Красочная, интересная по содержанию картинка оказывает на детей глубокое эмоциональное воздействие, обогащает их мысли и чувства, побуждает к высказыванию. Для глухих школьников картинка или серия картинок является одним из самых доступных источников материала для сочинений.
В младших классах по картинке составляются рассказы как описательного, так и повествовательного характера. Начиная с 4 класса по своему содержанию и качеству это в сущности уже не рассказы, а сочинения.
Для правильной и полной словесной передачи содержания картинки глухие должны правильно выделить основные ее элементы, продумать все компоненты, которые нужно отразить в рассказе, правильно установив связи между ними. Они должны также дополнить то, что не изображено на картинке, но подразумевается, а также разместить информацию в соответствии с логикой течения ситуации и правильно ее сформулировать.
При описании картинки дополнение непосредственно воспринятого детьми должно быть значительно меньшего объема, чем при составлении повествования по ней. Для описания картинки бывает достаточно лишь зафиксировать изображенные объекты и пространственные отношения между ними, при составлении же рассказа повествовательного характера необходимы все умения, перечисленные выше.
Для выработки этих умений глухие школьники должны прежде всего правильно организовать свою умственную деятельность — внимательно рассмотреть картинку и попытаться понять ее основное содержание и только после этого наметить последовательность его словесной передачи, составить план будущего рассказа.
На уроках ППО глухие дети учатся соблюдать логическую последовательность в описании своей деятельности или выполненного ими изделия. Это умение учащихся необходимо использовать в работе по картинкам: учитель должен предусмотреть постепенный переход от описания детьми выполненной работы к составлению рассказов. В качестве примера рассмотрим вариант такого перехода в 1 классе.
Первый этап. Вскоре после урока ППО по теме «Изготовление гирлянды для елки» учащимся предлагается составить рассказ по трем картинкам, на которых изображены двое детей, делающих гирлянду на елку, в различные моменты их деятельности, по содержанию аналогичной той, что недавно выполняли сами школьники.
Второй этап. После лепки различных животных на уроках ППО учащимся предлагается составить связный рассказ по картинке с изображением мальчика, который заканчивает лепить из пластилина зайца, причем на столе видны все использованные им материалы и инструменты. Это более сложный этап работы, так как учащиеся в данном случае должны восстановить в памяти и описать все предшествующие события на основе личного опыта.
Третий этап. Учитель предлагает составить рассказ по картинке «Украшение елки», на которой изображены дети, занятые различными видами деятельности.
Аналогичные работы продолжаются и в следующих классах. Они могут быть как обучающего характера, так и самостоятельные, которые должны преобладать, начиная с 4 класса. В ходе обучающих работ можно сначала предложить детям вспомнить о том, как они сами выполняли действия, аналогичные изображенным на картинке. Затем учитель показывает картинку (или серию картинок) и предлагает рассказать, что на ней нарисовано. Выполнявшиеся ранее действия и их описание помогают рассказчикам соблюдать логику в изложении.
Постепенно детей подводят к пониманию того, что при передаче содержания картинки невозможно лишь фиксировать воспринятое, а обязательно следует дополнять и объяснять то, что вытекает из изображенного на ней. Такая организация работы по серии картинок или одной картинке значительно облегчает составление описаний и рассказов без опоры на вопросы. Но при подготовке к уроку учитель должен тщательно продумать ход проведения словарной работы, подобрать слова и выражения, необходимые для составления рассказа.
Урок начинается с сообщения учителя о предстоящей работе с картинкой. Ученики внимательно рассматривают ее. После этого проводится словарная работа. Учитель движением указки обращает внимание на предметы, действия, состояние действующих лиц (например виноватое выражение лица, опущенная вниз голова и т.п.) и предлагает детям назвать, определить, рассказать о них. Если они не могут этого сделать, учитель объясняет сам и его сообщение записывается на доске.
После словарной работы ученики 1—2 классов коллективно составляют план или устный рассказ по предложенному учителем готовому плану. В 3-4 классах они самостоятельно составляют план на листочках. Затем эти планы обсуждаются, лучшие пункты записываются на доске, и таким образом получается общий план. Затем можно провести подготовительные упражнения, например составить по данной картинке словосочетания, а потом — предложения из этих словосочетаний, определить род и число отдельных слов, подчеркнуть окончания и т.д.
По общему плану составляются варианты устного рассказа с использованием материала упражнений. Учитель руководит этим процессом, привлекая внимание к отдельным деталям картинки, ненавязчиво учит высказывать свое отношение к ней и понимание ее. Преимущество работы без опоры на диалогическую речь заключается в том, что дети самостоятельно рассматривают и изучают картинку. В результате и письменные высказывания получаются интереснее, выполняются более самостоятельно, чем при работе по схеме «вопрос — ответ».
При таком подходе картинка действительно влияет на процесс формирования речи, направляет его, «поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно»1.
На уроках ППО школьники создают панорамы, макеты, аппликации и в процессе их изготовления усваивают такие понятия, как первый, второй и третий планы (или передний и задний планы). Умение определять планы панорамы, макетов, аппликаций ученики используют при рассмотрении и описании обычной картинки. Важно выработать у них стереотип рассмотрения различных картинок, т.е. умение описывать их по одному плану.
Например, в соответствии с заданием в учебнике ученикам 3 класса предлагают рассмотреть на уроке развития речи картинку «На катке» и показать своему товарищу, какие предметы находятся на переднем, среднем и заднем планах. После этого ученики должны написать рассказ по картинке. На следующем уроке они выполняют аналогичную работу по картинке «Следопыты».
Описание картинки чаще всего осуществляется по следующему плану: 1) название картинки и ее автор; 2) первый план картинки; 3) второй план картинки и т.д.
В 4 классе часто используется сложный план, при составлении которого конкретизируется каждый из названных выше пунктов.
Описание картинки. При составлении описания картинки в 1 классе после проведения словарной работы можно предложить детям прочитать написанный на классной доске образец описания данной картинки, проанализировать его, соотнести все его части с планом, после чего ученики будут описывать картинку в тетради самостоятельно. В 4 классе для описания выбираются довольно сложные картины, такие, как «Тройка» В.Г. Перова, «У дверей школы» Н.П. Богданова-Вельского, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Свидание» В.Е. Маковского. В учебнике по развитию речи (М. 1992) приведена система заданий для работы по этим картинам.
Авторы учебника предлагают знакомить учеников с творчеством художников в доступной для них форме уже в 4 классе. С этой целью в учебнике даны разные варианты заданий: прочитать текст о художнике, задать по тексту вопросы товарищу, учителю и др. В этих заданиях имеются сведения о годах жизни художников, об основной тематике их творчества, дате написания анализируемой картины. (Учитель по просьбе детей показывает портрет художника, репродукции некоторых его картин.)
Задания такого рода, их содержание и объем вполне соответствуют уровню развития четвероклассников и даются для общего развития и воспитания у них интереса и любви к живописи. Ученики начинают самостоятельно искать новые сведения о творчестве художников, что важно для успешного обучения в средних и старших классах.
Такая работа обязательно должна быть продолжена в средних классах, например при описании таких картин, как «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др. В 5-7 классах учащиеся могут описывать картину по другому варианту плана — описанию от центра: «Кто находится в центре картины? Что изображено слева'от центра? справа от центра? Что изображено сверху от центра?» и т.д. По такому плану можно описать, например, картину Н.А. Ярошенко «Заключенный». Чтобы наглядно продемонстрировать методику работы по описанию картины с использованием материала школьного учебника, роль учителя в организации и применении различных форм сотрудничества детей (с ведущим учеником, парами, фронтально), приведем пример работы по теме «Описание картины «У дверей школы» Н. П. Богданова-Вельского» (3 часа) в виде развернутого плана уроков.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Беседа. Беседу ведет «маленький учитель» (ведущий уче-ник). Учитель дает ему карточку с вопросами: Как жилось детям бедняков в нашей стране в прошлом? Все ли дети могли учиться в школе?
4. Выполнение поручений учителя, воспринятых на слух: «Скажи ребятам, чтобы они приготовили книги по развитию речи»; «Скажи ребятам, что
бы открыли книги на странице ...» и т.д.
5. Рассматривание картины «У дверей школы» и выражение детьми своего отношения к ней.
6. Чтение текста о художнике из учебника.
7. Беседа о художнике. Работа парами.
Ученики, работая в паре, самостоятельно задают друг другу вопросы:
Кто написал картину «У дверей школы»?
Когда родился Богданов-Вельский?
Когда он написал картину «У дверей школы»?
Когда умер художник?
Что изображал художник на своих картинах?
Учитель оказывает помощь слабым ученикам в построении вопросов.
8. Определение планов картины. Ученики определяют два плана картины, показывают и называют предметы на каждом из них.
9. Словарная работа. Учитель движениями указки показывает на дета
ли картины, а ученики, используя словарь из учебника, говорят предложениями о том, что он им показывает.
Приведем фрагменты словарной работы на уроке.
Учитель показывает на картине фигуру мальчика:
— Это мальчик. Говорите предложением: — На первом плане картины
изображен мальчик.
Учитель показывает на картине мальчика (одежду, котомку, торбу, палку).
— Это нищий мальчик. Наверное, он сирота. Он просит милостыню,
собирает подаяние.
Учитель показывает указкой на лохмотья одежды.
— Мальчик одет в лохмотья.
Учитель показывает на лапти. „
— Это лапти. Скажите по-другому. Смотрите!
Учитель показывает указкой на ноги, на мальчика и на лапти.
— На ногах у мальчика лапти.
Учитель показывает указкой, какие лапти:
— Посмотрите еще! На ногах у мальчика старые и рваные лапти. И т.д.
10. Обобщающая беседа.
Как называется картина?
Почему художник так назвал ее?
Какими красками Богданов-Вельский написал картину «У дверей школы»?
Какие это краски — радостные или грустные?
Какое настроение передает художник в своей картине?
11.Устное описание картины по плану. Ученики используют план описания, словарь из задания 5 и основу описания из задания 6. Вызванный к доске ученик, водя указкой по картинке, устно описывает ее. Учитель следит за логикой рассказа, четким движением указки по картине помогая ученику. Он не прерывает его рассказ вопросами, побуждая внимательно изучать саму картину.
12.Запись описания картины. Учитель напоминает, что каждая часть рассказа пишется с красной строки, просит внимательно проверять по учебнику, как пишутся слова.
13.Самопроверка и взаимопроверка работ. Ученики проверяют свою
работу, а потом работу товарища.
Рассказ-повествование по картине.При составлении по картине рассказа повествовательного характера учащиеся должны проявить фантазию, творческое воображение. Они могут как бы расширить содержание картины, рассказать, что было раньше или позднее изображенного на ней; более глубоко раскрыть взаимоотношения персонажей, изображенных на картине; отразить в своих рассказах предполагаемые диалоги действующих лиц. Виды работ по составлению рассказов-повествований по картине следующие: рассказ по серии картинок, по одной картинке, восстановление предшествующих и последующих событий.
Расеказ-повествование по серии картинок. Каждая из таких картинок является структурной частью целого. Расположенные в логической последовательности, они помогают ученикам понять все содержание серии, так как отражают ряд событий, структуру повествования, облегчают работу по составлению плана (озаглавливанию картинок) и самого рассказа в соответствии с планом.
Работа по серии картинок начинается в подготовительном классе, когда ученики еще не могут составить по ним рассказ, но учатся размещать их в определенной логической последовательности. С.А. Зыков предложил выполнять работу по серии картинок в следующем порядке:
ученикам дается первая картинка из серии и предлагается расставить остальные в логическом порядке;
ученикам дается центральная картинка, надо найти и расставить картинки с предшествующими и последующими событиями;
на классной доске вывешивается одна картинка, а рядом чертятся прямоугольники для изображения возможных событий, дети рисуют в этих прямоугольниках.
После этого рекомендуется переходить к составлению рассказа по серии картинок, постепенно усложняя работу:
детям предлагается рассмотреть картинки, содержание которых передается одним-двумя предложениями; под каждой из них ученики самостоятельно пишут, что видят на ней;
предлагаются для рассмотрения картинки с несколькими персонажами, и по каждой из них ученики пишут 3-4 предложения;
показывается центральная картинка, остальные висят на доске тыльной стороной; школьники сначала рисуют, а в дальнейшем пишут, что могло происходить до и после главного события; затем картинки на доске поворачиваются, и дети видят, кто нарисовал или написал правильно, а кто ошибся1.
В 4 классе ученикам предлагают серии картинок различного содержания. Степень самостоятельности учащихся при этой работе может быть различной. Если это завершающая работа по теме, как, например, задание 9 (»Осенние работы в саду») из учебника по развитию речи, то ученики могут написать рассказ по серии картинок самостоятельно, так как достаточно подготовлены к этому выполнением всех предыдущих заданий.
При обучающей работе по серии картинок сначала рассматриваются картинки, организуется словарная работа последовательно по каждой из них (методика описана выше), затем составляется план и в соответствии с ним — устный и письменный рассказы.
В средних классах школьники тоже пишут сочинения-повествования по серии картинок. Методика работы аналогична описанной, но серии картинок подбираются с более сложным содержанием. Чаще, чем в 4 классе, ученики составляют индивидуальные планы сочинений, пишут работы самостоятельно. При написании сочинения обучающего характера в процессе словарной работы и составления вариантов устных сочинений педагог дает образцы различных сложных синтаксических конструкций, учит включать в письменные работы предполагаемые диалоги действующих лиц, обращает внимание на их правильную запись.
Рассказ-повествование по одной картинке. Как уже отмечалось, в школе для глухих при составлении рассказа повествовательного характера может использоваться одна сюжетная картинка. Уже в 1 классе ученики по описанной выше методике составляют устный рассказ из 8-10 предложений и с помощью учителя дают ему название.
С каждым годом степень самостоятельности учащихся в работе по картинкам возрастает, усложняется содержание рассматриваемых картинок, значительно увеличивается объем рассказов. К урокам развития речи учитель должен подходить творчески и строить их с учетом поставленной цели, возможностей учащихся, места конкретного урока в общей системе своей работы.
Примерный план урока по составлению рассказа-повествования.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание картинки.
3. Словарная работа.
4. Озаглавливание рассказа.
5. Выполнение грамматических упражнений на материале картинки,
подготавливающих к связному рассказу.
6. Составление плана: а) составляется коллективный план; б) составля
ются индивидуальные планы; в) коллективно обсуждается и составляется
единый план; г) записываются индивидуальные планы.
7. Устное сочинение (может отсутствовать для всех учащихся или толь
ко для сильных).
8. Написание сочинения.
9. Самопроверка работ (взаимопроверка).
В 5-7 классах при работе над сочинением-повествованием по одной картинке следует чаще давать учащимся возможность составлять индивидуальные планы, затем их обсуждать и составлять единый вариант, а также разрешать писать сочинения по индивидуальным планам. Следует также чаще использовать написание сочинения на черновике и его редактирование.
Рассказ по закрытой картинке. Работа по закрытой картинке проводится с 1 класса с целью развития разговорной речи и включает три этапа.
Для развития связной речи закрытую картинку можно использовать со 2 класса, а серию закрытых картинок — с 3-4 классов, что и будет являться четвертым этапом.
Эта работа продолжается и в 5-7 классах. Непременным условием ее эффективности является логика вопросов учащихся и ответов учителя. Содержание картинки должно раскрываться от общего к частному. Во 2 классе ученики выясняют содержание картинки, записывают ответы, делают рисунки, а затем описывают картинку, еще не сравнивая рисунки с оригиналом. Описание составляется на основе словесных ответов учителя на вопросы и выполненных рисунков, что очень трудно для детей, но необходимо. При выполнении такого вида работы глухим школьникам становится очевидной роль каждого слова: они рисуют и описывают в рассказе только то, что назвал учитель.
В 3 классе школьники учатся писать рассказ по закрытой картинке или серии закрытых картинок и без предварительных зарисовок с помощью учителя. Несколько учеников рассказывают свой вариант устно, а все остальные им помогают.
Можно использовать и такой вариант: один ученик у стола учителя рассказывает содержание закрытой картинки. Учитель за его спиной открывает и показывает картинку всем остальным ученикам, они проверяют по ней правильность рассказа своего товарища.
Восстановление предшествующих или последующих событий начинается в 1 классе. Сначала это может быть рассказ в рисунках, придумывание названия для него и подписей к рисункам с помощью учителя. В дальнейшем ученики 1 класса при восстановлении предшествующих или последующих событий после написания заголовков к рисункам составляют по ним рассказ. Этот вид работы продолжается во всех начальных классах.
В 4 классе используют более сложный вариант. Например, ученикам предлагают рассмотреть картинку, подумать, что будут делать завтра дети, изображенные на ней (уйдут на каникулы), и сделать несколько зарисовок последующих событий. Затем каждый из учеников должен подписать рисунки своего товарища, а ему передать свои и проверить, как тот их подписал. После этого ученики составляют устный рассказ по рисункам товарища, придумывают к нему заглавие, выполняют упражнение с использованием слов и выражений по теме рассказа и в итоге записывают составленный по рисункам рассказ.
В 3 и 4 классах можно предложить ученикам рассказать о последующих или предшествующих событиях без предварительных рисунков. После устного рассказа детей по картинке учитель рисует на доске слева или справа от картинки прямоугольник и предлагает рассказать о тех событиях, которые произошли раньше или позже изображаемых. Несколько учеников дают свои варианты описания этих событий, остальные с помощью учителя выбирают лучший вариант, составляют по нему план. Затем один или двое устно повторяют рассказ и, наконец, все пишут рассказы по составленному плану. Сильным ученикам можно разрешить самостоятельно составить план и написать по нему рассказ.
Восстановление предшествующих и последующих событий — наиболее распространенный вид работы над сочинением-повествованием по картинке в средних классах. Методика работы аналогична описанной для 4 класса.
Рассказ по данному началу. Составление рассказов по их началу или концу, а также по опорным словам относится к тем видам работ по развитию связной речи, которые требуют творческого воображения. Работа над рассказом по его началу активизирует жизненный опыт учащихся, обогащает представления об окружающем мире.
Чтобы составить рассказ по его началу, ученики должны наметить сюжетную линию. Начало рассказа содержит завязку событий, повествование о которых ученики должны последовательно продолжить, раскрыть, когда и как совершались дальнейшие события.
Целесообразно использовать при выполнении таких работ сюжеты ранее прочитанных рассказов. Дети читают предложенное им начало и вспоминают, что этот рассказ они когда-то читали. Далее они либо делают рисунки, отражающие дальнейший ход событий, либо устно рассказывают свои варианты, затем составляют план — коллективно или индивидуально. Как и при восстановлении предыдущих и последующих событий по картинке, здесь используются различные варианты работы в зависимости от возможностей учащихся, на основе их свободных связных высказываний, без ограничения их творчества вопросами учителя. Начало рассказа может сопровождаться иллюстрацией.
Примерный план урока на тему «Составление рассказа по данному началу».
1. Вступительная беседа (если есть в ней необходимость). В процессе ее проводится словарная работа и активизируются знания детей по теме.
2. Чтение начала рассказа учащимися.
3.Определение учащимися места приведенного отрывка в рассказе (начало, середина или окончание).
4. Беседа по содержанию данного начала и словарная работа (если есть иллюстрация, то с ее использованием).
5. Зарисовки детей по содержанию последующих событий (или определение количества будущих рисунков и их содержания, а затем либо зарисовки, либо составление плана без зарисовок).
6. Озаглавливание рисунков или составление плана (коллективного или индивидуальных).
7. Выполнение подготовительных упражнений на речевом материале темы.
8. Устный рассказ о последующих событиях по своим рисункам или плану (может отсутствовать).
9. Написание рассказа (с 4 класса целесообразно писать сначала на черновике).
10. Самопроверка работ (взаимопроверка).
В 4 и 5-7 классах ученики составляют рассказ по приведенному началу без опоры на картинку или свой рисунок. Они устно рассказывают собственные варианты дальнейших событий, затем выбирают лучший из них и составляют общий план, по которому будут писать рассказ. Им разрешается писать рассказы и по индивидуальным планам. Письменный рассказ может предшествовать устному, тогда сочинения получаются более разнообразными.
Рассказ по данному концу. Составление рассказа по данному концу строится аналогичным образом, но эта работа несколько сложнее, так как учащимся приходится излагать события как бы в обратном порядке. Например, .ребенок рассказывает сначала о том, что он принес щуку домой, а уже потом — как ее поймал.
В связи с этим работа над рассказом по его концу используется в школе глухих преимущественно с 4 класса и продолжается в средних. Она может быть включена учителем в общую систему развития связной речи таким образом, что не вызовет у школьников особых затруднений. Например, в 4 классе при изучении темы «Зима наступила» ученики, выполняя самые различные задания, постепенно накапливают знания о зиме, жизни природы, занятиях детей в зимний период, у них формируется соответствующий словарь по данной теме. А в итоге им предлагается написать рассказ «Помогли птицам» — по его концу, приведенному в учебнике.
В данном случае учащиеся восстанавливают события, предшествующие изложенным в учебнике, опираясь на свой жизненный опыт и наблюдения и используя ранее усвоенные по теме слова и выражения.
Рассказ по опорным словам. При составлении рассказа по опорным словам необходимо сопровождать их картинкой или серией картинок, чтобы дети могли лучше представить себе то, о чем будут рассказывать.
Опорные слова — это слова, передающие главные мысли, отражающие тему и основное содержание будущего рассказа. Обычно они даются в той последовательности, в которой должны быть использованы. В качестве опорных обычно предлагаются отдельные слова (в начальной форме) и словосочетания.
Например, в учебнике для 2 класса помещена серия из шести картинок, к каждой иэ которых даны опорные слова. Так, к первой картинке относятся следующие слова: снежная зима, сугробы, снежки, жарко, пить, есть. В процессе анализа содержания картинок и словарной работы ученики с помощью учителя определяют последовательность происходящих событий и включают в свою речь все опорные слова. Уточняя конкретные детали картинки и соотнося с ними опорные слова, школьники осмысливают значение слов и включают их в предложения.
После проведения словарной работы учащиеся составляют план рассказа, а затем выполняют подготовительные грамматические упражнения: составляют по картинкам предложения с опорными словами; дописывают предложения, используя рисунки в книге, и т.д. При этом учитель оказывает учащимся помощь с учетом их индивидуальных возможностей.
Иногда эти упражнения можно предложить в качестве домашнего задания. Тогда на следующем уроке обязательно проводится фронтальная проверка их выполнения, после чего составляется устный рассказ по опорным словам и серии картинок, по плану или без него, с использованием материала подготовительных упражнений. Учитель, используя указку, помогает рассказчику изложить свой вариант, не прерывая его и не нарушая хода его мыслей. Затем каждый пишет рассказ самостоятельно. Учитель помогает слабым ученикам строить предложения путем соотнесения опорных слов с деталями картинки и постановки грамматических вопросов.
Вместо картинок можно предложить учащимся использовать опорные слова, знакомые из ранее прочитанного рассказа. Ученики вспоминают события, описанные в этом тексте, и составляют свой вариант, употребляя опорные слова.
Рассказ по деформированному тексту. Составление рассказа по деформированному тексту проводится с целью научить детей связно и логически последовательно излагать события, правильно оформлять написанное. Творческие возможности этого вида работы невелики, поэтому он используется достаточно ограниченно, прежде всего в тех случаях, когда учащиеся испытывают трудности в изложении логики событий и в построении предложений.
В начальных классах школы глухих при составлении рассказа используется деформированный текст, в котором нарушена последовательность событий. Для средних классов предлагаются деформированные тексты, в которых нарушены и логика событий, и связи слов внутри предложений.
Деформированный текст, как правило, сопровождается серией картинок.
Ученики сначала рассматривают картинки, устанавливают их последовательность. Учитель проводит словарную работу по каждой из них. Движением указки он показывает детали картинок, действия персонажей, а дети их называют. В случае затруднения учитель им помогает.
Затем школьники читают деформированный текст и сообщают, что в нем все перепутано. По заданию учителя и с его помощью учащиеся устно устанавливают порядок предложений, относящихся к каждой картинке. В 1-2 классах деформированный текст можно написать на доске, на полосках бумаги. Представленные таким образом предложения легко использовать при составлении правильного текста.
Ученики должны не механически подбирать предложения, а осмысленно составлять рассказ. Недопустимо, например, выбирать из текста все предложения к первой картинке, а затем определять их порядок. Ученики должны сразу следить за логикой событий в рассказе и последовательно их излагать, опираясь на серию картинок.
Правильно составленный текст записывают на доске, ученики его читают, и текст закрывается. Учащиеся пишут в тетрадях рассказ. В случае затруднения учитель оказывает помощь: показывает на картинке конкретную деталь или действие, а ученик находит в тексте соответствующее предложение.
При работе с деформированным текстом может быть использован ранее прочитанный рассказ. В этом случае ученики вспоминают события, описанные в этом рассказе, и устанавливают их последовательность.
Сочинение на данную учителем тему. В начальных классах школы для глухих начинается работа по написанию сочинений на данную учителем тему. Термин «сочинение» вводится только в 4 классе, а до этого ученики пишут рассказы. Сочинения на данном этапе обучения — это «.. .рассказы, описания на темы из жизни детей, окружающей действительности, но содержащие обобщения или долю фантазии».
Это трудный вид работы, и подготовка к нему начинается с 1 класса, когда дети учатся описывать основные события дня. Во 2 классе они устно и письменно рассказывают об экскурсиях, используя записи и зарисовки, сделанные до экскурсии и во время нее. Кроме того, они могут рассказать о ней по аналогии с образцом. Например, в учебнике школьники читают о посещении зоопарка и отвечают на вопросы: «Был ли ты в зоопарке? Какие животные живут в зоопарке? » После этого они аналогичным образом описывают свою экскурсию в зоопарк.
Во 2 классе учащиеся описывают также интересные события, которые произошли в их жизни (в школе и дома). Постепенно эти описания усложняются, а их тематика расширяется, ученики начинают сравнивать и обобщать (пишут о природе, о своих занятиях и развлечениях в разные времена года и т.д.). Все это приближает их рассказы к сочинению.
В 3 классе учащиеся пишут рассказы на тему, данную учителем или выбранную самостоятельно, по плану, предложенному учителем или коллективно составленному. Например, после изучения текста «Зима бывает разная» третьеклассники получают задание написать о зиме в их местности по данным вопросам.
Это задание требует умения наблюдать за природой, сравнивать, выделять из общих признаков зимы те, которые характерны именно для данной местности, и т.д. Выполнение такого задания невозможно без развития у глухих школьников способности к наблюдению, анализу, сравнению и обобщению. «При переходе к сочинению детям предстоит преодолеть существенную трудность, состоящую в том, что, отправляясь от конкретности, от реальности, данной в ощущениях и выраженной в словах, надо подняться до обобщения, допустить элементы творчества»1,— так очень точно определил суть этого процесса С.А. Зыков.
Ученикам, естественно, все это не объясняется, просто в процессе изучения различных тем по развитию речи они постепенно переходят от рассказа к сочинению. Например, в 4 классе написанию сочинения на тему «Как я провел летние каникулы» может предшествовать большая подготовительная работа: чтение рассказов о летнем отдыхе детей; составление предложений и рассказа по серии картинок на эту же тему; выполнение грамматических упражнений различного характера на речевом материале темы; ответы на вопросы о летних каникулах и т. п. Затем детям предлагается нарисовать, что они дела ли летом, подписать рисунки, написать по ним сочинение о своих каникулах.
В 4 классе ученики рассказывают об экскурсии по плану, более того — пишут рассказ по плану на основе наблюдений за работой людей, за природой и животными. Эти рассказы по существу становятся сочинениями на данную учителем тему (»Моя работа в саду осенью», «Золотая осень»). Кроме темы, может быть предложен и готовый план, или же ученики составляют его сами (коллективно и индивидуально). В дальнейшем тему сочинения из двух-трех предложенных учителем могут выбрать и сами ученики. Каждому сочинению на данную тему должна предшествовать подготовительная работа — сбор и накопление материала, обеспечение грамотности письма, для чего проводятся различные упражнения на речевом материале темы.
Учащиеся 4 класса начинают писать с помощью учителя сочинения с элементами описания и рассуждения, используя собственный опыт и отрывки из прочитанных рассказов. Например, в сочинении «Весенний лес» они описывают лес на основе своих наблюдений и рассказов Г. Скребицкого.
Для выработки навыков не только изложения, но и рассуждения, обоснования своих мыслей проводятся специальные упражнения, например: «Расскажи, какое время года ты любишь больше всего. Объясни, почему». При этом даются опорные предложения: «Больше всего я люблю лето, потому что летом можно ходить в походы»; «Самое хорошее время года — лето, потому что летом можно купаться и загорать»; «Больше всего я люблю зиму за то, что зимой праздник — Новый год», и т.д. Учитель должен постоянно требовать от детей обоснования их ответов на всех уроках, в том числе и при выполнении упражнений по теме, предшествующих написанию сочинения с элементами рассуждения. Следует ежедневно побуждать учащихся обращаться друг к другу с просьбой: «Объясни, почему ты так думаешь. Докажи», или говорить: «Я сомневаюсь, что ты прав»; «Я не верю, что было так, как ты говоришь» и т.п.
Для того чтобы научить школьников писать сочинение с элементами рассуждения, необходимо показать образец такой работы. Например, им предлагается прочитать следующий текст:
Вера Васильевна предложила детям написать рассказ на тему «Куда я хочу поехать летом». Лучше всех написал рассказ Коля. Вот его рассказ: «Летом я хочу поехать в спортивный лагерь. В лагере очень много ребят, поэтому там весело. Около лагеря течет широкая река, а я люблю купаться и загорать.
Ребята каждый год помогают жителям села сушить и убирать сено. А я так люблю душистый запах свежего сена!
В лагере ребята часто ходят в туристские походы. Это очень интересно. Вот поэтому я с удовольствием поеду в лагерь».
После чтения этого текста учащимся задается вопрос: «Как объясняет Коля, почему он хочет поехать в спортивный лагерь? » И только после ответа на этот вопрос ученикам предлагается задание написать рассказ о том, куда они хотят поехать летом, и объяснить почему.
В средних классах обучение глухих написанию сочинений всех названных выше видов продолжается. Наряду с этим, школьники учатся писать сочинения-отзывы о прочитанных книгах, сочинения-характеристики персонажей из прочитанных произведений, сочинения на свободную и литературную тему.
Важно подчеркнуть необходимость преемственности в работе учителя средних классов с начальным звеном прежде всего в продолжении развития связной речи глухих без опоры на диалогическую, в переходе от составления ими маленьких рассказов к написанию подлинных сочинений.
В средних классах ученики знакомятся с такими терминами, как «тема сочинения», «основная мысль сочинения». И.В. Колтуненко предлагает дать учащимся 6 класса следующую памятку:
«Как работать над сочинением
1. Обдумай тему сочинения.
2. Составь план.
3. Выясни основную мысль рассказа и запиши ее.
4. Обдумай содержание предстоящего сочинения по плану.
5. Напиши по плану черновик сочинения, проверь, раскры
та ли тема, и дополни те части, которые раскрыты недостаточ
но. Проверь, есть ли грамматические ошибки, и исправь их,
особенно обрати внимание на связь слов в предложениях.
6. Перепиши сочинение начисто с соблюдением красной
строки»1.
В 6 классе ученики начинают писать сочинения-отзывы о прочитанных книгах. Для этого прежде всего требуется понимание произведения и наличие определенного мнения о нем. Ученики в своих сочинениях должны раскрыть тему произведения, выделить его главную мысль, выразить индивидуальное отношение к происходящему. Эти сочинения включают в себя элементы рассуждения, поскольку школьники высказывают свое мнение (выдвигают тезис), обосновывают его (доказывают) и делают вывод.
Подготовка к составлению отзыва о прочитанном начинается в младших классах на уроках чтения, когда школьники отвечают на вопросы («Понравилась сказка или нет? Кто из героев понравился?»), а несколько позднее аргументируют свое отношение к герою («Почему, чем понравился или не понравился герой? »). Подобные высказывания оценочного характера создают основу для составления элементарного целостного отзыва о прочитанном произведении.
В 6 классе ученики пишут отзывы о произведениях, которые они хорошо знают и которые были проанализированы с помощью учителя. Прежде всего они отвечают на вопрос: «О чем говорится (рассказывается) в данном произведении?», что помогает кратко раскрыть тему произведения и выделить его главную мысль. Е.А. Горбунова предлагает писать первые целостные отзывы по рассказам по следующему плану:
«1. Какое произведение прочитано и кто его автор?
2. О ком это произведение? (или: Назови главных действующих лиц.)
3. О чем рассказывается?
4. Кто из героев понравился и почему?»1.
Отзыв составляется коллективно, но на последний вопрос ученики обязательно отвечают самостоятельно, так как должны выразить личное восприятие.
В средних классах отзыв ограничивается оценкой конкретного содержания, прежде всего элементарной характеристикой героев произведений. Такое требование соответствует уровню общего развития глухих и особенностям восприятия ими художественных произведений.
Сочинения на свободную тему глухие школьники начинают учиться писать в 7 классе, когда они уже владеют элементарными умениями работы над сочинением. Тема его может быть выражена в форме пословицы, крылатого изречения, афоризма.
Учитель должен объяснить учащимся, что пословица — тема предстоящего сочинения и, чтобы раскрыть ее, следует рассказать о каком-нибудь случае, факте, к которому можно применить данную пословицу. Сначала школьники устно рассказывают свои сочинения, которые затем тщательно обсуждаются. Главное внимание обращается на соответствие повествования теме и на его построение. При подготовке содержательной стороны сочинений на свободную тему необходимо провести работу, которая углубила бы понимание учащимися круга вопросов и понятий по этой теме.
Уроки обучения сочинениям строятся в зависимости от их вида и класса, в котором они проводятся. Тем не менее в работе над сочинением, независимо от его вида, можно выделить три этапа.
1. Накопление материала (наблюдения, экскурсии, прогулка, рассматривание картинок, чтение художественных произведений, просмотр фильмов и т. п.).
2. Отбор, систематизация и расположение материала (беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики).
3. Словесное, речевое оформление, т.е. составление связного текста, его запись, совершенствование, проверка и исправление ошибок самими учениками, проверка учителем.
Первый и второй этапы часто выходят за рамки урока написания сочинения. Так, накопление материала на основе экскурсии, прогулок, наблюдений и т. п. осуществляется часто задолго до написания сочинения, а непосредственно перед уроком собранный материал восстанавливается в памяти детей и систематизируется.
На уроках чтения, грамматики, развития речи, предшествующих написанию сочинения, усваивается лексика, ученики работают над изобразительными средствами языка, строят предложения, вводят в них новые слова и обороты речи. Учитель обязательно проводит орфографическую подготовку, включая в упражнения слова, которые могут встретиться в сочинении. Таким образом, урок, на котором составляется письменный текст сочинения, в большинстве случаев является итогом значительной работы, проведенной до него.
Несмотря на различия в подготовительной работе к сочинению, может быть дана общая схема построения таких уроков.
Схема урока написания сочинения.
1. Сообщение учителем темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учениками.
2.Беседа с целью упорядочения материала (если он был накоплен заранее, в процессе наблюдений) или его накопления (наблюдение предмета при описании, рассматривание картинки).
3.Составление плана (или его уточнение, дополнение, если работа над планом протекала на предыдущих уроках).
4. Речевая подготовка текста: составление устного сочинения, коллективного или индивидуального, с попутной записью опорных слов или образных выражений (если это необходимо); составление отдельных предложений или фрагментов связного текста; обязательная орфографическая подготовка.
5.Написание сочинения учениками на черновике или начисто. Наблюдение учителя за работой каждого ученика и оказание индивидуальной помощи.
6. Самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных ошибок и недочетов.
Завершается работа над любым видом сочинения тем, что учитель читает отдельные сочинения, обосновывая их достоинства, анализирует работы остальных учащихся, работает вместе со всем классом над типичными ошибками. (Схема урока анализа ученических сочинений приведена выше, см. с. 198.)
ОБУЧЕНИЕ ИЗЛОЖЕНИЮ
Виды изложений
Изложение — это письменный пересказ прочитанного текста. В методике преподавания русского языка изложение, так же, как и сочинение, считается эффективным средством развития связной речи. Но в отличие от сочинения, при написании изложения школьнику предлагается в готовом виде тема, содержание, структура и словесное оформление рассказа. Задача его в том, чтобы логически последовательно, своими словами, без искажения смысла передать содержание прочитанного, используя новые слова и образные выражения из текста. В изложении ученик должен сохранить стиль предложенного текста, например сказки.
Виды изложений выделяются методистами с учетом различных критериев, поэтому существует ряд классификаций — Е.А. Бариновой, Т.А. Ладыженской, И.Д. Морозовой и др. Наиболее полная классификация принадлежит Т.А. Ладыженской, которая подчеркивает необходимость учитывать особенности воспроизводящей деятельности, лежащей в основе передачи содержания исходного текста. «Характер воспроизводящей деятельности, — отмечала Т.А. Ладыженская, — в свою очередь, зависит от объема исходного текста, от способа его восприятия, от того, насколько он знаком, от задачи, которая ставится перед воспроизведением, и т.д.»1.
И.Д. Морозова, опираясь на классификацию Т.А. Ладыженской, выделяет два наиболее значимых критерия классификации изложений: способ восприятия текста и характер его воспроизведения, которые позволяют «увидеть-специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи».
Сурдопедагогу важно знать, что в массовой школе изложения по способу восприятия исходного текста делятся на следующие виды:
изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (при чтении его учителем; в школе глухих учитель читает за экраном);
изложения, в которых текст воспринимается зрительно (при самостоятельном чтении текста детьми в книге или на доске; в школе для глухих это может быть еще и чтение с губ);
изложения, в которых текст воспринимается и на слух, и зрительно (в школе для глухих учитель читает текст без экрана, с использованием звукоусиливающей аппаратуры, а дети следят за его чтением по книге).
Восприятие текста может дополняться, особенно в начальных классах, наглядными средствами: иллюстрациями в учебнике, картинками, диапозитивами и т.д. Это помогает создать нужные представления у учащихся.
Учитывать при работе над изложением различные способы восприятия важно потому, что в дальнейшей жизни школьникам придется передавать содержание как прочитанного, так и услышанного текста. В средних и старших классах школы глухих изложение используется не только с целью развития связной речи, но и для формирования навыка чтения с губ и слухо-зрительного восприятия.
В начальных классах школы глухих при работе над изложением дети читают исходный текст самостоятельно, а повторное восприятие осуществляется на слух и зрительно.
По характеру воспроизведения текста И.Д. Морозова выделяет четыре вида изложений1:
подробные, т.е. передающие все подробности (при этом сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности);
выборочные, т.е. воспроизводящие только часть текста, связанную с определенной темой (при этом изменяются, как правило, тип и композиция исходного текста);
сжатые, передающие только основное содержание (при этом тип текста, в зависимости от степени и характера сжатия, может сохраняться или изменяться); с творческим заданием, в результате выполнения которого в содержание или композицию исходного текста вносятся изменения:
заменяется лицо рассказчика, дополняется текст, переставляются части и т.п. (при этом, в зависимости от характера задания, тип текста и его языковые особенности могут сохраняться или изменяться).
Каждый из названных видов изложения занимает особое место в общей системе формирования навыков связной речи. При подробном изложении прежде всего формируется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания с использованием готовых языковых средств, при выборочном — умение подбирать по книге и систематизировать материал к высказыванию, находить языковые средства для связи между его отдельными частями. В процессе работы над сжатым изложением школьники учатся обобщать материал, отделять главное от второстепенного и кратко передавать содержание прочитанного. Изложение с дополнительным творческим заданием приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливает к созданию своих текстов.
Каждый вид изложения, естественно, по-разному влияет на развитие мышления детей. Анализируя текст при подробном изложении, учащиеся осмысляют причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Выборочное и сжатое изложения способствуют развитию абстрактного мышления. Наконец, изложения с творческим заданием развивают воображение и творческую мысль.
При работе над изложениями всех видов необходимо учитывать тип исходного текста (повествование, описание, рассуждение). Уже в начальной школе ученики практически начинают усваивать особенности каждого из типов текста. Соответственно они учатся писать подробное изложение по рассказу-повествованию, рассказу-описанию. В 5 классе глухие школьники пишут изложения текстов типа повествования и описания, а в 6 классе — с элементами рассуждения.
Кроме того, работа над изложением любого вида может включать различные грамматические задания, например в исходном тексте рассказ ведется от первого лица, а учащимся предлагается изложить его содержание от третьего лица; исходный текст представляет собой описание, а ученикам дается задание написать изложение, употребить прилагательные. Цель таких заданий — привлечь внимание учащихся к правильному употреблению грамматических категорий. Выполнение их должно обеспечиваться ходом всей подготовительной работы.
Изложения также классифицируются по цели выполнения — обучающие и контрольные, они различаются не только целью, но и методикой проведения. При работе над обучающим изложением большое внимание уделяется анализу содержания, определению последовательности событий, составлению плана с помощью учителя. Учащиеся устно передают содержание текста, используя новые слова, написанные на доске. При этом учитель принимает меры по предупреждению ошибок.
При контрольном изложении учитель не оказывает детям никакой помощи, не проводит орфографической подготовки к письменной работе. Исследования Л.М. Быковой1 показали, что в школе для глухих контрольные изложения целесообразно проводить систематически, начиная со второго полугодия 4 класса. Это дает возможность учителю и ученикам увидеть достижения и недостатки, приучает детей к самостоятельному мышлению, повышает их интерес к письменным изложениям.
Понимая значение каждого из видов изложений, учитель планирует их проведение в определенной системе, с учетом типа текста, способа его восприятия и характера воспроизведения.
Методика обучения изложению
Многолетние наблюдения за работой учителей в школах для глухих показали, что в методике работы над изложением имеются серьезные недостатки. В ходе беседы, посвященной анализу текста, учителя часто не требуют от учащихся полных ответов на вопросы, не побуждают их к активной творческой работе над связной логической речью, над предложением. При проведении обучающих изложений опускается составление плана, орфографическая подготовка к письменному изложению, необходимая помощь учащимся во время написания изложения, проверка ими своих работ.
В качестве существенного недостатка в методике работы над изложением следует отметить увлечение отдельных учителей устными и письменными пересказами по серии вопросов, в то время как пересказ по вопросам не соответствует естественным условиям речевого высказывания. Считаем необходимым подчеркнуть следующую мысль известного методиста М.Р. Львова2: «Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передать содержание прочитанного, а не складываться из частных ответов на отдельные вопросы, не объединенные в сознании учащегося единой смысловой задачей».
Анализ письменных изложений глухих учащихся показывает их неумение передавать содержание прочитанного текста своими словами, самостоятельно строить предложения, бедность словарного запаса, отсутствие в речи синонимов и т.д., что является следствием указанных выше недостатков в работе
учителей.
В соответствии с программой по развитию речи в школе для глухих работа над изложением начинается с 3 класса, когда школьники учатся писать подробные и сжатые изложения по плану. Подготовка к этой работе начинается с 1 класса на уроках чтения. Первоклассники воспроизводят содержание прочитанного рассказа в рисунках, находят в тексте предложения, соответствующие этим рисункам или иллюстрациям в учебнике, т.е. по существу составляют картинкный план. Кроме того, они отвечают на вопросы по тексту, учатся с помощью вопросов объединять описываемые в рассказе события, объяснять их. Тогда же начинается работа над пересказом прочитанного.
Во 2 классе на уроках чтения дети учатся делить текст на части, составлять план рассказа, с помощью плана устно или письменно передавать содержание прочитанного, кратко или полно, устно или письменно отвечать на вопросы по тексту, определять основное его содержание с помощью вопросов: «О ком прочитали? О чем прочитали? » На этих же уроках дети учатся перефразировать предложения из текста («Как сказать по-другому?»). С этой целью полезно практиковать письменные ответы на вопросы в различных вариантах, т. е. учить детей отвечать на один и тот же вопрос по-разному, варианты ответов записывать на доске и обращать внимание детей на возможность варьирования.
На уроках развития речи в 1 и 2 классах ученики также читают различные рассказы, сказки, образцы детских рассказов, а затем устно и письменно отвечают на вопросы по их содержанию. Кроме того, в школьных учебниках встречаются весьма интересные задания по работе с текстом. Например, предложен текст.
Вова и Коля учатся в одной школе, но живут в разных домах. У Вовы дом девятиэтажный, а у Коли — четырехэтажный. Девятиэтажный дом кирпичный. В девятиэтажном доме есть балконы, и в четырехэтажном доме тоже есть балконы. В Военном доме два подъезда, и в Колином доме тоже два подъезда. Около дома Вовы игровая площадка. Около дома Коли тоже игровая площадка.
К тексту даны три задания, первое из которых следующее: «Опиши дом, в котором живет Вова». Выполняя это задание, дети учатся выбирать из текста материал по заданной учителем теме и излагать в логической последовательности. Выполнение задания такого характера как бы подготавливает детей к будущему выборочному изложению по рассказу-описанию.
Таким образом, все перечисленные выше виды работ на уроках чтения и развития речи являются непосредственной подготовкой к систематической работе над изложением, которая начинается в 3 классе на уроках развития речи. Вместе с тем на уроках чтения в 3 и 4 классах также продолжается работа над выработкой у учащихся умений делить текст на части и составлять план прочитанного, самостоятельно выделять основную мысль, отделять существенное от второстепенного и т.д. Все эти умения необходимы и при написании изложения.
Работа над изложением может быть эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и анализа текста, обязательного проведения лексической и стилистической работы. Текст для изложения должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ребенку, невелик по объему, прост по композиции, написан литературным языком. Тексты для изложений учитель может брать из школьных учебников по развитию речи, чтению, а также из сборников текстов для изложений.
Работа над изложением строится по-разному, но тем не менее можно говорить об общих принципах ее построения. Рассмотрим примерный план работы над обучающим изложением.
1. Вступительная беседа. Она проводится с той же целью, что и на уроках чтения: обеспечить правильное восприятие основного содержания текста. В ходе беседы можно использовать
различные наглядные пособия: картинки и серии картинок, диапозитивы и т.д. В контекст разговора целесообразно включить новые слова и выражения из текста, объяснить и записать
их на доске с необходимыми комментариями.
Вступительную беседу можно не проводить, если текст для изложения предельно прост и понятен учащимся.
3.Чтение текста учащимися проводится с целью первоначального знакомства с ним. Полезно перед чтением дать детям целевую установку, чтобы активизировать их мыслительную
деятельность, например: «Прочитайте текст и подумайте, о ком и о чем в нем говорится»; «Прочитайте текст и подумайте, почему он так назван». Тогда сразу после чтения учащиеся отвечают на заданный ранее вопрос. По качеству ответов учитель может судить о степени понимания текста и с учетом этого строить дальнейшую работу.
В начальных классах школы для глухих допускается повторное чтение текста учителем с небольшими комментариями и использованием наглядных пособий (иллюстраций в книге, конструктивных картинок, аппликаций и др.).
3. Беседа по основному содержанию текста и словарная работа. Беседа должна строиться с учетом степени подготовленности учащихся и уровня их речевого развития. Цель ее —
помочь глубже понять содержание текста, выяснить, что в нем главное, установить причинно-следственные связи и отношения, значение непонятных слов в контексте. Вопросы и задания по
содержанию должны способствовать развитию мыслительной деятельности школьников и воспитывать у них определенные качества личности.
В ходе беседы следует побуждать учащихся использовать в своих ответах новые слова и выражения, находить их в тексте по заданию учителя: «Прочитайте, как об этом пишет автор». И тут же: «Как можно сказать об этом по-другому?»
4. Работа над языком — лексическими изобразительными средствами, отдельными предложениями. Беседа по содержанию органически переходит к работе над языком изложения. В
процессе ее дети учатся употреблять синонимы, выделять образные слова и выражения, фразеологизмы, анализировать трудные предложения (сложные предложения, с прямой речью
и др.), упражняются в перефразировании предложений, чтобы уметь пересказывать прочитанное своими словами.
В процессе выполнения заданий проводится работа по предупреждению возможных ошибок.
5. Работа над планом занимает важное место в подготовке к изложению. Составление плана помогает учащимся выделять основное в прочитанном рассказе, определять последовательность
событий, точно формулировать заголовок. Выше отмечалось, что введение предметно-практического обучения значительно изменило и облегчило планирование речевой деятельности глухих учащихся.
Основные варианты составления плана следующие:
а) текст читается по частям, и каждая его часть озаглавливается. Это самый простой вариант составления плана, посильный уже для учащихся 3 класса; в 4 классе он применяется,
когда в тексте нет достаточно четкого деления на части;
б) текст читается не по частям, а в целом. После подробной беседы по содержанию всего текста учитель или сами ученики перечитывают его. Перед чтением учитель дает установку: «Подумайте, сколько в тексте частей, где кончается каждая из них». Окончив читать, ученики говорят, сколько, по их мнению, частей в тексте и какие это части, а затем дают заголовок каждой из них. Этот вариант составления плана используется с 4 класса;
в) после повторного чтения ученики с помощью учителя выясняют, о чем надо писать сначала, и формулируют первый пункт плана. Потом определяют, о чем следует писать дальше,
и т.д. Таким образом, план составляется на основе анализа текста в целом. Этот вариант может быть использован в 4 классе при работе над текстом, в котором четко выражена последовательность мыслей;
г) самостоятельное составление плана учащимися используется с 4 класса при работе над текстом, в котором четко выражена последовательность мыслей. В 6 классе школьники
самостоятельно составляют план изложения с элементами рассуждения, с прямой речью.
6. Устный пересказ текста. В начальных классах он предшествует письменному изложению. В 4 классе устный пересказ необязателен, если текст прост и понятен и если беседа по содержанию и работа над языком были проведены на высоком уровне.
Устный пересказ можно не проводить и для сильных учащихся 4 класса. В 5-7 классах он может также отсутствовать.
Чаще всего сначала пересказываются отдельные части текста в соответствии с планом, а затем один из учеников (целесообразно сначала вызвать сильного ученика) передает содержание рассказа в целом, другие слушают, затем дополняют или исправляют. При этом работу следует постепенно усложнять: сначала учащиеся рассказывают приближенно к тексту, затем, по мере обогащения их лексики и фразеологии, переходят к пересказу своими словами.
Необходимо обращать внимание учащихся на логику устного рассказа и на применяемые ими языковые средства: правильность употребления слов, точность грамматических оборотов, связь одного предложения с другим; в 7 классе — сравнения, метафоры, фразеологические обороты.
7. Орфографическая подготовка к письменному изложению заключается в особом внимании к написанию отдельных слов. Учитель принимает меры с целью предупреждения возможных
орфографических ошибок: а) записывает трудные слова на доске; б) разрешает детям пользоваться словариком и орфографическими таблицами, висящими в классе; в) предлагает обращаться к нему за помощью.
8. Письменное изложение текста, в процессе которого учитель оказывает дифференцированную помощь в зависимости от уровня речевого развития учеников.
9. Самопроверка учащимися изложений. В школе для глухих самопроверке надо учить специально. (Ниже остановимся на этом отдельно.) Может быть также организована взаимопроверка или проверка работ слабых' учеников сильными.
10. Анализ письменных работ, исправление ошибок. Анализу работ и исправлению ошибок может быть посвящен целый урок, цель которого — подготовить учащихся к переработке
изложения и к работе над новым высказыванием, а не просто исправить ошибки.
Учитель, проверив изложения, выбирает из них одно-два лучших и несколько — с наиболее типичными смысловыми, стилистическими и орфографическими ошибками.
Для привлечения внимания всего класса учитель, не раздав детям тетрадей, дает общую оценку работ. Затем читает вслух с использованием звукоусиливающей аппаратуры лучшую работу. Вместе с учениками он определяет, в чем заключаются ее положительные стороны, отмечая прежде всего полноту и правильность передачи содержания текста, логику изложения, выражение отношения к предмету высказывания, языковые средства. Важно также подчеркнуть соответствие анализируемого изложения заданию (например, подробное оно или сжатое — в зависимости от задания).
Затем учитель переходит к анализу наиболее типичных ошибок в других работах и, читая отдельные выдержки из них, предлагает учащимся найти эти ошибки и подумать, как надо их исправить, а для исправления вызывает ученика, допустившего данную ошибку. Некоторые предложения в исправленном виде могут быть записаны на доске и в тетрадях.
При подготовке к написанию первого сжатого изложения можно дать школьникам образец и сопоставить его с исходным текстом. В процессе анализа текста учитель с учениками выясняют, что в нем самое главное, о чем обязательно надо написать, что можно опустить. Анализируя образец, они обращают внимание на то, как и какими языковыми средствами можно выразить это самое главное в рассказе. Затем проводится работа над языком, составляется план. Каждый пункт плана ученики соотносят с соответствующей частью образца сжатого изложения и читают эти части. После орфографической подготовки они сами пишут сжатое изложение.
Так как при сокращении текст рассказа может превратиться в сухое перечисление фактов, учитель при подготовке к изложению должен обратить внимание учеников на эмоциональную сторону событий, описанных в тексте, и на соответствующую лексику.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1319.