Лит.: Российские вести, февраль 1991; Новый взгляд, 1993, № 114
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                       БРАК 73. Он - Петух, она - Лошадь

Открытый брак, здесь царит кипучая деятельность и оптимизм. Избыток энергии у обоих может сыграть и отрицательную роль, если жена переоценит свою волю и попытается командовать мужем.

Чтобы избежать подобного, мужу необходимо добиться значительных успехов в чем-либо, трудиться не покладая рук. Конечно, не стоит забывать, что чем больше общих дел, тем лучше.

Не идите на поводу у вашей открытости. Слишком много гостей в доме может нарушить ваш интеллектуальный контакт.

 

                        БРАК 74. Он - Петух, она - Тигр

Брак, где различия супругов только укрепляют союз. Жена вносит спокойствие и целенаправленность в несколько суматошную деятельность мужа, его же энергии хватит на двоих. Желание жены жить только интересами мужа также укрепляет семью. Они часто делают все вместе.

Жене надо постараться не выплескивать свое плохое настроение на мужа, ведь он ждет от жизни только хорошего.

Если немного о таинственном, то это два мистических знака, у которых есть какое-то знание о запредельном.

 

                         БРАК 75. Он - Петух, она - Собака

Векторный брак, где вечно сомневающаяся в себе жена встречает очень уверенного, внешне эффектного мужа. Обычно он является душой компании, у него много друзей.

Жена безумно счастлива и готова все сделать для своего спутника. Она создаст такой дом, что мужу не захочется его менять. Если муж, сознавая свою власть, будет беречь жену-слугу, то можно протянуть этот брак, но насколько? Никто не знает.

Открытость мужа уменьшит время нахождения наедине - это тоже благо. Только пусть жена не ревнует.

 

                           БРАК 76. Он - Змея, она - Лошадь

Жена является для мужа неиссякаемым источником жизненной энергии. Она гасит его энергетические спады и плохое настроение. Но и в этом надо соблюдать меру. Жене не стоит заставлять мужа радоваться жизни насильно.

Оба чуткие и нежные люди. Берегите друг друга, не оставляйте без ответа желания спутника жизни.

Огромное трудолюбие жены позволит мужу не напрягаться хотя бы в домашнем хозяйстве.

Пусть муж болезненно не реагирует на широкий круг знакомых жены. Преданность заложена в характере женщины-Лошади.

 

                            БРАК 77. Он - Змея, она - Тигр

Брак носит закрытый характер. Оба эстеты, именно это основа для сближения. А вот недомолвки, полунамеки могут стать базой для непонимания. Лучше все сразу выяснить, а не пускать на самотек.

Жене в мечтательности не надо забывать, что муж очень чувствительный человек, нуждающийся в сопереживании. Также не стоит ей забывать и о хозяйстве.

Берегите друг друга. У обоих возможны затяжные спады, депрессии, с возрастом прогрессирующие. Особенно этим отличается муж.

 

                            БРАК 78. Он - Змея, она - Собака

Жена должна помнить, что, несмотря на активность, запасов жизненной энергии у мужа немного. Пусть она помогает ему во всем, не только в хозяйстве, но и в работе.

Спокойный, уютный дом, постоянное сопереживание мужу уменьшат его депрессии. От этого всем будет легче. Однако не надо волевыми методами вытаскивать мужа из очередного кризиса. Здесь упрямство и настырность жены сыграют плохую роль, лучше обратиться к его чуткому сердцу.

Жена почувствует себя настоящей женщиной рядом с мужем - аристократом.

 

                             БРАК 79. Он - Бык, она - Лошадь

Главное, что объединяет супругов,- это высочайшая практичность, желание включить в сферу своей деятельности все средства и ресурсы.

Избыток энергии у обоих может стать причиной конфликтов, если она не используется в мирных целях. Работать, работать и еще раз работать.

Капризы жены и упрямство мужа могут совсем расшатать семейный корабль. Жене стоит уменьшить круг знакомых, они раздражают вашего мужа, ведь он - собственник по натуре.

 

                           БРАК 80. Он - Бык, она - Тигр

Векторный брак, роковая страсть, сразу и не поймешь, что в этой паре нет жара любви. Брак - один из самых неустойчивых, так как, кроме векторных страстей, супругов мало что связывает.

Упрямый, властолюбивый, безжалостный муж не щадит свою утонченную жену. Затворничество жены его раздражает. Жена же не в состоянии выдержать активный образ жизни, который предлагает ей муж. Склонность к депрессиям у жены только усилится.

Впрочем, Бык может сдержаться и не воспользоваться правом сильного, но хватит ли нервов у жены терпеть положение слуги?

 

                               БРАК 81. Он - Бык, она - Собака

Опять векторный брак, но теперь муж играет роль слуги. Кроме кольца супругов связывает ортодоксальность. Забывая про все, они вместе трудятся над созданием прочной базы семьи. Идеи господствуют в таком союзе.

Муж становится более мягким и уступчивым человеком, он не жалеет себя для блага своей избранницы. Но сможет ли она по достоинству оценить жертвенность мужа? Может быть, обоюдное желание иметь свой дом, крепкую семью спасет их союз?

 

                                            Глава 10
                         ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ (КОСА НА КАМЕНЬ)

        (Муж: Лошадь, Тиф, Собака; жена: Петух, Змея, Бык)

 

Примеры:                        И . С . Тургенев - П . Виардо (Тигр - Змея),
                                                      И . А . Бунин - В . Я . Муромцева (Лошадь - Змея),
                                                      И . И . Пущин - Я . Д . Фонвизина (Лошадь - Бык),
                                                      А . И . Куприн - Е . М . Куприна (Лошадь - Петух),
                                                      Я . В . Недоброво - А . А . Ахматова (Лошадь - Бык),
                                                      Д . С . Мережковский - 3. Н. Гиппиус (Тигр - Змея),
                                                      Г. Нельсон - Э. Гамильтон (Тигр - Змея).

 

Обычно такой брак заключается по взаимной и страстной любви. Любовь ломает все языковые барьеры, стоящие перед влюбленными. Они полностью отдаются своему чувству, часто совершают невозможное, непонятное ради своей любви.

Ксения Куприна так описывает решительное объяснение своих родителей: "В Даниловском Куприн уже по-настоящему влюбился в Лизу... Однажды во время грозы он объяснился с нею. Первым чувством Лизы была паника. Она была слишком честной... Разрушать семью, лишать Люлюшу отца казалось ей совершенно немыслимым, хотя у нее зарождалась та большая, самоотверженная любовь, которой она впоследствии посвятила всю жизнь".

Прекрасная, романтическая любовь адмирала Нельсона и леди Гамильтон стала легендой, о ней снимают фильмы. Они пренебрегли всеми приличиями ради своего чувства, буквально сгорели в его огне.

Наталия Дмитриевна Фонвизина "...тайно, под видом поездки в свои отдаленные имения, отправилась к друзьям в Сибирь. Этому предшествовала переписка с И. И. Пущиным, вполне красноречиво доказывающая, что "любви все возрасты покорны". В 1857 году по велению сердца (а также по совету чудотворной иконы) 52-летняя Н. Д. Фонвизина сочеталась браком с 59-летним декабристом".

И. С. Тургенев писал Полине Виардо: "Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам... Мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам, сознание этого действует на меня... как яркий луч солнца.

Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастия, я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище".

Согретые взаимной любовью, люди живут друг для друга. Письма Полины Виардо к русскому писателю убеждают, что чувство, которое он к ней испытывал ("никогда невиданное на земле", как он писал), было взаимным.

Любое романтическое чувство жертвенно по природе, и романтическая любовь не является исключением.

Ум-эль-Банин пишет о жене И. А. Бунина: "Она вызывала мое восхищение: добротою души, преданностью человеку, который, на мой взгляд, совсем этого не заслуживал, полным отсутствием ревности... ей важно было только одно: чтоб он был счастлив".

Но романтик не управляет своими чувствами. Он только хочет, чтобы любовь была неизменной, не понимая, что все в мире изменяется. Отсюда многие трагедии.

Как никто другой, Бунин отразил в своем творчестве муки романтической любви. Литературовед пишет: "Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самих его основах... бунинские персонажи доходят в своем пути к счастью до несчастья: не удовлетворяясь скромными, отпущенными им сугубо "земными" пределами, они подымаются до тяжбы с природой и вечностью в требовании идеального чувства".

А вот строки из письма Бунина брату Юлию: "...описывать свои страдания отказываюсь, да и ни к чему. Но я погиб - это факт совершившийся. ...Давеча я лежал часа три в степи и рыдал, и кричал, ибо большей муки, большего отчаяния, оскорбления и внезапно потерянной любви, надежды, всего, может быть, не переживал ни один человек... Как я люблю ее, тебе не представить... Дороже у меня нет никого".

Взаимная любовь двух романтиков небесконечна. Кто-то разлюбит, возникнут конфликты, проснется воля, которая окончательно запутает все и вся.

Полина Виардо решила не покидать мужа; что это было волевое решение - сомнений нет.

Вот ее слова: "У меня были в жизни очень горькие минуты... я могла совершить большую ошибку - потому что лишилась воли. Я вовремя обрела ее, чтобы скрепя сердце выполнить свой долг... понемногу мой разум вернулся ко мне, а с ним и воля. Обладая ею, я была сильнее всех. Я не совершила ошибки".

Да, Тургенев и Виардо через всю жизнь смогли пронести свою романтическую любовь, но семью они не создали.

В таких браках супруги кратчайшим путем идут к пониманию того, что они одинаковые люди, поэтому дух соперничества (коса и камень) может отравить совместное существование, когда любовь уходит от них. А в этом браке совместное дело, вероятно, самый важный компонент счастливой жизни.

"Вера Николаевна, ставшая женой Бунина, в течение почти полувека сопровождала его, окружала заботой и вниманием, изучала писательские привычки и даже капризы своего "Яна"".

Бунин сказал одному журналисту: "Вот я скоро умру... и вы увидите: Вера Николаевна напишет заново "Жизнь Арсеньева"..."

Да, лучший вариант этого брака, когда "содружество... было и сотворчеством". Именно так написано о союзе Тургенева и Виардо.

"Он (Тургенев.- Авт.) писал для нее тексты романсов, сочинял либретто... когда она решила проявить себя на композиторском поприще". Высоко ценя ее критическое мнение, "он знакомит ее со всеми своими творческими замыслами".

Литературно-критическая поддержка Н. В. Недоброво во многом помогла Анне Ахматовой подняться на вершину поэтического Олимпа. Она писала, а он построчно разбирал ее произведения: хвалил, ругал, советовал, направлял.

Леди Гамильтон не только любила Горацио Нельсона, она принимала самое деятельное участие в его военных экспедициях, обеспечивала снабжение, узнавала последние новости Неаполитанского двора и передавала адмиралу. Она использовала все свое влияние на короля и королеву Неаполя, чтобы облегчить существование английской эскадры в Средиземном море. Впоследствии их дом в Англии превратился в своеобразный военно-морской клуб.

"Имя Зинаиды Николаевны Гиппиус... биографически и духовно соединено с именем ее мужа Дмитрия Сергеевича Мережковского. В литературно-общественной, религиозно-философской, художественной жизни России на рубеже веков...- на протяжении нескольких десятилетий - развертывается интенсивная и многообразная творческая деятельность этих широко образованных, остро мыслящих, подвижнически неутомимых писателей-проповедников".

Дом Мережковских "сделался одним из центров духовной жизни начала XX века. Андрей Белый... пишет, что в нем "воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились"".

Двух волевиков всегда привлекает общественная деятельность. Эти браки оставляют нам в наследство созданные государства, общественные течения, новые направления в искусстве и т. д.

В заключение скажем, что когда в брак вступают две столь сильные личности, то на первое место должно быть поставлено уважение друг к другу. Только такое отношение позволит избежать очень многих конфликтов.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Владимир Ильич Ленин (Лошадь) (1870-1924) - организатор партии большевиков, основатель Советского государства.

Надежда Константиновна Крупская (Змея) (1869-1939) - государственный, партийный деятель.

Общим делом этой семьи стала революционная борьба, итогом жизни - создание нового государства.

Разные исследователи их жизни пишут об одном и том же - о духе соратничества, поддержки и взаимопомощи.

Н. Васецкий: "Он и она жили вместе, как два товарища".

Н. П. Морозова: "Все, что я читала о Крупской, все, что я читала ее... показывает, что ей так же, как и Владимиру Ильичу, было абсолютно чуждо понятие жертвенности. Общее для них было личное, то есть было просто полное единение общего и личного. Им не надо было раздваиваться... знамя Ленина было и ее знаменем... знамя коммунизма было их общим знаменем".

"Она (Н. К. Крупская.- Авт.) была не только женой. На протяжении его нелегкой жизни Надежда Константиновна оставалась его верным другом и соратником, его партийным товарищем... Владимир Ильич глубоко уважал и ценил Надежду Константиновну как революционера и марксиста, постоянно советовался с нею, ей первой поверял свои планы и мысли. Их содружество было полным и гармоничным".

Плюсом этого равного брака было то, что Надежда Константиновна и Владимир Ильич не потратили ни одной минуты на поиск общего дела. Они познакомились на революционной сходке, более того, молодую революционерку заинтересовал не сам Ульянов, а его доклад.

Крупская пишет, после того как прочитала рукопись доклада Ульянова: "Хотелось поближе познакомиться с этим приезжим, узнать поближе его взгляды". Встреча состоялась на масленичной вечеринке, "где марксисты ели блины, рассуждая о будущем России".

Опишем такую жизненную ситуацию: невеста разлучена с женихом несколько лет; она рвется к любимому, он пишет ей признания в любви; они встречаются после долгой разлуки в сибирской глуши и... "Долго мы проговорили в ту ночь" - так вспоминает Надежда Константиновна свою встречу с Владимиром Ильичем в Шушенском.

В каждом браке свои радости. В равном союзе - это счастье общения, когда приходит полное взаимопонимание через поиск смысловых параллелей.

Н. П. Морозова: "В первые же годы совместной жизни между ними выработалось то удивительное единодушие, про которое в народе говорят: "Живут душа в душу"... Мне думается, что такому единению душ немало способствовало общее свойство - глубоко эмоциональное отношение к делу, которым они занимались".

В воспоминаниях Крупской красной нитью проходит это единение мысли двух волевиков.

Ленин работает над книгой "Развитие капитализма в России", а Крупская пишет, что она изображает "беспонятного читателя", чтобы судить о ясности изложения материала.

Или: "В тяжелое время между половиной января и концом января много ходили мы с Ильичем вокруг Смольного, по Неве. Ильичу было трудно, и в такие минуты у него была потребность рассказать громко кому-нибудь близкому то, что его заботило. Я не помню уже того, что он говорил, но созвучно с тем, что говорил он на VII съезде партии. Эту его речь не могу я читать без волнения и сейчас. Точно Ильича голос слышишь, все его интонации".

Деловой характер брака двух волевиков налицо. Только в нем можно читать официальную речь мужа-политика и испытывать теплые чувства, перед мысленным взором воскрешать образ мужа.

Вершиной интеллектуального единения Крупской и Ленина можно назвать последние трагические месяцы его жизни. Ленин болел, парализован, не может говорить, постепенно отключается мозг, а в воспоминаниях Крупской мы видим очень оживленный диалог супругов: она читает газеты, отвечает на его вопросы и т. д.

Н. К. Крупская: "Отгадывать было возможно потому, что, когда жизни прожиты вместе, знаешь, что и какие ассоциации у человека вызывает".

Как видим, секрет прост. Они так долго работали вместе, все обсуждали вместе, что, когда один потерял речь, на интеллектуальном взаимодействии это почти не отразилось.

Равный брак Ленина и Крупской является классическим примером и потому, что в их совместной жизни полностью отсутствовала бытовая сторона. В таком браке супругам не до семейных вечеров и домашних обедов.

Крупская писала: "...хозяйка я была плохая. Люди, привыкшие к заправскому хозяйству, весьма критически относились к моим упрощенным подходам..." Даже оторванные пуговицы Ленин пришивал себе сам, это у него получалось лучше.

Хозяйство семьи Ленина и Крупской с Шушенского вела мать Надежды Константиновны. Нередко супруги ходили в рестораны, "как заурядные любовники", так как дома ничего не было и не хотелось готовить.

Два волевика - два источника романтической любви. Несмотря на деловой характер брака, и Ленин и Крупская испытали это сильное чувство.

Надежда Константиновна пишет: "Мы ведь были молодожены. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти".

Они испытали и крушение романтической любви, что также закономерно для брака двух волевиков.

"Знала ли Крупская об отношениях между Лениным и Инессой (Инесса Арманд.- Авт.)? Не могла не знать, трудно было не заметить. Со слов той же Коллонтай (она хорошо знала Инессу и с нею переписывалась), Марсель Боди сообщает, что Крупская хотела "отстраниться", но Ленин на это не шел, не мог пойти на такой разрыв. "Оставайся", - просил он... Нельзя не отметить проявленное потом Крупской совершенно особое мужество самозабвения. Под ее редакцией вышел сборник статей "Памяти Инессы Арманд", ее портрет и теплые строки о ней находим в воспоминаниях Крупской. Этого требовала память Ленина. Далеко не всякая женщина могла бы так забыть себя..."

А мы скажем, что так может поступить женщина только в равном браке. Супруги одинаково мыслят и, следовательно, испытывают одинаковые чувства к окружающим их людям. Как же Надежда Константиновна могла ненавидеть Инессу Арманд, если она прекрасно понимала чувства Ленина к ней?

Со смертью Ленина не прекратился этот деловой союз. Крупская работала с его творческим наследием, боролась за ленинскую линию в партии.

"После смерти Ленина Надежда Константиновна еще долго не могла привыкнуть говорить о нем в прошедшем времени. Она постоянно беседовала с ним, думала о нем, советовалась.

До конца своих дней хранила она два обручальных колечка, выпиленных из медного пятака, они напоминали ей о Шушенском венчании".

Лит.: Валентинов Н. Попытки узнать Ленина, М., Слово, 1990; Московский комсомолец, 1991,23 апр.; Москвичка, 1991, аир., № 3; Женщины русской революции, М., Политическая литература, 1982.

                         БРАК 82. Он - Лошадь, она - Петух

Брак носит открытый характер. Хорошо иметь большой дом и часто приглашать гостей.

Чувствительного мужа может удивить прямолинейность и приземленность его избранницы, но это мелочь по сравнению с общим взглядом на жизнь.

Романтическая страсть бушует, может быть, поэтому любовь очень скоро покидает такой союз, уступая место борьбе за власть. Помните, что эта борьба бессмысленна.

 

                          БРАК 83. Он - Лошадь, она - Змея

Различия в характерах супругов чисто внешние. Именно они помогут создать крепкую семью. Открытость и энергичность мужа прекрасно сочетаются с эстетизмом и уравновешенностью жены. Любовь и чуткость обоих супругов только укрепляют их союз. Как можно дольше не покидайте сферы любви.

Из трех представительниц женской воли только Змея сможет полностью понять мужа, найти в его деле свое собственное место.

Муж должен помнить, что рядом с ним очень утонченный человек, любящий комфорт и спокойствие.

 

                          БРАК 84. Он - Лошадь, она - Бык

В этом союзе быстрее, чем в других, на первое место выходит борьба воли. Жена просто не сможет скрыть своего властолюбия и диктаторских наклонностей. Другого мнения для нее не существует, она настойчива до упрямства, часто бывает безжалостна. Мужу, у которого независимый характер и очень чувствительная душа, невозможно очень долго выносить это.

Муж поступит мудро, если хозяйственные проблемы оставит жене, не будет вмешиваться в процесс создания дома. Жена должна помнить, что воля мужа хотя и мягче, но сильнее.

 

                           БРАК 85. Он - Тигр, она - Петух

Брак, основанный на существенных различиях, где со временем главным становится чувство меры. Муж никогда не добьется от жены такого желанного ему абсолютного подчинения. Не стоит ревновать избранницу ко всему свету. Жена должна приложить все свое умение и талант, чтобы создать изысканный, идеальный, а главное - спокойный домашний очаг. Бесконечные гости будут только раздражать мужа.

Все хозяйство в этом браке ложится на жену, мужа сложно заставить что-либо сделать по дому.

 

                       БРАК 86. Он - Тигр, она - Змея

Брак носит эстетский характер. Оба - аристократы не только в душе, но и в поведении, манере одеваться, стремлении к комфорту и спокойствию.

Постоянное взаимопроникновение, потребность жить интересами друг друга долго не отпускают любовь из этого союза. Эзотеричность супругов помогает им поддерживать столь важное в равном браке взаимопроникновение. Лишь эзотерику дано заглянуть в глубь колодца.

 

                            БРАК 87. Он - Тигр, она - Бык

Две воли, две любви, а главное- векторное кольцо. Если оно начало раскручиваться, то спасти брак практически невозможно. В реальной жизни у супругов почти нет общих точек соприкосновения. Она- хозяйка, да еще энергичная, безжалостная, требующая такой же активности от мужа. Он - слуга и к тому же любящий спокойствие, уют, тишину, не очень энергичный, эстет по натуре. Волевому мужу не пережить унижения. У брака очень мало шансов выжить. Но вдруг случится чудо, и хозяйка пожалеет своего бестолкового и пассивного (с ее точки зрения) мужа, тогда совместная жизнь возможна. Однако смотрите по обстановке. Любовь сменится ревностью... рисковать не посоветуешь.

 

 

                             БРАК 88. Он - Собака, она - Петух

И вновь две воли, две любви и векторное кольцо. Брак также достаточно безнадежный" хотя у супругов много общего. Муж становится все более мрачным, потерянным. Жене, несмотря на ее любовь, все сложнее уважать его. В конце концов ей становится просто скучно с ним, ведь она женщина общительная, живая. Учащаются ссоры. Разумеется, права всегда хозяйка, слуга-муж готов от отчаяния броситься в бой. Брак может спасти только доброта обоих супругов и стандартный совет - поменьше контактов... Дело, дело и еще раз дело.

 

                             БРАК 89. Он - Собака, она - Змея

Муж получает со стороны жены полное взаимопонимание. Для него это очень важно, так как любая несправедливость воспринимается им очень болезненно. Взаимный пессимизм вряд ли укрепит такой союз. Супругам хочется пожелать, чтобы они окончательно не замыкались, не превращали свой дом в убежище от мира.

В доме всегда должен быть порядок. Золотые руки мужа и стремление к изысканности и утонченности у жены - предпосылки для создания весьма уютной обстановки.

Пусть жена не принимает близко к сердцу прямолинейность и упрямство мужа.

 

                             БРАК 90. Он - Собака, она - Бык

Опять две любви, две воли и векторное кольцо. Но не будем забывать, что хозяин здесь все-таки муж. Слияние супругов, помимо кольца, идет в плоскости ортодоксальности. Жена, естественно, полностью переходит на позиции мужа. Муж же становится еще более агрессивным.

Жена во всем согласна с мужем, с обожанием слушает его бесконечные жалобы на жизнь, исполняет капризы. В создании дома не щадит себя. Удивительно наблюдать, как тает эта суровая женщина рядом с таким мужем.

 

 

                                             Глава 11
                                                  РЕАЛИСТЫ

  (Муж: Кот, Кабан, Коза; жена: Крыса, Обезьяна, Дракон)

 

Примеры:                 А. С. Пушкин - Я. Я. Гончарова (Коза - Обезьяна),
                                                М. С. Горбачев - Р. М. Горбачева (Коза- Обезьяна),
                                                О. Бальзак - графиня Гвидобони-Висконти (Коза-Крыса),
                                                М. В. Ломоносов - Е. А. Цильх (Кот - Крыса),
                                                И. Г. Эренбург - Л. М. Козинцева (Кот - Крыса),
                                                Д.-У. Гриффит - Л. Гиш (Кабан - Обезьяна),
                                                И. В. Цветаев - М. А. Цветаева (Коза - Дракон).

 

Илья Эренбург после женитьбы на Любови Козинцевой пришел к выводу, что брак должен быть только равным. Что ж, повезло - он действительно вступил в равный брак.

Как мы уже сказали, равный брак может быть благоприятен лишь при наличии общего дела. На его поиски и должны уйти силы супругов. В любви эти поиски затруднены, так как оба реалиста достаточно холодны, а в деловом союзе единства достичь тоже достаточно сложно, поскольку супруги не аналитики. Но к этому нужно прийти - иначе ваша семья будет очень уязвима.

Конечно, Елизавета Андреевна Цильх не могла соответствовать уровню своего гениального мужа. Но она поддерживала его во всех начинаниях, проявляла неподдельный интерес к исследованиям. Елизавета Андреевна была рядом с мужем в лаборатории, стояла у плавильных печей, оберегала от интриг.

Родители Марины Цветаевой - Иван Владимирович и Мария Александровна - отдали всю жизнь на создание музея изящных искусств в Москве. Музей был "старшим братом" сестер Цветаевых.

В который раз мы видим, что равный брак и общее дело обоих супругов, где полностью раскрываются их таланты, - синонимы.

Лилиан Гиш была главной актрисой режиссера Дейвида Гриффита. Их совместное творчество стало этапом в развитии кинематографа. Лилиан создала такой образ девушки, который выразил представление американского общества о женском идеале. Режиссерские находки Гриффита имели огромное значение для мирового кинематографа. Взлет и мировая слава начались только после того, как они поженились и начали работать вместе.

Даже в этом столь сложном равном браке все будет хорошо, если выполнять его главный закон - постоянная работа мысли, постоянное обсуждение, выработка единого мнения.

На вопрос: "Обсуждаете ли вы вечером дома с женой вопросы внутренней политики?" - М. С. Горбачев ответил: "Мы все обсуждаем".- "Включая и проблемы, решения на самом высоком уровне?" - "Да, мы обсуждаем все".

Если так или иначе муж работает со словом, то обладающая безупречным чувством стиля жена просто обязана ему помогать. Разумеется, что многое в данном случае (как и во всех других равных браках) зависит от соотношения интеллектуального уровня жены и мужа.

Еще раз хочется сказать, что реалистам гораздо труднее, чем людям с логическим и волевым мышлением, найти пути к объединению сил разума.

Куда легче взаимодействие реалистов в сфере бытового здравого смысла и финансового интереса. Брак реалистов, видимо, не может быть браком без расчета.

В письме, отосланном за неделю до свадьбы, Пушкин признается: "Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого... В тридцать лет обычно женятся... К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня..."

Стефан Цвейг заметил, что "...у Бальзака каждое впечатление находит выражение в подсчетах. Он остается неисправимым "коммерсантом", у которого "давнишняя мечта: разбогатеть сразу, при помощи одной грандиозной сделки ".

Переписка А. С. Пушкина с женой почти не затрагивает других тем, кроме состояния здоровья (что очень характерно для реалистов) и финансов.

Пушкин - Н. Н. Пушкиной 6 мая 1836 года: "Вижу, что непременно нужно иметь мне 80000 доходу. И буду их иметь. Не даром же пустился в журнальную спекуляцию".

Пушкин - Н. Н. Пушкиной 10 мая 1836 года: "Сей час получил от тебя письмо, и так оно меня разнежило, что спешу переслать тебе 900 руб.".

Отметим обильную переписку между Пушкиным и Н. Н. Пушкиной. Письмо в равных браках - великое благо.

Поскольку оба супруга не излучают любви, а готовы лишь поглощать любовь другого, в такой семье может возникнуть ее дефицит. (Вспомните высказывания Голсуорси и Рильке о смысле любви.)

"Отныне во всех женщинах Бальзак вновь и вновь будет искать это матерински-оберегающее, нежно-направляющее, жертвенное начало... Он со всей энергией выскажет свое "глубокое нерасположение к юным девушкам", ибо они слишком много требуют и слишком мало дают.

"Сорокалетняя женщина сделает для тебя все, двадцатилетняя - ничего!""

Строки из писем Пушкина жене: "Я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши, останавливаюсь в пакостной Москве: для чего? Для тебя... Побереги же и ты меня. К хлопотам, неразлучным с жизнью мужчины, не прибавляй беспокойств семейственных, ревности и т. д..."

У супругов обоюдное желание нравиться, вызывать восхищение. Очарование, красота, успех у окружающих в таком браке не являются привилегией одного из супругов.

Наталья Пушкина - "чистейшей прелести чистейший образец!" - короче и сильнее не скажешь.

О Раисе Горбачевой: "По мнению тех иностранцев, которые встречались с ней, Раиса в жизни гораздо привлекательнее, чем на фотографиях. У нее мягкая улыбка и почти фарфоровый цвет лица... Ее привлекательность, образованность, умение со вкусом одеваться привлекли к ней немало поклонников: среди них был молодой серьезный парень из провинции - Михаил Горбачев..."

Врожденное, подсознательное желание нравиться, ощущение собственной красоты у жены Пушкина сыграли роковую роль в его жизни. На свою беду, два реалиста повстречали источник неуправляемой воли ("Я живу как хочу!") и большого специалиста в любви- Дантеса (Обезьяна).

Из записки личного секретаря Бенкендорфа П. И. Миллера: "Он (Дантес.- Авт.) нахально волочился за всеми, но преимущественно стал ухаживать за женой Пушкина. Она виновата была тем, что обращалась слишком робко и деликатно с этим наглецом! Ей нужно было действовать смелее и всего менее с ним церемониться; он принял робость с ее стороны за одобрение, а потому позволял себе с нею все более и более".

Из письма А. С. Хомякова Н. М. Языкову: "Пушкина убила непростительная ветреность его жены (кажется, только ветреность) и гадость общества петербургского. Сам Пушкин не оказал ни твердости в характере (но этого и ожидать от него нельзя), (что вполне соответствует теории структурного гороскопа.- Авт.), ни тонкости, свойственной его чудному уму".

Равный брак. Но к равенству супругов должно быть готово и общество. А вот от Пушкина общество требовало твердых мер.

Как важно оставаться всегда самим собой и знать специфику именно своего брака!

Вероятно, в равном браке реалистов меркантильный принцип "ты - мне, я - тебе" действует с наибольшей силой, уравнивая супругов во всем.

Союз Бальзака с графиней Гвидобони-Висконти.

"Она обнаруживает смелость, прямодушие, свободу, которыми обладает только женщина, не подчиняющаяся ни общественным предрассудкам, ни окостенелым обычаям и порядкам. Она свободно и открыто живет так, как ей повелевает чувство. Она оплачивает его долги, устраивает его поездку в Италию с другой женщиной. Эта поездка не будет ему стоить ни гроша".

Можно ли назвать такую жизнь семейной? А почему бы и нет?

Салонный блеск, меркантильность реалистов в этом браке- всего лишь проявление реалистического типа мышления с его стремлением к покою, с его источником красоты.

Именно покой завещал своей жене Пушкин, умирая после роковой дуэли.

Последние слова Пушкина жене: "Отправляйся в деревню. Носи по мне траур два или три года. Постарайся, чтобы забыли про тебя. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона..."

Наталья Николаевна свято выполнила этот наказ. "Вдова Пушкина... уехала с четырьмя детьми и сестрой Александрой в имение матери... Она прожила там безвыездно два года, вернулась затем в Петербург и в 1844 году вышла замуж за командира конногвардейского попка П. П. Ланского".

Если бы Пушкин не ощущал свое равенство с Натали, вряд ли он дал бы ей такой наказ. Только реалист может понять реалиста, как логик - логика и т. п.

Литератор Сергей Белов пишет: "Наталья Николаевна и Анна Григорьевна были настолько органической частью всей жизни Пушкина и Достоевского, что не возникало необходимости в их литературном воплощении. Для такого воплощения нужна дистанция, а здесь ее не существовало - была лишь полная слитность во всем... Пушкин и Достоевский страстно любили своих жен, беспредельно верили им и завещали эту любовь и эту веру потомкам".

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Николай Петрович Шереметев (Коза) (1751-1809) - владелец Останкино, богатейший вельможа XVIII-XIX вв.

Прасковья Ивановна Жемчугова (настоящая фамилия Ковалева) (Крыса) (1768-1803) русская актриса, певица, до 1798 года крепостная Н. П. Шереметева.

Сложно представить еще более глубокую пропасть, чем та, что существовала между двумя этими людьми: мужчина - на самом верху социальной лестницы, женщина - в самом низу.

"Этапы Парашиной жизни очень точно отражались в ее фамилиях. Менялись обстоятельства - менялась фамилия.

Горбунова - отродье горбуна, не то фамилия, не то кличка, которой звали односельчане. Ковалева, Кузнецова, то есть дочь коваля, кузнеца,- под этими именами она провела годы отрочества в графском доме. Третья - Жемчугова - артистический псевдоним. И последняя, графская - Шереметева, известнейшая фамилия в России".

Об этом браке сложены легенды, об их первой встрече - романсы.

По "романсовой" версии граф встретил Парашу, когда возвращался с охоты, влюбился с первого взгляда и взял в дом.

Есть и другая, несколько прозаическая, но больше похожая на действительность.

"Ребенком 7 или 8 лет Парашу взяли в дом Шереметева, где она попала под попечение родственницы Шереметева - Долгорукой, занимавшейся с девочками, определенными к театру. Здесь Парашу обучали манерам, дикции, пению, музыке, иностранным языкам. Среди ее учителей были и такие блестящие русские актрисы XVIII века, как Е. С. Сандунова, М. С. Синявская. В1779 году одиннадцатилетняя актриса уже исполняет небольшую роль в комической опере Грета "Испытания дружбы", а в следующем году - главную роль в комической опере Саккини "Колония, или Новое селение . С этого времени П. И. Ковалева - ведущая актриса шереметевского театра".

Между вельможей и актрисой была социальная пропасть, но не было особого различия в воспитании и образовании. Граф был образованнейшим человеком своего времени, прекрасным музыкантом, театралом. Слишком много их объединяло, а это очень важно для успешного развития равного союза.

Из-за этого единения, взаимопонимания в творчестве роман графа и его крепостной актрисы развивался не по привычной схеме. По классической схеме крепостник должен был скоро оставить надоевшую наложницу и искать новых развлечений. Но творческий союз двух талантливых людей превратил Парашу в единственную женщину для избалованного аристократа.

С обывательской точки зрения, что еще нужно было Прасковье Ивановне - обласкана славой, любима хозяином? Они вместе уже не один год. Но качнулись весы равного брака и... Параша убегает из графского дворца, просит хозяина отпустить ее, чтобы уехать навсегда. Для творческого единения стало непереносимо социальное неравенство.

Граф умоляет вернуться и в 1798 году дает вольную своей любимой актрисе. На несколько лет положение стабилизируется, они опять едины и равны. Параша - свободный человек, как и граф.

Проходит еще несколько лет. Теперь граф уже не в состоянии переносить разницу в их положении. В 1801 году граф Николай Петрович тайно венчается с Прасковьей Жемчуговой.

Чтобы сохранить свою любовь и творческий союз, граф Шереметев поднял крепостную актрису на ту же ступень социальной лестницы, где находился сам.

После заключения брака "сила ее влияния на графа безмерна: он больше, чем когда-либо, занимается хозяйством и театром, живет в гармонии с собой и с миром".

Молодожены после свадьбы переезжают в Москву. Началась работа по организации нового театра, идут репетиции новых пьес Творческо-деловой союз действует в полную силу.

Через два года, в 1803-м, появляется на свет сын Дмитрий, но Прасковья Ивановна не выдерживает трудных родов и через три месяца умирает.

Перед смертью она завещает мужу найти спокойствие в другом браке. Точно так же, как и А. С. Пушкин. И это становится понятным, если мы вспомним, что вечный покой - идеал реалистического типа мышления.

Шереметев женился на подруге Параши, исполняя завещание жены. "Но опустился, одряхлел, как-то потерялся и не зажился на этом свете". Может быть, он все шесть лет до кончины ждал, когда сможет соединиться со своей любовью на небесах?















Дата: 2018-09-13, просмотров: 362.