Специфические приемы работы над изложением в школе для глухих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С целью повышения эффективности работы над письменным изложением и формирования навыков самостоятельного изло­жения в школе глухих могут быть использованы специфичес­кие приемы, впервые опробованные на практике и описанные в литературе Л.М. Быковой1. К ним относятся: изложение с ва­риантами, изложение по открытой книге и изложение с исполь­зованием черновика. Впервые эти приемы были применены в 5—6 классах, в которых только начиналась работа над изложе­нием. В настоящее время работа над изложением ведется, как известно, с 3 класса, тогда же целесообразно использовать и вышеназванные приемы.

Изложение с вариантами целесообразно про­водить в 3 классе и в I четверти 4 класса. Оно направлено на формирование у учащихся навыков вариативного изложения текста. Воспроизведение глухими текста часто представляет собой чисто механический процесс фотографического отраже­ния его содержания. При использовании в процессе беседы на­званного методического приема внимание направляется на выделение в тексте самых важных и существенных моментов, на понимание основного его содержания, а затем ученики пе­реходят к устной и письменной передаче этих главных момен­тов своими словами. Данный прием выявляет необычайное разнообразие вариантов построения предложений, пересказа каждой из частей текста. Лучшие два из них записываются на доске и используются при изложении рассказа в целом.

Учитель делит доску пополам и каждую половину на столько отделений, сколько пунктов в плане изложения. В верхнем ле­вом отделении доски ученик пишет свой пересказ первой час­ти. В это время еще один-два ученика устно пересказывают первую часть текста. Второй ученик пишет на доске рядом с пер­вым свой вариант изложения первой части. Затем класс прове­ряет, как написал изложение первый ученик, дети исправляют ошибки. Следом проверяют изложение первой части вторым учеником.

Аналогично строится работа по всем другим частям. В итоге получаются два изложения, которые ученики читают и оцени­вают. После этого доску закрывают и ученики пишут изложе­ние в тетрадях.

Важным моментом для названного приема является лекси­ческая работа (особенно подбор синонимов), которая проводит­ся на всех уроках русского языка, а особенно целенаправленно во время анализа текста для изложения и устного пересказа его. Этот прием помогает ученикам глубже понять смысл изложе­ния как вида работы, а также оценить роль каждого слова в кон­тексте и связей между словами.

Изложение по открытой 'книге является следующим этапом работы по формированию навыков самосто­ятельного изложения у глухих учащихся. Чтобы разобраться в трудном для понимания тексте, учащиеся должны несколько раз его перечитать, причем каждое повторное чтение способству­ет более глубокому осмыслению и переработке текста. При этом происходит объединение разрозненных мыслей, процесс синте­зирования и обобщения, которые начинаются со сближения от­дельных представлений и понятий. Для предоставления глухим школьникам возможности многократного чтения текста разре­шается использовать его при написании изложения, а наибо­лее слабым ученикам — при самопроверке работ.

Изложение по открытой книге является продолжением ра­боты с вариантами и также направлено на развитие самостоя­тельного логического мышления и речи учащихся.

В процессе написания изложений с вариантами педагог учит глухих учеников выражать различные оттенки мыслей и чувств, добиваться стилистического разнообразия путем изме­нения порядка слов в предложении («Варя завтра пойдет в кино»; «Завтра в кино пойдет Варя» и т.д.), сжатости изложе­ния, устранения лишних слов, часто встречающихся в речи глу­хих, перефразировки предложений.

Эта работа продолжается и при написании изложения по от­крытой книге, которое начинается с III четверти 3 класса, т.е. после того как школьники овладеют некоторыми навыками ва­рьирования при пересказе прочитанного текста. При этом ра­бота проводится по приведенной выше общей схеме урока по написанию обучающего изложения, т.е. сначала организуются вступительная беседа и чтение текста учащимися, затем — бе­седа по анализу содержания, работа над языком и составление плана. После этого учитель говорит: «Теперь пишите изложе­ние своими словами. Книги будут у вас открыты. Можно в них смотреть. Списывать нельзя. Вспомните, как мы писали изло­жение с вариантами. Так и здесь — думайте, как можно соста­вить иначе предложение, как сказать по-другому. Внимательно смотрите, как пишутся слова».

Ученики пишут изложение. Учитель подсказывает слабым ученикам, как можно пользоваться книгой. При проверке сво­их работ они снова обращаются к книге.

На первых порах открытая книга во время письменного из­ложения как-то даже сковывает учащихся. Они не знают, как ее можно использовать. В первых письменных пересказах по открытой книге у отдельных учащихся встречаются целые фра­зы и отрывки, списанные с книги довольно безграмотно.

Постепенно при содействии педагогов ученики приобрета­ют навык использования книги для совершенствования своих работ. Четвероклассники учатся с помощью открытой книги писать сжатые изложения, самостоятельно проверять их каче­ство, т.е. передавать только основные эпизоды рассказа, не де­тализируя их.

В изложениях, написанных по открытой книге, постепенно становится все меньше ошибок.

Изложение с использованием черновика продолжает уже описанные методические приемы. Работа с черновиком явля­ется в данном случае средством самостоятельной проверки и корректировки логических, орфографических и стилистичес­ких ошибок. Этот методический прием направлен на развитие способности к самоанализу и самоконтролю.

Сначала учащиеся пишут изложение на черновиках, кото­рые просматриваются учителем. Он подчеркивает ошибки, но не исправляет их. Ученики делают это самостоятельно. Черно­вики целесообразно использовать в школе глухих с 4 класса. На первых порах учитель помогает работать с черновиком, под­сказывает, как можно проверить правильность написания сло­ва, какой поставить вопрос и т.д. Уже после проведения трех-четырех занятий у школьников появляются некоторые навыки самоконтроля. Далее черновик полезно использовать постоянно при написании изложений. В средних классах по­мощь учителя в работе с черновиком сокращается, школьники овладевают навыками проверки и исправления своих письмен­ных рассказов.

Таким образом, использование вышеописанных специфи­ческих приемов работы над изложением способствует интенси­фикации развития мышления и речи глухих школьников, включению в их активный словарь новых слов, в частности синонимов, формированию умения разнообразно, творчески, кратко и подробно пересказывать прочитанное, выработке спо­собности к самоанализу, самоконтролю, повышению степени са­мостоятельности в стилистической интерпретации текста.

 

Задания и вопросы к главе 2

1. Расскажите о педагогических требованиях к обучению связной речи. Докажите необходимость их соблюдения учителем.

2. Раскройте основные направления дифференцированного под­хода кучащимся на уроках развития речи.

3. Составьте с учетом дифференцированного подхода план рабо­ты по одной из тем по развитию речи на материале школьного учебника.

4. Назовите виды работ по связной речи как средства общения.

 

5. Что общего и отличного в методике обучения написанию пи­сем и заметок в стенгазету?

6. Составьте развернутый план урока по обучению написанию одной из деловых бумаг.

7. Назовите виды работ над составлением рассказа и сочинения. Покажите на конкретных примерах преемственность в методике обу­чения им в начальных и средних классах.

8. Используя данную в пособии общую схему урока работы над сочинением, составьте развернутый план урока подготовки к сочине­нию на литературную тему в 7 классе.

9. Составьте развернутый план работы над обучающим изложе­нием по одному из выбранных вами текстов.

Литература

Основы теории речевой деятельности/Под ред. АЛ. Леонтьева. — М., 1974.

Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. — М., 1989.

Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.

Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию предмет­но-практической деятельности: Методические рекомендации. —М., 1978.

Колтуненко И.В., Носкова Л.П. Обучение русскому языку в 5-7 классах школы глухих. — М., 1982.

Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. — М., 1985.

Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения
глухих школьников.—М., 1985.               . .

Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С. Уроки предмет­но-практического обучения в школе глухих. — М., 1980.

Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. ТА. Ладыженской. — М., 1980.

Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. — М., 1984.


ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III

В приложении представлены конспекты уроков развития речи с учетом требований, предъявляемых к ним. Предполага­ется, что весь речевой материал учащиеся воспринимают на слу-хо-зрительной основе, учитель следит за выполнением требований, касающихся формирования произношения и раз­вития слухового восприятия. Отбор слов и фраз для восприя­тия на слух осуществляется сурдопедагогом с учетом возможностей учащихся данного класса.

Задание к приложению

Проанализируйте предложенные констекты уроков. Дайте качественную характеристику каждому из них. Составьте свои варианты конспектов по данным темам.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 747.