Следующий этап развития сурдопедагогики характеризовался возникновением в Европе, а несколько позже и в Америке нескольких педагогических систем, что было связано с открытием для глухонемых специальных учебно-воспитательных учреждений, работа которых требовала более четкого определения содержания и методов обучения, систематического педагогического воздействия, так как в обучение были включены большие группы учащихся.
Наиболее широкое распространение имели следующие системы: «мимический метод», «чистый устный метод», «комбинированная система», а позже — система «тотальная коммуникация»( См. подробнее: Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. — М., 1984.).
Поставленные представителями «мимической системы» цели — развить у глухонемых способность «легко и без помощи общаться с себе подобными» и дать им возможность достичь высокого уровня умственного, нравственного и физического развития — оказались недостижимыми без словесной речи. Известно, что некоторые из учеников главного представителя этой системы Шарля Мишеля Эпе достигали значительных успехов, могли, например, продиктованные им жестовой речью понятия записать на нескольких европейских языках. Но это были упражнения словарного порядка, и к тому же 'овладевали этим умением не все ученики. Главное же в том, что недооценка словесной речи в звуковой форме предопределила изолированность глухих в среде слышащих. В этом и заключалась двойственность и внутренняя противоречивость системы «мимический метод», которая по этим причинам к середине XIX в. в основном закончила свое существование. Значимость ее для истории сурдопедагогики мы видим в стремлении развить природные способности глухого ребенка и очеловечить его через удовлетворение потребности общения. Даже не увенчавшаяся успехом попытка усовершенствовать «естественный» жестовый язык глухонемых с помощью особых методических знаков с целью приближения его к словесной речи помогла тем не менее сурдопедагогам глубже уяснить различия между двумя системами общения, решить все сомнения в пользу звукового языка и способствовала усилению внимания к устной речи. Известно, что другой представитель «мимической системы» — Р. Сикар — изменил свое отношение к звуковой словесной речи, создал специальные артикуляционные классы и много внимания уделял грамматике.
Возникшая почти одновременно с системой «мимический метод» другая европейская система — «чистый устный метод» (ответвления — звуковой, артикуляционный, слоговой методы, метод целых слов и др.) — нашла более широкое распространение и просуществовала значительно дольше.
Главным ее представителем был немецкий учитель Иоганн Фаттер (1842-1916), который сумел свести всю работу с глухими к обучению их артикуляции, отчасти к письму и чтению, подчиненным фонетическому принципу. Устная речь, словотолкование, постановка понятий, упражнения по словоизменению, переложение стихов в прозу, подчинение содержания учебных предметов (элементов географии, истории, естествознания) задачам усвоения языка, заучивание наизусть готовых слов и словоформ, грамматических правил — вот отличительные признаки данной системы обучения.
Во второй половине XIX и в начале XX в. «чистый устный метод» имел в Европе, а также и в Америке большую популярность, так как всегда была и остается привлекательной сама идея обучать глухих понятной для окружающих устной речи (хотя и не всегда учитывается трудность решения других задач воспитания только на этой основе). Но на деле это сводилось к выговариванию отдельных звуков в слове или неразборчивому слитному проговариванию слова при крайне бедном запасе речевого материала и, значит, невысоком уровне умственного развития.
В нашей стране «чистый устный метод», как не соответствующий задачам общего и речевого развития глухих учащихся, был отвергнут на всероссийском совещании по сурдопедагогике в 1938 г.
«Чистый устный метод» в конце концов разделил печальную судьбу своего антипода — «мимического метода» Ш.М. Эпе — Р. Сикара. Однако в практике обучения глухих некоторых зарубежных стран до сих пор используются элементы этого метода.
Недолговечной была жизнь и некоторых других методов -таких, как метод французского врача Бланше, предлагавшего обучать глухих вместе со слышащими при ограничении объема их образования; письменный метод Гепферта, предлагавшего начинать обучение с письменной речи, выстроенной по фонетическому принципу, поскольку это были попытки усилить слабые стороны существующих систем, не меняя в корне их принципов.
«Комбинированная система» — как в венском («смешанный метод» — И. Май, Ф. Шторк, М. Венус), так и в американских вариантах — характеризуется использованием всех известных форм словесной речи, включая фонетический шрифт («видимая речь») — типа фонетической дактилологии, а также допущением применения жестовой речи. Соединение форм общения диктуется конкретными условиями обучения и возможностями глухих учащихся. Единые требования при этом отсутствуют. Эта система страдает эклектичностью, нестабильностью, так как соединяет разнородные элементы систем «чистый устный метод» и «мимический метод», отличается прагматичностью и не обеспечивает органической связи развития речемыслитель-ной деятельности учащихся с усвоением основ наук.
Исторически изжившие себя системы обучения оставили в наследство существующей сурдопедагогике основной набор ключевых вопросов, решить которые и теоретически, и практически можно, лишь зная подходы к ним в прошлом. Наибольшего внимания среди всех требовали всегда самые главные вопросы: как соединить процесс обучения словесной речи с общим развитием глухих детей, какие формы речи и в какой последовательности использовать, чтобы, не задерживая умственного развития детей, обучить их словесной речи, общению с окружающими, научить читать и писать.
Намечая пути развития отечественной дефектологии, Л.С. Выготский выступал с критикой немецкого «чистого устного метода», считая, что он «бесконечно труден для детей». С большим вниманием относился он к системам, где произношение целых речевых единиц соединяется с письмом, предлагал преодолеть традиционный взгляд на конкуренцию разных форм речи в развитии глухонемого ребенка и начать теоретически и практически решать вопрос об их «сотрудничестве и структурном комплексировании на различных ступенях обучения», выступал в защиту полиглоссии, т.е. овладения различными формами речи. В этой связи он предлагал присмотреться к опыту американских учителей («комбинированная система») с целью изучения возможностей комплексирования форм речи и осуществления дифференцированного подхода к учащимся (Выготский Л. С. Собр. соч. - М., 1982. — Т. 5. - С. 79, 330). Русские сурдопедагоги уже в послевоенное время учли данное пожелание и нашли оптимальное сочетание форм речи на каждом этапе обучения языку. Главной целью его является обучение словесной речи в ее устной и письменной формах. Дактилология и язык жестов используются в настоящее время как вспомогательные средства.
«Комбинированная система», о которой говорилось выше, зародившаяся в конце прошлого века, преобразовалась ныне в систему «тотальной коммуникации» и продолжает существовать в Америке. Суть ее — в использовании любых средств коммуникации без ограничений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 630.