На уроках развития речи большее внимание уделяется тем видам работ, в ходе которых реализуется коммуникативная функция речи. Это работы по описанию событий, написанию писем и заметок в стенгазету, записок, деловых бумаг. Каждый из видов имеет свои особенности, о чем будет сказано ниже. Вместе с тем следует отметить, что все эти связные высказывания имеют своего адресата, а следовательно, работа над ними является мотивированной, что повышает у детей интерес к ее выполнению, активизирует их мыслительную и речевую деятельность.
С целью повышения социальной значимости работы по описанию событий целесообразно чаще включать их в письма и заметки для стенгазеты, а составление и написание писем и заметок — в общую систему работы по развитию связной речи, как правило, в конце изучения темы. К тому времени у школьников уже имеются определенные знания по данной теме, накоплен запас слов и выражений, поэтому при составлении текстов писем и заметок они проявляют большую самостоятельность, свободно и правильно излагают свои мысли, достаточно грамотно оформляют их.
Обучение любому из названных видов работ осуществляется без опоры на диалогическую речь. После ознакомления учащихся с новым видом работы и тщательного анализа образца учитель подводит их к составлению плана и коллективному устному высказыванию (заметке, описанию и т.д.) по плану, а затем школьники пишут его в тетради. При устном рассказе учитель предоставляет возможность одному ученику высказаться в целом по пункту плана. Учитель не перебивает его, не задает вопросов, а руководит логикой его рассказа, акцентируя внимание на последней фразе, на пункте плана, подсказывая начало предложения. При такой методике работы учитель действительно развивает связную речь школьников как специфическую форму речевой деятельности.
Для предупреждения грамматических ошибок перед написанием писем, заметок и других видов связной речи следует обязательно проводить орфографическую подготовку, в процессе которой внимание учеников обращается на то, как правильно написать трудные слова и выражения.
Перед написанием связных высказываний учитель может провести подготовительные упражнения, в процессе которых школьники выполняют задания грамматического характера на том же речевом материале (составить словосочетания, а с ними — предложения по данной учителем теме, определить род и число слов, подчеркнуть окончания и т.д.). Эти упражнения можно делать на уроке или во внеурочное время. После проверки их выполнения ученики используют речевой материал этих упражнений в своих письменных работах, что помогает им легче и, главное, грамотнее справиться с заданием.
После написания работ школьникам предлагается прочитать их и откорректировать. Поскольку у глухих учащихся начальных классов отсутствует поначалу навык самоконтроля, то учитель подчеркивает ошибки, а учащиеся сами их исправляют. В случае затруднений учитель оказывает помощь.
Для развития творческих способностей и активизации мыслительной и речевой деятельности детей учитель использует различные организационные формы работы — парами, бригадами, во главе с ведущим учеником. Например, ученики четвертых классов решили к Новому году выпустить стенгазету, определили ее название, тематику заметок. Для выполнения работы разделились на пары, каждая из которых выбрала тему заметки, составила план и в соответствии с ним написала текст. При этом каждый ученик в паре вносил свои предложения. Учитель оказывал дифференцированную помощь учащимся. После редактирования заметок учениками была оформлена и выпущена стенгазета.
Такова общая характеристика методики обучения видам работ по развитию связной речи как средства общения. Ниже изложим методику обучения конкретным видам работ.
Описание событий. Описание как один из видов речевой деятельности занимает важное место в общей системе обучения глухих школьников. Они учатся описывать основные события своей жизни, интересные случаи, различные предметы и явления. Особое место занимает рассказ учащихся о событиях из своей жизни, так как дети хотят регулярно информировать своих товарищей, родителей и педагогов о наиболее значительных из них.
Многолетние наблюдения за работой учителей в школах для глухих показывают, что в методике описания событий имеются существенные недостатки. Прежде всего сам учитель не всегда четко дифференцирует описания, отражающие различные события (рабочий, выходной, праздничный день, каникулы). Многие учителя строят работу по вопросам, недостаточно внимания уделяют языковым средствам, используемым в данном тексте, не развивают у школьников самостоятельность, не учитывают различий в уровне их речевого развития. Недостатки в существующей практике обучения побуждают нас подробнее остановиться на данном вопросе.
Описывая события из собственной жизни, учащиеся рассказывают о реальной ситуации, которая возникает перед ними, в динамике ее протекания, все ее элементы доступны им. Именно поэтому передать реальную ситуацию легче, чем содержание картинки.
Затруднения при передаче реальных событий возникают в связи с тем, что, во-первых, ребенку сложно выделить основные моменты из большого количества деталей и частностей, которыми богата жизнь. Во-вторых, при описании событий из собственной жизни ученик рассказывает о ситуации, свидетелем или участником которой он был в прошлом и которую уже нельзя воспринять, так как она закончилась. Описывать же ситуацию по представлению сложнее, чем по восприятию. И в-третьих, жизненные события ребенок воспринимает менее целенаправленно и четко, чем зафиксированные на картинке, так как в процессе непосредственного участия в ситуации увлекается ею. Все его внимание занято ее течением и исходом, а не мыслями о последующей словесной передаче. Вместе с тем случай, который произошел в жизни ребенка, имеет для него большое значение, он более эмоционально окрашен, чем те, которые переданы на картинках, а это повышает заинтересованность в работе.
Как видим, процесс словесной передачи реальных событий имеет свои особенности. Отсюда — значение требований программы по развитию этих умений. Школьники учатся описывать отдельные события из собственной жизни, из жизни классного и школьного коллектива, рабочие, выходные и праздничные дни, каникулы. Эти виды описаний отличаются друг от друга степенью сложности.
Самым легким для учащихся является описание обычного дня, так как в условиях школы-интерната дни похожи один на другой и имеют четкий распорядок. В этом описании преобладает рассказ об учебной деятельности и режиме питания.
В выходные дни дети больше отдыхают, и стереотипных моментов, связанных с режимом, в эти дни значительно меньше, чем в обычные. Кроме того, в выходной могут произойти необычные события — посещение театра, цирка, кино и др. В связи с этим о выходном дне писать интереснее, но и сложнее, так как этот вид описания требует от ученика творческого подхода.
Описание праздника обязательно должно отражать наиболее яркие события дня.
В описании каникул, как и выходного дня, школьники тоже рассказывают о своем досуге, но более длительном. Для этого они должны суметь отобрать определенную информацию из множества фактов. Отбор фактов осложняется тем, что излагаются они спустя некоторое время после их свершения. Кроме того, в рассказах о каникулах, в отличие от рассказов о выходном дне, нужно передавать информацию о различных событиях и сторонах жизни дифференцированно, учитывая, что одни из них случаются эпизодически (о них и надлежит говорить как о единичных), другие — многократно, а третьи — регулярно. Эти различия должны быть отражены в описании (убирал — убрал, ходил — пошел и т.д.).
В описании каникул трудно придерживаться хронологической последовательности, так как в них нужно в обобщенном виде рассказать о наиболее типичных занятиях, повторяющихся неоднократно в разное время (о развлечениях, труде и др.). Прежде всего учащиеся сообщают о продолжительности каникул, о том, чем они в основном были заполнены (в обобщенной форме), что интересного произошло за это время.
Несмотря на некоторые особенности каждого из рассмотренных видов описания, следует отметить общие обязательные требования, предъявляемые к ним и ко всем другим видам связных высказываний: они должны полностью передавать содержание, отличаться соразмерностью основных частей, отсутствием лишней информации, логической последовательностью изложения, правильностью словесного выражения мыслей.
Глухой ребенок должен четко понимать, что собой представляет описание и какое именно описание он должен выполнить.
Для обучения школьников описанию событий следует соблюдать определенную последовательность: анализ образца описания с указанием объема информации и порядка ее размещения; коллективное составление плана данного образца; соотнесение плана с текстом образца описания; описание сходного события по плану, составленному ранее; описание другого события, менее похожего на описанные ранее; описание различных событий.
В приведенной выше последовательности работы над описанием событий прослеживается постепенное усложнение требований к учащимся и сокращение помощи учителя, а следовательно, повышение самостоятельности учащихся.
Описание событий в дневниках. Начиная со 2 класса глухие школьники учатся вести дневники, в которых записывают различные события своей жизни. Целесообразно начать эту работу с проведения следующих подготовительных упражнений.
1. На уроках ученики устно рассказывают о событиях в школе и дома, а затем коллективно составляют их описание и записывают его на доске.
2. Дежурному по классу перед началом урока предлагается
сделать краткую запись на доске о новостях за день. В начале урока ученики все вместе читают эту запись, обсуждают и исправляют ошибки. В свои сообщения дежурные включают новые слова, с которыми ученики познакомились на предыдущих уроках, что позволяет глубже понять значение этих слов и лучше их запомнить. Особое внимание обращается на умение выбрать из ряда фактов наиболее интересные и значительные и на то, чтобы запись не повторяла предыдущую.
Для примера приведем запись дежурного 2 класса: «Вчера после обеда мы гуляли, играли в снежки и в прятки. Потом делали уроки. После ужина мы делали игрушки для елки. Было интересно».
Названные выше подготовительные упражнения помогают учащимся понять особенности данного вида работы, познакомиться с формой ведения дневниковых записей. Такая подготовка способствует также пополнению словарного запаса, повышению грамотности детей, выработке навыков построения связного текста, умения выделить главное и выразить свое отношение к происходящему.
После того .как ученики 2 класса усвоят, как и какими словами нужно писать о том или ином событии, можно перейти к ведению записей в дневниках. Прежде всего учитель отмечает, что ученики будут рассказывать в дневниках о новостях и событиях собственной жизни. На уроке организуется беседа о том, что интересного произошло за последнее время (день, неделю). Ученики расспрашивают друг друга о наиболее значительных событиях. Учитель знакомит их с образцами вопросов и ответов, и сам принимает активное участие в беседе.
Достаточно нескольких занятий, чтобы показать, что каждый должен писать самостоятельно, что одинаковых записей не может и не должно быть. С этой целью можно организовать следующую работу. Учитель делит доску на 2-3 части и вызывает соответственно двух или трех учеников, которые в отведенном им месте должны описать события из своей жизни по следующему плану: 1) Когда и где это было? 2) Что случилось? 3) Что было потом? В то время, когда одни ученики составляют описание на доске, другие по вызову педагога рассказывают о событиях устно. Затем записи на доске проверяются и в них исправляются ошибки.
Важно научить детей понимать, что списывать или заучивать эти записи не нужно, так как каждый должен писать о своих новостях и своей жизни.
После этого учащиеся могут перейти к записям в дневниках, предварительно обсудив, у кого какие события произошли. Сначала диалог ведет учитель, потом — ведущий ученик, а позднее для проведения этой беседы дети делятся на пары.
В дневниках ученики записывают, какие фильмы они просмотрели, какие книги прочитали, делают зарисовки, наклеивают картинки и вырезки из газет и журналов и т.д. Дневниковые записи учитель должен регулярно проверять и исправлять. В результате систематической работы с дневниками учащиеся приобретают умение отбирать наиболее интересные факты, грамотно выражать свои мысли и правильно оформлять записи.
Приведем пример описания основных событий дня ученицей 3 класса: «Восемнадцатое января. Вчера после обеда мы катались на коньках на большом круглом катке. У нас было соревнование между командами третьего и второго класса. Наша команда победила. Было весело и интересно. После соревнования мы учили уроки. Вечером мы ходили гулять».
Содержание дневниковых записей постепенно усложняется и расширяется. Ученики начинают понимать их значение, охотно показывают их родным и знакомым, широко используют при написании сочинений, писем, заметок в стенгазету. Например, ученики 3—4 классов могут написать рассказы «Самый интересный случай», «Самый интересный день каникул» и др. только с опорой на дневниковые записи. Поэтому учитель предупреждает их о необходимости записывать основные события, которые произойдут во время каникул.
Письмо. Составление и написание писем также является видом работ по развитию связной речи как средства общения, так как письма имеют своего адресата. Учащиеся пишут письма своим родным, другу или подруге, заболевшей учительнице, сверстникам в другую школу. Письмо — своеобразный вид письменной речи, который требует определенной формы изложения и специфической лексики.
Обучение написанию писем начинается в школе глухих с 1 класса. Учитель использует ситуацию получения письма кем-то из учеников (или специально создает ее), показывает это письмо детям, говорит о его путешествии.
Глухие первоклассники испытывают большие затруднения при написании писем и допускают много различных ошибок. Поэтому в 1-2 классах учитель оказывает детям значительную помощь. Он должен научить своих воспитанников не только соблюдать логику в изложении, правильно оформлять начало и конец письма, но и избегать возможных грамматических ошибок. С этой целью учитель может записать на доске письмо, якобы написанное кем-то из учащихся. Дети читают его, анализируют, выявляют, что в нем главное, затем коллективно составляют и записывают на доске аналогичное письмо. Учитель обращает внимание на основные его моменты и написание трудных слов, а также выясняет, как каждый из учеников будет писать обращение в начале письма, как подпишется в конце. После этого школьники пишут письма либо по образцу, либо самостоятельно.
В 1 классе учитель может предложить план, в соответствии с которым дети составляют и записывают на доске коллективное письмо, причем каждую часть пишут против соответствующего пункта. Затем с помощью учителя они еще раз соотносят каждый пункт плана с соответствующей частью письма. После этого запись на доске закрывается и учащиеся самостоятельно пишут письма в соответствии с планом. Слабым ученикам разрешается в трудных случаях пользоваться текстом на доске. После того как школьники напишут письма, можно предложить им сверить свои работы с записью на доске, причем обратить особое внимание на правильность написания трудных слов.
С каждым годом ученикам предоставляется все большая самостоятельность в работе над письмами. Так, в 4 классе школьники либо самостоятельно пишут письма по аналогии с образцом, приведенным в учебнике, либо устно составляют коллективное письмо в соответствии с планом, а затем каждый пишет свой вариант письма.
В 5-7 классах углубляются знания детей о значении писем в жизни людей. Учащиеся знакомятся с различными вариантами содержания писем и его изложения, учатся использовать новую лексику и фразеологию. Текст письма составляется по плану, который пишется на доске или плакате.
План письма: 1) обращение (приветствие); 2) содержание письма (о чем хочешь сообщить); 3) вопросы; 4) просьбы; 5) заключение; 6) подпись; 7) дата.
В процессе составления текста письма по плану учитель дает образцы начала письма и объясняет ученикам, как надо приветствовать взрослых и товарищей, в каких случаях можно писать «дорогая», «милый», «любимая», а в каких — «уважаемый (многоуважаемый)» и т.д.
При составлении основной части письма важно выяснить главное, о чем хочет написать ученик. Эта часть чаще начинается с сообщения о получении письма или, наоборот, о том, что писем не получали. Ученик или благодарит адресата за письмо, или выясняет причины молчания, а затем сообщает о себе. Если работа над письмом включена в общую тему и завершает ее, то учащиеся значительно легче и самостоятельнее сообщают в основной части письма о различных событиях из своей жизни или жизни класса, о работе в мастерской, о своих товарищах и т.д.
Учитель подсказывает, как следует закончить основную часть письма: «Теперь вы знаете о моих новостях (о моей жизни, о моих успехах в учебе и спорте)»; «Я сообщил вам все последние новости» и т.д. Аналогично он дает варианты вопросов и просьбу, прощания.
Выработать навык составления писем можно только при частом их написании определенным адресатам. Для этого необходимо наладить индивидуальную переписку учащихся не только со своими родными, но и со сверстниками из другой школы. Последнюю организует учитель, обратившись к коллеге из этой школы с просьбой поддержать переписку, договаривается о тематике писем. Организация систематической переписки поможет сделать письменную речь действенным средством общения.
Заметка в стенгазету — это самый малый газетный жанр. Заметка — это сообщение о каком-то важном и новом событии или факте, интересном для читателей. Автор заметки сообщает, что произошло, когда, где, с кем, как, почему, выделяя при этом главную мысль. Основные требования к заметке: достоверность факта, его новизна, броский заголовок, точность и краткость изложения. Заметки в стенгазету предполагают обращение к товарищам по классу, школе.
Работа по составлению и написанию заметок в стенгазету проводится с 3 класса. Прежде всего школьники знакомятся со школьной и классной стенгазетами, читают в них заметки, определяют возможные темы. Затем проводят тщательный анализ одной из заметок: выясняют тему, соотносят каждую ее часть с пунктом плана, предложенного учителем, и, наконец, коллективно составляют новую заметку по этому же плану.
Учитель может использовать в 3 классе несколько вариантов работы по написанию заметок.
1. Анализ эскиза стенной газеты, написание заметок по пред
ложенному началу и вопросам.
Учащиеся определяют, какому событию посвящена стенгазета, и обсуждают, о чем можно написать в нее. Затем они выполняют задание «Допиши заметку» по ее началу и вопросам для изложения последующего ее содержания. Ученики устно отвечают на вопросы, а затем пишут заметки.
2. Анализ рисунков и написание заметок на эти темы. Этот более сложный вариант работы, требующий от учеников активной мыслительной и речевой деятельности, целесообразно проводить фронтально. Сначала организуется словарная работа по рисункам, затем дети коллективно придумывают варианты на званий, выбирают темы заметки и устно рассказывают свой вариант. В ходе словарной работы и устных рассказов на доске записываются используемые слова и выражения. Затем проводится орфографическая подготовка, в процессе которой учитель обращает внимание учащихся на написание трудных слов и выражений. После этого ученики пишут заметки в тетрадях. Учитель оказывает им дифференцированную помощь в зависимости от уровня речевого развития.
3.Рисование эскиза стенгазеты по данному словесному описанию, написание заметки по теме, выпуск стенгазеты, составление отчета о работе над стенгазетой по вопросам
4. Дописывание заметки по предложенному началу и подсказке учителя, о чем надо писать дальше.
Перечисленные варианты показывают, как постепенно усложняется работа по написанию заметок в стенгазету в 3 классе — от знакомства со стенгазетой и заметкой как таковыми к составлению эскизов газеты по словесному описанию, написанию заметок по данной теме с помощью учителя и выпуску своей стенгазеты.
В 4 классе повышается степень самостоятельности учащихся: они могут выбрать себе тему для заметки из числа предложенных учителем, самостоятельно составить план и написать заметку в соответствии с ним или используя дневниковые записи.
В 5-7 классах ученики узнают о роли редколлегии, которая заранее обсуждает эскиз будущей стенгазеты, ее тематику. В 5 классе учитель дает примерный структурный план заметки, который пишется на плакате или доске.
План заметки: 1) заглавие; 2) вступление; 3) основная часть (о чем хочешь рассказать); 4) заключение и вывод; 5) подпись.
Для раскрытия основной части заметки на конкретную тему учитель может дать готовый план или составить его вместе с учениками. В 7 классе ученики самостоятельно выбирают тему заметки, сами составляют план основной ее части и по нему пишут заметку без помощи учителя.
В средних классах продолжается начатая в 4 классе работа по выяснению, чем отличается заметка в стенгазету от письма, путем чтения и сравнения их текстов, планов. Учитель обращает особое внимание на возможность варьирования при изложении содержания основной части заметки, вступления и заключения. Например, он предлагает учащимся возможные варианты оформления заключительной части и формулировки вывода: «Я советую вам посмотреть этот фильм (прочитать эту книгу; поступать так же, как...; обязательно посмотреть эту выставку)» ; «Очень интересно заниматься в кружке мягкой игрушки. Я там многому научилась»; «Этот смелый поступок подруги меня восхитил. Не знаю, смогла ли бы я так поступить» и т.д.
Тематика заметок в стенгазету в 5-7 классах разнообразна, например: «Как я работаю в мастерской», «Моя подруга» («Мой товарищ»), «Моя мама», «Интересный фильм», «Как мы готовимся к празднику», «Посещение театра», «Смелый поступок» и др.
Записка — особая форма письменной речи, необходимая в жизни. В 5 классе школы глухих дети учатся писать простейшие записки с вопросами, просьбами, сообщениями, извинениями, пожеланиями и т. п. Прежде всего учитель показывает образцы различных записок, обращает внимание на их крат кость, лаконичность, объясняет, зачем и в каких случаях они нужны, приводит конкретные примеры таких ситуаций.
И.В. Колтуненко1 рекомендует следующую последовательность в обучении глухих составлению записок:
1) знакомство с запиской как формой письменной речи, необходимой в жизни (анализ содержания записок и различных ситуаций их использования);
2) упражнения в понимании содержания различных записок, включающих выполнение каких-либо действий;
3) упражнения в написании записок (с вопросами, просьбами, сообщениями, поручениями и т.д.);
4) упражнения в написании ответов на полученные записки.
Пятиклассникам предлагается на плакате или доске план
написания записки, который поможет понять ее структуру.
План записки: 1) обращение (имя того, к кому обращаешься); 2) вопрос, просьба, поручение, сообщение; 3) подпись; 4) дата.
Научить школьников писать записки можно через систему упражнений, путем частого их написания по различным поводам. Дети учатся писать записки в соответствии с полученным заданием: «Напишите записку подруге и пригласите ее на елку»; «Напишите записку учительнице с извинениями за плохое поведение на уроке»; «Сообщите родителям, когда вас отпустят на каникулы» и т.д. Школьники тренируются и в составлении письменных ответов на полученные записки.
Деловые бумаги: адрес к почтовому отправлению, объявление, расписка, заявление, автобиография.
Деловая речь отличается высокой стандартизацией. Поэтому процесс овладения официально-деловым стилем речи строится прежде всего на усвоении стандартов этого стиля, штампов, которые в нем приняты. Школьники учатся использовать особую официально-деловую лексику и фразеологию, синтаксические конструкции, свойственные этому стилю речи, общепринятые формы готового текста.
При изучении различных документов необходимо подчеркнуть то общее, что должно быть в каждом из них: название, изложение сути дела, дата и подпись автора (лица или организации).
Учитель должен рассказать о документах: что собой представляет документ по своему содержанию; какова типовая форма каждого из изучаемых документов; какой вид имеет конкретный типовой документ, с какой целью и когда пишется.
Методика работы над каждым документом идентична: сначала проводятся упражнения на наблюдения и анализ образцов, затем выясняется его назначение, далее следуют упражнения, направленные на точное воспроизведение готового текста, потом — на воспроизведение видоизмененное и, наконец, упражнения по созданию собственных текстов данного типа.
Адрес к почтовому отправлению. Это первый образец делового стиля, с которым знакомятся глухие учащиеся, и наиболее доступный для них, так как почтовые конверты имеют обычно стандартную форму с указанием последовательности данных об адресате и отправителе. Адрес — это надпись на почтовом отправлении (конверте, посылке и т. п.), где указываются место назначения (куда), получатель (кому) и отправитель (адрес отправителя). Слева пишется индекс — шестизначное число, обозначающее номер почтового отделения адресата во всероссийском списке почтовых отделений.
Объявление. Объявление — документ, извещающий о чем-либо, напечатанный в газете или вывешенный где-нибудь. В объявлении указываются: 1) название документа; 2) где состоится; 3) когда состоится; 4) что состоится; 5) автор объявления.
Объявление глухие школьники учатся писать в 5 классе. Учитель показывает образцы в официально-деловом стиле, объявления рекламного характера, составленные так, чтобы заинтересовать читателя, шутливые объявления. Целесообразно сопоставить тексты разных типов объявлений. Образцы объявлений представлены в школьном учебнике по развитию речи.
Расписка. Расписка — документ, который удостоверяет получение чего-нибудь. Она имеет следующую форму: 1) название документа; 2) кто получил; 3) от кого получил; 4) что получил (перечисляются ценности, количество которых пишется вначале цифрами, а затем — прописью); 5) цель получения; 6) дата; 7) подпись получившего.
Глухие учащиеся учатся писать расписку в 5 классе. Учитель для закрепления навыков предлагает писать расписку при каждом удобном случае (получили тетради, учебники, одежду и т.д.).
Заявление. Заявление — документ, который содержит официальное сообщение, просьбу одного или нескольких человек, адресованные организации или должностному лицу. Форма заявления: 1) кому; 2) от кого; 3) название документа; 4) изложение просьбы, сообщения; 5) опись прилагаемых к заявлению документов; 6) дата; 7) подпись.
В настоящее время обычна следующая форма заявления.
Директору 1-й городской школы для глухих детей г. Санкт-Петербурга от Андреевой Елены, проживающей по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Белоусова, д. 8, кв.13.
Заявление
Прошу принять меня в 9 класс вверенной вам школы. 20 августа 2000 г.
Е.Андреева
Заявление глухие ученики учатся писать в 6 классе. При работе над ним учитель обязательно должен обратить внимание на расположение его частей, на необходимость оставить слева поле для подшивки заявления. Отсутствие полей является типичной ошибкой. Ученикам сообщается также, что в заявлении следует избегать ненужной фразы: «Прошу не отказать в моей просьбе».
Автобиография. Обучение написанию автобиографии проводится в 7 классе. Автобиография — документ, в котором его автор описывает свою жизнь и деятельность в хронологическом порядке. Автобиография может быть краткая и полная. Основные требования к ее написанию связаны главным образом с полнотой сведений и лаконизмом выражений. Форма автобиографии: 1) название документа; 2) кто; 3) дата и место рождения; 4) краткие сведения о родителях; 5) краткие сведения об учебе (полное наименование всех учебных заведений, в которых учился); 6) краткие сведения о трудовой деятельности (место работы и должность в хронологическом порядке); 7) сведения об общественной работе; 8) краткие сведения о составе семьи; 9) дата написания; 10) подпись автора.
Следует обратить внимание учащихся на значение слова «автобиография» (сопоставить слова «автобиография» и «биография»); уточнить, чем определяется последовательность изложения фактов в тексте автобиографии, можно ли избрать какой-то иной порядок; какое значение при написании этого документа имеет указание мест и дат.
Таким образом, в условиях реализации в школе для глухих коммуникативной системы обучения языку особое внимание уделяется видам работ, несущим коммуникативную нагрузку. К этим видам относится написание отчетов, заявок на необходимые инструменты и материалы и плана предстоящей деятельности на уроках предметно-практического обучения, а также описание событий из жизни учащихся, написание писем и заметок в стенгазету, записок и деловых бумаг — на уроках развития речи. Именно благодаря названным видам работ школьники овладевают связной устной и письменной речью как средством общения. Каждый из этих видов является необходимым звеном всей системы работы по теме.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 633.