МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Положения современной философии о языке, его связи с со­знанием, об отношении их к действительности, о том, что язык служит «распредмечиванию» внешнего мира, чрезвычайно важ­ны для понимания сущности языка при решении научных и прикладных задач. Сурдопедагогам особенно необходимо понять, что язык функционирует в различных материальных (физических) субстанциях: звуковой, графической, двигатель­ной. Следовательно, работать с языком можно так же, как с любым материальным объектом. Современная лингвистическая философия, или философский лингвистицизм, выступает за аб­солютизацию языка, за мистическое отношение к слову, утвер­ждая, что наше познание мира ограничено возможностями языка, являющегося даром сверхъестественной силы, что все мы находимся «в плену у языка», т.е. преувеличивает роль язы­ка. Действительность на самом деле не есть только то, что вы­ражено в языке. Через язык мы можем в той или иной степени познать природу, но природа не зависит от языка. Роль языка в этом познании как способа абстрагирования, переведения не­посредственных ощущений от внешнего мира в систему знаков безусловно велика. С помощью языка осуществляется переход от мира внешнего к миру внутреннему, психическому. С усвое­нием языка развивается словесно-логическое мышление, базой которого являются языковые значения, понятия и логические операции. Как отмечает А.Н. Леонтьев, «в значениях представ­лена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Через словесные значения осуществляется внутрен­няя умственная деятельность в плане сознания» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — С. 141.). Язык, по ут­верждению русского философа Э.И. Ильенкова, обеспечивает для символа или знака возможность «быть непосредственным телом идеального образа внешней вещи» (Ильенков Э.И. Идеальное //Философская энциклопедия. — М., 1962. — Т. 2.— С. 224.). Таким образом, язык рассматривается как явление материально-идеальное. С помо­щью языка содержание мысли индивида доводится до окружа­ющих, становится доступным «для других» и «лишь тем самым для меня самого». Язык возник как средство общения, он ну­жен в первую очередь для других. Значит, и усваивается он также вначале «для других», а затем — «для себя». Это его свой­ство подчеркивали неоднократно и Л.С. Выготский, и С.А. Зы­ков. Из этого следует, что язык не изучается впрок, а сразу же служит способом установления контактов с другими людьми. С помощью языка осуществляется сотрудничество сознаний. Поэтому без языка «нет ни сознания, ни самосознания».

Положения о том, что язык является важнейшим средством человеческого общения, что возник он, благодаря потребности людей что-то сказать друг другу в процессе коллективного труда, стали уже аксиоматическими. Созидающая сила языка в развитии общественного сознания общепризнанна. Известный русский психолог А.Н. Леонтьев писал: «Язык — это то, в чем обобщается и передается отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества; это, следовательно, также средство общения, условие присвоения в их сознании» (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. — С. 378. 26). В этом определении языка четко обозначены две основные фун­кции — коммуникативная и познавательная. Последняя свя­зана со способностью обобщения и фиксации знаний в знаковой системе, которая и образует форму языкового сознания.

В языке выделяется еще одна важная функция языка — воз­действия. Эта функция проявляется в словесной регуляции по­ведения, реализует воспитательную роль языка в человеческом коллективе. Положения современной философии о языке, созна­нии, общении образуют ядро концептуальной основы существу­ющей коммуникативной системы обучения глухих детей языку. Этими положениями определяются основные методологические ориентиры принятой постановки работы по языку с глухими.

Путь обучения языку, построенный на формировании сло­весной коммуникации, оказывается наиболее оптимальным и приемлемым не только для речевого развития детей с недостат­ками слуха, но и для воспитания всех их личностных свойств и качеств.

Коренным недостатком некоторых педагогических систем, например «чистого устного метода», было именно полное отре­шение от всех других педагогических задач, кроме обучения устной речи, чем наносился непоправимый ущерб социально­му воспитанию в школе глухих. Как видим, не любой подход к обучению языку позволяет обеспечить соединение задач рече­вого развития с воспитательными. Личностное развитие детей обеспечивается развитием речевой коммуникации, деятельно­сти, сознания, а не овладением произношением речевых единиц, подобранных без учета потребностей общения, по фонетическо­му принципу, не изучением словаря и грамматики вне речевой деятельности. Адекватное конкретной жизненной ситуации речевое общение является не только конечной целью овладения языком, но и основным условием полноценного усвоения его содержательной стороны.

Научное толкование природы языковых явлений и сознания получает научное подкрепление, глубокое психофизиологическое и лингвистическое обоснование в исследованиях ученых, пред­ставителей разных наук — физиологов, психологов, лингвистов.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 676.