С целью повышения эффективности работы над письменным изложением и формирования навыков самостоятельного изложения в школе глухих могут быть использованы специфические приемы, впервые опробованные на практике и описанные в литературе Л.М. Быковой1. К ним относятся: изложение с вариантами, изложение по открытой книге и изложение с использованием черновика. Впервые эти приемы были применены в 5—6 классах, в которых только начиналась работа над изложением. В настоящее время работа над изложением ведется, как известно, с 3 класса, тогда же целесообразно использовать и вышеназванные приемы.
Изложение с вариантами целесообразно проводить в 3 классе и в I четверти 4 класса. Оно направлено на формирование у учащихся навыков вариативного изложения текста. Воспроизведение глухими текста часто представляет собой чисто механический процесс фотографического отражения его содержания. При использовании в процессе беседы названного методического приема внимание направляется на выделение в тексте самых важных и существенных моментов, на понимание основного его содержания, а затем ученики переходят к устной и письменной передаче этих главных моментов своими словами. Данный прием выявляет необычайное разнообразие вариантов построения предложений, пересказа каждой из частей текста. Лучшие два из них записываются на доске и используются при изложении рассказа в целом.
Учитель делит доску пополам и каждую половину на столько отделений, сколько пунктов в плане изложения. В верхнем левом отделении доски ученик пишет свой пересказ первой части. В это время еще один-два ученика устно пересказывают первую часть текста. Второй ученик пишет на доске рядом с первым свой вариант изложения первой части. Затем класс проверяет, как написал изложение первый ученик, дети исправляют ошибки. Следом проверяют изложение первой части вторым учеником.
Аналогично строится работа по всем другим частям. В итоге получаются два изложения, которые ученики читают и оценивают. После этого доску закрывают и ученики пишут изложение в тетрадях.
Важным моментом для названного приема является лексическая работа (особенно подбор синонимов), которая проводится на всех уроках русского языка, а особенно целенаправленно во время анализа текста для изложения и устного пересказа его. Этот прием помогает ученикам глубже понять смысл изложения как вида работы, а также оценить роль каждого слова в контексте и связей между словами.
Изложение по открытой 'книге является следующим этапом работы по формированию навыков самостоятельного изложения у глухих учащихся. Чтобы разобраться в трудном для понимания тексте, учащиеся должны несколько раз его перечитать, причем каждое повторное чтение способствует более глубокому осмыслению и переработке текста. При этом происходит объединение разрозненных мыслей, процесс синтезирования и обобщения, которые начинаются со сближения отдельных представлений и понятий. Для предоставления глухим школьникам возможности многократного чтения текста разрешается использовать его при написании изложения, а наиболее слабым ученикам — при самопроверке работ.
Изложение по открытой книге является продолжением работы с вариантами и также направлено на развитие самостоятельного логического мышления и речи учащихся.
В процессе написания изложений с вариантами педагог учит глухих учеников выражать различные оттенки мыслей и чувств, добиваться стилистического разнообразия путем изменения порядка слов в предложении («Варя завтра пойдет в кино»; «Завтра в кино пойдет Варя» и т.д.), сжатости изложения, устранения лишних слов, часто встречающихся в речи глухих, перефразировки предложений.
Эта работа продолжается и при написании изложения по открытой книге, которое начинается с III четверти 3 класса, т.е. после того как школьники овладеют некоторыми навыками варьирования при пересказе прочитанного текста. При этом работа проводится по приведенной выше общей схеме урока по написанию обучающего изложения, т.е. сначала организуются вступительная беседа и чтение текста учащимися, затем — беседа по анализу содержания, работа над языком и составление плана. После этого учитель говорит: «Теперь пишите изложение своими словами. Книги будут у вас открыты. Можно в них смотреть. Списывать нельзя. Вспомните, как мы писали изложение с вариантами. Так и здесь — думайте, как можно составить иначе предложение, как сказать по-другому. Внимательно смотрите, как пишутся слова».
Ученики пишут изложение. Учитель подсказывает слабым ученикам, как можно пользоваться книгой. При проверке своих работ они снова обращаются к книге.
На первых порах открытая книга во время письменного изложения как-то даже сковывает учащихся. Они не знают, как ее можно использовать. В первых письменных пересказах по открытой книге у отдельных учащихся встречаются целые фразы и отрывки, списанные с книги довольно безграмотно.
Постепенно при содействии педагогов ученики приобретают навык использования книги для совершенствования своих работ. Четвероклассники учатся с помощью открытой книги писать сжатые изложения, самостоятельно проверять их качество, т.е. передавать только основные эпизоды рассказа, не детализируя их.
В изложениях, написанных по открытой книге, постепенно становится все меньше ошибок.
Изложение с использованием черновика продолжает уже описанные методические приемы. Работа с черновиком является в данном случае средством самостоятельной проверки и корректировки логических, орфографических и стилистических ошибок. Этот методический прием направлен на развитие способности к самоанализу и самоконтролю.
Сначала учащиеся пишут изложение на черновиках, которые просматриваются учителем. Он подчеркивает ошибки, но не исправляет их. Ученики делают это самостоятельно. Черновики целесообразно использовать в школе глухих с 4 класса. На первых порах учитель помогает работать с черновиком, подсказывает, как можно проверить правильность написания слова, какой поставить вопрос и т.д. Уже после проведения трех-четырех занятий у школьников появляются некоторые навыки самоконтроля. Далее черновик полезно использовать постоянно при написании изложений. В средних классах помощь учителя в работе с черновиком сокращается, школьники овладевают навыками проверки и исправления своих письменных рассказов.
Таким образом, использование вышеописанных специфических приемов работы над изложением способствует интенсификации развития мышления и речи глухих школьников, включению в их активный словарь новых слов, в частности синонимов, формированию умения разнообразно, творчески, кратко и подробно пересказывать прочитанное, выработке способности к самоанализу, самоконтролю, повышению степени самостоятельности в стилистической интерпретации текста.
Задания и вопросы к главе 2
1. Расскажите о педагогических требованиях к обучению связной речи. Докажите необходимость их соблюдения учителем.
2. Раскройте основные направления дифференцированного подхода кучащимся на уроках развития речи.
3. Составьте с учетом дифференцированного подхода план работы по одной из тем по развитию речи на материале школьного учебника.
4. Назовите виды работ по связной речи как средства общения.
5. Что общего и отличного в методике обучения написанию писем и заметок в стенгазету?
6. Составьте развернутый план урока по обучению написанию одной из деловых бумаг.
7. Назовите виды работ над составлением рассказа и сочинения. Покажите на конкретных примерах преемственность в методике обучения им в начальных и средних классах.
8. Используя данную в пособии общую схему урока работы над сочинением, составьте развернутый план урока подготовки к сочинению на литературную тему в 7 классе.
9. Составьте развернутый план работы над обучающим изложением по одному из выбранных вами текстов.
Литература
Основы теории речевой деятельности/Под ред. АЛ. Леонтьева. — М., 1974.
Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. — М., 1989.
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.
Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию предметно-практической деятельности: Методические рекомендации. —М., 1978.
Колтуненко И.В., Носкова Л.П. Обучение русскому языку в 5-7 классах школы глухих. — М., 1982.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. — М., 1985.
Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения
глухих школьников.—М., 1985. . .
Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих. — М., 1980.
Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. ТА. Ладыженской. — М., 1980.
Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. — М., 1984.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III
В приложении представлены конспекты уроков развития речи с учетом требований, предъявляемых к ним. Предполагается, что весь речевой материал учащиеся воспринимают на слу-хо-зрительной основе, учитель следит за выполнением требований, касающихся формирования произношения и развития слухового восприятия. Отбор слов и фраз для восприятия на слух осуществляется сурдопедагогом с учетом возможностей учащихся данного класса.
Задание к приложению
Проанализируйте предложенные констекты уроков. Дайте качественную характеристику каждому из них. Составьте свои варианты конспектов по данным темам.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 747.