ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ЯЗЫКУ
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНАУЧНОГО КЛИМАТА КАЖДОЙ ЭПОХИ НА РАЗВИТИЕ СУРДОПЕДАГОГИКИ
Решающее значение для понимания сущности и специфики современной системы обучения глухих детей языку имеет анализ исторических путей ее развития и мировоззренческих аспектов сурдопедагогики на наиболее значимых ступенях эволюции культуры. На развитие сурдопедагогической мысли в каждый исторический период оказывает влияние общенаучный климат как в конкретной стране, так и в близлежащих государствах.
Возникновение сурдопедагогических идей уходит корнями в глубокую древность. И в античные времена, и в период средневековья, и в эпоху Возрождения, и в новое время воззрения ученых и практиков на способы и цели обучения глухих формировались под влиянием философии, медицины, естествознания, психологии, физиологии, лингвистики и других наук. Распространение новых научных идей, в том числе связанных с проблемами специальной педагогики, предполагает в воспринимающем науку обществе наличие собственных ценностей и социальных предпосылок, а также соответствующего уровня экономического развития.
В связи со сменой представлений о сущности человека и его предназначении менялось и отношение к глухим людям, к системам их обучения. Взгляды на человека как на «божье творение» («божью тварь»), распространенные вплоть до XVIII в., не позволяли людям «вмешиваться в дела господни». Поэтому и в древние времена, и в средние века отношение к глухонемым в ряде западных стран отличалось либо равнодушием, либо жестокостью. Нередко глухих от рождения уничтожали физически — на кострах инквизиции. Понимание сущности человека как «богочеловека», пришедшее в конце XVIII в. на смену представлений о нем как о «божьей твари», также тяжело отрази лось на положении глухонемых в обществе, так как дефект слуха и связанное с ним глубокое недоразвитие речи не давали им права претендовать на столь высокую роль. Известно, что при фашистском режиме, исповедующем философию «сверхчеловека», глухонемые, как и «низшие расы», подвергались поголовному уничтожению.
Негативное влияние на конкретные положения сурдопедагогики оказала философия агностицизма. Провозглашение ею примата веры над знанием вело к неверию в умственные силы и познавательные возможности глухонемых, ограничивало изучение самой природы глухонемоты и путей ее преодоления.
Обогащению сурдопедагогических систем способствовали позитивные сдвиги в развитии общей педагогики, языкознания, психофизиологии. Так, воспринятое в свое время как максималистское требование Я. А. Коменского «учить всех, всему, обо всем» существенно усилило внимание к проблемам обучения глухих и позволило выработать ряд продуктивных моделей их разностороннего развития.
Аналогичные успехи в разработке способов воспитания и образования глухих отмечались и в России под влиянием гуманистических идей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.М. Третьякова, А.А. Потеб-ни, И.М. Сеченова и др.
Таким образом, путь развития сурдопедагогики и входящей в нее методики обучения глухих языку может быть правильно понят лишь через анализ общечеловеческих мировоззренческих ценностей каждой эпохи, а современное состояние этой области знаний необходимо оценивать, изучая предшествующие системы и учитывая достижения смежных наук.
Далее, вместо длинного исторического экскурса, выделим основные этапы развития сурдопедагогики (Об этом подробнее см.: Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. — М., 1984.), чтобы показать генетические корни существующей системы обучения и проследить влияние на нее разных наук.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 637.