Автор коммуникативной системы обучения языку глухих детей С.А. Зыков подчеркивал, что, планируя уроки по любому предмету, «учитель определяет не только содержание, подлежащее усвоению детьми на данном уроке, но и речевые средства, на основе которых будет протекать обучение, его общение с учащимися и школьников между собой» (Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 140.). Этот речевой материал планируется на основании программы по данному предмету и по развитию разговорной речи.
Исходя из высказанного С.А. Зыковым положения, Е.Е. Вишневская предложила для более тщательного отбора речевого материала, необходимого для уроков, разделить его условно на три группы (Быкова Л.М., Вишневская Е.Е. Методика развития речи глухих школьников в
младших классах. — Л., 1979. — С. 12—13.). К первой группе она предлагает отнести материал для фиксации приобретаемых знаний, умений, для формирования понятия. На уроках чтения это новые слова и выражения из текста; на уроках предметно-практического обучения — слова, называющие действия, операции, материалы, инструменты и т.д. Во вторую группу входят высказывания для общения учителя (или руководителя группы) и учащихся: поручения, побуждения к словесному общению, оценка работы учеников, просьбы о помощи, требования о материалах и инструментах и т.д. К третьей группе относятся высказывания для общения учащихся друг с другом: предложение оказать помощь, оценка работы товарища и т.д.
Речевой материал для первой группы учитель отбирает из программы по конкретному предмету, материал для второй и третьей групп в основном находится в программе по развитию разговорной речи. Например, к уроку предметно-практического обучения в 1 классе по теме «Лепка матрешки» (Быкова Л.М., Вишневская Е.Е. Методика развития речи глухих школьников в младших классах. — Л., 1979. — С. 13.) учитель подготовил и разделил речевой материал по следующим группам.
1-я группа: понятия и представления | 2-я группа: фразеология для общения учителя и учащихся | 3-я группа: фразеология для общения учащихся между собой |
Матрешка, туловище, голова, лепить, красный, синий, белый, пластилин, размять, прилепить. _ | Учащиеся : — Что мы будем лепить? — Дайте мне, пожалуй- ста, пластилин. — Помогите мне, пожалуйста. — Посмотрите, пожалуй- ста, мою работу. — Я первый сделал... — У меня не получается. Учитель : — Скажи... — Попроси... — Кому непонятно? — Кто первый сделал? | К дежурному : — Дай, пожалуйста, пластилин, воду. К товарищу : — У тебя есть желтый пластилин? — Покажи свою работу. — Возьми у меня. — Помоги мне. |
Такой отбор и планирование речевого материала позволяют учителю не только сформировать у детей понятия и представления, необходимые для изучения конкретного учебного предмета, но и максимально развивать речевое общение в соответствии с требованиями программы по развитию разговорной речи.
При подготовке к уроку учитель продумывает и технику преподнесения речевого материала. Слова и выражения, необходимые для фиксации знаний и умений, т.е. материал, отнесенный к первой группе, заготавливаются к уроку заранее на табличках или специальном плакате. Когда возникает необходимость, учитель предъявляет их детям. После урока этот материал сохраняется на специальном стенде как справочный.
Речевой материал, относящийся ко второй и третьей группам, подготавливается иначе. Свои поручения к словесному общению учитель пишет на специальных карточках для индивидуального прочтения, если предполагает дать их в письменной форме, либо на полях плана урока по ходу разработки отдельных моментов.
Материал, необходимый детям для общения с учителем и между собой, выписывается на доску или на плакат. Обычно он пишется для одного урока в правой стороне доски за вертикальной чертой. Некоторые общеупотребительные слова и выражения разговорной речи могут использоваться в течение ряда уроков. Их целесообразно писать на плакате. Таким образом, речевой материал может быть преподнесен детям в устной, уст-но-дактильной и письменной форме (на карточках, табличках и плакатах).
Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер. Поэтому прежде всего остановимся на примере уроков предметно-практического обучения, которые имеют важное значение в развитии разговорной речи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 697.