Положения современной философии о языке, его связи с сознанием, об отношении их к действительности, о том, что язык служит «распредмечиванию» внешнего мира, чрезвычайно важны для понимания сущности языка при решении научных и прикладных задач. Сурдопедагогам особенно необходимо понять, что язык функционирует в различных материальных (физических) субстанциях: звуковой, графической, двигательной. Следовательно, работать с языком можно так же, как с любым материальным объектом. Современная лингвистическая философия, или философский лингвистицизм, выступает за абсолютизацию языка, за мистическое отношение к слову, утверждая, что наше познание мира ограничено возможностями языка, являющегося даром сверхъестественной силы, что все мы находимся «в плену у языка», т.е. преувеличивает роль языка. Действительность на самом деле не есть только то, что выражено в языке. Через язык мы можем в той или иной степени познать природу, но природа не зависит от языка. Роль языка в этом познании как способа абстрагирования, переведения непосредственных ощущений от внешнего мира в систему знаков безусловно велика. С помощью языка осуществляется переход от мира внешнего к миру внутреннему, психическому. С усвоением языка развивается словесно-логическое мышление, базой которого являются языковые значения, понятия и логические операции. Как отмечает А.Н. Леонтьев, «в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Через словесные значения осуществляется внутренняя умственная деятельность в плане сознания» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — С. 141.). Язык, по утверждению русского философа Э.И. Ильенкова, обеспечивает для символа или знака возможность «быть непосредственным телом идеального образа внешней вещи» (Ильенков Э.И. Идеальное //Философская энциклопедия. — М., 1962. — Т. 2.— С. 224.). Таким образом, язык рассматривается как явление материально-идеальное. С помощью языка содержание мысли индивида доводится до окружающих, становится доступным «для других» и «лишь тем самым для меня самого». Язык возник как средство общения, он нужен в первую очередь для других. Значит, и усваивается он также вначале «для других», а затем — «для себя». Это его свойство подчеркивали неоднократно и Л.С. Выготский, и С.А. Зыков. Из этого следует, что язык не изучается впрок, а сразу же служит способом установления контактов с другими людьми. С помощью языка осуществляется сотрудничество сознаний. Поэтому без языка «нет ни сознания, ни самосознания».
Положения о том, что язык является важнейшим средством человеческого общения, что возник он, благодаря потребности людей что-то сказать друг другу в процессе коллективного труда, стали уже аксиоматическими. Созидающая сила языка в развитии общественного сознания общепризнанна. Известный русский психолог А.Н. Леонтьев писал: «Язык — это то, в чем обобщается и передается отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества; это, следовательно, также средство общения, условие присвоения в их сознании» (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. — С. 378. 26). В этом определении языка четко обозначены две основные функции — коммуникативная и познавательная. Последняя связана со способностью обобщения и фиксации знаний в знаковой системе, которая и образует форму языкового сознания.
В языке выделяется еще одна важная функция языка — воздействия. Эта функция проявляется в словесной регуляции поведения, реализует воспитательную роль языка в человеческом коллективе. Положения современной философии о языке, сознании, общении образуют ядро концептуальной основы существующей коммуникативной системы обучения глухих детей языку. Этими положениями определяются основные методологические ориентиры принятой постановки работы по языку с глухими.
Путь обучения языку, построенный на формировании словесной коммуникации, оказывается наиболее оптимальным и приемлемым не только для речевого развития детей с недостатками слуха, но и для воспитания всех их личностных свойств и качеств.
Коренным недостатком некоторых педагогических систем, например «чистого устного метода», было именно полное отрешение от всех других педагогических задач, кроме обучения устной речи, чем наносился непоправимый ущерб социальному воспитанию в школе глухих. Как видим, не любой подход к обучению языку позволяет обеспечить соединение задач речевого развития с воспитательными. Личностное развитие детей обеспечивается развитием речевой коммуникации, деятельности, сознания, а не овладением произношением речевых единиц, подобранных без учета потребностей общения, по фонетическому принципу, не изучением словаря и грамматики вне речевой деятельности. Адекватное конкретной жизненной ситуации речевое общение является не только конечной целью овладения языком, но и основным условием полноценного усвоения его содержательной стороны.
Научное толкование природы языковых явлений и сознания получает научное подкрепление, глубокое психофизиологическое и лингвистическое обоснование в исследованиях ученых, представителей разных наук — физиологов, психологов, лингвистов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 676.