Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рецензенты:

Т.Н. Пенин, доктор педагогических наук; Е.Г. Речицкая, профессор

Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. пед. высш. учеб, заведений / Под ред. Л.М. Быковой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 400с.

18ВМ 5-691-00832-3.

В учебнике изложены теоретические основы преподавания рус­ского языка в школе для глухих детей, а также методика специаль­ного обучения предмету по всем разделам школьной программы: развитию разговорной и связной устной и письменной речи, чте­нию, формированию грамматического строя языка, изучению эле­ментарного курса грамматики. Отдельно рассматривается методи­ка обучения русскому языку в подготовительном классе.

Учебник предназначен студентам дефектологических факуль­тетов педагогических институтов. Будет полезен учителям специ­альных (коррекционных) школ.

ББК 74.3я73

 

Коллектив авторов, 2002 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

18ВМ 5-691-00832-3


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................ 6


РАЗДЕЛ I . ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ ................................................................ 8

Глава 1. Из истории обучения глухих детей языку ....................... 8

§ 1. Влияние общенаучного климата каждой эпохи

на развитие сурдопедагогики ..............................................................  8

§ 2. Решение ключевых вопросов обучения языку

в период индивидуального обучения.................................................. 8

§ 3. Подходы к речевому развитию глухих детей

в различных педагогических системах............................................... 9

§ 4. Поиски новых путей обучения языку

в русской сурдопедагогике................................................................... 11

§ 5. Разработка вопросов обучения языку

в русской сурдопедагогике................................................................... 12

Глава 2. Теоретические основы обучения глухих детей языку .. …..13

§ 1. Система обучения как объект познания....................................... 13

§ 2. Методологическая база коммуникативной системы.................. 14

§ 3. Физиологическое и психологическое обоснование путей

речевого развития глухих детей.......................................................... 15

§ 4. Лингвистическое обоснование коммуникативной системы..... 18

§ 5. Структурный и субстратный уровни

коммуникативной системы.................................................................. 19

Глава 3. Организация работы по обучению языку

в школе для глухих детей ................................................................... 21

Задания и вопросы к разделу I.............................................................. 27

Литература.............................................................................................. 27

РАЗДЕЛ II . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ................................................................................. 28

Глава 1. Методика обучения дактильной речи .............................. 28

§ 1. Значение дактильной формы речи и ее соотношение

суетной и письменной речью............................................................... 28

. § 2. Содержание обучения дактильной речи.................................. 29

§ 3. Методический подход к ознакомлению с речевым

материалом и к его закреплению......................................................... 31

§ 4. Формирование дактильной речи

на уроках предметно-практического обучения (ППО)..................... 33

§ 5. Организация и проведение урока дактильной речи................... 34

Глава 2. Методика обучения устной речи ....................................... 39

§ 1. Значение и содержание обучения устной речи........................... 39

§ 2. Обучение глухих детей восприятию устной речи...................... 39

§ 3. Обучение экспрессивной устной речи......................................... 41

§ 4. Урок устной речи ...........................................................................  43

Глава 3. Методика обучения грамоте .............................................. 45

§ 1. Современный метод обучения грамоте в школе глухих............ 46

§ 2. Методика обучния чтению............................................................ 48

§ 3. Методика обучения письму........................................................... 49

§ 4. Урок обучения грамоте................................................................ 50

Задания и вопросы к разделу II........................................................... 51

Литература............................................................................................. 51

Приложение к разделу II..................................................................... 52

 РАЗДЕЛ III . РАЗВИТИЕ РЕЧИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ
1-4, 5-7 КЛАССОВ .............................................. ………………….57

Глава 1. Методика развития разговорной речи ...................... …..57

§ 1. Задачи, содержание и организация работы по развитию

разговорной речи в 1—4, 5—7 классах............................................. 57

§ 2. Развитие разговорной речи

на уроках предметно-практического обучения................................ 62

§ 3. Виды работ по раазвитю разговорной речи и методика

их проведения...................................................................................... 65

§ 4. Особенности методики развития разговорной

речи в 5—7 классах.............................................................................. 70

Задания и вопросы к главе I................................................................ 77

Литература............................................................................................. 78

Глава 2. Методика развития связной речи ................................... 78

§ 1. Задачи, особенности и содержание развития

связной речи глухих детей в 1—4, 5—7 классах.............................. 78

§ 2. Классификация сочинений.......................................................... 82

§ 3. Педагогические требования к обучению связной речи............ 83

§ 4. Виды работ по развитию свзной речи с коммуникативной

направленностью................................................................................. 86

'§ 5. Обучение составлению рассказа и сочинения.......................... 95

§ 6. Обучение изложению................................................................... 105

Задания и вопросы к главе 2............................................................... 110

Литература............................................................................................. 110

Приложение к разделу III.................................................................... 110


РАЗДЕЛ IV . ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

265

В 1—4, 5—6 КЛАССАХ ШКОЛЫ ГЛУХИХ………………132

Глава 1. Методика классного чтения ............................................. 265

§ 1. Значение и задачи уроков чтения............................................... 132

§ 2. Современный подход к обучению чтению................................. 135

§ 3. Основные направления работы на уроках чтения.................... 136

Глава 2. Методика внеклассного чтения ....................................... 150

§ 1. Задачи и организация внеклассного чтения.............................. 150

§ 2. Подбор и приемы рекомендации книг....................................... 152

§ 3. Формы работы по внеклассному чтению................................... 153

Задания и вопросы к разделу IV......................................................... 156

Литература............................................................................................. 157

Приложение к разделу IV…………………………………..……….158

Дата: 2018-12-21, просмотров: 889.