ПОИСКИ НОВЫХ ПУТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ В РУССКОЙ СУРДОПЕДАГОГИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русские сурдопедагоги хотя и испытывали влияние идей тех систем, которые складывались за рубежом, активно их изуча­ли, критически осмысливали, но часто шли своим путем и за­ботились об обобщении накопленного опыта в книгах, пособиях для учителей или учащихся. В их взглядах на обучение и вос­питание глухонемых, включая вопросы их речевого развития, более полно отражены прогрессивные педагогические тенден­ции своей эпохи, чем у представителей описанных зарубежных педагогических систем.

Русская сурдопедагогика многим обязана своему первому крупному теоретику, учителю, инспектору, а затем и директо­ру Петербургского училища для глухонемых В.И. Флери (1800— 1856), который был для своего времени высокообразованным человеком, преподавал иностранные языки также и в гимназии при университете. В 1835 г. был опубликован его знаменитый труд «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их соб­ственному состоянию и к способам образования, самым свой­ственным их природе». Полагая главной задачей воспитания формирование сознательной и полезной обществу личности, он рассматривал обучение словесной речи как средство, метод, цель обучения, при этом работу над устной речью осуществлял обо­собленно от изучения общеобразовательных предметов, т.е. не подчинял их содержание материалу по произношению.

В.И. Флери признавал возможность использования мими­ки и жестов как вспомогательного средства при обучении глу­хих чтению с губ, ратовал за использование остаточного слуха для развития восприятия речи, выдвинул требование дифферен­цированного подхода к глухим и полуоглохшим. Обосновал он также и идею раннего начала обучения глухих словесной речи. В методике обучения он шел от развития подражания у детей к сознательному овладению ими речью.

Особый интерес представляют взгляды В. И. Флери на грам­матику. В его труде этому вопросу уделено много внимания, но при этом он никогда не упускал из виду главнейшей цели — вос­питания сознательной личности. В отличие от своих коллег за рубежом, представителей системы «чистый устный метод» (Гей-нике, Фаттер), которые смешивали воспитание с задачами фор­мирования речи и впадали в крайности как при обучении произношению, так и при обучении грамматике, В. И. Флери не ставил эти задачи по степени важности в один ряд.

В своих главных педагогических устремлениях другие рус­ские сурдопедагоги — Г.А. Гурцов, Я.Т. Спешнев, И.Я. Селез­нев, А.Ф. Остроградский (Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. – М., 1957.) — старались проводить в жизнь идеи Флери.

Большой интерес, с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грам­матического строя, представляют труды русского сурдопедагога-практика, доктора медицины П.Д. Енько (1844-1916), который работал и директором Петербургского училища для глухонемых. Им написаны книги «Об обучении глухонемых» (1902) и «Мето­дика обучения глухонемых по естественному способу для роди­телей и учителей» (1907-1912). П.Д. Енько назвал свой метод «естественным». Он разработан с учетом закономерностей есте­ственного хода развития речи у ребенка, соотносится с законами развития языка. Метод, разработанный П.Д. Енько, базируется на психологическом и лингвистическом принципах.

Крупными деятелями сурдопедагогики конца XIX - начала XX в. в России были Н.М. Лаговский и И.А. Васильев. Хотя эти ученые в своей практической работе испытывали сильное влияние «чистого устного метода», они все же стремились раз­вивать лучшие традиции отечественной сурдопедагогики.

Н.М. Лаговский придавал большое значение «чувству» язы­ка, которое вырабатывается путем постоянных упражнений, т.е. в процессе широко организованной языковой практики. Он рекомендовал учителю глухонемых поставить целью выработать такое «чувство» языка у своих учеников. Для этого, считал он, необходимы систематические беседы, устные и пись­менные пересказы и чтение. В его книге утверждается, что «по­нимание строения речи и правильность употребления ее без грамматики немыслимы». При этом грамматические правила он предлагал выводить путем индукции, подтверждая их исключительно примерами из речевого запаса учащихся. В про­граммах, разработанных им, указывалось, что все грамматичес­кие формы усваиваются попутно с чтением, составлением рассказов, описаниями и в контексте предложений.

И.А. Васильев в «Методике обучения глухонемых речи, письму и чтению», вышедшей в 1900 г., высказал свою точку зрения на процесс овладения речью в норме и при нарушенном слухе. Он считал, что ребенок хранит в своей памяти готовые фразы и образует новые формы, строит новые высказывания по образцам уже известных ему фраз, а не творит их заново по за­конам грамматики. И. А. Васильев рекомендовал приучать и глухонемого ребенка проводить такую же работу над языком, основанную за законах ассоциации.

У И. А. Васильева заметно стремление при обучении глухих языку обеспечивать единство в усвоении лексических и грам­матических значений, переходящее подчас в смешение тех и других (поскольку он предлагал значение каждой формы слова рассматривать как значение нового слова).

Если учесть, что И.А. Васильев много работал также над методами обучения глухих чтению, пытаясь навести лексичес­кий порядок в оформлении специально разработанных текстов, изобрел также особый «киношрифт» для обучения чтению с губ естественной речи говорящего, где звуки должны быть представ­лены во всех положениях, то следует признать, что вклад его в развитие сурдопедагогики исключительно велик.

Обобщая длительный и сложный путь развития русской сур­допедагогики, где обучение языку всегда составляло централь­ную проблему, важно подчеркнуть основные моменты в становлении взглядов на речевое развитие глухих детей.

1. Понимание природы глухонемоты, зависимости отклоне­ний в речевом развитии от степени и времени нарушения слуха, значения речи для умственного развития и путей компенсатор­ного развития за счет использования других анализаторов и специальных методов обучения складывалось в течение дли­тельного времени, поэтапно приближаясь к материалистичес­кому объяснению всех этих фактов и явлений.

В работах многих отечественных сурдопедагогов, взявших все позитивное из опыта представителей разных педагогичес ких систем за рубежом, интенсивно разрабатывавших собствен­ные подходы к обучению, находим ценные методические рекомендации по обучению глухих языку. Это касается прибли­жения специального обучения языку к естественному ходу ре­чевого развития и изучения всего многообразия языковых форм и значений с учетом возможностей и потребностей глухих детей. Советская сурдопедагогика вобрала в себя положительный опыт прошлого и усилила научную разработку многих вопро­сов, связанных с созданием целостной дидактической системы.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 687.