Реализация деятельностного принципа обучения языку наиболее ярко проявляется на уроках предметно-практического обучения (ППО). На этих уроках постоянно возникают естественные ситуации для словесного общения учащихся с учителем и друг с другом; легко усваиваются обращения учителя с заданиями, вопросами к ученикам, а также учеников к учителю или товарищам. Например: «Лена, лепи. Ребята, разделитесь на бригады. Света, помоги мне, пожалуйста». Этому способствует специально организованная педагогом коллективная предметно-практическая деятельность учащихся.
Развитие диалогической речи на уроках ППО осуществляется по тем же видам речевой коммуникации, которые определены в разделе программы «Развитие разговорной речи» и были перечислены выше. Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается наиболее естественным способом — с использования обращений в сочетании с побудительными предложениями, в которых выражаются просьбы совершить определенные действия или выполнить задания. Например: «Маша, положи конструктор справа, а рисунок — слева. Бригадиры, раздайте по два листа бумаги каждому ученику. Ребята, напишите, что вам нужно для работы».
С самого начала ППО школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать учителю, бригадиру или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать разрешения на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью. Например: «Я обвела по шаблону яблоко. Можно вырезать?»; «Я не умею лепить. У меня не получается. Помогите мне, пожалуйста».
Большую трудность для глухих детей представляют вопросительные предложения: дети не умеют задавать вопросы и отвечать на них. На уроках ППО часто возникают и легко создаются ситуации, когда появляется потребность в вопросительном предложении. Например, при распределении работы по изготовлению макета Саша отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает учителю: «Саша не хочет лепить фигурки зверей». Учитель: «Узнай у него, почему он не хочет лепить». Бригадир, обращаясь к Саше: «Саша, почему ты не хочешь лепить?» Саша: «Потому что я плохо леплю». Вместе с этим учитель постоянно побуждает учеников спрашивать: «Спроси, как называется. Спроси, что делает. Спроси, у кого есть красный карандаш» и т.д. В таком побуждении, как указывал С.А. Зыков, содержится и вопрос, что облегчает его употребление.
На уроках ППО наиболее естественно и мотивированно усваиваются вопросы: «Что ты будешь делать? Что ты делаешь? Что ты сделал? Кто выполнил работу верно? Что ты нарисовал? Какой пластилин? Какая кнопка? Чья работа? С кем ты хочешь работать? Зачем тебе нужен клей? Куда приклеить елку? У кого нет картона? Кому помочь? Почему ты так думаешь? Как работает Миша? Чем можно отрезать проволоку? Когда мы будем продолжать работу?» и т.д.
На некоторых уроках учитель предлагает детям изготовить на выбор одну поделку из двух, например вылепить кисти смородины или винограда. В ситуации выбора дети легко понимают значение вопроса: «Что ты хочешь лепить — смородину или виноград?» —а выбрав, усваивают выражение: «Я хочу лепить виноград».
На уроках ППО школьники учатся в естественных условиях и ведению диалога. Практически каждый структурный момент урока (сообщение темы урока и вида деятельности, знакомство с изделием, составление заявки на материалы и инструменты, плана изготовления поделки, изготовление ее, отчет о работе), правильно организованный учителем, способствует возникновению диалогов между детьми. Учитель оказывает им своевременную помощь, предварительно отобрав и четко продумав речевой материал, способы и место его преподнесения детям. Например, при изготовлении повязок для дежурных на уроке возник следующий диалог.
Таня. Раиса Евгеньевна, я не умею вдевать нитку в иголку.
Учитель. Пожалуйста, попроси Алешу.
Таня. Алеша, вдень, пожалуйста, нитку в иголку.
Алеша. Раиса Евгеньевна, дайте мне, пожалуйста, вдеватель.
Учитель. На, возьми.
Алеша. Спасибо.
Или — пример обмена репликами между бригадиром и членами бригады при лепке зверей.
Бригадир. Слепите туловище. Будь внимательным, Илья.
Илья. Я буду внимательным. Бригадир. Лена, не смотри по сторонам. Лена. Я не буду смотреть по сторонам. Бригадир. Сережа, что ты делаешь? Сережа. Я леплю уши.
Бригадир. Неправильно. (Показывает учителю, что Сережа слепил длинные уши.)
Учитель. Исправил ошибку?
Сережа. Нет.
Учитель (бригадиру). Скажи Сереже: «Ты слепил длинные уши».
Бригадир. Сережа, ты слепил длинные уши.
Сережа. Я исправлю.
Бригадир. Был звонок. Всё.
Илья. Подожди!
Бригадир. Не «подожди», а всё. Был звонок.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 559.