СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вторая половина XX в. стала эпохой становления коммуни­кативной системы обучения глухих детей. На разработку ее и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов.

Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп ученых и педагогических коллективов многих школ, он последовательно, на протяжении почти четверти века, разрабатывал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии — проблемы обуче­ния глухих детей языку.

Сложившаяся на сегодняшний день целостная, научно обо­снованная система обучения языку не является догматическим сводом методических правил, она отличается гибкостью, под­вижностью, открытостью для новых поисков и результатов. Ее развитие, обусловленное изменением требований со сторо­ны общества и государства к школе, условий материальной и культурной жизни, новыми достижениями смежных наук, а также техники и медицины, характеризуется тем, что при сохранении своей главной направленности, центральной идеи она постоянно обогащается новыми аспектами, решает все бо­лее сложные педагогические задачи. При этом уточняются и конкретизируются, находят реальное методическое воплоще­ние отдельные, ранее выдвинутые положения коммуникатив­ной системы, используются новые методы, приводится в соответствие с современными общенаучными понятиями и ка­тегориями формулировка основных принципов системы, уни­фицируется используемая терминология.

Теоретическую базу существующей системы обучения глухих детей языку составляет разработанная за несколько де­сятилетий лингводидактическая концепция, которая представ­ляет собой совокупность научных взглядов по аспектам: сущность системы (в отличие от метода, от подхода, от пути...), специфика языка, процесс речевого развития в норме и патоло­гии, взаимосвязь языка, процесс речевого развития в норме и патологии, взаимосвязь языка и мышления, механизмы ком­пенсаторного развития, принципы отбора языкового материа­ла для специального изучения, соотношение форм речи для достижения тех или иных целей в обучении языку, целесооб­разность применения конкретных методов и приемов, пути дальнейшего совершенствования сурдопедагогической теории и практики.

Любая педагогическая стратегия приобретает тем большую ценность, чем больше она отвечает требованиям системности, целостности, гармоничности. В современной науке придается большое значение системным исследованиям, анализу систем­ных объектов. Отмечается, что не всякий набор однородных элементов или явлений составляет систему.

К характеристикам системы как гармоничного целого отно­сятся: 1) повторяемость целого в его частях; 2) соподчиненность частей в целом; 3) уравновешенность частей в целом; 4) сораз­мерность частей в целом; 5) единство целого.

Составные части системы (или ее компоненты) не просто свя­заны друг с другом и взаимообусловлены, они не только входят одна в другую, обеспечивая ее целостность, но и полностью раскрывают специфические черты системы в целом при анализе си­стемной организации. Системную организацию следует представлять на трех уровнях. На концептуальном уровне мож­но обозначить важнейшие теории, учения, взгляды, идеи, используемые в той или иной системе в качестве теоретических посылок или методологических ориентиров. Структурный уровень организации системы позволяет вычленить важнейшие направления работы, этапы, составные части, подходы, методы, приемы, пути обучения, которые должны быть связаны друг с другом, не противоречить друг другу. Субстратный (инвариант­ный) уровень в организации системы дает общее представление о специфике системы, характеризуя ее в виде главных принци­пов, базисных понятий и категорий.

Любая из существовавших в прошлом сурдопедагогических систем, а не только утвердившаяся на сегодня коммуникатив­ная вполне может быть проанализирована с учетом указанных уровней организации системы, поскольку каждую из них ха­рактеризуют и положенная в основу философская концепция, и общенаучные взгляды на язык, на природу глухонемоты, и педагогические идеи, распространенные в ту или иную эпоху. В каждой системе обучения можно выделить определенные зве­нья, направления, что и составляет структуру. Наконец, пред­ставители каждой из известных сурдопедагогике систем стремились обобщить свои идеи в виде общих требований, прин­ципов, положений и обозначить конституирующие всю систему понятия. Не случайно один из главных создателей коммуника­тивной системы — С.А. Зыков, анализируя исторический опыт обучения глухих, решительно возражал против употребления термина «чистый устный метод». С.А. Зыков утверждал: «Чис­тый устный метод — не метод, а система, при которой известны разные методы: аналитический, слоговой, целых слов... Метод — это путь к достижению определенных задач. Система же вклю­чает в себя определение и задач, и содержания, и способов (методов) обучения и воспитания» (Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 8. 24). Вместо традиционного на­звания «чистый устный метод» он в своих работах называл эту педагогическую систему «чисто устной системой».

Исходя из характеристики системных объектов, современ­ных научных представлений о трехуровневой организации си­стемы, из высказанных С.А. Зыковым взглядов на различия между методом и системой, следует признать, что коммуника­тивная система вполне соответствует своему названию, в чем можно убедиться, рассмотрев теоретические основы с позиций системного подхода.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 548.