Лит.: Юность, 1989, №7; Комсомольская правда, 1992, 20 июня
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                        БРАК. 28. Он - Лошадь, она - Лошадь

Брак носит открытый характер. Общение с друзьями должно помочь в тяжелые минуты семейной жизни, так же, как взаимная отходчивость и незлопамятность супругов.

Темперамент, чувствительность (ранимость) обоих супругов могут привести к разрыву, если брак заключается в молодые годы. Когда диктат мужа слишком велик, то жена, скорее всего, начнет сражение за независимость.

В хозяйственном плане этот брак обычно избегает трудностей, супруги очень трудолюбивы и энергичны.

 

                        БРАК 29. Он - Лошадь, она - Тигр

Один из немногих браков, где различия в характерах супругов только укрепляют союз. Жизненной энергии, оптимизма мужа хватит на двоих, так же, как и спокойствия, методичности жены.

Хочется посоветовать мужу, чтобы он не старался переделать замкнутый характер жены в открытый, помнил, что рядом с ним утонченный человек, который болезненно воспринимает его стремление к простоте.

Энергичный муж пусть дает жене побольше отдохнуть, она же в своей мечтательности пусть не забывает, что ее супруг нуждается в постоянном сочувствии.

 

                        БРАК 30. Он - Лошадь, она - Собака

Оптимизм мужа, его любовь должны смягчить суровый характер жены. Муж должен помнить, что имеет дело с достаточно волевым и целеустремленным человеком. Здесь компромиссы нужны, как никогда.

Хозяйство, питание, быт у такой жены всегда на высшем уровне, муж должен ценить эти таланты.

Жене в семейной жизни не стоит злоупотреблять такой чертой своего характера, как упрямство. Она добьется большего от мужа, если обратится к его чувствительному сердцу.

 

                       БРАК 31. Он - Тигр, она - Лошадь

Вариант неустойчивого брака, где сильны центробежные тенденции из-за энергичного, открытого характера жены и неторопливого, эзотерического у мужа. К тому же супруг отличается дикой ревностью.

Открытость жены мешает ей полностью разделить заботы мужа, его стремление запереть ее дома, заставить жить только семьей она воспринимает как покушение на свою свободу.

Хочется пожелать, чтобы муж более спокойно реагировал на контакты жены с внешним миром. Жене же надо признать власть мужа и ограничить внешние связи.

 

                       БРАК 32. Он - Тигр, она - Тигр

Брак носит закрытый характер. Жена, согретая любовью мужа, полностью растворяется в нем. Мнение мужа - ее мнение. Это эталон брака соратников.

В их доме будет тишина, покой и комфорт, вполне возможен культ еды. Обычно жена - очень хорошая хозяйка, муж ограничивается руководством, но ему не следует все тяготы быта перекладывать на хрупкие женские плечи. Щадя друг друга, супруги создадут в семье тот самый покой, без которого они не могут обойтись.

Хочется пожелать: не давайте друг другу поводов для ревности. У обоих чувство может стать неконтролируемым.

 

                      БРАК 33. Он - Тигр, она - Собака

Целеустремленный, достаточно волевой характер жены не позволяет ей жить только интересами семьи. Муж не должен ревновать ее к постоянно возникающим у нее планам, идеям, к ее занятости. Ведь главное в том, что семья для такой жены - смысл жизни.

В хозяйственном плане таланты жены компенсируют пассивность мужа в этой области. Жена очень принципиальный человек, муж должен стать большим дипломатом и не пытаться затрагивать эти принципы.

 

                     БРАК 34. Он - Собака, она - Лошадь

Оптимизм жены благотворно скажется на характере мужа, но если ее энергия бьет через край, то велика опасность конфликтов. По желанию трудиться, способности полностью отдаваться делу муж нашел единомышленника. Для него это очень важно.

Жене не стоит болезненно реагировать на возможную скупость мужа. Ведь он старается для семьи.

Увлекающемуся характеру жены муж противопоставит строгую целенаправленность в действиях. Такое сочетание всегда приводит к успеху.

 

                     БРАК 35. Он - Собака, она - Тигр

Жена не прибавит жизненного оптимизма мужу, но успокоит его, поймет обиды, будет жить только его делами, своей мечтательностью оторвет его от чисто земных проблем.

Брак стремится к замыканию. Для жены здесь проблем не существует, а муж через некоторое время может обнаружить, что остался без друзей, и воспримет это очень болезненно.

Мужу не следует слишком глубоко реагировать на частые приступы хандры и меланхолии у жены.

 

                     БРАК 36. Он - Собака, она - Собака

Брак почти всегда счастливый. Это союз между людьми, которых объединяет не только общий язык, но и почти совпадающие типы мышления. Брак носит идейный характер. Супруги всегда добиваются поставленной цели, кроме того, все желания у них, как правило, совпадают.

Семья является целью жизни для обоих, свои удвоенные силы они потратят на создание прочного, респектабельного дома. Их девиз "Мой дом - моя крепость". Конфликты при такой одинаковости опасны вдвойне, поэтому все-таки не отгораживайтесь от внешнего мира совсем, не забывайте про друзей.

 

 

                                  Часть III.

                         Романтический брак

"За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!" - так начинается вторая часть романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". С этого и мы откроем дверь в мир романтической любви...

Четыре главы этой части повествуют о союзах, где:

1) муж - Лошадь, Тигр, Собака,
жена - Крыса, Обезьяна, Дракон;
2) муж - Петух, Змея, Бык,
жена - Кот, Кабан, Коза;
3) муж - Крыса, Обезьяна, Дракон,
жена- Лошадь, Тигр, Собака;
4) муж - Кот, Кабан, Коза,
жена - Петух, Змея, Бык

Любовь с первого взгляда (а обычно именно так начинаются все романтические браки) сродни ослеплению, безумству. Романтическая страсть поднимает человека над собой, поднимает силой своего чувства, романтического ореола, которым окружает его спутник жизни.

Эти чувства заставляют писать стихи, дают гигантский творческий заряд, заставляют забыть, что у человека есть предел возможностей- В таком союзе на всю жизнь мужчина становится рыцарем без страха и упрека, а женщина - прекрасной незнакомкой, которую любят неземной любовью, ради которой совершаются все подвиги.

Ради романтического спутника жизни всегда есть чем пожертвовать. Эти браки, может быть, единственные, для которых не страшны расстояния, разлуки. Память сердца никогда не оставит человека в покое.

Но сможет ли человек соответствовать романтическому образу в глазах своего спутника, не сильно ли будет разочарование? Все эти браки достойны романов, они и есть романы по своей сути. Остается только совместить роман и обычную семейную жизнь.

Помните, что романтическое чувство сродни хрупкому цветку, его нужно беречь, ограждать от прозы бытия, от грубой реальности.

Опять тот же совет: посторонним нельзя вмешиваться в такой союз, ведь "милые бранятся - только тешатся". Другой человек не заметит и не поймет чувств, которые связывают супругов.

Супругам же нельзя разрушать ореол загадочности, пытаться все понять друг в друге. Не надо стремиться стать единым целым в семейной жизни или найти единство в делах. Сохранив в неприкосновенности свою личность, вы сохраните и свое чувство. Жизнь со взаимным любованием, как бы на расстоянии вытянутой руки. Ну и, конечно, цветы, признания, свидания и т. д. и т. п.

Да что мы советуем: кто живет в таких браках, просто не может обойтись без всего этого!

Жить словно бы на некотором отдалении... Кажется, что при этом семьи как бы не образуется. Но это не так, романтические чувства окрыляют человека, он получает вдохновение. Супруги не заметят прозы жизни рядом друг с другом, повседневность уйдет из их жизни.

Такой брак имеет все характеристики неземного, волшебного союза, но дети - отнюдь не помеха в нем. Наоборот, в них супруги видят продолжение своих отношений, продолжение своей сказки.

 

 

                                               Глава 5
                                               ЛЕД И ПЛАМЕНЬ

(Муж: Лошадь, Тигр, Собака; жена: Крыса, Обезьяна, Дракон)

 

Примеры:                 Р. Л. Стивенсон - Ф. Осборн (Собака - Крыса),
                                                Л. С Грибоедов - Н. Л. Чавчавадзе (Собака - Обезьяна),
                                                декабристы: В. П. Ивашев - К. Ле-Дантю (Тигр - Дракон);
                                                С. Я. Трубецкой - Е. И. Трубецкая (Собака - Обезьяна);
                                                И. А. Анненков - П. Геблъ (Собака- Крыса).

 

В этом браке реализуются поиски любви и женской красоты волевым, но романтичным мужчиной. Для жены явью становятся ее мечты о настоящем мужчине - последовательном, твердом, на которого можно опереться. Много в этом браке зависит от того, насколько сильно удалось пленить красотой любвеобильного мужа. Чего-чего, а красоты женщинам этой тройки не занимать.

М. Н. Волконская говорила о Камилле Ле-Дантю: "Это было прелестное создание во всех отношениях".

А. Розен написал о Екатерине Трубецкой: "Екатерина Ивановна Трубецкая... когда заговорит - просто обворожит спокойным, приятным голосом и плавною, умною и доброю речью".

И обычно в таких парах возникает любовь с первого взгляда.

"...Увидев впервые через окно миссис Осборн, Луис воскликнул: "Вот женщина, на которой я женюсь!"" - так описывали очевидцы первую встречу Стивенсона с женой.

Из письма А. С. Грибоедова Нине Чавчавадзе: "Бесценный друг мой... грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя - и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже... Помнишь, как я тебя в первый раз по- целовал, скоро и искренно мы с тобой сошлись, и навеки... Целую тебя в губки, в грудку, ручки, ножки и всю тебя с головы до ног. Грустно".

Такой брак и обычную жизнь освещает неземным светом, а если на долю обоих выпадают чрезвычайные обстоятельства, то нет той жертвы, на которую не пошли бы супруги ради друг друга.

Весьма скоропалительный и вполне тривиальный роман блестящего кавалергарда Ивана Анненкова и очаровательной француженки-модистки Полины Гебль в необычных условиях перерос в любовь, ставшую не только темой для разговоров в великосветских салонах того времени, но и сюжетом для романа (А. Дюма "Учитель фехтования") и оперы (Ю. А. Шапорин "Декабристы").

"Разгром восстания, арест произвели на Анненкова гнетущее впечатление и даже поставили на грань самоубийства. Полина Гебль... действовала настойчиво и решительно... она "припадает к стопам монарха", испрашивая "как милости разрешения разделить ссылку ее гражданского супруга: "Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не могу долее жить. Это самое пламенное мое желание"".

Самоотречение Камиллы Ле-Дантю ради любимого, которого она видела несколько раз, когда он приезжал к своей матери, не может не вызывать восхищения.

"Отчаяние довело декабриста до крайности - до безнадежной мысли о побеге. И тут В. А. Ивашев узнает не только о любви к нему молодой и прелестной девушки, когда-то жившей в доме его родителей вместе с матерью-гувернанткой, но и о готовности ее приехать к нему в Сибирь".

"Брак Ивашевых, при всей его случайности, оказался очень удачным. В годовщину свадьбы, 1 сентября 1832 года, Камилла сообщает матери: "Год нашего союза, матушка, прошел как один счастливый день"".

Но Камилла не выдержала тяжести существования в ссылке.

"Овдовевший Ивашев в отчаянии: "Нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастия, преданности, любви, и какой любви..."" (Э. А. Павлюченко).

Смерть жены не только лишила Ивашева душевного покоя, но и убила физически: он скончался скоропостижно через год, в день ее смерти.

Добавим, что первой приехала в Сибирь, к опальному мужу, Екатерина Трубецкая.

Исключительные условия лишь показывают, на что способны люди, окрыленные романтической страстью. Именно она позволяет им многое прощать друг другу при совместной жизни, поскольку супруги - очень разные люди. Кроме того, они не могут влиять друг на друга: изменить поступки, восприятие мира, решения. Ведь самоотречение жен декабристов показывает не только их преданность, но и то, что они принимали эти решения как вполне самостоятельные, не подверженные чужому влиянию личности.

В повседневной жизни сложности между волевым мужем и женой-реалистом неизбежны. Ведь муж постоянно устремлен вперед, к новому, а реалистический тип мышления, наоборот, стремится к достижению "вечного покоя". Муж, часто не замечая этого, требует от жены постоянной активности, а для нее это неприемлемо. С другой стороны, мужу очень хочется, чтобы его спутница полностью его понимала, жила его интересами, а ее интересует только материальный результат его деятельности.

Ее меркантилизм тоже имеет вполне идеологическую базу: деньги, материальное благополучие обеспечивает спокойствие. Спокойствие же - это ее способ существования, она физически не выдерживает длительное душевное напряжение, нервозное состояние. В спокойной обстановке она будет прекрасной матерью, образцовой хозяйкой, только тогда проявятся ее идеальный вкус, понимание людей, критический взгляд на все.

Из воспоминаний очевидцев: "Камилла действительно оказалась обаятельной, скромной и благородной женщиной, прекрасной женой и матерью".

"Полина Егоровна, живая, подвижная, привычная к труду, хлопотала по хозяйству с утра до вечера, собственноручно готовила... завела огород, что значительно улучшило питание заключенных" (Э. А. Павлюченко).

Р. Олдингтон в биографии Стивенсона пишет: "К счастью для обоих, Фэнни была не только умной... но и "практичной" женщиной и понимала, что их совместный романтический "побег" начисто погубит литературную карьеру Луиса...

Но для такой женщины... любить - значило владеть... она вопреки логике ревновала мужа к старым друзьям. Она хотела распоряжаться им единовластно. Конечно, чтобы спасти ему жизнь, но только на свой лад... Фэнни ввела правило не впускать в дом простуженных людей, эта профилактическая мера вызывала всеобщий ропот и была сочтена примером глупой женской тирании".

Напомним, что для реалиста кроме денег есть еще две важные вещи в жизни - питание и здоровье. В заботе об этом они могут стать тиранами.

Часто мужчины тройки Лошадь, Тигр, Собака занимаются такими делами, которые не могут дать быстрой материальной отдачи. Это одна из причин конфликтов и распада таких семей.

Р. Олдингтон продолжает свое описание семьи Стивенсона: "Фэнни сознательно употребляла свою власть над Луисом, побуждая его писать произведения, которые могли принести широкий успех и денег вместо "бескорыстных" книг, пусть и обладающих высокими художественными достоинствами".

Еще раз повторим, что крепость семьи такого типа во многом зависит от материального благополучия и комфортной душевной обстановки для жены. С другой стороны, эти женщины превращаются в неукротимых бойцов, когда их пытаются лишить спокойствия или при любой попытке диктата. Свободолюбие - составная часть их натуры.

Один примечательный эпизод из истории декабризма:

"Солдаты грубо прогоняют их (жен декабристов.- Авт.), а однажды ударяют Трубецкую... Трубецкая с тех пор демонстративно устраивает перед тюрьмой настоящие приемы: усаживается на стул и поочередно беседует с арестантами... Беседа имеет одно неудобство: приходится довольно громко кричать, чтобы услышать друг друга" (Э. А. Павлюченко).

Не стоит дразнить дикого зверя. Мужу всегда надо помнить о подобных талантах своей супруги, тем более что он как волевик склонен к диктату.

При любых сложностях такую семью спасает только романтизм.

Роберт Стивенсон сказал о браке, что это "единственная авантюра, в которую мы пускаемся без расчета, единственное явление, которое мы склонны полагать сверхъестественным".

Это определение подтверждается описанием семьи Анненкова.

"Дети... муж с характером болезненно нерешительным и деспотическим требовали внимания, сил и времени... С годами характер Ивана Александровича портился все больше, он становился безмерно раздражительным, нетерпеливым, психически неуравновешенным, а Полина Егоровна, постаревшая, располневшая, все так же снисходительна к недостаткам мужа, веселостью и мягкостью смиряя его нрав"   (Э. А. Павлюченко).

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Людовик XIV (Тигр)(1638-1715) - французский король с 1643 года из династии Бурбонов. Его правление -апогей французского абсолютизма (легенда приписывает Людовику XIV изречение: "Государство - это я").

Луиза де Лавальер, впоследствии герцогиня Вожур (Обезьяна) (1644-1710)- фаворитка Людовика XIV с 1664 по 1674 год.

Любовь короля - закон для подданных, но двор Людовика XIV долго не мог понять, что нашел король в "хромоножке из Тура". Лишний раз это убеждает нас, что романтические чувства, которые двое питают друг к другу, редко бывают понятны окружающим. Как всегда, любовь, страсть видна, а причины этих чувств скрыты от посторонних. Окружение короля смогло выразить недоумение словами "опоила", "околдовала" и т. д. и т. п.

Еще большее недоумение двора вызывала та таинственность, которой король окружил фаворитку. Только в 1664 году началось ее официальное фаворитство, до этого влюбленные скрывали свои чувства. Как всегда, романтика невозможна без тайн.

"Маркиза де Севенье замечала: "Эта маленькая фиалка, прятавшаяся под травой, стыдилась быть любовницей, быть матерью, быть герцогиней"".

Луиза де Лавальер оказалась нетипичной фавориткой. Она просто "любила Людовика искренне, не преследуя далеко идущих эгоистических целей". Герцогиня не требовала от царственного влюбленного ни денег, ни титулов, она не пыталась влиять на политику, руководить.

Эта бескорыстная любовь дала ей силы вначале примириться с охлаждением короля, потом пожертвовать своим самолюбием, когда его величество поселил рядом новую фаворитку.

Исчезновение любви в романтических браках - очень щепетильный вопрос. Ведь теория утверждает, что факел любви в этих парах горит вечно.

Людовик XIV охладел к Лавальер, как только перешел в возраст Собаки, возраст деятеля. Вместо наивных романтических отношений ему стали ближе отношения равных, отношения партнерства. Счастливой соперницей Луизы стала Франсуаза де Монтеспан (Змея). С этой женщиной Людовик XIV пережил все трудности равного союза.

Но романтическая любовь действительно не умирает. Она может жить в одном сердце, если покинула другое.

Как только Луиза окончательно поняла, что былую любовь короля уже не воскресить, она решила покинуть двор. Ее уход был взрывом, всплеском, как и полагается быть любому проявлению романтических чувств. Такие возвышенные чувства удивили циничный двор Людовика XIV, растрогали короля.

"Из жизни мирской 30-летняя женщина ушла в мир религии. В апреле 1674 года она бросилась на колени перед Марией-Терезией (официальная жена Людовика XIV. - Авт.), просила и получила у нее прощение... Последнее посещение мессы. Сентиментальный монарх ударился в слезы. Но не удержал бывшую любовницу. Выйдя из часовни, она села в карету вместе с двумя детьми (отец - Людовик XIV.- Авт.). Родители и друзья разместились в другом экипаже. Собрались придворные. Луиза в парадном платье была изящной и привлекательной. Одни присутствующие плакали, другие - вслух восхищались молодой женщиной. Одни говорили - это похороны, другие - триумф... За ней навсегда закрылись двери монастыря... Герцогиня Вожур получила новое имя: сестра Луиза - Милосердие. В монашеской келье она провела 36 лет, больше половины жизни".

Уход Луизы в монастырь стал ее последней жертвой на алтарь романтической любви. Она пожертвовала собой ради счастья короля.













Лит.: Москвичка, июнь 1992.

                    БРАК 37. Он - Лошадь, она - Крыса

Взаимный романтизм, векторное кольцо, любовь мужа к своей богине - все это, сливаясь вместе, заставляет семью кружиться в вихре страстей. Гармония в сексуальной сфере может привести к плачевным результатам в реальной жизни.

Брак носит открытый характер, что играет положительную роль. Многочисленные гости не позволяют супругам долго находиться вместе.

Чувствительный муж очень болезненно реагирует на растущую холодность жены, однако долго ей все прощает, мирится с желанием жены вести светский образ жизни.

Такой брак не распадается, если деньги мужа обеспечат жене блестящее положение в обществе.

 

                    БРАК 38. Он - Лошадь, она - Обезьяна

Это союз мягких, отзывчивых людей. Муж должен ценить в жене глубокую, утонченную натуру, особенно если она сохранит очарование любви. Не переусердствуйте с контактами.

Возможен ли романтизм при ведении хозяйства? Наверное, но это обойдется недешево. От мужа совместная жизнь потребует много денег. Его успешная карьера - залог счастья такой семьи.

Пусть жена за бытовыми хлопотами не забудет, что ее муж очень чуткий и ранимый человек, не забудет о сострадании.

 

                     БРАК 39. Он - Лошадь, она - Дракон

Мужу необходимо смирить свой крутой, домостроевский нрав. Хозяйство лучше отдать жене. Она прекрасно справится с домом и детьми.

Дарите вашей супруге побольше комплиментов и восхищения, тогда вы счастливо избежите ее капризов и ненужного упрямства.

Мужчина-Лошадь нуждается в постоянном внимании. У него чуткая душа, и он обидчив как ребенок. Жене надо помнить об этом. Не пытайтесь сделать из мужа домоседа. Лучше следуйте всегда за ним или зовите гостей в дом.

 

                      БРАК 40. Он - Тигр, она - Крыса

В этом браке супругам необходимо прийти к компромиссу в отношениях с внешним миром. Жене лучше забыть о существовании посторонних мужчин. Ревность Тигра не знает пределов. Открытость женщины-Крысы восхищает такого мужа только дома.

Будем надеяться, что взаимная любовь и восхищение помогут преодолеть сложности в сексуальной жизни.

В хозяйственном плане брак прекрасен. Дом - полная чаша, идеал для двоих.

 

                      БРАК 41. Он - Тигр, она - Обезьяна

Обоюдный эзотеризм супругов позволяет считать этот брак одним из наиболее удачных романтических браков. Врожденный аристократизм и интеллигентность супругов позволяют долго сохранять им в неприкосновенности свои чувства, не уступать быту.

Любовь подтолкнет мужа к карьере. Его мечты откроют для жены ранее неведомый мир. Понимание почти во всех областях. Даже бытовая пассивность мужа не должна служить причиной ссор.

 

                      БРАК 42. Он - Тигр, она - Дракон

Брак буквально пропитан романтизмом и мечтами. Жена сочетает это с настойчивостью и целеустремленностью. Ее хозяйственная энергия заставляет и мужа заниматься воплощением в жизнь своих планов. Главное обоим не стать жертвами накопительства.

Муж должен забыть о домострое и забрасывать жену подарками и комплиментами. Без этого он обречен выслушивать постоянные жалобы на жизнь. Ревновать жену тоже не стоит, постоянство - черта ее характера. Она любит пустить пыль в глаза, но семью не променяет ни на что.

 

 

                       БРАК 43. Он - Собака, она - Крыса

При благоприятном стечении обстоятельств легкость и веселость жены смягчают суровый характер мужа. С другой стороны, волевой супруг даст жене уверенность в жизни, уймет ее желание постоянного разнообразия.

Любовь добавит мужу уверенности в своих силах. Это залог его удачной карьеры и хорошего материального положения семьи.

Домовитость мужа встретит понимание со стороны жены. Она - прекрасная хозяйка и любительница делать запасы.

 

                       БРАК 44. Он - Собака, она - Обезьяна

Оба отзывчивые и мягкие люди. Жена своим тактом уменьшит прямолинейность и упрямство в характере мужа.

Полное взаимопонимание супруги найдут в желании трудиться на благо семьи. Главное здесь не погрязнуть в быту, не принизить высокий уровень романтической любви.

Этот брак стремится к замыканию, но не стоит отгораживаться от окружающего мира. Даже романтическая любовь не выдержит взаимного пессимизма супругов, когда они запрут себя в четырех стенах.

 

                        БРАК 45. Он - Собака, она - Дракон

Ортодоксальный брак, а стало быть, нацеленный на сохранение семьи как основной ценности в жизни. Главное за бытовыми хлопотами и строительством прочной материальной базы не забыть про романтическую любовь.

Капризы жены и упрямство мужа также принизят чувства супругов, разрушат иллюзии.

Брак обычно стремится к замыканию, супруги стать домоседами. Совет один: сохраните какие-нибудь связи. Лучший вариант - дружба семьями.

 

 

                                               Глава 6
                                           ХОЛОДНЫЙ ОГОНЬ

             (Муж: Петух, Змея, Бык; жена: Коза, Кабан, Кот)

 

Примеры:                    В. В. Маяковский - Л. Ю. Брик (Змея - Кот),
                                                   Я. Л. Некрасов - А. Я. Панаева (Змея - Кот),
                                                   Наполеон  I - Ж. Богарне (Бык - Коза),
                                                   А. В. Сухово-Кобылин - Л. Симон-Демонш (Бык - Кот).

 

Единственный из трех романтических браков, в котором нет источника любви. Благодаря этому в таком союзе можно избежать чрезмерных иллюзий, столь характерных для романтических отношений.

А романтика здесь все в том же чудесном обличье: внезапность чувств, трепетность отношений, жертвенность...

Из письма Жозефины Богарне Наполеону: "Я намеревалась покинуть Францию, последовать за вами, посвятив вам остаток жизни...

...Когда я узнаю, что я... единственная, желающая выполнить свой долг - ничто не сможет меня удержать, и я отправляюсь в то единственное на земле место, где отныне я могу быть счастлива, ибо там я могу утешать вас, находящегося одного в несчастии. Прощайте, Государь, все, что я могла бы прибавить, покажется излишним; теперь нужно не на словах, а на деле доказывать вам свое отношение".

"Некрасова она (А. Я. Панаева.- Авт.) покорила сразу и навсегда. Так начался их любовный поединок. Панаева долго не отвечала на его чувство, не хотела верить ему. Некрасов был в отчаянии, молил о благосклонности, чуть не утопился. Но упорствовал в достижении цели... Так продолжалось несколько лет до их совместной поездки... в Казанскую губернию, где у Панаева было небольшое именьице. Здесь, в имении, Некрасов и Панаев договорились совместно выпускать журнал, будущий "Современник"... Здесь же Авдотья Яковлевна наконец избавилась от подозрительности к Некрасову, поверила его чувству" (Р. Белоусов).

Встреча А. В. Сухово-Кобылина с Луизой произошла в одном из парижских ресторанов. Любовь с первого взгляда и - он увозит ее из Парижа в далекую Москву.

В чем же особенность именно этого типа брака?

Трепетность в отношениях, возвышенный стиль сохраняется. Лили Брик и Маяковский носили кольца с таинственной гравировкой. Лили Юрьевна вспоминала, что Маяковский "за всю совместную жизнь с ней ни разу не повысил голоса".

Эльза Триоле считала, что "...единственная женщина, которая пожизненно владела Маяковским, была Лили...годы не только не ослабили уз, но затягивали их все туже...".

Но, несмотря на такое взаимопроникновение, жара любви в этом союзе не хватает, и прежде всего логику-мужчине. Отсюда мольба Маяковского, тема которой встречается во многих его письмах к Лили Брик.

"Любишь ли ты меня? Для тебя, должно быть, это странный вопрос - конечно, любишь. Но любишь ли ты меня? Любишь ли ты так, чтобы это мной постоянно чувствовалось".

И логик-мужчина, для которого действие - это жизнь, пытается сам найти жар любви на стороне. В подобном браке возможны измены, отсутствующие во всех остальных романтических союзах. Увлечения Маяковского, страстные романы Сухово-Кобылина, о которых судачила вся Москва,- подтверждение этому.

Из дневника Сухово-Кобылина: "1843 г. Первое сладостное свидание с Луизой. Я приехал за ней в санях. Она вышла. Я ее посадил в сани... какая досадная эта зима - эта шуба... Мы пробыли часа два в маленькой гостиной..." - и так далее и так далее.

Но, несмотря на все увлечения, мужчины в таких союзах всегда возвращаются к главной женщине своей жизни.

У этого брака есть и совершенно неоспоримые плюсы. Романтизируя друг друга, супруги способствуют достижению успехов. Отсутствие глубокого слияния здесь только на благо. Поодиночке и мужчина и женщина добиваются в жизни гораздо меньшего. Такой брак страхует их от неудач. Некоторая оторванность от жизни женщины-мистика компенсируется целенаправленностью мужчины, а ему дает возможность взглянуть на мир не через частокол схем и планов.

Но, опять же, такое чудесное взаимодействие совершенно разных людей работает не до конца и может давать осечки в "грозовых" ситуациях. Причина все та же - отсутствие жара любви.

Не будем забывать знаменитых слов Маяковского: "Любовная лодка разбилась о быт..." Чем больше снимается покрывало романтизма, чем сильнее влюбленные пытаются проникнуть друг в друга, тем труднее им удержать брак. Проникновение неизбежно, так как в браке состоит большой специалист по психологическим глубинам - муж с логическим мышлением.

Были вынуждены расстаться Некрасов и Панаева, несмотря на то что сохраняли друг к другу сильное чувство.

Слишком плотный контакт губит отношения, именно поэтому Лили Брик однажды потребовала двухмесячной разлуки: "Два месяца провел Маяковский в своей добровольной тюрьме... Ходил под моими окнами. Передавал... письма, записки... и рисуночки".

Решение Лили Брик лишний раз доказывает, насколько хорошо женщины-мистики ориентируются в стихии романтизма и любви. Ведь благодаря разлуке возобновилась романтика отношений: юношеская влюбленность, записки, рисуночки...

Если же супруги заняты общим делом, находятся в плотном духовном контакте, то спокойствие не гарантируется...

"Совместная жизнь не походила на безмятежное существование. Напротив, как говорил сам Некрасов, она "текла мятежно"... Она прощала. Хотя была истерзана его подозрительностью...- он был чудовищно ревнив... Некрасов сознавал, что был несправедлив, особенно когда свои неудачи, литературные и житейские, вымещал на ней, стыдился себя, называл свое поведение "постыдным порывом"" (Р. Белоусов).

И Лили Брик с Маяковским, и Некрасов с Панаевой были заняты литературой, литературной борьбой - и какое разительное несходство с браком равных, когда общее дело только укрепляет союз (например, брак мужчины-Змеи с женщиной-Лошадью: Ф. М. Достоевский - А. Г. Сниткина).

В этом типе романтического брака трудно сохранить не сами чувства, а супружеские отношения.

Свои чувства, свое горе Некрасов излил в "Трех элегиях" - последних обращенных к Панаевой словах, ставших поэтическим эпилогом их многолетней любви.

Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом "прости".
Но даже плакать нету силы,
Пиши - прошу я одного...
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы -
С могилы сердца моего!

Из дневника Сухово-Кобылина: "Я твердо убежден, что моя потеря (смерть Луизы.-Авт.) огромна и что я никогда не найду привязанности, которая могла бы сравниться с этой. Только раз в жизни можно быть так любимым, и вся моя юность прошла, чтобы вызвать и укрепить эту любовь, я знал это, я был в этом слишком уверен, вот почему я позволял себе несправедливость быть к ней небрежным. Только потеряв все, я узнаю и свои ошибки, и величину моей потери".

Да, потерю не просто любимого человека, а части своей личности нельзя назвать просто трагедией, горем - это нечто большее, чему нет определения.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Александр Николаевич Вертинский (Бык) (1889-1957) - артист эстрады, поэт и композитор, киноактер.

Лидия Владимировна Вертинская, урожденная Циргвава (Кабан) (р. 1923 г.) - киноактриса.

Родиной этой романтической любви стал экзотический Шанхай. Она, девятнадцатилетняя девушка, была влюблена в его образ на афишах, в его песни.

Лидия Владимировна пишет: "Его странный, говоряще-поющий голос пронзал мне душу неизъяснимой сладкой болью. Словно не по диску, а по самому моему сердцу проводили патефонной иглой..."

Первая их встреча, на концерте Вертинского в ресторане "Ренессанс", стала началом большой Любви.

Лидия Владимировна вспоминает: "Профиль римского патриция. Надменный, словно недоумевающий взгляд, которым он окинул мгновенно притихший зал... Сейчас он начнет петь, и я забуду о его возрасте, залысинах, грассирующем "р". Меня подхватит и понесет ему навстречу волна нежности, которую я никогда ни к кому на свете не испытывала. Мне все нравится в нем: его глаза - глубоко посаженные, то посверкивающие насмешливым огнем, то потухшие, невидящие, трагические, его руки - тонкие кисти пианиста... его манера кланяться - всегда чуть небрежно, чуть свысока...

И всю мою неразбуженную нежность, и заботу, и любовь я готова отдать ему. Готова отдать с радостью. По первому зову. Потому что никого прекраснее его нет. И никогда в моей жизни не будет. Я это знала, сидя в прокуренном зале "Ренессанса", так же точно, как и семнадцать лет спустя - в тот майский день, когда стояла у его гроба с нашими девочками в Доме эстрады".

Столь же сильным было и ответное чувство Александра Николаевича.

Вертинский - Лидии (13 марта 1941 года): "Я никогда не думал, что можно сиять от счастья, если с тобой рядом сидит любимая, тоненькая девочка и ничего особенного не говорит. Просто сидит. Но оказывается, что это совсем новое, очень яркое и сильное ощущение счастья! Так вот что такое любовь! Наконец и я это узнал! Целое море тишины и радости внесли Вы в мою душу! Так ясно. Так спокойно. Так светло!"

Из письма Вертинского к другу: "Вы знаете, Степа, вот у моей невесты, когда она сидит и вяжет, от головы идет сияние. Как нимб у святых! И когда она поднимает ресницы, то кажется, что в темной комнате подняли шторы и открыли окна. И я могу часами сидеть с ней рядом, и это будет наслаждением не меньшим, чем Ваше от тела актрисы, тренированной в изображении "испанских страстей". А может быть, и даже больше!"

Эта любовь была невероятной. Вертинский писал:

Я понял.
За все мученья,
За то,
что искал и ждал,-
Как белую птицу
             Спасенья
Господь мне ее
                 послал....

Невероятной была их встреча в ресторане и любовь с первого взгляда, невероятной была разница в возрасте, невероятным было сопротивление родителей Лидии.

Лидия Владимировна пишет о матери: "Потом будут ее мольбы, наши скандалы, страшные слова о нем и обо мне. Сколько мне пришлось их выслушать, сколько вытерпеть обид и ссор, прежде чем она смогла принять неизбежность всех перемен, которые наступили в моей жизни с появлением Александра Николаевича".

Они преодолели все. Венчание состоялось в 1942 году в Кафедральном соборе Шанхая.

Но на этом подарки судьбы не прекратились. В 1943 году Вертинскому с семьей было разрешено вернуться на родину (он подавал прошения о возвращении с 1935 года). За три месяца до отъезда в Россию, в 1943 году, у Вертинских рождается дочь Марианна, через полтора года, уже в Москве,- Анастасия. Разве это не счастье, полное и бесконечное!




















Дата: 2018-09-13, просмотров: 377.