ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ЯЗЫКУ

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНАУЧНОГО КЛИМАТА КАЖДОЙ ЭПОХИ НА РАЗВИТИЕ СУРДОПЕДАГОГИКИ

Решающее значение для понимания сущности и специфики современной системы обучения глухих детей языку имеет ана­лиз исторических путей ее развития и мировоззренческих ас­пектов сурдопедагогики на наиболее значимых ступенях эволюции культуры. На развитие сурдопедагогической мысли в каждый исторический период оказывает влияние общенауч­ный климат как в конкретной стране, так и в близлежащих государствах.

Возникновение сурдопедагогических идей уходит корнями в глубокую древность. И в античные времена, и в период сред­невековья, и в эпоху Возрождения, и в новое время воззрения ученых и практиков на способы и цели обучения глухих фор­мировались под влиянием философии, медицины, естествозна­ния, психологии, физиологии, лингвистики и других наук. Распространение новых научных идей, в том числе связанных с проблемами специальной педагогики, предполагает в воспри­нимающем науку обществе наличие собственных ценностей и социальных предпосылок, а также соответствующего уровня экономического развития.

В связи со сменой представлений о сущности человека и его предназначении менялось и отношение к глухим людям, к сис­темам их обучения. Взгляды на человека как на «божье творе­ние» («божью тварь»), распространенные вплоть до XVIII в., не позволяли людям «вмешиваться в дела господни». Поэтому и в древние времена, и в средние века отношение к глухонемым в ряде западных стран отличалось либо равнодушием, либо жес­токостью. Нередко глухих от рождения уничтожали физичес­ки — на кострах инквизиции. Понимание сущности человека как «богочеловека», пришедшее в конце XVIII в. на смену пред­ставлений о нем как о «божьей твари», также тяжело отрази лось на положении глухонемых в обществе, так как дефект слу­ха и связанное с ним глубокое недоразвитие речи не давали им права претендовать на столь высокую роль. Известно, что при фашистском режиме, исповедующем философию «сверхчелове­ка», глухонемые, как и «низшие расы», подвергались поголов­ному уничтожению.

Негативное влияние на конкретные положения сурдопеда­гогики оказала философия агностицизма. Провозглашение ею примата веры над знанием вело к неверию в умственные силы и познавательные возможности глухонемых, ограничивало изу­чение самой природы глухонемоты и путей ее преодоления.

Обогащению сурдопедагогических систем способствовали позитивные сдвиги в развитии общей педагогики, языкознания, психофизиологии. Так, воспринятое в свое время как максима­листское требование Я. А. Коменского «учить всех, всему, обо всем» существенно усилило внимание к проблемам обучения глухих и позволило выработать ряд продуктивных моделей их разностороннего развития.

Аналогичные успехи в разработке способов воспитания и образования глухих отмечались и в России под влиянием гума­нистических идей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.М. Третьякова, А.А. Потеб-ни, И.М. Сеченова и др.

Таким образом, путь развития сурдопедагогики и входящей в нее методики обучения глухих языку может быть правильно понят лишь через анализ общечеловеческих мировоззренческих ценностей каждой эпохи, а современное состояние этой облас­ти знаний необходимо оценивать, изучая предшествующие си­стемы и учитывая достижения смежных наук.

Далее, вместо длинного исторического экскурса, выделим основные этапы развития сурдопедагогики (Об этом подробнее см.: Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. — М., 1984.), чтобы показать генетические корни существующей системы обучения и просле­дить влияние на нее разных наук.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 637.