Виды работ по развитию разговорной речи определяются требованиями соответствующего раздела программы. Так, на основании первой, второй и четвертой групп требований: 1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению; 3) сообщать о выполненной и предстоящей работе — в практику обучения глухих вошли такие виды работ, как обучение составлению поручений и отчета о их выполнении. В соответствии с третьей группой требований (отвечать на вопросы и задавать их) в школе глухих широко используется работа по закрытой картинке или серии закрытых картинок. И наконец, соответственно пятой группе требований (участвовать в диалоге), применяются различные варианты бесед, игры, упражнения в развертывании диалогов и т.д. Эти виды работ направлены на развитие у глухих школьников навыков ведения ситуативного диалога и диалога по заранее определенной теме. Они могут быть использованы не только на различных уроках, но и во внеклассное время.
Работа по закрытой картинке. Это один из распространенных в школах глухих видов работ. Цель работы — научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы детей носят ярко выраженный мотивированный характер, так как они действительно хотят узнать о том, что изображено на картинке.
Долгое время в школе глухих учили детей задавать вопросы по открытой картинке. Но, рассматривая ее, школьники узнают о ней больше, чем из ответов на заученные вопросы о времени года, погоде и т.д. Главное, эти вопросы не имеют смысла для детей, не мотивированны, им трудно осознать ос новную коммуникативную сущность вопроса как одного из основных компонентов речевого общения.
Когда ученикам предъявляется закрытая картинка, беседа ведется для того, чтобы узнать ее содержание. Работа эта начинается в 1 классе и продолжается не только в начальных, но и в средних классах. Усложнение происходит по трем направлениям: 1) по содержанию картинок; 2) по содержанию и форме вопросов к ним; 3) по степени самостоятельности учащихся.
В 1 классе содержание картинок очень простое. На них изображен один персонаж и обязательно действующий (мальчик читает, девочка бежит). Во 2 и 3 классах можно взять картинку с изображением нескольких персонажей и объектов (девочка раздевает куклу, рядом стоит таз с водой), а затем — с несколькими планами (»На реке», «Зимние забавы детей»).
В 3 классе ученикам предлагается вместо одной целая серия закрытых картинок, например по прочитанным сказкам. Ученики задают вопросы и по ответам учителя определяют, из какой сказки тот или иной персонаж.
Содержание и формулировка вопросов к закрытой картинке в 1 классе самые элементарные: «Кто на картинке? Что делает? Большой или маленький?» В конце учебного года дети спрашивают о внешнем виде, одежде персонажа: «Какие волосы? Какое платье? Что на ногах у девочки?» и т.д. Во 2 классе добавляются вопросы о месте и времени действия: «Где стоит девочка? Что стоит справа? Что находится слева? Какое время года? Какая погода? Есть облака или нет? » Школьники 3 класса учатся задавать обобщенные вопросы в ходе работы с многоплановой картинкой: «Что нарисовано на первом плане? Что изображено на заднем плане? Кто нарисован на втором плане?» и т.д.
Так же постепенно развивается самостоятельность школьников. Прежде всего это касается уменьшения помощи учителя в формулировке вопросов. В 1 классе педагог прямо побуждает детей задавать вопросы: «Спросите у меня: «Кто нарисован на картинке? » Если после двухкратного повторения задания с ударением на слове «спросите» никто из класса не догадается, что надо сделать, учитель говорит задание еще раз, показывая вопрос, написанный на доске или табличке. Дети читают вопрос хором, два ученика повторяют его и только тогда получают ответ с предложением повторить его. На доске справа от вопроса учитель записывает свой полный ответ («На картинке нарисованы снег, снежная баба» и т.д.), а в конце первого года обучения — краткий ответ (« Снег, снежная баба, мальчик, лепит снежную бабу»). По этим записям по окончании беседы ученики будут рисовать картинку по представлению.
Важно помнить, что нельзя торопиться отвечать первому же спросившему ученику, так как главное здесь — научить задавать вопросы.
Во 2 классе учитель может дать общие указания к теме вопросов: «Спросите о погоде. Спросите о времени года. О чем еще можно спросить? » Несколько позднее школьники учатся задавать вопросы последовательно, по предложенному плану: « Сначала узнайте, когда происходит действие, потом — где происходит, затем — кто на картинке, что делает» и т.д.
Постепенно педагог приучает детей самих определять последовательность вопросов, исправляет ошибки в логике вопросов. «О чем надо спросить сначала? Почему нельзя спрашивать, сколько мальчиков и девочек на картинке? (Мы еще не знаем, есть ли там дети)» и т.п.
Со временем видоизменяются и справочные записи на доске. Учитель пишет на доске или табличках только новые, трудные вопросы, остальные детям знакомы, и они задают их самостоятельно. На доске могут быть написаны вопросы более обобщенные, в виде плана, или неполные (Вишневская Е.Е. Методика развития разговорной речи в 1—4 классах //Быкова Л.М., Вишневская Е.Е. Методика развития речи глухих школьников в младших классах. — Л., 1979. — С. 25.): «1) Какое время года...? 2) Где происходит действие? 3) Кто...? 4) Сколько их? 5) Как одеты...? 6) Чем занимаются?» и т.д.
Во 2 классе ученики пишут ответы на листочках. Учитель сначала показывает им образец таких записей.
Развитие самостоятельности школьников проявляется и в том, что уже во 2 классе работу по закрытой картинке ведет «маленький учитель». Педагог может дать ему карточку, на которой написаны начала ответов: «На первом плане изображен... На втором плане...» и т.д. Дети задают вопросы «маленькому учителю», а он им отвечает. Учитель помогает ему организовать диалог с классом: «Спроси Лену, кто еще нарисован на картинке. Попроси повторить вопрос. Скажи ребятам, чтобы записали ответ» и т.д.
Работа с закрытой картинкой может проводиться и парами. Ведущему каждой пары дается картинка. Он отвечает на вопросы своего партнера о ее содержании. На основании его ответов товарищ делает рисунок по картинке. В этом случае речевая активность учащихся значительно возрастает, так как они все участвуют в диалоге.
В работе по закрытой картинке можно выделить 4 этапа.
Первый этап — беседа по выяснению содержания закрытой картинки или серии картинок. В этой беседе педагог учит детей задавать вопросы и отвечать на них, стремясь перейти от диалога «учитель — ученики» к более сложным диалогам: «маленький учитель» — группа учеников и «ученик — ученик» (при работе парами).
Приведем фрагмент беседы во 2 классе.
—Будем задавать вопросы.
—Я хочу задать вопрос. Какое время года на картинке?
—Лена задала вопрос правильно.
(Учитель записывает на доске вопрос, дети повторяют его хором.)
—Зима. (Учитель записывает ответ на доске.)
—Можно я спрошу? Сколько планов на картинке?
—Юля задала вопрос очень хороший и правильный. Два плана.
—Сколько мальчиков и девочек?
—Лена спросила: «Сколько мальчиков и девочек?» Правильный воп
рос? А вы не спросили, есть ли на картинке ребята или нет? Я сказала — на
картинке два плана.
—Кто изображен на первом плане?
(Все учащиеся повторяют этот вопрос хором.)
—Дети.
—Я хочу спросить. Сколько детей?
—Двое.
—Девочки или мальчики? и т. д.
Заканчивается первый этап хоровым чтением всех ответов с установкой: «Вспомним, что нарисовано на картинке, потом будете писать». Или другой вариант: один ученик рассказывает, что нарисовано на картинке, остальные следят за правильностью рассказа с опорой на записи ответов.
Второй этап — зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал, записанный на доске учителем или детьми у себя на листочках. Во время зарисовок возникают диалоги между учениками и учителем («маленьким учителем»), в процессе которых дети задают вопросы уточняющего характера. Учитель помогает в формулировке вопросов, отвечает на них.
Третий этап — анализ рисунков детей и сравнение их между собой или с картинкой, которая на этом этапе может быть открыта. Самый простой вариант: выбираются два рисунка (верный и неверный) и прикрепляются на доску рядом с картинкой. Картинка в этом случае открывается по просьбе детей сразу. Учитель организует беседу по анализу рисунков.
Например, во 2 классе педагог до урока написал на доске справа за вертикальной чертой опорные выражения для сравнения рисунков с картинкой.
На картинке ..., и у меня также.
На картинке ..., и у Риты ....
На картинке нарисован ..., и у Вадика тоже ....
На картинке ..., а у... не....
Приведем фрагмент урока по анализу рисунков.
— Сейчас будем сравнивать рисунки с картинкой. Вы хотите посмот
реть картинку? Хотите?
-Да.
(Учитель открывает картинку.)
—У меня так же, потому что у меня сидит на елке сорока.
—Это не так важно для картинки. Главное — ребята.
(Учитель прикрепил рисунки всех детей на доску, ученики сравнивают рисунки с картинкой.)
—Посмотрите внимательно на ваши рисунки и сравните с картинкой.
—На картинке девочка улыбается, а у Тани не улыбается.
—На картинке мальчик бежит и везет санки, а у Вадика и Риты не бежит.
—На картинке мальчик улыбается, а у Светы не улыбается.
—На картинке на втором плане есть елка, то же нарисовано у меня.
—Ребята, посмотрите внимательно. У кого есть ошибки?
—Я ошиблась.
Другой вариант такой работы — сравнение двух рисунков без опоры на картинку, только по записям ответов на вопросы. Картинка в этом случае открывается только в конце урока, и каждый сопоставляет с ней свой рисунок самостоятельно. Этот вариант значительно сложнее, так как ученики вынуждены еще глубже вникать в содержание ответов, и особенно полезен в более старших классах.
Четвертый этап работы по закрытой картинке — устное или письменное ее описание. Проводится такая работа с целью развития связной речи учащихся.
Работа по серии закрытых картинок. Работа строится аналогично описанной выше, но вначале учитель дает установку на понимание содержания серии в целом. (На картинках нарисовано, как девочка спасла котенка.) В процессе беседы о содержании каждой картинки школьники ведут краткие записи ответов, располагая их группами по числу картинок.
В основе работы с серией закрытых картинок лежит не простое знакомство с содержанием каждой из них, а понимание развития действий. Поэтому важно, чтобы дети выделили главное в содержании каждой картинки. Это предполагает синтез, обобщение по полученным ответам основного содержания и выражение его в заголовке. Совокупность заголовков составит план, который поможет ученикам представить начало, ход и завершение событий, изображенных на серии закрытых картинок. По такому плану и ответам на вопросы к каждой картинке ученики смогут составить рассказ до показа оригинала.
Например, после окончания беседы по выяснению содержания каждой картинки делается следующее обобщение.
—Что нарисовано на первой картинке?
—Дети идут в лес.
—Что на второй?
—Мальчик в лесу нашел ежа.
—На третьей?
—Ребята кормят ежа.
Таким образом, в процессе работы по закрытой картинке дети учатся в строгой логической последовательности задавать вопросы о ее содержании, по словесным ответам учителя отображать его в рисунках, сравнивать их с картинкой.
Беседы на темы, близкие к жизни детей, — это беседы об интересных событиях, о выполненной работе, о выходном дне и празднике, о каникулах. Главным условием таких бесед является их мотивированность, создание которой достигается путем специальной организации бесед.
1. После возвращения детей с каникул учитель (до урока) узнает, кто, как и где их провел, выясняет, что кто-то, например, ездил в Москву. На уроке учитель предлагает всем задавать вопросы этому мальчику, чтобы узнать, где и как он провел каникулы. Педагог предупреждает учеников, что они должныбудут потом все это нарисовать.
2. Организуя беседу об экскурсии, педагог побуждает учеников, пропустивших ее по какой-то причине, задавать вопросы тем, кто участвовал в экскурсии. Аналогично можно побеседовать о просмотренном фильме или диафильме, о прошедшем в школе празднике и т.д. При такой организации беседы ученики спрашивают именно о том, чего они не знают и хотят выяснить, их вопросы носят четко выраженный мотивированный характер.
У глухих детей появляется много вопросов, когда они встречаются с новым для них явлением, событием или предметом. Они хотят о нем узнать, но не умеют задавать вопросы. Если учитель вовремя поможет, то беседа пройдет при большой речевой активности детей.
Весьма эффективными в плане развития разговорной речи глухих могут быть беседы по прочитанному рассказу, которые проводятся на уроках чтения. Для активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, развития их воображения, для того, чтобы научить их задавать вопросы по тексту, целесообразно использовать определенные приемы.
1. Учитель раздает нескольким учащимся карточки, на которых написан вопрос к тексту и его порядковый номер. Когда наступает нужный момент, педагог спрашивает: «У кого первый вопрос?» Ребенок определяет его по указанному на карточке номеру. «Задай вопрос ребятам», — предлагает учитель. Кто-то из учеников повторяет вопрос, остальные отвечают на него. Аналогично проходит работа по остальным вопросам. Например, в 1 классе на уроках чтения рассказа«Снеговик»
дети задавали вопросы, читая их с карточек, выданных (до урока) четырем ученикам: «1) Из чего дети сделали снеговика? 2) Из чего дети сделали нос снеговику? 3) Из чего дети сделали глаза снеговику? 4) Что дети насыпали в корзинку?»
После двух-трехкратного проведения такой работы учитель раздает карточки с вопросами уже без указания номера. Дети определяют их очередность по содержанию. Такая организация беседы учит детей задавать вопросы по тексту, что для них сложно.
2.Учитель дает одному ученику задание на дом — прочитать новый рассказ, просит воспитателя или родителей помочь ему либо сам готовит его к передаче содержания текста. На уроке он организует беседу между этим учеником и остальными учениками класса, в процессе которой они с помощью вопросов выясняют содержание рассказа («Кто автор рассказа? О ком говорится в рассказе? Как зовут... ? Что сделал ... ? Что случилось? Что случилось потом?» и т.д.).
Учитель принимает активное участие в беседе, помогает в формулировании вопросов, следит за их логикой. В процессе беседы он может провести и необходимую словарную работу: продемонстрировать нужное действие, показать картинку, проверить понимание отдельных слов и выражений.
После такой беседы ученики самостоятельно читают рассказ и легко усваивают его содержание. Это позволяет на первом же уроке знакомства с текстом использовать более сложные виды работ: выборочное чтение с самостоятельным воспроизведением детьми содержания текста на аппликации или конструктивной картинке, подбор слов и выражений из текста для характеристики персонажей и т. п.
3. Еще большую активность детей вызывает беседа при одновременном чтении двух рассказов. Класс делится на две бригады: одна бригада читает один рассказ, вторая — другой. После чтения у детей возникают совершенно естественные вопросы.
—Какой рассказ вы прочитали?
—А вы какой?
—Кто написал ваш рассказ?
—А ваш рассказ кто написал?
—О ком говорится в вашем рассказе?
—О чем говорится в вашем рассказе?
—Еще о чем говорится в вашем рассказе?
Детям действительно интересно знать, о чем говорится в рассказе товарищей, следовательно, их вопросы вполне мотивированны. Ход беседы можно направить по любому руслу. Скажем, после ответа на вопрос «О ком говорится в рассказе?» можно спросить: «Что он делает?» и др., т.е. выясняется содержание рассказа, задаются вопросы уточняющего характера. Ответы записывает (или запоминает) каждая бригада. При этом включаются совершенно необходимые при такой работе фразы.
—Я плохо понял, повтори снова.
—Торопись, а то ты всех задерживаешь.
—Подожди чуточку, я еще не записал, и т. п.
Таким образом, после ответов на вопросы у каждого ученика появляется запись по содержанию рассказа, который он не читал.
После этого детям предлагается сделать рисунки по своим записям, а затем подписать свои рисунки или рисунки товарища. Этот обмен рисунками нужен, во-первых, для организации общения, во-вторых, для осмысления содержания текста. Например, дети говорят: «Давай поменяемся рисунками»; «Я хочу поменяться рисунками с Таней» или, наоборот: «Я не хочу меняться с Таней». Здесь же присутствуют элементы рассуждения, т.е. ученик объясняет, почему он так поступает. Например: «Потому, что я не понимаю Танины рисунки»; «Потому, что Таня всегда неправильно рисует».
Ученик не может подписать рисунок, если не понимает его. Тогда он обращается к автору рисунка. Тот, рассказывая по рисунку, уточняет содержание текста. Или если рисунок подписан неправильно, то в процессе коллективного обсуждения дети определяют, что здесь сделано ошибочно. Зарисовки учеников и подписи к ним свидетельствуют об уровне осмысления прочитанного.
Таким образом, при одновременном чтении двух рассказов создается реальная возможность для максимального словесного общения между всеми учениками класса.
Требования к содержанию и организации бесед растут с каждым годом обучения, расширяется тематика бесед, усложняются содержание и формулировка вопросов, возрастает самостоятельность и активность детей. В 1 классе преимущество отдается фронтальной беседе учителя с классом, во 2 классе беседы на знакомые темы может проводить «маленький учитель», в 3-4 классах целесообразно чаще проводить беседы бригадами и парами.
Увеличивается степень самостоятельности школьников и в использовании словаря и фразеологии. Если в 1 классе учитель дает на доске или на карточках готовые вопросы и ответы, потом выписывает только новые или трудные слова и словосочетания, то в 3-4 классах он чаще требует от детей построения конструкций по аналогии и самостоятельно.
Дидактические игры. Развитие диалогической речи глухих школьников может успешно осуществляться в процессе различных дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры, связанные с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность.
Дидактическую игру «Угадай, что в свертке?» в первый раз ведет учитель, а потом может вести «маленький учитель». Показывая сверток, ведущий спрашивает: «Что это?» — «Сверток». — «Угадайте, что в свертке». Далее дети могут задавать друг другу вопросы: «Большой или маленький (предмет)? Какого цвета? Какой формы? Чей? Есть можно или нет? Вкусный или невкусный? Сладкий, кислый, соленый или горький? Пахнет или нет? Как пахнет? Где купили? Сколько стоит? Где растет? Зачем нужен?» и др. На основании ответов дети отгадывают, какой предмет спрятан. Учитель помогает детям формулировать вопросы, при необходимости записывает их на доске, «маленькому учителю» может дать нужные слова для правильного построения ответов.
Начиная с 3 класса, можно проводить дидактическую игру «Угадай, кто это?». Педагог говорит: «Я задумал одного из вас. Кого задумал — не скажу. Угадайте сами. Задавайте вопросы». В процессе этой игры учитель должен научить школьников задавать вопросы в определенном порядке: 1) вопрос, о ком пойдет речь — о мальчике или девочке, должен быть первым, чтобы при формулировании следующих вопросов ученики правильно употребляли грамматические формы рода; 2) вопросы о внешнем виде и возрасте; 3) вопросы об успеваемости, дисциплине и чертах характера.
Примерные вопросы: «Мальчик или девочка? Какого роста? Худой или полный? Какого цвета волосы? Какого цвета глаза? Какой нос? Волосы короткие или есть косы? (если девочка). Сколько лет? Как учится? Какая дисциплина? Любит работать или ленивый? Аккуратный или неаккуратный? Какой товарищ? »
Эту игру может проводить и «маленький учитель». Диалог продолжается до тех пор, пока дети не отгадают, кого задумал учитель или «маленький учитель».
Более сложным вариантом игры может быть угадывание литературного персонажа. Эту игру может вести учитель, «маленький учитель» или бригадир. Для проведения ее берется картинка с изображением кого-то из литературных героев, ее видит только ведущий. Ученики задают ему вопросы о внешнем виде, характере, поведении, привычках персонажа. Если игра организуется по бригадам, то каждая получает свою картинку. Члены одной бригады расспрашивают товарищей из другой бригады о задуманном ими персонаже.
Упражнения. Важное место в развитии диалогической речи глухих школьников занимают упражнения. Интересным видом упражнений является составление диалога по заданной ситуации. Его можно проводить как подготовительное в процессе работы над сочинением на основе личных впечатлений, творческого воображения и над изложением. Оно позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного оформления диалогической речи в устной и письменной форме. Например, в 4 классе в ходе работы над изложением по рассказу «Именная скамейка» из школьного учебника детям предлагается подумать и составить диалог, который произошел между вожатым и Павликом после концерта.
Упражнения по развитию разговорной речи необходимо проводить на всех уроках и во внеклассное время, создавая специальную ситуацию или используя естественную ситуацию. В учебнике «Развитие речи» для 4 класса такие упражнения многообразны.
Спроси учителя, как написали ребята рассказ о лете. У кого самый интересный рассказ?
Попроси учителя прочитать лучший рассказ вслух.
Спроси у ребят, сколько аппликаций будет в серии, что будет на первой по порядку аппликации. Что будет на второй аппликации (на третьей, на четвертой)?
Узнай у учителя, когда бывает иней, почему бывает иней.
Узнай у товарища, будет ли у него дома елка. Будет ли он приглашать к себе гостей?
Спроси учителя о том, как вы будете готовиться к новогоднему празднику в школе.
Скажи учителю, с кем ты хочешь работать. С кем тебе нравится работать и почему? Скажи ребятам, чтобы они подобрали картинки для фона панорамы.
Полезным дополнительным приемом, побуждающим детей к вопросам, репликам, являются так называемые «неполные задания учителя», т.е. задания с преднамеренным пропуском одного из членов предложения: «Нарисуй и подпиши» (без указания, что надо нарисовать и подписать); «Положи книги» (без указания места); «Возьми мозаику» (без указания, где ее взять). В этих случаях у детей возникают вопросы, и педагог помогает их сформулировать.
Как видно из изложенного, виды и приемы работы по развитию разговорной речи в школе глухих многообразны. Все они направлены на установление общения детей не только с педагогом, но и друг с другом, имеют мотивированный характер. Учитель должен помнить о том, что нельзя давать глухому готовую схему ведения диалога, иначе малейшие изменения в его ходе вызывают большие трудности. Важно научить детей логике развертывания диалога, а для этого в ходе живого общения надо учить их выяснять прежде всего самое главное, а уже затем менее существенное, подсказывать, какой вопрос, реплику задать потом, о чем лучше спросить сейчас.
Работа по развитию разговорной речи преимущественно ведется в устной форме, весь речевой материал должен восприниматься детьми слухо-зрительно. Работая над развитием у детей диалогической речи, педагог совершенствует все стороны устной речи: содержание и правильное его оформление, точность и скорость слухо-зрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произношение звуков и их сочетаний).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 605.