Обучение составлению поручений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знакомство глухих детей с поручением начинается в подго­товительном классе. Первоначально отрабатывается умение понимать поручения и правильно их выполнять. Для организа­ции деятельности учитель сначала сам сообщает в устно-дактильной форме и предъявляет написанную на табличке одну инструкцию-поручение. Дети пытаются дактилировать и про­износить ее по подражанию и по примеру педагога выполняют названное и продемонстрированное им действие. В том же под­готовительном классе учитель учит детей составлять поручения, используя работу с «маленьким учителем».

Обучая школьников умению составлять поручения, необхо­димо соблюдать определенную последовательность. С этой це­лью можно использовать следующие приемы (Нестерова» Т.В. Словесное общение глухих школьников 1—4 классов в условиях предметно-практического обучения//Предметно-практическое обуче­ние в школе для глухих детей. — М., 1978 ).

1. Использование готовых инструкций. Учитель дает«маленькому учителю» или бригадиру карточку с написанной на ней готовой инструкцией. Ученик читает ее остальным детям.

2. Использование ряда готовых инструкций. Учитель пишет на доске несколько инструкций, но ко второму заданию дети переходят только тогда, когда выполнено первое.

3. Использование готовых инструкций, данных с нарушен­ной последовательностью.

4. Использование инструкций с пропущенными словами. Дети дополняют неполные инструкции, опираясь на образец работы, план, рисунок, эскиз. Так, при изготовлении апплика­ции «Мишка» на карточке для «маленького учителя» написа­ны инструкции:

1) «Наклей туловище на бумагу посередине»; 2) «Наклей ... сверху»; 3) «Наклей лапы...». Ученик, глядя на образец аппли­кации и карточку с неполными инструкциями, составляет поручения.

5. Использование опорных слов для составления инструк­ций. Учитель дает «маленькому учителю» или бригадиру кар­точку с опорными словами. Ученик, опираясь на образец,
составляет поручения. Например, на карточке написано: «Со­ставь поручения из данных слов: 1) нарисовать, река, карандаш; 2) вырезать, ножницы, картинка» и т.д.

Составление поручений по отдельным операциям, пооче­редно выполняемым учителем. Учитель за ширмой выполняет одну операцию, «маленький учитель» дает поручение классу.

 

По окончании всех операций детям показывается образец, и они сравнивают с ним свои работы.

7. Составление поручения по образцу изделия, по рисунку, эскизу или чертежу. Образец или рисунок дается «маленькому учителю», который, не показывая его детям, сам дает им пору­чения.

8. Составление поручения по плану. «Маленький учитель» или бригадир получает готовый план работы, по которому со­ставляет инструкции.

9. Загадка-поручение. Детям не сообщается, какой предмет они будут делать. Они выполняют ряд инструкций, записанных на доске, и в итоге угадывают поделку сами. Например:
1) «Возьми белый пластилин». 2) «Слепи овальное туловище». 3) «Слепи круглую голову». 4) «Прилепи длинные уши, корот­кий хвост». 5) «Слепи четыре лапы: две задние — длинные, две
передние — короткие». 6) «Прилепи лапы к туловищу. Кто это?»

10. Поручения по рассказу. «Маленькому учителю» или бри­гадиру предлагается рассказ, в котором описывается последова­тельность кем-то выполненных операций. По нему «маленький учитель» или бригадир составляет инструкции.

11. Поручения по отчету товарищей. Ученикам предлагает­ся описание изготовления какого-либо предмета. Учитель со­общает детям, что предстоящую им работу уже сделали их товарищи из параллельного класса и написали отчет о том, как выполнили поделку. Учащиеся по данному отчету составляют поручения для выполнения аналогичного задания.

Таким образом, при обучении словесному общению глухие школьники постепенно переходят от подражания речи учите­ля к построению фраз по аналогии, а затем — к самостоятель­ному их конструированию. Особенно большое место подражание не только учителю, но и друг другу занимает в учебном процес­се младших классов.

Ученик усваивает новую фразу, предъявленную учителем в определенной ситуации, например: «Возьми в столе альбомы для рисования и раздай ребятам». Однако в процессе работы эта фраза изменяется, так как надо взять не только альбомы, но и карандаши, резинки, не только в столе, но и в шкафу, в тумбоч­ке. Так создалась ситуация для конструирования по аналогии. Т.В. Нестерович в названной выше работе показала возможные варианты конструирования фраз по аналогии: при замене ма­териала и инструментов («Возьми мозаику и дай Нине» — по аналогии с «Возьми пластилин и дай Нине»); при изменении объектов изготовления (»Нарисуй грушу» — по аналогии с «На­рисуй яблоко»); при смене вида деятельности (»Построй дом» —по аналогии с «Нарисуй дом») и т.д. Изменение видов деятель­ности, а соответственно и материалов и инструментов, способ­ствует переходу от конструирования фраз по аналогии к самостоятельному построению новых предложений.

Таким образом, в процессе организации и выполнения дея­тельности на уроках ППО учащиеся овладевают умениями со­ставлять инструкции, оценивать работу товарища, реагировать на речь или действие, побуждать к действию или речи, а также обмениваться с товарищем несколькими репликами, т.е. вести диалог.




Дата: 2018-12-21, просмотров: 593.