Вторая половина XX в. стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку ее и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов.
Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп ученых и педагогических коллективов многих школ, он последовательно, на протяжении почти четверти века, разрабатывал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии — проблемы обучения глухих детей языку.
Сложившаяся на сегодняшний день целостная, научно обоснованная система обучения языку не является догматическим сводом методических правил, она отличается гибкостью, подвижностью, открытостью для новых поисков и результатов. Ее развитие, обусловленное изменением требований со стороны общества и государства к школе, условий материальной и культурной жизни, новыми достижениями смежных наук, а также техники и медицины, характеризуется тем, что при сохранении своей главной направленности, центральной идеи она постоянно обогащается новыми аспектами, решает все более сложные педагогические задачи. При этом уточняются и конкретизируются, находят реальное методическое воплощение отдельные, ранее выдвинутые положения коммуникативной системы, используются новые методы, приводится в соответствие с современными общенаучными понятиями и категориями формулировка основных принципов системы, унифицируется используемая терминология.
Теоретическую базу существующей системы обучения глухих детей языку составляет разработанная за несколько десятилетий лингводидактическая концепция, которая представляет собой совокупность научных взглядов по аспектам: сущность системы (в отличие от метода, от подхода, от пути...), специфика языка, процесс речевого развития в норме и патологии, взаимосвязь языка, процесс речевого развития в норме и патологии, взаимосвязь языка и мышления, механизмы компенсаторного развития, принципы отбора языкового материала для специального изучения, соотношение форм речи для достижения тех или иных целей в обучении языку, целесообразность применения конкретных методов и приемов, пути дальнейшего совершенствования сурдопедагогической теории и практики.
Любая педагогическая стратегия приобретает тем большую ценность, чем больше она отвечает требованиям системности, целостности, гармоничности. В современной науке придается большое значение системным исследованиям, анализу системных объектов. Отмечается, что не всякий набор однородных элементов или явлений составляет систему.
К характеристикам системы как гармоничного целого относятся: 1) повторяемость целого в его частях; 2) соподчиненность частей в целом; 3) уравновешенность частей в целом; 4) соразмерность частей в целом; 5) единство целого.
Составные части системы (или ее компоненты) не просто связаны друг с другом и взаимообусловлены, они не только входят одна в другую, обеспечивая ее целостность, но и полностью раскрывают специфические черты системы в целом при анализе системной организации. Системную организацию следует представлять на трех уровнях. На концептуальном уровне можно обозначить важнейшие теории, учения, взгляды, идеи, используемые в той или иной системе в качестве теоретических посылок или методологических ориентиров. Структурный уровень организации системы позволяет вычленить важнейшие направления работы, этапы, составные части, подходы, методы, приемы, пути обучения, которые должны быть связаны друг с другом, не противоречить друг другу. Субстратный (инвариантный) уровень в организации системы дает общее представление о специфике системы, характеризуя ее в виде главных принципов, базисных понятий и категорий.
Любая из существовавших в прошлом сурдопедагогических систем, а не только утвердившаяся на сегодня коммуникативная вполне может быть проанализирована с учетом указанных уровней организации системы, поскольку каждую из них характеризуют и положенная в основу философская концепция, и общенаучные взгляды на язык, на природу глухонемоты, и педагогические идеи, распространенные в ту или иную эпоху. В каждой системе обучения можно выделить определенные звенья, направления, что и составляет структуру. Наконец, представители каждой из известных сурдопедагогике систем стремились обобщить свои идеи в виде общих требований, принципов, положений и обозначить конституирующие всю систему понятия. Не случайно один из главных создателей коммуникативной системы — С.А. Зыков, анализируя исторический опыт обучения глухих, решительно возражал против употребления термина «чистый устный метод». С.А. Зыков утверждал: «Чистый устный метод — не метод, а система, при которой известны разные методы: аналитический, слоговой, целых слов... Метод — это путь к достижению определенных задач. Система же включает в себя определение и задач, и содержания, и способов (методов) обучения и воспитания» (Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 8. 24). Вместо традиционного названия «чистый устный метод» он в своих работах называл эту педагогическую систему «чисто устной системой».
Исходя из характеристики системных объектов, современных научных представлений о трехуровневой организации системы, из высказанных С.А. Зыковым взглядов на различия между методом и системой, следует признать, что коммуникативная система вполне соответствует своему названию, в чем можно убедиться, рассмотрев теоретические основы с позиций системного подхода.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 600.