БРАК 10. Он - Крыса, она - Крыса
Если любовь и не спасет весь мир, то этот брак она спасет. Но в безумии любви никогда не надо достигать большой глубины, совместите свои чувства с обычными заботами.
Открытый характер брака допускает большое количество друзей.
Знак Крыса не любит лишних сантиментов в общении, но пусть супруги постараются быть помягче друг с другом. Жене надо последить за нервами, а мужу - не забывать, что у него есть обязанности перед семьей.
БРАК 11. Он - Крыса, она - Обезьяна
В этом браке кончают свою любовную карьеру многие донжуаны крысиного племени. Их можно понять - они наконец встретили свой идеал. Любовь будет взаимной, но будьте осторожны! Такой брак в первую очередь подчиняется законам векторного кольца, поэтому он не может застабилизироваться. Воля не пригодится мужу, рано или поздно его положение слуги приведет к душевному надрыву. В чем это скажется, заранее предсказать нельзя. Перечтите главу о векторном кольце.
БРАК 12. Он - Крыса, она - Дракон
Брак точно соответствует определению "много любви". Жена свой реализм обратит на пользу семье, ведь ортодоксальные знаки, к которым она принадлежит,- столпы семейственности, ну а муж не даст любви уйти из гнезда.
В повседневной жизни мужу необходимо общение, жене - поменьше грязной работы. Мужу-Крысе можно пожелать побольше возвышенности: Дракон не любит грубости, а жене, соответственно, поменьше упрямства. Жене надо знать, что слезы и истерики не произведут должного впечатления на супруга, а вот ее здоровье расстроят. Ищите другие пути к сердцу мужа и берегите нервы.
БРАК 13. Он - Обезьяна, она - Крыса
Его очарование бесконечно. Чаще всего в такой брак попадают красавицы, отказавшие слишком многим. Наконец ее идеал рядом с ней, но идеального брака, скорее всего, не будет, какой бы хорошей и преданной женой она ни была. Этот брак подчиняется векторному кольцу, и следовательно, ожидать можно всего. Будем надеяться, что добрая воля мужа, его понимание женщины не позволят ему воспользоваться своими правами хозяина во вред жене. А ей можно лишь пожелать не бунтовать против законного хозяина.
БРАК 14. Он - Обезьяна, она - Обезьяна
Брак носит закрытый характер. С одной стороны - полное взаимопонимание, с другой- приоритет собственных интересов над семейными. Здесь надо найти компромисс.
Жене не следует думать, что она глава семьи. Муж всегда проведет в жизнь свою линию. Обращайтесь к доброму сердцу мужа, будьте снисходительны к его странностям, и вы многого добьетесь.
Лучше, если хозяйство будет в руках жены, но не увлекайтесь, а то муж скроет свои таланты в этой области и все взвалит на вас.
БРАК 15. Он - Обезьяна, она - Дракон
Союз прекрасно понимающих друг друга людей. Муж чувствует желание жены постоянно получать комплименты, ей же близки его аристократические манеры.
Если муж не будет все бытовые хлопоты взваливать на жену, то он счастливо избежит ее капризов и жалоб на жизнь. Жене есть где применить свой реализм и знание людей - раскройте в муже хозяйственные таланты. В этом случае прекрасно будут сочетаться активность мужа и мечтательность жены.
БРАК 16. Он - Дракон, она - Крыса
Открытая по характеру, жена сможет создать атмосферу восхищения мужем у окружающих и дома. Окрыленный похвалами, он свершит невозможное. В обратной ситуации вероятна его апатия.
Супруги энергичны и хозяйственны. Они создадут прекрасный дом.
Жена должна помнить, что для мужа семья - высшая ценность и поэтому не надо болезненно реагировать на его причуды.
Лучше всего, если она будет меньше капризничать, а он - побольше сочувствовать.
БРАК 17. Он - Дракон, она - Обезьяна
Неземной характер любви мужа будет понятен жене. Романтика и возвышенность не покинут этот союз.
В хозяйственном плане проблем не должно быть. Обладая золотыми руками, жена должна оценить романтический энтузиазм мужа в бытовом плане. Но все-таки ему лучше отдыхать, чем месить грязь. Муж-Дракон не столь энергичен, как жена-Обезьяна.
Без проблем, конечно, не обойдется в том случае, если прагматичной жене муж покажется человеком не от мира сего.
БРАК 18. Он - Дракон, она - Дракон
Редкий по своему единству брак. Оба ортодоксы, а следовательно, любят семейную жизнь. Только взаимное упрямство как продолжение одинаковости может сыграть плохую шутку.
Обычно жена берет хозяйство в свои руки, не доверяя столь важную область чудаковатому мужу. Он же ей отвечает такой любовью, что жене становятся не нужны комплименты посторонних. Но замыкаться друг на друге не стоит. Вам обоим нужен выход в свет.
Глава 3
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ЖЕНЩИНА
(Муж и жена: Петух, Змея, Бык)
Примеры: Д. Кеннеди - Ж. Кеннеди (Змея - Змея),
Я. Я. Огарев - М. Л. Огарева (Петух - Бык),
Ф. И. Шаляпин - И. Я Шаляпина (Петух - Петух),
Л. К Толстой - С. А. Миллер (Бык - Петух),
Л. Г. Разумовский - императрица Елизавета Петровна (Бык - Бык),
Ив Монтан - С. Синьоре (Петух - Петух).
Эти браки можно назвать современными. Воля жены дает ей возможность играть главную роль во всех областях семейной жизни. Она является главой семьи. Но только афишировать эту власть не надо. Она должна осуществляться тихо и мягко. Пусть номинальным главой семьи считается муж. Тем более что воля жены передается и ему. Вместе с его другими свойствами характера- активностью и целеустремленностью - такое сочетание позволяет достичь многого.
Жена должна править, но ни в коем случае не подавлять инициативу мужа, на нее вся надежда в строительстве семьи. Пусть любовь жены к мужу поможет ей не стать диктатором, но обеспечить необходимую волевую поддержку супруга. Ведь для мужчины, который жаждет самоутверждения, стабильность жены, ее спокойствие, любовь - спасение. Ну а потенциальные способности мужа во всех областях жизни огромны. Пусть его энергия используется только, что называется, в мирных целях.
Как и во всех браках с общим языком, здесь надо избегать особого углубления отношений, сохранить чудесную поверхностность общения, возлюбить бытовую сторону семейной жизни, сосредоточиться на детях, но еще и иметь возможность переключиться на свое личное, сокровенное дело.
А каков, собственно, общий язык этих браков? Можно сказать, что это язык наступательный, боевой, штурмующий.
Шаляпин объяснился в любви своей будущей супруге в ошеломляющем наступательном стиле, в присутствии огромного количества зрителей, в известной опере он пропел со сцены:
Онегин, я клянусь на шпаге:
Безумно я люблю Торнаги!
Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла...
Разумеется, знаковый, логический язык тройки Петух, Змея, Бык связан не только с боевитостью, но еще и с любовью к твердым правилам, нормам, порядку, закону. Может быть, поэтому брак Д. Кеннеди и Ж. Кеннеди произвел на писателя Гора Видала, родственника Жаклин, впечатление "акции в духе XVIII века: чисто деловое предприятие".
Ни сильное, глубокое чувство, ни страдания от совместной жизни - ничто не позволяет представителям этих знаков переступить нормы закона, морали, приличия.
"Зимой 1850-1851 года в жизни А. К. Толстого произошла встреча, оказавшая исключительное влияние на всю его поэзию, больше того - на всю его духовную биографию... он познакомился с Софьей Андреевной Миллер... Взаимное чувство натолкнулось на внешние препятствия. Мать Толстого была категорически против увлечения своего сына, муж Софьи Андреевны не давал согласия на развод. Двенадцать лет боролись за свою любовь два человека, потянувшиеся друг к другу... с первого взгляда".
Из письма Толстого Миллер: "Мы никогда не будем вполне счастливы, но у нас есть удовлетворение... в сознании наших нравственных устоев и добра, которое мы сделаем друг другу. Я люблю это счастие, полное страданий и печали".
А вот как оценивал свой брак Николай Огарев: "У меня нет ни капли гениальной воли. Но я буду всегда вести себя вследствие твоего желания: ты приманишь - приду, ты бросишься в мои объятия - возьму; ты махнешь - отойду, воротишь - ворочусь".
Как видим, смысл этого брака не был скрыт от проницательного Огарева (не будем забывать, что Петухи - очень проницательные люди), и он отдавал себе отчет в большой силе воли жены и ее главенстве в их отношениях.
Их жизнь и складывалась по схеме, предсказанной Огаревым. Она всегда диктовала условия, уезжала то с одним, то с другим, а он даже формально не мог расторгнуть брачных уз.
Анатолий Алексин поведал интересную историю о том, как Ив Монтан со своим "приятным, но весьма камерным голосом киноартиста", не подумав, вступил в вокальный спор с ведущими оперными солистами, вступил, несмотря на долгие и настойчивые предостережения волевой супруги.
Подводя итоги конфуза, Алексин пишет: "Я заметил, что, как ни странно, многие мужчины позавидовали в тот вечер Иву Монтану, хотя он как певец-солист провалился: они позавидовали не его голосу и не его популярности, а тому, что у него была жена, которая боролась за его актерскую репутацию отчаяннее, чем он сам!"
Как точно подмечена главная особенность такого брака - дело делает муж, а за репутацией следит жена... Так и следует в подобном браке.
Морганатический брак императрицы Елизаветы Петровны с Алексеем Разумовским является ярким примером, в котором отражены все особенности таких союзов.
Женщины знаков Петух, Змея, Бык не ждут любви, а любят сами. Их любовь слепа, они не замечают недостатков своего избранника. Историк Соловьев писал: "Разумовский был человеком без способностей и без энергии, но, будучи доволен своим положением, не вмешиваясь в дела, он не вредил никому и ничему... До нас дошла одна жалоба на Разумовского, что он был непокоен во хмелю..."
И такого человека Елизавета любила и вела вверх по служебной лестнице, приближая к своему уровню: камергер, граф, генерал-поручик, генерал-фельдмаршал. Ее натура не позволила ей не узаконить их отношения, и как следствие - тайный брак в 1742 году.
Карьера Разумовского закончилась со смертью Елизаветы Петровны в 1762 году.
Столь же ярко направление воли от жены к мужу мы наблюдаем в браке супругов Кеннеди. Дэвид Хартман, автор отнюдь не лестной характеристики Жаклин Кеннеди-Онассис, в книге о ней, однако, говорит: "Жаклин умная и, как ни странно это звучит, очень преданная и верная жен- щина. Она всегда держалась за свое место возле клана Кеннеди, что, поверьте мне, было не так-то просто. Без нее Джон никогда не стал бы тем, кем стал..."
Направление вектора воли в своей семье отмечал и сам Джон. Однажды на пресс-конференции в Париже он представился журналистам как человек, сопровождающий Джеки Кеннеди в ее поездке по Европе.
Основная причина распадов таких браков - излишний нажим со стороны жены.
Отсутствие равновесия в сфере воли стало причиной развода Ф. И. Шаляпина и Иолы Торнаги. Но, как во всяком гнездовом браке, у них было много детей (пятеро), и "Шаляпин всегда проявлял заботу о своей первой семье... в трудные годы гражданской войны регулярно снабжал их продуктами... Он сердечно относится к Иоле Игнатьевне, всегда в письмах спрашивает о ней... ведет переписку с ней. Когда она привозит из Советской России сыновей Федора и Бориса, он общается с ней как с близким человеком... Шаляпин оформил с ней развод только в 1927 году".
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Наполеон Бонапарт (Бык) (1769-1821) - французский император из династии Бонапартов. Уроженец Корсики. Последние годы жизни провел на острове св. Елены пленником англичан.
Мария Валевская, урожденная Лончиньска (Петух) (1789-1817) - жена камергера Анастазы Валевского, фаворитка Наполеона I, мать его сына Александра Валевского.
Об отношениях Наполеона и Валевской свидетельствует Гертруда Кирхейзен: "Мы встречаемся здесь... с чувством, какого ни раньше, ни впоследствии Наполеон не дарил женщине. Он сам впервые здесь встретился с существом, которое чувствовало, как он, которое отвечало его нежности от всего бескорыстного сердца, которое было всецело предано ему и жило только им и для него. Правда, брак с эрцгерцогиней положил предел этой страсти, этой любви, не знавшей ни препятствий, ни границ, но вполне она не прекращалась никогда".
В этой цитате отмечено все: и языковое единство представителей одной тройки, и романтическая любовь женщины-волевика, и боевой характер отношений.
Бой - неотъемлемая часть жизни представителей знаков Петух, Змея, Бык. Любовь Наполеона и Валевской не вышла за эти рамки.
Наполеон впервые увидел очаровательную польку, когда она, рискуя попасть под копыта лошади, прорвалась к нему сквозь толпу. Само знакомство произошло на балу, устроенном в Варшаве в честь французского императора. И началась боевая любовь. Весь роман проходил в признаниях, отказах, в покорности и бунте.
Наполеон пишет Валевской: "Я видел только вас, любовался лишь вами и жаждал только вас!.."
Отказ Валевской только разжег любовь мужчины-логика. Он усилил любовно-боевой напор.
Строки из его писем Валевской:
"Неужели я имел несчастье не понравиться вам? Я, однако, был не вправе рассчитывать на обратное. Неужели ваше чувство ослабло? Мое же, наоборот, растет с каждым часом..."
"... О, приходите, приходите! Все ваши желания будут исполнены. Ваша родина станет для меня еще дороже, если вы сжалитесь над моим бедным сердцем. Н."
Высший свет Польши замер в непонимании происходящего. Сановники уговаривали юную графиню внять просьбам императора, так как от него зависела свобода страны. А Наполеон и Мария вели разговор, такой непонятный для других, на общем для них боевом языке и прекрасно чувствовали себя в этой обстановке.
Наполеон покорил и завоевал Марию. "Она была побеждена. Побеждена обещанием, что он вновь восстановит царство польское, побеждена всем его привлекательным, полным обаяния существом и тем искренним неподдельным чувством, которое он питал к ней".
Этот бурно начавшийся роман со временем все больше и больше входил в русло гнездовых отношений.
У Наполеона была потребность видеть ее постоянно. "Он говорил с нею языком взглядов и условных знаков, который был ей теперь вполне понятен и на котором она могла ответить... Каждый взгляд, каждый жест говорили ей: "Я люблю, я думаю лишь о тебе и хочу беспрестанно повторять это тебе!""
Мария и Наполеон умудрились создать спокойную обстановку, жить семейной жизнью в условиях военного похода.
Наполеон занимался инспектированием войск в замке Финкенштейн, а Мария "те часы, когда ее возлюбленный был занят, проводила в одиночестве в своей комнате, занятая каким-нибудь рукоделием... Время от времени она глядела украдкой из-за спущенных занавесей на замковый двор, где император устраивал парад своей гвардии".
Вместе они были и когда Наполеон воевал с Австрией.
Рождение сына Александра в 1810 году только укрепило их семью. Все историки единодушны: после рождения сына Наполеон готов был предложить его матери корону, Однако политико-династические соображения помешали его планам. Женой Наполеона стала Мария-Луиза, дочь австрийского императора Франца.
Но тем не менее Наполеон "продолжал окружать Марию Валевскую величайшей заботливостью... На свою жизнь она получала 10000 франков ежемесячно из частных сумм императора... Мария часто приводила маленького сына к отцу в Тюильри..."
Семейное единение Наполеона и Марии не было единением их мысли. Просьбы Марии об освобождении Польши остались без внимания. Наполеон говорил, что "его политика не может зависеть от желания его возлюбленной".
Однако женщина-волевик смогла расстроить планы женитьбы Наполеона на княжне Анне, младшей сестре царя Александра I. Брак был невыгоден Польше, так как окончательно рушились все надежды на независимость. Направленность вектора воли в союзе Наполеона и Марии видна так же, как и во всех других из этой тройки.
Валевская не покинула Наполеона и в трудные минуты его жизни.
Она "всегда оставалась верным другом Наполеона. Как добрый гений, этот нежный женский образ парил над ним во время всех его несчастий... Когда померкла его звезда, когда все его покинули, она одна была около него. Для нее он все еще был человеком, которого она любила, которому она пожертвовала всем".
Мария Валевская была единственной из всех женщин Наполеона, навестившей его на острове Эльба. Она приехала туда с сыном, была рядом с императором и во время его "100 дней".
"... Только когда судьба вторично разлучила ее с другом, Мария Валевская сочла себя свободной от обязательств по отношению к нему. Год спустя после вторичного низложения Наполеона она вышла замуж за бывшего полковника гвардии, генерала графа Филиппа-Ануана д'Орнано, двоюродного брата императора... Мария Валевская недолго наслаждалась своим новым счастьем. Рождение ребенка, которым она разрешилась в Люттихе в июне 1817 года, было для нее роковым". Она умерла 10 декабря 1817 года в доме, подаренном ей Наполеоном.
Лит.: Кирхейзен Г. Женщины вокруг Наполеона, СП "Вся Москва", Политекст, 1991.
БРАК 19. Он - Петух, она - Петух
Брак носит открытый характер. Супруги считают, что каждый гость от Бога. Но хорошо бы, если окружающие знали бы меру.
Жене следует более мягко проводить в жизнь свои решения. Муж должен чувствовать себя главой семьи. В противном случае он пустится во все тяжкие. Энергии у него достаточно на десять человек.
Контакты мужа лучше контролировать, но ревновать без причины не стоит. Ваши ссоры не должны носить затяжной характер.
В хозяйственном плане брак великолепен.
БРАК 20. Он - Петух, она - Змея
Энергичный, немного суматошный муж находит успокоение и понимание у своей уравновешенной жены. При такой энергичном муже жена может позволить себе расслабиться. Только не нужно за доброту и щедрость мужа платить черной неблагодарностью. Избегайте соблазнов. Пусть главным смыслом вашей жизни станет семья.
Если муж не уменьшит число знакомых, то ревность жены примет устрашающие размеры.
Жене придется привыкнуть к прямолинейности и нещепетильности мужа, ему же все-таки стоит помнить о ее аристократической душе.
БРАК 21. Он - Петух, она - Бык
Несмотря на свою любовь, жена может сломать мужа и своей волей, и безжалостностью, и грубостью. Никакого диктата, помните, что птица не поет в неволе.
В хозяйственном плане у супругов должно быть полное взаимопонимание. Для них чем больше работы, тем лучше.
Жене неплохо добиться того, чтобы многочисленные знакомые мужа собирались в их доме. С одной стороны, контроль, с другой - так приятно показать свою крепкую семью.
БРАК 22. Он - Змея, она - Петух
Если жена создаст спокойную обстановку дома, то союз будет прекрасен.
Для достижения этого надо помнить следующее: муж ранимый и утонченный человек и поэтому все внимание только ему, а не многочисленным знакомым и подругам. Кроме того, муж болезненно ревнив и самолюбив. Его депрессии отравят совместное существование.
Мужу стоит смириться с простотой и прямолинейностью жены" если это не переходит границы.
Большая часть хозяйственных забот будет на плечах жены, муж устойчив в своем эгоизме, не тратьте нервы.
БРАК 23. Он - Змея, она - Змея
Брак носит закрытый характер. Это залог того, что любовь долго не покинет мужа и жену.
Соединяются два чутких человека, но если вы будете жалеть только себя, то семьи не получится. Даже когда все благополучно, с возрастом могут увеличиваться периоды депрессий у обоих.
Спокойный дом- спасение для супругов. За хозяйственную сторону жизни в этом браке можно не волноваться. Один совет - делайте все вместе или четко разделите обязанности.
БРАК 24. Он - Змея, она - Бык
Очень может быть, что муж не выдержит диктата жены. Она таким образом сама разрушит свое счастье. Лучше если она возьмет быт на себя, не будет требовать активности от супруга, поймет, что он нуждается в постоянном внимании.
У супругов слишком разные энергетические запасы. Энергия и оптимизм жены могут не только не облегчить, а наоборот, усугубить депрессии мужа. Во всем нужна мера.
БРАК 25. Он - Бык, она - Петух
Главное в этой семье - работа и хозяйство. Супруги трудолюбивы до самозабвения. Сочетание в семье прижимистого мужа и жены, которая почти не задумывается над очередной тратой, может стать и причиной конфликтов, и, напротив, почвой для чего-то среднего.
Жене надо знать, что муж достаточно волевой человек, к тому же не отличается особой чувствительностью. Следовательно, ей надо быть большим дипломатом и не доводить отношения до конфликта.
БРАК 26. Он - Бык, она - Змея
Стремление мужа к солидности воплотится в жене, в том доме, что она создаст. Такая жена мягко и незаметно для самого мужа переделает его. Ее воля в семье обычно ненавязчива.
Активность мужа во всех направлениях даст жене так необходимый ей покой. Со временем она сможет найти привлекательные черты в суровости и прямолинейности супруга, как и он - в ее утонченности и ранимости. Совет жене: вашего мужа истерики не проймут, пожалейте себя.
БРАК 27. Он - Бык, она - Бык
Один из браков супругов-двойняшек. Восприятие мира, поступки и желания обоих почти совпадают. Ортодоксальность делает брак еще более монолитным. Однако одинаковость может стать и причиной конфликтов. Взаимное упрямство осложнит жизнь. Учитесь компромиссам. Жена должна ценить то, что муж спокойно переносит ее диктаторские наклонности, которые часто не выдерживают другие представители сильного пола.
В хозяйственном плане брак прекрасен, трудолюбия и энергии супругам не занимать.
Глава 4
СОРАТНИКИ
(Муж и жена: Лошадь, Тигр, Собака)
Примеры: В. С Высоцкий - М. Влади (Тигр - Тигр),
В.Э. Мейерхольд - 3. Н. Райх (Собака - Лошадь),
К. Маркс - Ж. Маркс (Тигр - Собака),
К. Дебюсси - Э. Дебюсси (Собака - Собака),
An. Григорьев - Л. Ф. Корш (Лошадь - Собака),
А. П. Юшневский - М. К. Юшневская (Лошадь - Собака).
Мужчина в этих браках является источником романтической любви и обладает управляемой волей. Женщина-логик, живущая по определенным схемам, прямолинейная, активная, постоянно что-то планирующая. Компромиссы в жизни ей неведомы. Сближает столь разных по типу мышления людей общий язык. Для обоих характерно стремление познать неведомое, стремление вперед; в семейной жизни оба сторонники патриархального уклада, одинаковы в своем желании создать Семью с большой буквы. Цель жизни они видят в продолжении рода. В брачной теории структурного гороскопа этот союз получил название "брак соратников". Это точное, но слишком сухое определение. В таком союзе очень много любви, романтизма, но основную роль играет общность интересов, взаимопонимание, верность, ответственность и чувство долга обоих.
Мы уже говорили, что женщины тройки Лошадь, Тигр, Собака в любом браке соратники мужа. Брак с мужчинами своей тройки дает большой простор для реализации такого призвания. Кроме того, мужьям этих знаков необходима именно такая жена.
Н. Гумилев (Собака) признавался И. Одоевцевой: "Я мечтал о веселой, общей домашней жизни, я хотел, чтобы она (А. Ахматова.- Авт.) была не только моей женой, но и моим другом и веселым товарищем".
В наиболее удачных союзах подобного типа романтическая любовь мужа к избраннице как-то незаметно сливается с любовью к делу.
Постоянная, неослабевающая активность жены, ее направленность только вперед не дает мужу возможности расслабиться, остановиться. Достижения таких браков огромны. Силы мужа удваиваются, жена освобождает его от всяческих помех делу. Можно сказать, что жена любит любовью вдохновляющей...
"Всеволод Эмильевич сразу поверил, что Райх станет актрисой, и большой... он нисколько не сомневался в ее возможностях. Она, может быть, и сомневалась. Но ее сомнения таяли в огне вдохновенной любви..."
Вот два высказывания И. Ильинского об актерском даровании 3. Н. Райх: "Ее сценическая беспомощность, а также физическая неподготовленность и, попросту говоря, неуклюжесть были слишком очевидны..."
Через небольшой промежуток времени он же признавал: "Многому она успела научиться у Всеволода Эмильевича и, во всяком случае, стала актрисой не хуже многих других".
Из воспоминаний Марины Влади: "Нам по тридцать лет, у нас большой опыт жизни... А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь... Ничто и никогда не сотрет из памяти те первые минуты бесконечной близости... Мы вместе отныне и вовеки веков... Ты читаешь мне стихи - и это одна из самых полных минут нашей жизни, сопричастность, глубокое единение. Это твой высший дар мне... В тридцать лет ты был талантливым человеком... В сорок два - ты Поэт, оставивший человечеству свое творчество".
Для Клода Дебюсси "подлинными драмами были разлуки с Эммой...". С каждого этапа своего гастрольного турне он пишет ей страстные письма: "...я хочу найти опору в сердце, но испытываю самую сильную боль, потому что оно находит себе опору только в тебе... Прежде всего, если выбирать между тобой и музыкой, то ревновать, скорее всего, могла бы музыка... Будь уверена, что если случится так, что я больше не стал бы ее писать, то, скорее всего, ты перестала бы меня любить, потому что ни некоторая привлекательность бесед со мной, ни мои физические достоинства не смогли бы мне помочь удержать тебя..."
В таких браках жена не только прекрасно понимает стремления мужа, поддерживает его во всем, но, сохраняя самостоятельность мышления, обогащает его новым взглядом на проблему, всегда может оценить его деятельность.
"...Мадам Дебюсси... интуиция всегда подсказывала, что могло послужить на пользу музыке ее мужа...",- вспоминала Маргерит Лонг. Она же продолжает: "Мадам Дебюсси доходила до выражений "неуважение", "нечестность", если какое-либо исполнение хотя бы немного искажало традицию, так скрупулезно обдуманную и закрепленную навсегда".
При таком понимании между супругами и в семье, и в деле становятся объяснимы конфликты жен с родственниками или посторонними после смерти мужа, верность этих женщин памяти мужа и его делу.
Марина Влади пишет: "...Семен Владимирович... вы оклеветали человека, и это был ваш собственный сын. В течение двенадцати лет я старалась примирить вас. Но вас волновало лишь собственное спокойствие... Вы никогда по-настоящему не интересовались произведениями вашего сына. Вы никогда не понимали его борьбы, потому что она не вписывалась в ваше представление о жизни".
Екатерина Мещерская говорит о своих родителях: "Отец был ярким спортсменом, редким пловцом, он объезжал диких лошадей. Лошади были его страстью. Он создал меня, когда ему было 83 года, моя мать была на 48 лет моложе отца и на всю жизнь осталась верна его памяти".
Мария Казимировна Юшневская, узнав, что ее муж (декабрист) осужден на пожизненную каторгу, тут же подает прошение о разрешении следовать за ним: "...Прожив с ним 14 лет счастливейшей женой в свете, я хочу исполнить священнейший долг мой и разделить с ним его бедственное положение. По чувству благодарности, какую я к нему имею, не только бы взяла охотно на себя все бедствия в мире и нищету, но охотно отдала бы жизнь мою, чтобы только облегчить участь его".
Ф. Энгельс написал, что "Женни Маркс... не только разделяла участь, труды, борьбу своего мужа, но и активно принимала в них участие с величайшей сознательностью и пламенной страстью".
Маргерит Лонг вспоминает: "Став в 1905 году женой Мэтра, Эмма Дебюсси стала и его великой жрицей. Молчаливая, внимательная, непоколебимая, как "...рабочий стол, к которому привык, который знает прихоти вашего тела и который принимает вас, как старый друг, которому можно все сказать". Она только пройдет неслышными шагами, а ее золотистые глаза отметят, в порядке ли все..."
В. Высоцкий:
Мне меньше полувека - сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним...
Картина почти идеальна, но женщинам тройки Лошадь, Тигр, Собака можно поставить памятник за их терпение, за их способность прощать, ведь жить рядом с волевым мужем, принимать его диктат и при этом оставаться самой собой очень сложно.
М. Влади: "Я к тому времени недавно стада твоей законной женой, и свидетельство о браке, по твоему мнению, обязывало меня безропотно терпеть все твои выходки... Начинается трагедия... я обычно нахожу тебя гораздо позже, когда твое состояние начинает беспокоить твоих собутыльников... И вот тогда начинается самое трудное: я запираюсь с тобой дома, чтобы отнять у тебя бутылки. Два дня криков, стонов... головной боли... Я стерегу тебя и бужу, когда тебе снятся кошмарные сны... И наверное, я люблю тебя не меньше, чем моя бабушка любила своего взбалмошного супруга, потому что ярость моя быстро спадает, и я легко прощаю. Ты чувствуешь, что виноват, и обещаешь, что такое никогда больше не повторится".
Как ни странно, но роковую роль в этом браке может сыграть романтическая, то есть неуправляемая, страстная, бурная любовь мужа. Если он любит жену (ведь Высоцкий сутками ждал Марину Влади в аэропортах, после ссор разыскивал ее по телефону в разных странах, посвящал ей стихи и т. д. и т. п.), то это прекрасно. Но если направленность любви изменится - могут быть неприятности. Любовь - та область, где оба супруга чувствуют себя неуверенно и нуждаются в проводнике. При конфликтах в этой области на первое место выйдет различная суть супругов. Волевой муж столкнется не с женской слабостью, а с хорошо организованными боевыми действиями по всем направлениям.
Брак носит идейный характер, в нем сильны домостроевские тенденции: муж руководит, жена помогает; все в тесном контакте и взаимовыручке. Счастье обоих супругов в детях, семье, и не надо идти путем Апполона Григорьева и Лидии Корш.
Их брак не принес счастья никому, так как Григорьев женился на Лидии, любя ее сестру Антонину. "Лишь в течение полутора-двух лет молодая чета была счастлива... Позднее взаимное охлаждение и отчуждение привело к разрыву отношений. Муж пренебрег своей женой и после этого обвинял ее во всех смертных грехах".
"...Возврат к совместной жизни с Л. Ф. Корш казался Григорьеву невозможным: взаимное уважение было решительно потеряно, и измены жены, видимо, носили вызывающий характер..."
Марина Влади: "В сего два раза в жизни у меня не хватило... сил. Первый раз - в самом начале нашей совместной жизни, когда в бреду ты называл меня не моим именем. Второй раз - когда ты вышвырнул меня в коридор и заперся в ванной, чтобы допить бутылку. Задыхаясь от ярости, я хлопнула дверью и послала тебя к черту. В обоих случаях, естественно, ты провел полгода в адских мучениях. И я тоже".
Быть может, именно этому типу брака посвящена русская книга "Домострой". Муж - строитель дома, руководитель, прекрасный педагог. Жена - неутомимая хозяйка, заботливая мать, несмотря на свою боевитость и бескомпромиссность выполнит волю мужа, только его воля должна быть мягкой.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Александр Исаевич Солженицын (Лошадь) (р. 1918 г.) - великий русский писатель.
Наталья Дмитриевна Солженицына (Тигр) (р. 1938 г.) - жена писателя.
Семья Солженицыных прекрасный пример гнездового брака, который достиг своей вершины - превратился в род.
Журналист пишет: "...все мальчики в той или иной степени Солженицыны, гордятся тем, что носят эту фамилию, понимают, что значит их отец для русской литературы..."
Трое сыновей Солженицыных прекрасно поддерживают престиж фамилии: Ермолай занимается проблемами Востока, Игнат- концертирующий пианист, Степан учится в колледже Св. Павла.
Наталья Дмитриевна говорит о сплоченности семьи: "Вообще воздух в семье между собой и с детьми очень дружеский..."
Такие отношения появляются не просто так, основой им служит гнездовое единство супругов, когда не нужно слов для взаимопонимания, а атмосфера семьи насквозь пропитана этим взаимопониманием.
Наталья Дмитриевна: "Мне с Александром Исаевичем жить легко, просто, радостно... Счастье... Когда только борьба, только страсть или только нежность - это, мне кажется, для счастья мало. У нас есть все. И мы Богу благодарны за то, что встретились".
Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна создали "гнездо" даже не фигурально, а буквально. Их дом в Вермонте - патриархальный домашний очаг, который зовет к себе. Здесь родители воспитали троих сыновей.
Наталья Дмитриевна: "В семье как в семье. Да еще в изгнании. Вокруг нас ведь русских нет. Оттого семья еще дружнее... Я учила их русскому, отец - математике, алгебре, геометрии..."
Наталья Дмитриевна своей жизнью доказала, что призвание женщин из тройки Лошадь, Тигр, Собака быть соратниками.
Галина Вишневская написала: "Безоглядно пошла она за ним, не претендуя ни на что".
Наталья Дмитриевна не смогла посвятить себя только воспитанию детей, для женщин, рожденных в годы Лошади, Тигра, Собаки, этого мало, она нашла свое место рядом с великим писателем, став его незаменимым помощником.
Наталья Дмитриевна: "...мы живем в лесу, работаем все восемнадцать лет по четырнадцать часов в сутки, можно бы сказать: жизнь каторжная, но для нас счастливая".
Наталья Дмитриевна ведет всю корреспонденцию писателя, отвечает за редактирование рукописей, сохранность и пополнение архива. Она публикует свою серию воспоминаний эмигрантов первой волны.
Александр Исаевич говорит, что без помощи Натальи Дмитриевны, без ее независимого мнения по всем вопросам он не смог бы закончить труд своей жизни - "Красное колесо".
Супруги Солженицыны создали прекрасное "гнездо", которое является классикой семейного единства представителей одной тройки знаков, но в своей работе они были и остаются самостоятельно мыслящими людьми.
На вопрос журналиста: "В глазах детей рядом со знаменитым отцом не проигрываете?" - она ответила: "Мне это не грозит".
Гнездовой брак с его естественностью и патриархальностью дал выразиться двум незаурядным личностям - Александру Исаевичу и Наталье Дмитриевне. Сыновья подхватили эстафету родителей.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 436.