Знакомство глухих детей с поручением начинается в подготовительном классе. Первоначально отрабатывается умение понимать поручения и правильно их выполнять. Для организации деятельности учитель сначала сам сообщает в устно-дактильной форме и предъявляет написанную на табличке одну инструкцию-поручение. Дети пытаются дактилировать и произносить ее по подражанию и по примеру педагога выполняют названное и продемонстрированное им действие. В том же подготовительном классе учитель учит детей составлять поручения, используя работу с «маленьким учителем».
Обучая школьников умению составлять поручения, необходимо соблюдать определенную последовательность. С этой целью можно использовать следующие приемы (Нестерова» Т.В. Словесное общение глухих школьников 1—4 классов в условиях предметно-практического обучения//Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей. — М., 1978 ).
1. Использование готовых инструкций. Учитель дает«маленькому учителю» или бригадиру карточку с написанной на ней готовой инструкцией. Ученик читает ее остальным детям.
2. Использование ряда готовых инструкций. Учитель пишет на доске несколько инструкций, но ко второму заданию дети переходят только тогда, когда выполнено первое.
3. Использование готовых инструкций, данных с нарушенной последовательностью.
4. Использование инструкций с пропущенными словами. Дети дополняют неполные инструкции, опираясь на образец работы, план, рисунок, эскиз. Так, при изготовлении аппликации «Мишка» на карточке для «маленького учителя» написаны инструкции:
1) «Наклей туловище на бумагу посередине»; 2) «Наклей ... сверху»; 3) «Наклей лапы...». Ученик, глядя на образец аппликации и карточку с неполными инструкциями, составляет поручения.
5. Использование опорных слов для составления инструкций. Учитель дает «маленькому учителю» или бригадиру карточку с опорными словами. Ученик, опираясь на образец,
составляет поручения. Например, на карточке написано: «Составь поручения из данных слов: 1) нарисовать, река, карандаш; 2) вырезать, ножницы, картинка» и т.д.
Составление поручений по отдельным операциям, поочередно выполняемым учителем. Учитель за ширмой выполняет одну операцию, «маленький учитель» дает поручение классу.
По окончании всех операций детям показывается образец, и они сравнивают с ним свои работы.
7. Составление поручения по образцу изделия, по рисунку, эскизу или чертежу. Образец или рисунок дается «маленькому учителю», который, не показывая его детям, сам дает им поручения.
8. Составление поручения по плану. «Маленький учитель» или бригадир получает готовый план работы, по которому составляет инструкции.
9. Загадка-поручение. Детям не сообщается, какой предмет они будут делать. Они выполняют ряд инструкций, записанных на доске, и в итоге угадывают поделку сами. Например:
1) «Возьми белый пластилин». 2) «Слепи овальное туловище». 3) «Слепи круглую голову». 4) «Прилепи длинные уши, короткий хвост». 5) «Слепи четыре лапы: две задние — длинные, две
передние — короткие». 6) «Прилепи лапы к туловищу. Кто это?»
10. Поручения по рассказу. «Маленькому учителю» или бригадиру предлагается рассказ, в котором описывается последовательность кем-то выполненных операций. По нему «маленький учитель» или бригадир составляет инструкции.
11. Поручения по отчету товарищей. Ученикам предлагается описание изготовления какого-либо предмета. Учитель сообщает детям, что предстоящую им работу уже сделали их товарищи из параллельного класса и написали отчет о том, как выполнили поделку. Учащиеся по данному отчету составляют поручения для выполнения аналогичного задания.
Таким образом, при обучении словесному общению глухие школьники постепенно переходят от подражания речи учителя к построению фраз по аналогии, а затем — к самостоятельному их конструированию. Особенно большое место подражание не только учителю, но и друг другу занимает в учебном процессе младших классов.
Ученик усваивает новую фразу, предъявленную учителем в определенной ситуации, например: «Возьми в столе альбомы для рисования и раздай ребятам». Однако в процессе работы эта фраза изменяется, так как надо взять не только альбомы, но и карандаши, резинки, не только в столе, но и в шкафу, в тумбочке. Так создалась ситуация для конструирования по аналогии. Т.В. Нестерович в названной выше работе показала возможные варианты конструирования фраз по аналогии: при замене материала и инструментов («Возьми мозаику и дай Нине» — по аналогии с «Возьми пластилин и дай Нине»); при изменении объектов изготовления (»Нарисуй грушу» — по аналогии с «Нарисуй яблоко»); при смене вида деятельности (»Построй дом» —по аналогии с «Нарисуй дом») и т.д. Изменение видов деятельности, а соответственно и материалов и инструментов, способствует переходу от конструирования фраз по аналогии к самостоятельному построению новых предложений.
Таким образом, в процессе организации и выполнения деятельности на уроках ППО учащиеся овладевают умениями составлять инструкции, оценивать работу товарища, реагировать на речь или действие, побуждать к действию или речи, а также обмениваться с товарищем несколькими репликами, т.е. вести диалог.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 582.