1.Сообщение речевого материала в условиях предметно-практической деятельности. Это ведущий и наиболее простой по методике способ обучения. Учитель называет объект, его составные части, материалы и инструменты, нужные для его изготовления, действия с ними и другие новые слова в процессе самой работы, когда возникает в них необходимость. Главное не допустить разрыва слова и деятельности, неоднократно предупреждал С.А. Зыков. Например, собирая скамейку из пластмассового конструктора, школьники узнают названия его деталей, способов соединения их, названия частей самой скамейки, глаголы «прикрепить», «закрепить» и т.д.
2. Показ предмета изготовления. Этот прием используется очень широко и часто сопутствует первому. Например, перед лепкой фруктов, рассматривая образцы, дети узнают не только их названия, но и величину, форму, цвет.
3. Выполнение учителем необходимых действий. Учитель сначала обязательно дает задание и только потом, если ученики не знают, как его выполнить, сам производит нужное действие. Например, он говорит: «Вденьте нитку в иголку». Дети не понимают. Тогда учитель повторяет задание, показывает его на табличке и вдевает нитку в иголку.
4. Пояснение словесными средствами. Например, в первый раз организуя работу бригадами, учитель говорит: «Будем работать бригадами. Саша, Галя, Миша, Света, Наташа — первая бригада» и т.д.
5. Использование логики мышления детей и развитие ее. Этот прием используется очень широко и требует от детей активного обдумывания задач, преодоления трудностей, поставленных перед ними педагогом. «Что мы будем делать?» — спрашивает учитель, положив на свой стол мозаики. «Будем работать с мозаикой», — отвечают дети. «Почему так думаете?» — продолжает учитель и помогает ученикам построить ответ: «Потому что приготовлены мозаики». — «Как будем работать?» — «Парами». — «Почему так думаете?» — «Потому что приготовлено шесть мозаик».
Перечисленные способы ознакомления с новыми словами и фразами могут быть успешно использованы не только на уроках ППО, но и на всех других. Развитие разговорной речи в условиях коммуникативной системы отходит от принятой схемы овладения новым материалом (знакомство, повторение, закрепление, введение в речь). Здесь «ознакомление сопутствует речевой практике. И повторение, и закрепление происходят через овладение материалом в практике общения» (Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 148.). Узнав новое слово, ребенок сразу применяет его в обращении к товарищам, так как каждый учится речи в коллективе.
Для активизации речевого общения на уроках ППО широко используются различные формы организации коллективной деятельности детей: фронтальная работа учителя со всем классом, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами, по конвейеру. Эти формы подробно описаны в литературе (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.О. Уроки предметно-прак
тического обучения в школе глухих.—М., 1980.—С. 29—36; Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников.—М., 1985.—С.67-84). Наибо лее эффективной из них для активизации словесного общения является работа с «маленьким учителем», парами, бригадами.
При работе бригадами школьники не только совершенствуют навык диалогической речи, но и учатся полилогу. Отсутствие слуха создает значительные трудности для ориентировки в разговоре, а следовательно, и для поддержания и развития его. В связи с этим педагог особенно тщательно должен продумывать меры своей помощи, ее место на уроке, чтобы помочь бригадирам вести разговор с членами бригады, а тем — общаться между собой.
Названные формы коллективной деятельности можно использовать на всех уроках ППО, независимо от вида труда, в течение целого урока или на одном из его этапов. Можно на одном и том же уроке сочетать разные формы коллективной деятельности: например, подготовку к работе провести под руководством «маленького учителя», а изготовление изделия — парами.
Следует подчеркнуть, что при неправильной организации работы бригадами, парами у детей может не появиться потребности в общении друг с другом или они будут обходиться неречевыми средствами. Коллективную деятельность детей нужно организовать так, чтобы труд имел общую цель, коллективный характер выполнения, но чтобы было разделение обязанностей между работающими, зависимость членов бригады друг от друга. Тогда в ходе совместной деятельности у ее участников возникают задачи, для решения которых требуется установление взаимоотношений, появляется потребность в общении.
«Преднамеренное создание ситуаций, требующих определенных взаимоотношений, способствует обучению детей не только способам поведения в различных ситуациях коллективной деятельности, но и обогащает их речь, активизирует общение глухих школьников». Для подготовительного этапа изготовления изделия Т.О. Зыкова считает возможными следующие взаимоотношения.
1. Выбор «маленького учителя», бригадира, деление на пары
по назначению учителя; обсуждение предложений детей, выбор по желанию самих учащихся; определение принципа выбора (голосование, очередность, жребий).
Составление плана проходит: под руководством бригадира («маленького учителя»), по его инициативе; по предложениям членов бригады с обсуждением предложений; индивидуально с последующим обсуждением.
3. Составление заявки осуществляется так же, как и составление плана. Но может быть организовано и иначе: составление заявки на свою часть работы; составление бригадиром общей заявки на основе индивидуальных.
4. Распределение работы проходит: по желанию учащихся; по поручениям бригадиров; коллективно с обсуждением, кому и что делать; по поручениям учителя.
На этапе изготовления изделия рекомендуется строить работу так: а) по поручениям бригадира, «маленького учителя», ведущего в паре — дети выполняют поручения и отчитываются; б) по поручениям членов бригады с коллективным обсуждением их предложений; в) самостоятельно, с последующим отчетом перед бригадиром.
При работе парами один ученик дает поручения, а второй их выполняет и отчитывается, потом они меняются ролями; ученики могут выполнять работу вдвоем и отчитываться о ней перед учителем.
При подведении итогов ученики проверяют правильность выполнения задания, обсуждают деятельность товарищей. Проверка может проходить внутри бригады, пары или путем обмена работами между бригадами и парами: а) ученики поочередно показывают свои изделия или их часть или читают написанное, а все высказывают свое мнение; б) ученики меняются работами (изделиями, планами, заявками, отчетами), товарищи исправляют ошибки; в) деятельность учеников оценивает один ученик.
Знакомство с новым речевым материалом лучше проводить в ходе работы класса под руководством учителя. Учитель вводит в свою речь новое слово или фразу в тот момент, когда в них появляется необходимость. Возникшая ситуация подсказывает детям их значение. Затем эти фразы вводятся в речь бригадира, «маленького учителя», товарищей по паре. Такая подача речевого материала в знакомой ситуации, но при разных формах организации способствует быстрому запоминанию его и введению в активную речь глухих школьников.
2. Характер речи ученика на уроках ППО часто зависит от той роли, какую он выполняет на уроке, — является ли он организатором (»маленьким учителем», бригадиром) или рядовым исполнителем. В первом случае его речь носит ярко выраженный побудительный характер, во втором — характер отчетности. Поскольку ученики на уроках меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами и понимать речь других.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 769.