СТРОЯ РЕЧИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ 1-4, 5-7 КЛАССОВ . 165
Глава 1. Методика работы над грамматическим оформлением речи
глухих учащихся 1-4 классов ........................................................... 165
§ 1. Грамматика в общей системе обучения глухих языку.............. 165
§ 2. Работа над грамматическими закономерностями языка на уроках
по разным учебным предметам.......................................................... 166
§ 3. Формирование грамматического строя на специальных уроках
развития речи....................................................................................... 170
Глава 2. Методика изучения грамматики в 5-7 классах............. 174
§ 1. Назначение элементарного курса грамматики.......................... 174
§ 2. Структурно-семантический подход к обучению грамматике. 176
§ 3. Общая характеристика содержания и методики изучения
элементарного курса грамматики...................................................... 178
§ 4. Основные этапы работы над структурой и семантикой
предложения. Изучение языковых единиц других уровней........... 180
Задания и вопросы к разделу V........................................................... 193
Литература............................................................................................. 193
Нашему другу и учителю профессору С.А. Зыкову посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Профессиональная подготовка учителей-сурдопедагогов осуществляется в педагогических вузах на отделениях сурдопедагогики. Учебный план дефектологического факультета включает такую дисциплину, как специальная методика русского языка в школах глухих и слабослышащих. Опираясь на теорию, эта методика решает практические задачи обучения, развития и воспитания учащихся с нарушениями слуха. Предметом ее изучения являются способы специального обучения русскому языку — способы формирования речи, овладения письмом, чтением, грамматикой.
Специальная методика русского языка позволяет студентам изучить закономерности формирования у учащихся с нарушениями слуха умений и навыков по языку, усвоить научные понятия по разделам науки о языке. В ней раскрывается оптимальная система обучения, которая обеспечивает каждому школьнику необходимый минимум знаний, умений и навыков по языку, позволяет педагогу решать коррекционные (развитие мышления и речи, обучение произношению, развитие слухового восприятия) и воспитательные задачи.
Специальная методика русского языка как педагогическая наука решает такие задачи: определяет содержание, пути и средства обучения, обеспечивает проверку эффективности методов. В соответствии с первой задачей разрабатываются программы по русскому языку для детей с недостатками слуха, создаются учебники и учебные пособия. Решение второй задачи требует разработки методов и приемов обучения, системы упражнений, различных методических рекомендаций. Реализация третьей задачи предполагает сравнительное изучение эффективности методов и приемов обучения, экспериментальную проверку методических рекомендаций.
Специальная методика русского языка как педагогическая наука призвана изучать, обобщать и пропагандировать передовой педагогический опыт. Педагогическая практика является одним из главных источников обогащения специальной мето дики русского языка как науки. В соответствии с состоянием слуха и речи глухих и слабослышащих учащихся осуществляется дифференцированный подход в их обучении: существуют школы для глухих и школы для слабослышащих детей (I и II отделения). Программы по русскому языку для этих школ существенно отличаются друг от друга и в целом, и по годам обучения, что объясняется разным уровнем общей и речевой подготовки учащихся.
Осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения детей с недостатками слуха, своеобразие в содержании и методах обучения требуют раздельного чтения и вузовского курса «Специальная методика русского языка в школе глухих и слабослышащих». Предлагаемый учебник строится в соответствии с программой курса «Методика обучения русскому языку в школе глухих». Авторы раскрывают в нем наиболее специфичную методику обучения языку глухих учащихся на трех этапах: в подготовительном, 1-4 и 5-7 классах. Задачи учебника в соответствии с курсом «Специальная методика русского языка в школе глухих» следующие:
раскрыть требования к учителю-словеснику, предъявляемые на современном этапе;
охарактеризовать методологические основы обучения языку, показать связь методики русского языка с другими науками;
обосновать принципы и определить особенности современной системы обучения языку глухих детей;
познакомить с периодами обучения языку, с задачами, содержанием, формами организации и особенностями работы над речью в каждом из периодов;
сформировать умение планировать уроки и внеклассные занятия по работе над речью, а также умение разрабатывать систему уроков по теме на разных ступенях обучения с использованием материала школьных учебников;
сформировать умение планировать и проводить уроки по русскому языку, учитывая требования к использованию и развитию остаточного слуха и навыков произношения;
сформировать навыки самостоятельной работы с методической литературой, материалами научных исследований и школьной документацией, умение обобщать полученные знания и применять их на практике.
Изучение специальной методики обучения глухих учащихся словесной речи должно не только обеспечить будущим сурдопедагогам твердые знания конкретных методов и приемов, применяемых на уроках русского языка, но и сформировать у них убеждение в возможности и необходимости непрерывно повышать уровень речевого развития глухих детей в целях их социальной адаптации и личностного развития.
У студентов должно сложиться целостное представление о существующей дидактической системе, умение оценивать продуктивность того или иного метода с точки зрения его соответствия современным данным о возможностях и путях общего и речевого развития детей с недостатками слуха.
Владение эффективными методами обучения глухих школьников языку предполагает прежде всего многоплановый анализ учебного процесса по разным параметрам — психологическим, лингвистическим, методическим — и целенаправленный выбор адекватных способов обучения. Поэтому усвоение данного курса должно сопровождаться актуализацией имеющихся знаний и систематическим накоплением новых сведений из области сурдопедагогики, общей и специальной психологии, физиологии, языкознания, дидактики.
Чтобы методика стала для студентов стержневым предметом и имела общеразвивающий, динамический характер, в учебнике наряду с конкретными сведениями и рекомендациями по обучению языку, имеется необходимый объем теоретических положений. Теоретические данные позволят студенту осознать исходные принципы построения всей системы обучения языку глухих детей, понять специфику этого процесса и соотнести отдельные факты с общими закономерностями речевого развития, обобщить наблюдения, настроиться на творческое использование общеизвестных и создание новых эффективных приемов обучения.
Учебник состоит из пяти разделов: «Характеристика системы обучения языку глухих школьников», «Подготовительный этап обучения языку глухих детей», «Развитие речи глухих учащихся 1-4, 5-7 классов», «Чтение и развитие речи в 1-4, 5-6 классах школы глухих», «Методика формирования грамматического строя речи у глухих учащихся 1-4, 5-7 классов». В каждый раздел пособия включены задания и вопросы, нацеливающие студентов на самостоятельную творческую деятельность. С этой же целью в книгу включены материалы по примерному планированию работы учителя и конспекты уроков, представленные в «Приложении» ко II, III и IV разделам.
В первом разделе книги излагаются теоретические основы обучения языку глухих детей, дается общая характеристика задач, содержания и организации обучения языку на всех этапах. Второй раздел посвящен методике обучения языку на самом трудном этапе — в подготовительном классе, отличающемся наибольшей специфичностью задач, содержания и мето дов работы. Третий, четвертый и пятый разделы посвящены обучению языку на втором и третьем этапах обучения —• в 1-4 и 5-7 классах. Материал по методике обучения языку на этих двух этапах объединен для того, чтобы подчеркнуть преемственность в работе, исключить дублирование в изложении ряда вопросов.
Обучение языку в 8-12 классах школы глухих осуществляется по программам и учебникам для массовой школы. В этот период школьники изучают систематический курс школьной грамматики, продолжают развивать и совершенствовать навыки разговорной и связной речи, полученные в младших и средних классах. Однако в данном пособии изложить методику обучения языку в 8-12 классах не представляется возможным.
Данный учебник — коллективный труд. В его создании принимали участие сотрудники Института коррекционной педагогики, кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, кафедры русского языка и методики преподавания МПГУ. Предисловие и раздел III написаны Л.М. Быковой, разделы I и V — Л.П. Носковой, раздел II — Т.С. Зыковой, раздел IV — Е.А. Горбуновой.
Авторы в своей работе использовали опубликованные материалы ведущих ученых страны, свои собственные исследования, а также привлекли данные передового педагогического опыта учителей школ глухих. Впервые в сурдопедагогике сделана попытка раскрыть систему обучения языку глухих учащихся с подготовительного по 7 класс включительно.
Авторский коллектив благодарит рецензентов: профессора А.К. Маркову, профессора К.А. Волкову, профессора Е.Г. Ре-чицкую и доцента К.И. Туджанову — за деловые замечания и конструктивные предложения. Авторский коллектив с благодарностью примет пожелания и предложения читателей и просит направлять их по адресу: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, дом 26, РГПУ им. А.И. Герцена, дефектологический факультет.
РАЗДЕЛ I
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1342.