Общие методические рекомендации по составлению рассказов и сочинений
В соответствии с программными требованиями глухие школьники учатся составлять и писать рассказы и сочинения различных видов. Среди них особое место занимают рассказы по картинке или серии картинок. Существует несколько вариантов работы по картинке: описание картинки; рассказ-повествование по серии картинок; рассказ-повествование по одной картинке; восстановление событий, предшествующих (или последующих) событиям, изображенным на картинке; рассказ по закрытой картинке.
Все перечисленные виды работ направлены на формирование у детей умения строить связное высказывание. В этом плане наиболее продуктивной является работа по восстановлению предшествующих или последующих событий, так как она требует собранности, творческого подхода и активизирует развитие письменной речи во всех ее функциях. По этой же причине полезно составление рассказа по его началу или окончанию, по опорным словам и особенно сочинения на заданную учителем тему.
Составление рассказа по деформированному тексту (с нарушением логики изложения) менее эффективно для развития самостоятельной связной речи, так как ученики составляют рассказ практически по готовому тексту. В то же время данный вид работы способствует развитию логического мышления, а наличие текста, особенно в сочетании с серией картинок, облегчает задачу составления правильного рассказа. Этот вид работы используется преимущественно в 1-2 классах.
Многолетние наблюдения за работой учителей в школе для глухих показали, что они часто недооценивают возможности детей. Это проявляется и в методике обучения: работа над рассказом строится в основном на использовании вопросов; учителя не дают ученику возможности раскрыть хотя бы один пункт плана, часто прерывают его; словарная работа либо отсутствует вовсе, либо ведется беспорядочно; не проводятся подготовитель ные грамматические и лексические упражнения на материале темы будущего рассказа; практически отсутствуют самостоятельные письменные работы, исключая четвертные и годовые; недостаточно используются различные формы сотрудничества учащихся; не реализуется в полной мере дифференцированный подход; не создается атмосферы творчества, при которой каждый ученик стремится к активному участию в работе. Серьезным упущением является отсутствие преемственности в работе учителей начальных и средних классов. Названные недостатки существенно снижают качество устной и письменной связной речи глухих учащихся.
Ниже раскрывается методика работы по составлению рассказов различных видов. Следует подчеркнуть главное: работа над рассказом любого вида строится без опоры на диалогическую речь (вопросы). Учитель следит за логикой рассказа, используя указку для уточнения деталей картинки или подсказывая мысль, нужное слово, но не перебивает ученика вопросами. Вопросы могут быть заданы лишь для выяснения причинно-следственных связей между событиями и явлениями. Составлению рассказа прешествуют словарная работа, которая проводится в соответствии с логикой будущего рассказа, а также подготовительные лексические и грамматические упражнения на материале темы будущего рассказа.
Для активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся следует создавать на уроках атмосферу творчества, используя различные формы организации их деятельности, а также осуществляя дифференцированный подход к ним. Роль учителя в создании такой атмосферы неизмеримо велика. Именно он постоянно побуждает учащихся не к механическому заучиванию готовых слов, предложений и текстов, а к созданию оригинальных высказываний. Он поощряет учеников за интересные мысли, творческое воображение, грамотность. Более того, сам принимает участие в их творческих поисках и становится как бы соавтором своих учеников. Ему интересно так же, как и детям. Учитель использует на уроке различные организационные формы: фронтальную работу с классом, работу с ведущим учеником, парами, бригадами, индивидуальную. При этом сначала используются формы совместных действий учителя с учащимися, затем — раздельные, затем — подражательные и, наконец, самостоятельные действия учащихся.
Учет групповых и индивидуальных особенностей детей, использование на уроках дифференцированных заданий и видов помощи также способствуют созданию творческой атмосферы в классе, так как каждый ученик выполняет конкретную, соответствующую его возможностям и интересную для него работу. Поскольку учитель постоянно приучает учеников к самостоятельности, то у них в итоге появляется желание работать именно так — самостоятельно.
Учитель обязательно сочетает обучающие и самостоятельные работы, максимально использует написание учениками своих рассказов на черновиках. Это, во-первых, помогает учащимся освобождаться от скованности при составлении рассказа, во-вторых, способствует выработке у них навыка самоконтроля и редактирования своих работ, а в целом — развитию письменной формы связной речи.
Чрезвычайно важное значение имеет проводимый учителем качественный анализ письменных работ, смысл которого — подготовить учащихся к переработке написанного ими текста и к работе над новым высказыванием. В связи с этим анализ работ нельзя сводить к анализу грамматических ошибок. Готовясь к уроку анализа, учитель определяет его конкретную цель в соответствии с задачей данного этапа обучения. Если, например, четвероклассники учатся писать сочинения на заданную тему, то в результате анализа работ необходимо выявить, в какой степени они овладели этим умением. Учитель отмечает соответствие содержания сочинений заданной теме, наличие оригинальных (на фоне других) замыслов, своеобразие в раскрытии темы и композиционном построении, умение развить и аргументировать высказанные положения, выразить свое отношение к описываемым событиям. Оценивает он и язык сочинений, используемые в них образно-выразительные средства.
После анализа организуется сначала коллективная, а затем и самостоятельная работа по редактированию написанного. Учитель отбирает из ученических работ отрывки, содержащие типичные ошибки и недочеты, или составляет специальные тексты, в которых встречаются недочеты как содержательного, так и языкового плана. Однако в них не должно быть более трех типов ошибок.
Приведем схему урока анализа ученических сочинений и изложений, которую предлагает Т.А. Ладыженская1.
1. Определение цели урока (подготовка к переработке анализируемых сочинений, исправлению ошибок, созданию нового текста и т. п.).
2. Общая оценка работ.
3.Обобщенный анализ содержательно-речевой стороны и оформления работ: полноты раскрытия темы и основной мысли; названия и объема сочинений; удачных подходов в раскрытии темы; композиционных форм; языковых особенностей.
4. Анализ одного-двух наиболее удачных (если есть — оригинальных) сочинений.
5. Коллективное редактирование нескольких отрывков из сочинений (предварительно записанных на доске, размноженных на машинке и т.д.).
6. Работа учащихся по совершенствованию сочинения
(в классе и дома).
Такая структура урока вполне приемлема в школе для глухих, но, естественно, в 1-3 классах этот анализ будет осуществляться в элементарном виде, доступном для детей данного возраста. Начиная с 4 класса и особенно в 5-7 классах, целесообразно вести урок по предлагаемой схеме. Вместе с тем учитель может спланировать работу по анализу сочинений на несколько уроков и определить ее объем на каждом из них с учетом этапа обучения и степени подготовленности класса.
После краткого изложения основных методических рекомендаций рассмотрим методику работы над отдельными видами рассказов и сочинений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 638.