Русские сурдопедагоги хотя и испытывали влияние идей тех систем, которые складывались за рубежом, активно их изучали, критически осмысливали, но часто шли своим путем и заботились об обобщении накопленного опыта в книгах, пособиях для учителей или учащихся. В их взглядах на обучение и воспитание глухонемых, включая вопросы их речевого развития, более полно отражены прогрессивные педагогические тенденции своей эпохи, чем у представителей описанных зарубежных педагогических систем.
Русская сурдопедагогика многим обязана своему первому крупному теоретику, учителю, инспектору, а затем и директору Петербургского училища для глухонемых В.И. Флери (1800— 1856), который был для своего времени высокообразованным человеком, преподавал иностранные языки также и в гимназии при университете. В 1835 г. был опубликован его знаменитый труд «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их собственному состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе». Полагая главной задачей воспитания формирование сознательной и полезной обществу личности, он рассматривал обучение словесной речи как средство, метод, цель обучения, при этом работу над устной речью осуществлял обособленно от изучения общеобразовательных предметов, т.е. не подчинял их содержание материалу по произношению.
В.И. Флери признавал возможность использования мимики и жестов как вспомогательного средства при обучении глухих чтению с губ, ратовал за использование остаточного слуха для развития восприятия речи, выдвинул требование дифференцированного подхода к глухим и полуоглохшим. Обосновал он также и идею раннего начала обучения глухих словесной речи. В методике обучения он шел от развития подражания у детей к сознательному овладению ими речью.
Особый интерес представляют взгляды В. И. Флери на грамматику. В его труде этому вопросу уделено много внимания, но при этом он никогда не упускал из виду главнейшей цели — воспитания сознательной личности. В отличие от своих коллег за рубежом, представителей системы «чистый устный метод» (Гей-нике, Фаттер), которые смешивали воспитание с задачами формирования речи и впадали в крайности как при обучении произношению, так и при обучении грамматике, В. И. Флери не ставил эти задачи по степени важности в один ряд.
В своих главных педагогических устремлениях другие русские сурдопедагоги — Г.А. Гурцов, Я.Т. Спешнев, И.Я. Селезнев, А.Ф. Остроградский (Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. – М., 1957.) — старались проводить в жизнь идеи Флери.
Большой интерес, с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя, представляют труды русского сурдопедагога-практика, доктора медицины П.Д. Енько (1844-1916), который работал и директором Петербургского училища для глухонемых. Им написаны книги «Об обучении глухонемых» (1902) и «Методика обучения глухонемых по естественному способу для родителей и учителей» (1907-1912). П.Д. Енько назвал свой метод «естественным». Он разработан с учетом закономерностей естественного хода развития речи у ребенка, соотносится с законами развития языка. Метод, разработанный П.Д. Енько, базируется на психологическом и лингвистическом принципах.
Крупными деятелями сурдопедагогики конца XIX - начала XX в. в России были Н.М. Лаговский и И.А. Васильев. Хотя эти ученые в своей практической работе испытывали сильное влияние «чистого устного метода», они все же стремились развивать лучшие традиции отечественной сурдопедагогики.
Н.М. Лаговский придавал большое значение «чувству» языка, которое вырабатывается путем постоянных упражнений, т.е. в процессе широко организованной языковой практики. Он рекомендовал учителю глухонемых поставить целью выработать такое «чувство» языка у своих учеников. Для этого, считал он, необходимы систематические беседы, устные и письменные пересказы и чтение. В его книге утверждается, что «понимание строения речи и правильность употребления ее без грамматики немыслимы». При этом грамматические правила он предлагал выводить путем индукции, подтверждая их исключительно примерами из речевого запаса учащихся. В программах, разработанных им, указывалось, что все грамматические формы усваиваются попутно с чтением, составлением рассказов, описаниями и в контексте предложений.
И.А. Васильев в «Методике обучения глухонемых речи, письму и чтению», вышедшей в 1900 г., высказал свою точку зрения на процесс овладения речью в норме и при нарушенном слухе. Он считал, что ребенок хранит в своей памяти готовые фразы и образует новые формы, строит новые высказывания по образцам уже известных ему фраз, а не творит их заново по законам грамматики. И. А. Васильев рекомендовал приучать и глухонемого ребенка проводить такую же работу над языком, основанную за законах ассоциации.
У И. А. Васильева заметно стремление при обучении глухих языку обеспечивать единство в усвоении лексических и грамматических значений, переходящее подчас в смешение тех и других (поскольку он предлагал значение каждой формы слова рассматривать как значение нового слова).
Если учесть, что И.А. Васильев много работал также над методами обучения глухих чтению, пытаясь навести лексический порядок в оформлении специально разработанных текстов, изобрел также особый «киношрифт» для обучения чтению с губ естественной речи говорящего, где звуки должны быть представлены во всех положениях, то следует признать, что вклад его в развитие сурдопедагогики исключительно велик.
Обобщая длительный и сложный путь развития русской сурдопедагогики, где обучение языку всегда составляло центральную проблему, важно подчеркнуть основные моменты в становлении взглядов на речевое развитие глухих детей.
1. Понимание природы глухонемоты, зависимости отклонений в речевом развитии от степени и времени нарушения слуха, значения речи для умственного развития и путей компенсаторного развития за счет использования других анализаторов и специальных методов обучения складывалось в течение длительного времени, поэтапно приближаясь к материалистическому объяснению всех этих фактов и явлений.
В работах многих отечественных сурдопедагогов, взявших все позитивное из опыта представителей разных педагогичес ких систем за рубежом, интенсивно разрабатывавших собственные подходы к обучению, находим ценные методические рекомендации по обучению глухих языку. Это касается приближения специального обучения языку к естественному ходу речевого развития и изучения всего многообразия языковых форм и значений с учетом возможностей и потребностей глухих детей. Советская сурдопедагогика вобрала в себя положительный опыт прошлого и усилила научную разработку многих вопросов, связанных с созданием целостной дидактической системы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 687.