Рецензенты:
Т.Н. Пенин, доктор педагогических наук; Е.Г. Речицкая, профессор
Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. пед. высш. учеб, заведений / Под ред. Л.М. Быковой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 400с.
18ВМ 5-691-00832-3.
В учебнике изложены теоретические основы преподавания русского языка в школе для глухих детей, а также методика специального обучения предмету по всем разделам школьной программы: развитию разговорной и связной устной и письменной речи, чтению, формированию грамматического строя языка, изучению элементарного курса грамматики. Отдельно рассматривается методика обучения русскому языку в подготовительном классе.
Учебник предназначен студентам дефектологических факультетов педагогических институтов. Будет полезен учителям специальных (коррекционных) школ.
ББК 74.3я73
Коллектив авторов, 2002 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002
18ВМ 5-691-00832-3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................................................ 6
РАЗДЕЛ I . ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ
ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ ................................................................ 8
Глава 1. Из истории обучения глухих детей языку ....................... 8
§ 1. Влияние общенаучного климата каждой эпохи
на развитие сурдопедагогики .............................................................. 8
§ 2. Решение ключевых вопросов обучения языку
в период индивидуального обучения.................................................. 8
§ 3. Подходы к речевому развитию глухих детей
в различных педагогических системах............................................... 9
§ 4. Поиски новых путей обучения языку
в русской сурдопедагогике................................................................... 11
§ 5. Разработка вопросов обучения языку
в русской сурдопедагогике................................................................... 12
Глава 2. Теоретические основы обучения глухих детей языку .. …..13
§ 1. Система обучения как объект познания....................................... 13
§ 2. Методологическая база коммуникативной системы.................. 14
§ 3. Физиологическое и психологическое обоснование путей
речевого развития глухих детей.......................................................... 15
§ 4. Лингвистическое обоснование коммуникативной системы..... 18
§ 5. Структурный и субстратный уровни
коммуникативной системы.................................................................. 19
Глава 3. Организация работы по обучению языку
в школе для глухих детей ................................................................... 21
Задания и вопросы к разделу I.............................................................. 27
Литература.............................................................................................. 27
РАЗДЕЛ II . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ
ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ................................................................................. 28
Глава 1. Методика обучения дактильной речи .............................. 28
§ 1. Значение дактильной формы речи и ее соотношение
суетной и письменной речью............................................................... 28
. § 2. Содержание обучения дактильной речи.................................. 29
§ 3. Методический подход к ознакомлению с речевым
материалом и к его закреплению......................................................... 31
§ 4. Формирование дактильной речи
на уроках предметно-практического обучения (ППО)..................... 33
§ 5. Организация и проведение урока дактильной речи................... 34
Глава 2. Методика обучения устной речи ....................................... 39
§ 1. Значение и содержание обучения устной речи........................... 39
§ 2. Обучение глухих детей восприятию устной речи...................... 39
§ 3. Обучение экспрессивной устной речи......................................... 41
§ 4. Урок устной речи ........................................................................... 43
Глава 3. Методика обучения грамоте .............................................. 45
§ 1. Современный метод обучения грамоте в школе глухих............ 46
§ 2. Методика обучния чтению............................................................ 48
§ 3. Методика обучения письму........................................................... 49
§ 4. Урок обучения грамоте................................................................ 50
Задания и вопросы к разделу II........................................................... 51
Литература............................................................................................. 51
Приложение к разделу II..................................................................... 52
РАЗДЕЛ III . РАЗВИТИЕ РЕЧИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ
1-4, 5-7 КЛАССОВ .............................................. ………………….57
Глава 1. Методика развития разговорной речи ...................... …..57
§ 1. Задачи, содержание и организация работы по развитию
разговорной речи в 1—4, 5—7 классах............................................. 57
§ 2. Развитие разговорной речи
на уроках предметно-практического обучения................................ 62
§ 3. Виды работ по раазвитю разговорной речи и методика
их проведения...................................................................................... 65
§ 4. Особенности методики развития разговорной
речи в 5—7 классах.............................................................................. 70
Задания и вопросы к главе I................................................................ 77
Литература............................................................................................. 78
Глава 2. Методика развития связной речи ................................... 78
§ 1. Задачи, особенности и содержание развития
связной речи глухих детей в 1—4, 5—7 классах.............................. 78
§ 2. Классификация сочинений.......................................................... 82
§ 3. Педагогические требования к обучению связной речи............ 83
§ 4. Виды работ по развитию свзной речи с коммуникативной
направленностью................................................................................. 86
'§ 5. Обучение составлению рассказа и сочинения.......................... 95
§ 6. Обучение изложению................................................................... 105
Задания и вопросы к главе 2............................................................... 110
Литература............................................................................................. 110
Приложение к разделу III.................................................................... 110
РАЗДЕЛ IV . ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
265
В 1—4, 5—6 КЛАССАХ ШКОЛЫ ГЛУХИХ………………132
Глава 1. Методика классного чтения ............................................. 265
§ 1. Значение и задачи уроков чтения............................................... 132
§ 2. Современный подход к обучению чтению................................. 135
§ 3. Основные направления работы на уроках чтения.................... 136
Глава 2. Методика внеклассного чтения ....................................... 150
§ 1. Задачи и организация внеклассного чтения.............................. 150
§ 2. Подбор и приемы рекомендации книг....................................... 152
§ 3. Формы работы по внеклассному чтению................................... 153
Задания и вопросы к разделу IV......................................................... 156
Литература............................................................................................. 157
Приложение к разделу IV…………………………………..……….158
Дата: 2018-12-21, просмотров: 878.