Закрепление и уточнение различных типов предложений и обогащение разговорной речи учащихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа по обучению глухих различным типам предложений разговорной речи предусматривает закрепление фразеологии, усвоенной в младших классах, ее уточнение, обогащение и активизацию. Прежде всего закрепляется умение давать по­ручения в форме побудительных предложений. Сначала учитель проверяет понимание детьми различных поручений. Дети их воспринимают и выполняют, тщательно отчитываются о выпол­нении. После этого ученики сами дают поручения своим това­рищам. Например: «Попроси дежурного собрать тетради. Обратись к товарищу с просьбой проверить твою работу. Узнай у завхоза, откуда привезли новые шкафы и куда их поставят».

Умениями понимать и выполнять, а затем и составлять по­ручения школьники овладели еще на начальном этапе обуче­ния. В 5-7 классах уточняется понимание ими сути самих заданий («Как ты будешь выполнять это задание?»), дается больше образцов поручений (они имеются в учебнике и пишут­ся учителем на плакатах). В эти поручения включаются новые слова, характерные для разговорной речи.

Например, И.В. Колтуненко (Колтуненко И.В., НосковаЛ.П. Обучение русскому языку в 5—7 классах школы глухих. — М., 1982. - С. 36-37.) предлагает представить образ­цы поручений на плакате «Учись давать и выполнять поруче­ния» (см. стр.145).

На таком плакате детям даны не только слова, которые они могут включить в предложения, но и образцы самих поручений, составленные из данных слов. Речевой материал, представлен­ный в образцах, сравнивается с ранее изученным, что ускоряет овладение им.

 

Учусь давать и выполнять поручения

Скажи Сообщи     Посоветуй Напиши передай Чтобы Что, кто Когда Где Откуда Как Почему Зачем Какой Чей Сколько Который Что делать и т.д. Гулять Читать Помочь товарищу Делать зарядку   Извиниться Исправиться работу Переписать план Заниматься спортом и т.д.

- скажи, чтобы все ребята шли на спортивную площадку.

-сообщи, что произошло вчера на стадионе.

- напиши родителям, когда начнутся каникулы.

-передай Саше, что сбор класса будет через неделю.

- посоветуй товарищу не опаздывать на тренировку.

 

 

Путь обучения новым высказываниям здесь подобен тому, что описан нами выше применительно к начальным классам: от составления предложений по образцу дети переходят к пост­роению их по аналогии, а затем и к самостоятельным высказы­ваниям. Частота употребления слов и предложений в различных условиях способствует их более прочному усвоению. Учитель постоянно требует использования в речи новой лексики и фра­зеологии.

Отработке умения пятиклассников составлять и выполнять поручения, обращаться с просьбами и сообщениями способству­ют разнообразные упражнения, представленные в учебнике рус­ского языка, с заданиями типа: «Скажи...», «Узнай...», «Выясни...», «Поручи...», «Передай...», «Попроси...» и т.п. Особенно полезны для развития разговорной речи учащихся, в частности для отработки отдельных реплик, такие упражне­ния, как № 80, 82, 83.

Аналогично отрабатываются умения учащихся 5-7 классов задавать вопросы и отвечать на них. Для уточнения смыслово­го значения вопросов и правильного их употребления в речи учи­тель создает специальные речевые ситуации, использует различные речевые упражнения, представленные в учебнике русского языка (с. 170-179). В помощь ученикам он дает табли­цы с примерными краткими ответами на все ранее изученные вопросы. В названном выше пособии И.В. Колтуненко предло­жены образцы таких таблиц: «Спрашивай и отвечай»; «Отве­чай правильно на вопросы»; «Учись спрашивать и отвечать»; «Отвечай кратко на вопросы (словом, словосочетанием)».

Особое внимание следует уделить закреплению и уточнению умений давать краткие и полные ответы на вопросы и просьбы, используя повествовательные, восклицательные и вопроситель­ные предложения. Важно, чтобы дети поняли, что на один и тот же вопрос можно ответить по-разному, в зависимости от ситуа­ции. Например, на вопрос «Ты пойдешь на экскурсию?» могут быть даны ответы: «Да»; «Обязательно пойду»; «Не могу пой­ти, так как...»; «Я хотел бы пойти, но...»; «Обязательно!»; «Ко­нечно!»; «А ты пойдешь?»; «Разве я могу не пойти?»

В процессе живой беседы характерно использование непол-носоставных предложений. На вопросы же, требующие изложе­ния знаний, надо отвечать не просто полным предложением, но связным высказыванием. С целью обучения детей отвечать на вопросы кратко и полно в учебнике русского языка для 5 клас­са предлагаются следующие задания: ответить на вопросы од­ним словом, словосочетанием, предложением, связным текстом; ответить на вопросы нераспространенным и распространенным предложением.

В 5—7 классах школы глухих закрепляются умения учащих­ся использовать в речи выражения речевого этикета. Для вос­питания вежливости у учеников средних классов необходимо подвергать изучаемые языковые категории анализу по вопро­сам типа: «Можно ли выразить эту же мысль более вежливо?» (если это действительно нужно); «Вежливо ли так говорить?» (просить, отказывать в просьбе, спрашивать и т.д.). Иначе го­воря, на уроках русского языка должен присутствовать такой аспект анализа: «вежливо», «не совсем вежливо», «невежли­во». В результате подобного подхода ученики смогут осознать некоторые средства для выражения вежливости и, главное, «начнут более внимательно и самокритично оценивать свои соб­ственные высказывания с позиции вежливо — невежливо»1.

С этой целью учитель ставит перед учениками задачу на­учиться говорить так, чтобы не обижать людей. Далее он сооб­щает детям: «В нашем языке так много хороших, добрых слов и выражений. Некоторые из них называют волшебными — та­кой чудесной силой они обладают. Какие из этих волшебных сло Затем учитель предлагает такие, например, задания.

1.           Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое
из приветствий теплее, вежливее? Почему?

—          Здравствуйте. Здравствуйте, Александра Васильевна.

2.           Уходя из дома, вы прощаетесь. Какое из ваших проща­
ний теплее, приветливее? Почему?

—          До свидания, мамочка. До свидания.

3.           Вы входите в лифт дома, в котором живете. В лифте уже
есть люди. Должны ли вы поздороваться с ними? Хорошо ли
стать к ним спиной? Почему?

Задание 3 показывает необходимость вместе со словесной вежливостью воспитывать культуру поведения — это особенно важно.

Для отработки с учащимися речевого этикета И.В. Колту­ненко предлагает использовать таблицы со следующими образ­цами: «Употребляй в речи слова и выражения»; «Учись правильно обращаться»; «Обращение к знакомому»; «Обраще­ние к незнакомому». Речевой материал, представленный в таб­лицах, является примерным. Педагог по аналогии с ним может составить новый, на отработку любых речевых высказываний. Все таблицы должны быть написаны четким шрифтом с расста­новкой ударений и орфоэпических знаков.

В 5-7 классах, так же, как и в предыдущих, обязательным является требование к учителям, ведущим все учебные предме­ты, и к воспитателям закреплять в речи учащихся речевой ма­териал, усвоенный на уроках русского языка, обогащать их речь новыми высказываниями.

Ежедневно на уроках русского языка учитель должен вво­дить в речь детей 6-8 новых речевых единиц. Кроме того, но­вый речевой материал учащиеся получают на уроках по другим учебным предметам. Весь приобретенный материал они долж­ны постоянно использовать в своей активной речи.





Дата: 2018-12-21, просмотров: 590.