Отбор речевого материала и способы его введения в речь детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автор коммуникативной системы обучения языку глухих детей С.А. Зыков подчеркивал, что, планируя уроки по любому предмету, «учитель определяет не только содержание, подле­жащее усвоению детьми на данном уроке, но и речевые сред­ства, на основе которых будет протекать обучение, его общение с учащимися и школьников между собой» (Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 140.). Этот речевой мате­риал планируется на основании программы по данному пред­мету и по развитию разговорной речи.

Исходя из высказанного С.А. Зыковым положения, Е.Е. Вишневская предложила для более тщательного отбора ре­чевого материала, необходимого для уроков, разделить его ус­ловно на три группы (Быкова Л.М., Вишневская Е.Е. Методика развития речи глухих школьников в
младших классах. — Л., 1979. — С. 12—13.). К первой группе она предлагает отнести материал для фиксации приобретаемых знаний, умений, для формирования понятия. На уроках чтения это новые слова и вы­ражения из текста; на уроках предметно-практического обуче­ния — слова, называющие действия, операции, материалы, инструменты и т.д. Во вторую группу входят высказывания для общения учителя (или руководителя группы) и учащихся: поручения, побуждения к словесному общению, оценка работы учеников, просьбы о помощи, требования о материалах и инст­рументах и т.д. К третьей группе относятся высказывания для общения учащихся друг с другом: предложение оказать по­мощь, оценка работы товарища и т.д.

Речевой материал для первой группы учитель отбирает из программы по конкретному предмету, материал для второй и третьей групп в основном находится в программе по развитию разговорной речи. Например, к уроку предметно-практическо­го обучения в 1 классе по теме «Лепка матрешки» (Быкова Л.М., Вишневская Е.Е. Методика развития речи глухих школьников в младших классах. — Л., 1979. — С. 13.) учитель под­готовил и разделил речевой материал по следующим группам.

 

1-я группа: понятия и представления 2-я группа: фразеология для общения учителя и учащихся 3-я группа: фразеология для общения учащихся между собой
Матрешка, туловище, голова, лепить, красный, синий, белый, пластилин, размять, прилепить. _ Учащиеся : Что мы будем лепить? — Дайте мне, пожалуй- ста, пластилин. — Помогите мне, пожалуйста. — Посмотрите, пожалуй- ста, мою работу. — Я первый сделал... — У меня не получается. Учитель : Скажи... — Попроси... — Кому непонятно? — Кто первый сделал? К дежурному : Дай, пожалуйста, пластилин, воду. К товарищу : У тебя есть желтый пластилин? — Покажи свою работу. — Возьми у меня. — Помоги мне.

Такой отбор и планирование речевого материала позволяют учителю не только сформировать у детей понятия и представ­ления, необходимые для изучения конкретного учебного предмета, но и максимально развивать речевое общение в соответствии с требованиями программы по развитию разговор­ной речи.

При подготовке к уроку учитель продумывает и технику пре­поднесения речевого материала. Слова и выражения, необходи­мые для фиксации знаний и умений, т.е. материал, отнесенный к первой группе, заготавливаются к уроку заранее на таблич­ках или специальном плакате. Когда возникает необходимость, учитель предъявляет их детям. После урока этот материал со­храняется на специальном стенде как справочный.

Речевой материал, относящийся ко второй и третьей груп­пам, подготавливается иначе. Свои поручения к словесному общению учитель пишет на специальных карточках для инди­видуального прочтения, если предполагает дать их в письмен­ной форме, либо на полях плана урока по ходу разработки отдельных моментов.

Материал, необходимый детям для общения с учителем и между собой, выписывается на доску или на плакат. Обычно он пишется для одного урока в правой стороне доски за вертикаль­ной чертой. Некоторые общеупотребительные слова и выраже­ния разговорной речи могут использоваться в течение ряда уроков. Их целесообразно писать на плакате. Таким образом, речевой материал может быть преподнесен детям в устной, уст-но-дактильной и письменной форме (на карточках, табличках и плакатах).

Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогичес­кой речи в связи с различными видами деятельности носит об­щий характер. Поэтому прежде всего остановимся на примере уроков предметно-практического обучения, которые имеют важное значение в развитии разговорной речи.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 697.