто называют одним словом изготовленный предмет. В подготовительном классе по мере роста словарного запаса они начинают отчитываться о выполнении каждой операции по изготовлению поделки. Отчет становится пооперационным. Начинается эта работа с сообщения инструкции и показа ее на табличке. Затем учитель сам демонстрирует действия по изготовлению поделки и отчитывается об их выполнении. Ученики, подражая ему, выполняют те же действия и тоже отчитываются, пользуясь записью, сделанной на доске до начала урока: «Явзял(а)... Я размял (а)... Яоторва-л(а)...» Учитель следит за тем, чтобы ученики, приступая к следующей операции, отчитывались о выполнении предыдущей. Они отчитываются сначала устно-дактильно, затем складывают слова и фразы отчета из разрезной азбуки, а по мере овладения письмом начинают записывать отчет в тетрадях.
В1 классе учащиеся переходят к более сложному виду отчета об изготовлении изделия — отчитываются не пооперацион-но, а от начала до конца, т.е. составляют целостный отчет. При этом возникает необходимость запомнить весь процесс изготовления поделки и описать все операции в определенной последовательности. Во 2 и особенно в 3 классах дети пишут отчеты в виде рассказов о том, кто что делал, какие наблюдались отклонения от составленного плана. В этих отчетах выражается отношение ребенка к работе, оценивается деятельность товарищей.
По мере усложнения изделий меняется и форма отчета. Если поделка изготавливается на нескольких уроках, то по окончании работы целесообразно предложить учащимся представить краткий отчет об основных ее этапах. Более подробно они могут отчитаться о выполнении конкретного этапа. Составление подробных и кратких отчетов по плану проводится с 3 класса.
Приемы составления отчета: по письменным инструкциям и опорным словам; по пооперационным инструкциям и готовому изделию; по опорным словам; по образцу изделия и подсказке отдельных действий учителем; по плану изготовления поделки.
Заявки на материалы и инструменты. Умение определять и получать необходимые для работы материалы и инструменты формируется у глухих учащихся в подготовительном — 4 классах. При этом постепенно усложняются требования к оформлению заявок и повышается степень самостоятельности учащихся.
В подготовительном классе учитель показывает приготовленные для работы материалы и инструменты и читает их названия, написанные на табличках. Дети пытаются вместе с ним проговаривать и дактилировать эти названия. Уже во II четверти они начинают сами определять необходимые материалы и инструменты, когда устно или письменно отвечают на вопрос: «Что нужно для работы?»
В 1 классе дети часто выполняют различные действия по поручению, записанному на доске или табличках. Учитель предлагает при определении необходимых для работы материалов придерживаться той последовательности, в которой эти материалы указаны в его инструкциях. Это помогает детям избежать пропусков в перечислении предметов.
Например, при конструировании мебели из строительного материала дети читают написанные на доске инструкции: «Сделай стол. Возьми две арки. Поставь их рядом. Положи сверху большой брусок». Ученики устно просят для работы две арки и большой брусок. По мере называния предметов учитель пишет на доске: «Для работы нужны две арки, большой брусок». Затем он говорит, что все написанное на доске называется заявкой, и пишет это слово наверху. Ученики списывают образец в тетрадь. После этого заявки пишутся на доске несколько раз, а потом остается только одна запись: «Заявка. Для работы нужно: ...» — или в несколько другой форме: «Я буду лепить. Для работы мне нужны: ... Лена». Ученики устно перечисляют необходимые материалы и самостоятельно пишут заявку в тетради.
Систематическая работа по составлению и написанию заявок начинается с III четверти 1 класса.
Второклассники должны уметь самостоятельно прочитать задание учителя, подобрать нужные материалы и инструменты. Во 2 классе вводится, а в 3-4 классах часто используется форма заявок с раздельными перечнями, в которых ученики сначала перечисляют все материалы, а потом все инструменты.
С I четверти 3 класса школьники учатся составлять сложную коллективную или индивидуальную заявку на получение необходимых материалов и инструментов с объяснением, для чего они нужны. Сначала учитель предлагает образец заявки, написанный на доске, а потом оставляет только опорные слова: «Я буду делать... Мне нужны..., чтобы...». Ученики устно проговаривают заявку, а потом записывают. Постепенно они переходят к самостоятельному ее написанию.
При составлении заявок используются различные формы организации работы: индивидуальная, парами, бригадами, но в любом случае заявка обращена к определенному адресату: учителю, товарищу по работе, бригадиру. При работе парами или бригадами школьники учатся составлять не только индивидуальные, но и коллективные заявки. В коллективных заявках, в отличие от индивидуальных, указывается общее количество материалов и инструментов, необходимое для напарников или для всей бригады, и начинаются они с местоимения «мы». Затем заявки коллективно анализируются, после чего дети получают ровно столько деталей, сколько указано в заявке.
Чтобы облегчить ученикам задачу составления заявок, можно использовать следующие приемы.
1. Предварительное размещение на столе учителя всех необходимых материалов и инструментов. В этом случае ребенок должен вспомнить названия предметов и грамотно написать их в заявке. Этот прием можно несколько усложнить, положив на стол лишние материалы и инструменты. Дети должны будут выбрать только те предметы, которые понадобятся для выполнения задания.
2. Дополнение заявки. На доске приводится неполный текст заявки, который дети должны дописать (например: «Я хочу лепить... Дайте мне, пожалуйста...»).
3.Составление заявки по образцу изделия.
4. Определение необходимых для изготовления изделия материалов по рисунку этого изделия (например по рисунку цветка, составленного из мозаики).
5. Составление заявки по плану работы.
6. Составление заявки по рассказу. Учитель предлагает детям рассказ, который, наряду с описанием процесса изготовления поделки, содержит сведения о материалах, используемых
в работе.
7. Составление заявки по заданию учителя типа: «Для того чтобы сделать аппликацию «Весна», нужно подобрать и вырезать картинки, потом наклеить их на картон». Ученики читают задание и составляют заявку.
План деятельности. Планирование деятельности является средством активизации детей, повышения их самостоятельности на занятиях по различным учебным предметам. Умение планировать, по мнению психологов и методистов, способствует развитию мышления и речи, а следовательно, является важным средством коррекции недостатков их развития.
Глухие школьники впервые встречаются с понятием «план» и учатся составлять планы своей деятельности на уроках ППО. Прежде всего они знакомятся с формой и содержанием плана, его видами, стилевыми особенностями. Формы организации работы по составлению плана постепенно усложняются, меняются и виды планов. В обучении глухих учащихся используются три организационные формы: работа по готовому плану, коллективное составление плана с помощью учителя и самостоятельное составление плана учениками.
В 1 классе учитель предлагает готовый план и учит им пользоваться, т.е. выполнять все операции, соответствующие пунктам плана, в строгой последовательности, не перескакивая от первой операции к третьей, минуя вторую; учит определять, какая часть работы уже сделана, какую предстоит выполнить.
В ходе этих занятий педагог знакомит детей со значением слов «план», «пункты плана». Сначала он сообщает о том, что сегодня они будут работать по плану, и открывает заранее написанный на доске план изготовления поделки. Ученики вместе с учителем читают первый пункт плана. На основе его вызванный к доске ученик составляет инструкцию. После выполнения инструкции ученики отчитываются и переходят ко второму пункту плана и т.д.
В дальнейшем, в связи с повышением требований к учащимся, варианты работы по готовому плану усложняются.
1. Дополнение готового плана. В готовом плане пропущены некоторые пункты или отдельные слова, количество деталей, которое нужно отобрать, указание на то, где надо поместить ту или иную часть поделки, и т.д. Анализируя вместе с учителем образец изделия или его описание, ученики вписывают пропущенные и дополняют неполные пункты плана.
2. Уточнение готового плана. Это еще более сложный вариант работы. В плане нарушена последовательность операций, или опущены некоторые важные операции, или названы лишние. Ученики, прочитав вместе с учителем план, рассматривают образец изделия, устанавливают, какие неточности допущены в плане, и устраняют их.
После того как ученики поймут, что такое план, как им надо пользоваться, и получат представление о том, как он пишется, педагог учит их составлять план. В соответствии с программой на уроках ППО школьники учатся составлять планы трех видов: пооперационный, краткий и сложный.
Каждый пункт пооперационного плана соответствует отдельному действию или операции по изготовлению изделия. Коллективный пооперационный план работы школьники начинают составлять во II четверти 1 класса. При этом сначала планируется одна операция по изготовлению предмета, которая сразу выполняется. После этого намечается и выполняется вторая и т.д.
Т.С. Зыкова объясняет причину «короткого» планирования тем, что «глухим учащимся, в силу недостаточного развития у них абстрактного мышления, не удается представить мысленно многие операции, входящие в состав выполняемой работы»1.
После освоения детьми «короткого» планирования учитель приступает к составлению полных пооперационных планов. С этой целью он подбирает изделия, для изготовления которых нужно наметить и выполнить 3—5 операций с четко выраженной последовательностью.
Учитель предлагает детям составить вместе с ним план работы (пишет на доске слово «План» и цифру 1 (т.е. 1-й пункт плана). Затем они отвечают на вопросы: «Что надо сделать сначала? Что надо сделать потом? » — и таким образом составляют план, который учитель записывает на доске.
В III четверти 1 класса ученики начинают самостоятельно составлять пооперационный план работы.
По мере усложнения изделий увеличивается количество выполняемых операций, поэтому становится целесообразным составлять (с I четверти 2 класса) краткий, поэтапный план, в котором отражаются основные этапы и последовательность изготовления отдельных частей предмета. Каждый пункт, как правило, предусматривает выполнение нескольких действий или операций. Например, при работе с металлическим конструктором по теме «Скамейка» ученики составляют следующий план: 1) сделать сиденье; 2) сделать спинку; 3) соединить части скамейки.
Составление кратких планов помогает детям видеть составные части предмета, определять среди них главные и второстепенные. Краткое планирование используется в основном при изготовлении макетов, аппликаций, объектов, состоящих из нескольких частей.
Работая по краткому плану, каждый ученик делает только одну часть предмета, но для ее изготовления он должен спланировать свою деятельность, т.е. по существу распространить этот пункт краткого плана. Например, надо слепить висящие на крыше дома сосульки (»На крыше дома висят сосульки»). Ученик составляет план: 1) сначала нужно слепить дом; 2) потом нужно сделать на крыше снег и сосульки. Распространение краткого плана начинается со II четверти 2 класса и осуществляется сначала коллективно, а с 3 класса — самостоятельно.
Овладение умением распространять пункты краткого плана подготавливает учащихся к составлению сложного плана. Сложный план по существу включает в себя краткий и пооперационный планы. Сначала, в III четверти 3 класса, он составляется коллективно. Основные пункты сложного плана отражают последовательно выполняемые этапы работы по изготовлению изделия, а подпункты — отдельные операции, из которых состоят этапы. Такой план помогает ученикам представить всю совокупность последовательных действий по изготовлению сложных изделий.
Ученики вместе с учителем рассматривают поделку, определяют составные части, составляют краткий план их изготовления, а затем — подробный.
После овладения навыком коллективного составления плана определенного вида учащиеся переходят к самостоятельному планированию своей деятельности. Так же, как и при коллективном планировании, сначала они вместе с учителем рассматривают изделие, устанавливают, из каких частей оно состоит, но уже не формулируют устно отдельные пункты, а каждый записывает в черновике свой план. Затем коллективно отрабатывают окончательный вариант, который потом записывают в тетради. В дальнейшем ученики переходят к абсолютно самостоятельному составлению плана.
При составлении плана используются различные варианты работы.
1. Выполнение учителем операций по изготовлению изделий.
2. Анализ образца изделия, рисунка, эскиза. Учащиеся рассматривают образец (рисунок, эскиз) и коллективно планируют процесс изготовления изделия.
, 3. Анализ образца изделия и ранее составленного отчета товарищей о проделанной работе. В этом случае дети рассматривают образец и читают отчет с описанием процесса изготовления изделия. На основе изучения образца и отчета они коллективно составляют план будущей работы.
4. Анализ словесного описания изделия или рассказа о нем. Этот вариант работы над планом является очень важным, так как с его помощью глухие школьники учатся разбираться в прочитанном тексте и составлять по нему план, что необходимо им для уроков чтения и развития речи.
В заключение следует подчеркнуть, что все названные виды работ, проводимые на уроках ППО (составление отчетов, заявок, планов), несут ярко выраженную коммуникативную нагрузку и тесно связаны между собой.
Таким образом, на уроках ППО глухие школьники учатся соблюдать логическую последовательность в описании изделия, в отчете о выполненной работе, планировать будущую предметно-практическую деятельность, определять необходимые материалы и инструменты и составлять заявку по рисунку, образцу или эскизу изделия, а также описывать изделие после его изготовления. Все перечисленные умения и навыки учащихся должны максимально использоваться учителем на уроках развития речи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 592.