Способы ознакомления с новыми словами и фразами на уроках ППО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Сообщение речевого материала в условиях предметно-практической деятельности. Это ведущий и наиболее простой по методике способ обучения. Учитель называет объект, его составные части, материалы и инструменты, нужные для его изготовления, действия с ними и другие новые слова в процессе самой работы, когда возникает в них необходимость. Главное не допустить разрыва слова и деятельности, неоднократно пре­дупреждал С.А. Зыков. Например, собирая скамейку из пласт­массового конструктора, школьники узнают названия его деталей, способов соединения их, названия частей самой ска­мейки, глаголы «прикрепить», «закрепить» и т.д.

2. Показ предмета изготовления. Этот прием используется очень широко и часто сопутствует первому. Например, перед лепкой фруктов, рассматривая образцы, дети узнают не только их названия, но и величину, форму, цвет.

3. Выполнение учителем необходимых действий. Учитель сначала обязательно дает задание и только потом, если учени­ки не знают, как его выполнить, сам производит нужное дей­ствие. Например, он говорит: «Вденьте нитку в иголку». Дети не понимают. Тогда учитель повторяет задание, показывает его на табличке и вдевает нитку в иголку.

4. Пояснение словесными средствами. Например, в первый раз организуя работу бригадами, учитель говорит: «Будем ра­ботать бригадами. Саша, Галя, Миша, Света, Наташа — первая бригада» и т.д.

5. Использование логики мышления детей и развитие ее. Этот прием используется очень широко и требует от детей активного обдумывания задач, преодоления трудностей, поставленных перед ними педагогом. «Что мы будем делать?» — спрашивает учитель, положив на свой стол мозаики. «Будем работать с мозаикой», — отвечают дети. «Почему так думаете?» — продолжает учитель и помогает ученикам построить ответ: «Потому что приготовлены мозаики». — «Как будем работать?» — «Парами». — «Почему так думаете?» — «Потому что приготовлено шесть мозаик».

Перечисленные способы ознакомления с новыми словами и фразами могут быть успешно использованы не только на уро­ках ППО, но и на всех других. Развитие разговорной речи в ус­ловиях коммуникативной системы отходит от принятой схемы овладения новым материалом (знакомство, повторение, закреп­ление, введение в речь). Здесь «ознакомление сопутствует рече­вой практике. И повторение, и закрепление происходят через овладение материалом в практике общения» (Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 148.). Узнав новое сло­во, ребенок сразу применяет его в обращении к товарищам, так как каждый учится речи в коллективе.

Для активизации речевого общения на уроках ППО широко используются различные формы организации коллективной деятельности детей: фронтальная работа учителя со всем клас­сом, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами, по конвейеру. Эти формы подробно описаны в литературе (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.О. Уроки предметно-прак­
тического обучения в школе глухих.—М., 1980.—С. 29—36; Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников.—М., 1985.—С.67-84). Наибо лее эффективной из них для активизации словесного общения является работа с «маленьким учителем», парами, бригадами.

При работе бригадами школьники не только совершенству­ют навык диалогической речи, но и учатся полилогу. Отсутствие слуха создает значительные трудности для ориентировки в раз­говоре, а следовательно, и для поддержания и развития его. В связи с этим педагог особенно тщательно должен продумы­вать меры своей помощи, ее место на уроке, чтобы помочь бри­гадирам вести разговор с членами бригады, а тем — общаться между собой.

Названные формы коллективной деятельности можно ис­пользовать на всех уроках ППО, независимо от вида труда, в течение целого урока или на одном из его этапов. Можно на одном и том же уроке сочетать разные формы коллективной деятельности: например, подготовку к работе провести под ру­ководством «маленького учителя», а изготовление изделия — парами.

Следует подчеркнуть, что при неправильной организации работы бригадами, парами у детей может не появиться потреб­ности в общении друг с другом или они будут обходиться нере­чевыми средствами. Коллективную деятельность детей нужно организовать так, чтобы труд имел общую цель, коллективный характер выполнения, но чтобы было разделение обязанностей между работающими, зависимость членов бригады друг от дру­га. Тогда в ходе совместной деятельности у ее участников воз­никают задачи, для решения которых требуется установление взаимоотношений, появляется потребность в общении.

«Преднамеренное создание ситуаций, требующих опреде­ленных взаимоотношений, способствует обучению детей не только способам поведения в различных ситуациях коллектив­ной деятельности, но и обогащает их речь, активизирует обще­ние глухих школьников». Для подготовительного этапа изготовления изделия Т.О. Зыкова считает возможными следу­ющие взаимоотношения.

1. Выбор «маленького учителя», бригадира, деление на пары
по назначению учителя; обсуждение предложений детей, вы­бор по желанию самих учащихся; определение принципа выбо­ра (голосование, очередность, жребий).

Составление плана проходит: под руководством бригади­ра («маленького учителя»), по его инициативе; по предложениям членов бригады с обсуждением предложений; индивидуаль­но с последующим обсуждением.

3. Составление заявки осуществляется так же, как и состав­ление плана. Но может быть организовано и иначе: составле­ние заявки на свою часть работы; составление бригадиром общей заявки на основе индивидуальных.

4. Распределение работы проходит: по желанию учащихся; по поручениям бригадиров; коллективно с обсуждением, кому и что делать; по поручениям учителя.

На этапе изготовления изделия рекомендуется строить ра­боту так: а) по поручениям бригадира, «маленького учителя», ведущего в паре — дети выполняют поручения и отчитывают­ся; б) по поручениям членов бригады с коллективным обсужде­нием их предложений; в) самостоятельно, с последующим отчетом перед бригадиром.

При работе парами один ученик дает поручения, а второй их выполняет и отчитывается, потом они меняются ролями; ученики могут выполнять работу вдвоем и отчитываться о ней перед учителем.

При подведении итогов ученики проверяют правильность выполнения задания, обсуждают деятельность товарищей. Про­верка может проходить внутри бригады, пары или путем обме­на работами между бригадами и парами: а) ученики поочередно показывают свои изделия или их часть или читают написанное, а все высказывают свое мнение; б) ученики меняются работами (изделиями, планами, заявками, отчетами), товарищи исправ­ляют ошибки; в) деятельность учеников оценивает один ученик.

Знакомство с новым речевым материалом лучше проводить в ходе работы класса под руководством учителя. Учитель вво­дит в свою речь новое слово или фразу в тот момент, когда в них появляется необходимость. Возникшая ситуация подска­зывает детям их значение. Затем эти фразы вводятся в речь бри­гадира, «маленького учителя», товарищей по паре. Такая подача речевого материала в знакомой ситуации, но при раз­ных формах организации способствует быстрому запоминанию его и введению в активную речь глухих школьников.

2. Характер речи ученика на уроках ППО часто зависит от той роли, какую он выполняет на уроке, — является ли он органи­затором (»маленьким учителем», бригадиром) или рядовым исполнителем. В первом случае его речь носит ярко выражен­ный побудительный характер, во втором — характер отчетнос­ти. Поскольку ученики на уроках меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами и понимать речь других.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 769.