Работа по обучению глухих различным типам предложений разговорной речи предусматривает закрепление фразеологии, усвоенной в младших классах, ее уточнение, обогащение и активизацию. Прежде всего закрепляется умение давать поручения в форме побудительных предложений. Сначала учитель проверяет понимание детьми различных поручений. Дети их воспринимают и выполняют, тщательно отчитываются о выполнении. После этого ученики сами дают поручения своим товарищам. Например: «Попроси дежурного собрать тетради. Обратись к товарищу с просьбой проверить твою работу. Узнай у завхоза, откуда привезли новые шкафы и куда их поставят».
Умениями понимать и выполнять, а затем и составлять поручения школьники овладели еще на начальном этапе обучения. В 5-7 классах уточняется понимание ими сути самих заданий («Как ты будешь выполнять это задание?»), дается больше образцов поручений (они имеются в учебнике и пишутся учителем на плакатах). В эти поручения включаются новые слова, характерные для разговорной речи.
Например, И.В. Колтуненко (Колтуненко И.В., НосковаЛ.П. Обучение русскому языку в 5—7 классах школы глухих. — М., 1982. - С. 36-37.) предлагает представить образцы поручений на плакате «Учись давать и выполнять поручения» (см. стр.145).
На таком плакате детям даны не только слова, которые они могут включить в предложения, но и образцы самих поручений, составленные из данных слов. Речевой материал, представленный в образцах, сравнивается с ранее изученным, что ускоряет овладение им.
Учусь давать и выполнять поручения | ||
Скажи Сообщи Посоветуй Напиши передай | Чтобы Что, кто Когда Где Откуда Как Почему Зачем Какой Чей Сколько Который Что делать и т.д. | Гулять Читать Помочь товарищу Делать зарядку Извиниться Исправиться работу Переписать план Заниматься спортом и т.д. |
- скажи, чтобы все ребята шли на спортивную площадку. -сообщи, что произошло вчера на стадионе. - напиши родителям, когда начнутся каникулы. -передай Саше, что сбор класса будет через неделю. - посоветуй товарищу не опаздывать на тренировку. |
Путь обучения новым высказываниям здесь подобен тому, что описан нами выше применительно к начальным классам: от составления предложений по образцу дети переходят к построению их по аналогии, а затем и к самостоятельным высказываниям. Частота употребления слов и предложений в различных условиях способствует их более прочному усвоению. Учитель постоянно требует использования в речи новой лексики и фразеологии.
Отработке умения пятиклассников составлять и выполнять поручения, обращаться с просьбами и сообщениями способствуют разнообразные упражнения, представленные в учебнике русского языка, с заданиями типа: «Скажи...», «Узнай...», «Выясни...», «Поручи...», «Передай...», «Попроси...» и т.п. Особенно полезны для развития разговорной речи учащихся, в частности для отработки отдельных реплик, такие упражнения, как № 80, 82, 83.
Аналогично отрабатываются умения учащихся 5-7 классов задавать вопросы и отвечать на них. Для уточнения смыслового значения вопросов и правильного их употребления в речи учитель создает специальные речевые ситуации, использует различные речевые упражнения, представленные в учебнике русского языка (с. 170-179). В помощь ученикам он дает таблицы с примерными краткими ответами на все ранее изученные вопросы. В названном выше пособии И.В. Колтуненко предложены образцы таких таблиц: «Спрашивай и отвечай»; «Отвечай правильно на вопросы»; «Учись спрашивать и отвечать»; «Отвечай кратко на вопросы (словом, словосочетанием)».
Особое внимание следует уделить закреплению и уточнению умений давать краткие и полные ответы на вопросы и просьбы, используя повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения. Важно, чтобы дети поняли, что на один и тот же вопрос можно ответить по-разному, в зависимости от ситуации. Например, на вопрос «Ты пойдешь на экскурсию?» могут быть даны ответы: «Да»; «Обязательно пойду»; «Не могу пойти, так как...»; «Я хотел бы пойти, но...»; «Обязательно!»; «Конечно!»; «А ты пойдешь?»; «Разве я могу не пойти?»
В процессе живой беседы характерно использование непол-носоставных предложений. На вопросы же, требующие изложения знаний, надо отвечать не просто полным предложением, но связным высказыванием. С целью обучения детей отвечать на вопросы кратко и полно в учебнике русского языка для 5 класса предлагаются следующие задания: ответить на вопросы одним словом, словосочетанием, предложением, связным текстом; ответить на вопросы нераспространенным и распространенным предложением.
В 5—7 классах школы глухих закрепляются умения учащихся использовать в речи выражения речевого этикета. Для воспитания вежливости у учеников средних классов необходимо подвергать изучаемые языковые категории анализу по вопросам типа: «Можно ли выразить эту же мысль более вежливо?» (если это действительно нужно); «Вежливо ли так говорить?» (просить, отказывать в просьбе, спрашивать и т.д.). Иначе говоря, на уроках русского языка должен присутствовать такой аспект анализа: «вежливо», «не совсем вежливо», «невежливо». В результате подобного подхода ученики смогут осознать некоторые средства для выражения вежливости и, главное, «начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции вежливо — невежливо»1.
С этой целью учитель ставит перед учениками задачу научиться говорить так, чтобы не обижать людей. Далее он сообщает детям: «В нашем языке так много хороших, добрых слов и выражений. Некоторые из них называют волшебными — такой чудесной силой они обладают. Какие из этих волшебных сло Затем учитель предлагает такие, например, задания.
1. Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое
из приветствий теплее, вежливее? Почему?
— Здравствуйте. Здравствуйте, Александра Васильевна.
2. Уходя из дома, вы прощаетесь. Какое из ваших проща
ний теплее, приветливее? Почему?
— До свидания, мамочка. До свидания.
3. Вы входите в лифт дома, в котором живете. В лифте уже
есть люди. Должны ли вы поздороваться с ними? Хорошо ли
стать к ним спиной? Почему?
Задание 3 показывает необходимость вместе со словесной вежливостью воспитывать культуру поведения — это особенно важно.
Для отработки с учащимися речевого этикета И.В. Колтуненко предлагает использовать таблицы со следующими образцами: «Употребляй в речи слова и выражения»; «Учись правильно обращаться»; «Обращение к знакомому»; «Обращение к незнакомому». Речевой материал, представленный в таблицах, является примерным. Педагог по аналогии с ним может составить новый, на отработку любых речевых высказываний. Все таблицы должны быть написаны четким шрифтом с расстановкой ударений и орфоэпических знаков.
В 5-7 классах, так же, как и в предыдущих, обязательным является требование к учителям, ведущим все учебные предметы, и к воспитателям закреплять в речи учащихся речевой материал, усвоенный на уроках русского языка, обогащать их речь новыми высказываниями.
Ежедневно на уроках русского языка учитель должен вводить в речь детей 6-8 новых речевых единиц. Кроме того, новый речевой материал учащиеся получают на уроках по другим учебным предметам. Весь приобретенный материал они должны постоянно использовать в своей активной речи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 590.