РАЗДЕЛ V . МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СТРОЯ РЕЧИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ 1-4, 5-7 КЛАССОВ . 165

Глава 1. Методика работы над грамматическим оформлением речи

глухих учащихся 1-4 классов ........................................................... 165

§ 1. Грамматика в общей системе обучения глухих языку.............. 165

§ 2. Работа над грамматическими закономерностями языка на уроках

по разным учебным предметам.......................................................... 166

§ 3. Формирование грамматического строя на специальных уроках

развития речи....................................................................................... 170

Глава 2. Методика изучения грамматики в 5-7 классах............. 174

§ 1. Назначение элементарного курса грамматики.......................... 174

§ 2. Структурно-семантический подход к обучению грамматике. 176

§ 3. Общая характеристика содержания и методики изучения

элементарного курса грамматики...................................................... 178

§ 4. Основные этапы работы над структурой и семантикой

предложения. Изучение языковых единиц других уровней........... 180

Задания и вопросы к разделу V........................................................... 193

Литература............................................................................................. 193


                                                    Нашему другу и учителю профессору С.А. Зыкову посвящается


ПРЕДИСЛОВИЕ

Профессиональная подготовка учителей-сурдопедагогов осуществляется в педагогических вузах на отделениях сурдо­педагогики. Учебный план дефектологического факультета включает такую дисциплину, как специальная методика рус­ского языка в школах глухих и слабослышащих. Опираясь на теорию, эта методика решает практические задачи обучения, развития и воспитания учащихся с нарушениями слуха. Пред­метом ее изучения являются способы специального обучения русскому языку — способы формирования речи, овладения письмом, чтением, грамматикой.

Специальная методика русского языка позволяет студентам изучить закономерности формирования у учащихся с наруше­ниями слуха умений и навыков по языку, усвоить научные понятия по разделам науки о языке. В ней раскрывается опти­мальная система обучения, которая обеспечивает каждому школьнику необходимый минимум знаний, умений и навыков по языку, позволяет педагогу решать коррекционные (развитие мышления и речи, обучение произношению, развитие слухово­го восприятия) и воспитательные задачи.

Специальная методика русского языка как педагогическая наука решает такие задачи: определяет содержание, пути и сред­ства обучения, обеспечивает проверку эффективности методов. В соответствии с первой задачей разрабатываются программы по русскому языку для детей с недостатками слуха, создаются учебники и учебные пособия. Решение второй задачи требует разработки методов и приемов обучения, системы упражнений, различных методических рекомендаций. Реализация третьей задачи предполагает сравнительное изучение эффективности методов и приемов обучения, экспериментальную проверку ме­тодических рекомендаций.

Специальная методика русского языка как педагогическая наука призвана изучать, обобщать и пропагандировать передо­вой педагогический опыт. Педагогическая практика является одним из главных источников обогащения специальной мето дики русского языка как науки. В соответствии с состоянием слуха и речи глухих и слабослышащих учащихся осуществля­ется дифференцированный подход в их обучении: существуют школы для глухих и школы для слабослышащих детей (I и II отделения). Программы по русскому языку для этих школ су­щественно отличаются друг от друга и в целом, и по годам обу­чения, что объясняется разным уровнем общей и речевой подготовки учащихся.

Осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения детей с недостатками слуха, своеобразие в содержа­нии и методах обучения требуют раздельного чтения и вузов­ского курса «Специальная методика русского языка в школе глухих и слабослышащих». Предлагаемый учебник строится в соответствии с программой курса «Методика обучения русско­му языку в школе глухих». Авторы раскрывают в нем наиболее специфичную методику обучения языку глухих учащихся на трех этапах: в подготовительном, 1-4 и 5-7 классах. Задачи учебника в соответствии с курсом «Специальная методика рус­ского языка в школе глухих» следующие:

раскрыть требования к учителю-словеснику, предъявля­емые на современном этапе;

охарактеризовать методологические основы обучения языку, показать связь методики русского языка с другими науками;

обосновать принципы и определить особенности современ­ной системы обучения языку глухих детей;

познакомить с периодами обучения языку, с задачами, содержанием, формами организации и особенностями работы над речью в каждом из периодов;

сформировать умение планировать уроки и внеклассные занятия по работе над речью, а также умение разрабатывать си­стему уроков по теме на разных ступенях обучения с использо­ванием материала школьных учебников;

сформировать умение планировать и проводить уроки по русскому языку, учитывая требования к использованию и раз­витию остаточного слуха и навыков произношения;

сформировать навыки самостоятельной работы с методичес­кой литературой, материалами научных исследований и школь­ной документацией, умение обобщать полученные знания и применять их на практике.

Изучение специальной методики обучения глухих учащих­ся словесной речи должно не только обеспечить будущим сурдо­педагогам твердые знания конкретных методов и приемов, применяемых на уроках русского языка, но и сформировать у них убеждение в возможности и необходимости непрерывно повышать уровень речевого развития глухих детей в целях их социальной адаптации и личностного развития.

У студентов должно сложиться целостное представление о существующей дидактической системе, умение оценивать про­дуктивность того или иного метода с точки зрения его соответ­ствия современным данным о возможностях и путях общего и речевого развития детей с недостатками слуха.

Владение эффективными методами обучения глухих школь­ников языку предполагает прежде всего многоплановый анализ учебного процесса по разным параметрам — психологическим, лингвистическим, методическим — и целенаправленный выбор адекватных способов обучения. Поэтому усвоение данного кур­са должно сопровождаться актуализацией имеющихся знаний и систематическим накоплением новых сведений из области сур­допедагогики, общей и специальной психологии, физиологии, языкознания, дидактики.

Чтобы методика стала для студентов стержневым предме­том и имела общеразвивающий, динамический характер, в учеб­нике наряду с конкретными сведениями и рекомендациями по обучению языку, имеется необходимый объем теоретических положений. Теоретические данные позволят студенту осознать исходные принципы построения всей системы обучения языку глухих детей, понять специфику этого процесса и соотнести от­дельные факты с общими закономерностями речевого развития, обобщить наблюдения, настроиться на творческое использова­ние общеизвестных и создание новых эффективных приемов обучения.

Учебник состоит из пяти разделов: «Характеристика систе­мы обучения языку глухих школьников», «Подготовительный этап обучения языку глухих детей», «Развитие речи глухих учащихся 1-4, 5-7 классов», «Чтение и развитие речи в 1-4, 5-6 классах школы глухих», «Методика формирования грам­матического строя речи у глухих учащихся 1-4, 5-7 классов». В каждый раздел пособия включены задания и вопросы, наце­ливающие студентов на самостоятельную творческую деятель­ность. С этой же целью в книгу включены материалы по примерному планированию работы учителя и конспекты уро­ков, представленные в «Приложении» ко II, III и IV разделам.

В первом разделе книги излагаются теоретические основы обучения языку глухих детей, дается общая характеристика задач, содержания и организации обучения языку на всех этапах. Второй раздел посвящен методике обучения языку на самом трудном этапе — в подготовительном классе, отличаю­щемся наибольшей специфичностью задач, содержания и мето дов работы. Третий, четвертый и пятый разделы посвящены обу­чению языку на втором и третьем этапах обучения —• в 1-4 и 5-7 классах. Материал по методике обучения языку на этих двух этапах объединен для того, чтобы подчеркнуть преемственность в работе, исключить дублирование в изложении ряда вопросов.

Обучение языку в 8-12 классах школы глухих осуществля­ется по программам и учебникам для массовой школы. В этот период школьники изучают систематический курс школьной грамматики, продолжают развивать и совершенствовать навы­ки разговорной и связной речи, полученные в младших и сред­них классах. Однако в данном пособии изложить методику обучения языку в 8-12 классах не представляется возможным.

Данный учебник — коллективный труд. В его создании при­нимали участие сотрудники Института коррекционной педаго­гики, кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, кафедры русского языка и методики преподавания МПГУ. Пре­дисловие и раздел III написаны Л.М. Быковой, разделы I и V — Л.П. Носковой, раздел II — Т.С. Зыковой, раздел IV — Е.А. Гор­буновой.

Авторы в своей работе использовали опубликованные мате­риалы ведущих ученых страны, свои собственные исследова­ния, а также привлекли данные передового педагогического опыта учителей школ глухих. Впервые в сурдопедагогике сде­лана попытка раскрыть систему обучения языку глухих уча­щихся с подготовительного по 7 класс включительно.

Авторский коллектив благодарит рецензентов: профессора А.К. Маркову, профессора К.А. Волкову, профессора Е.Г. Ре-чицкую и доцента К.И. Туджанову — за деловые замечания и конструктивные предложения. Авторский коллектив с бла­годарностью примет пожелания и предложения читателей и просит направлять их по адресу: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, дом 26, РГПУ им. А.И. Герцена, дефек­тологический факультет.

 

 

РАЗДЕЛ I

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1342.