Лит.: Огонек, 1993,№12; Вертинский А. Избранное, М., Новатор, 1990,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                        БРАК 46. Он - Петух, она - Кот

Взаимный романтизм и векторное кольцо. Одно присутствие жены-хозяйки уже счастье для мужа. Он очарован ее спокойствием, отрешенностью от мира, покорен глубиной натуры. Ей же приятно столь активное поклонение, предприимчивость мужа, его задор, боевитость.

Он направит всю свою энергию и трудолюбие на создание комфортной обстановки для жены. Но жене может и надоесть суматошность мужа, она может почувствовать, что за внешне эффектным мужчиной спрятан вечно сомневающийся мальчик.

Но шанс на спасение есть - это открытость обоих супругов. Не замыкайтесь, любое напряжение вы снимете в гостях, с друзьями.

 

                        БРАК 47. Он - Петух, она - Кабан

Эзотерик жена, попадая под влияние открытого и веселого мужа, сама станет более общительной.

Целенаправленность в этой семье будет даваться с большим трудом.

Пусть жена не старается переложить все хлопоты по хозяйству на мужа. Ведь он трудится на благо семьи, оцените это. Почти все в доме будет сделано его руками, а за вами спокойная, уютная обстановка и отличное питание.

 

                         БРАК 48. Он - Петух, она - Коза

Восхищение мужем не помешает жене четко руководить его деятельностью. При таком муже можно позволить себе расслабиться, но не надо отравлять его жизнь постоянными претензиями, капризностью.

Помните, что простота заложена в натуре вашего мужа, не надо его переделывать, смиритесь с его прямолинейностью и непониманием изящного. Не надо ругаться из-за стремления мужа превратить дом в мастерскую.

Жене надо учиться искусству компромисса. Ее упрямство плюс боевой характер мужа могут разрушить их великую любовь.

 

                         БРАК 49. Он - Змея, она - Кот

Хорошо, если у жены пропадет желание общаться еще с кем-либо, кроме мужа. Ведь он очень ревнив и болезненно относится к невниманию. Вам обоим близка солидность и неторопливость, помните об этом.

Жена, скорее всего, разделается с комплексами мужа, поддержит его боевой дух. А вот взаимный пессимизм негативно скажется на пылких чувствах. Постарайтесь не прятаться от окружающего мира, для вас это шанс преодолеть депрессии.

Жене стоит посоветовать побольше времени уделять хозяйству.

 

                         БРАК 50. Он - Змея, она - Кабан

Закрытый характер брака предпочтителен для романтических отношений, только если супруги остановятся на взаимном любовании, но не глубже. Однако в любом случае романтизма здесь много. Более того, женщина-Кабан камня на камне не оставит от врожденного пессимизма мужчины-Змеи.

Жене стоит посоветовать быть более внимательной и нежной с мужем, найти в его сверхчувствительности приятные черты. Он же должен по достоинству оценить выдержку супруги.

 

                          БРАК 51. Он - Змея, она - Коза

Читайте главу о векторных отношениях. Они непредсказуемы в своих проявлениях. Возможно, что желание иметь семью перевесит, и хозяйка-жена будет терпеть и жалеть своего супруга. Не последнюю роль в этом сыграет достигнутое материальное благополучие. А может быть, наоборот, чуткость жены исчезнет с таким мужем и... дальше лучше не продолжать.

Многое зависит от слуги: смирится ли он со своим положением подчиненного, не станет ли бунтовать, требовать невозможного, не возникнет ли у него иллюзия, что он глава семьи?

Супругам остается пожелать мужества.

 

                             БРАК 52. Он - Бык, она - Кот

Очень распространенный брак. Здесь достаточно хорошо сочетаются нюансы личностей обоих: муж вполне терпим к фокусам жены, она же рада поддержать семейственность мужа. Благодаря его трудолюбию и энергии жена может себе позволить не перетруждаться.

Но нельзя низводить своего супруга до уровня марионетки, пусть он чувствует себя хозяином, и тогда в доме будет все.

Жене стоит смириться с упрямством мужа и по достоинству оценить его непритязательность в жизни. Где вы еще найдете такого Рыцаря, который вытерпит любые неудобства в быту?

 

                             БРАК 53. Он - Бык, она - Кабан

У супругов психологическое сходство. Здесь при романтизме чувств можно обойтись без лишних сантиментов. Главное - уберечься от споров. Совет жене: докажите мужу целесообразность ваших желаний, и он все сделает.

Некоторое интеллектуальное превосходство жены, наверное, дополнит хваткий ум мужа. Вряд ли ее шокирует небольшая простоватость и прямолинейность супруга, но искусству компромисса стоит учиться обоим.

 

                             БРАК 54. Он - Бык, она - Коза

Здесь сталкиваются два ориентированных на семью знака. Выдержат ли романтические чувства супругов такую бытовую атаку? Не принижайте высокий стиль ваших отношений.

Восточная традиция гласит, что Коза не уживется с Быком. Видимо, считается, что для ее тонкой натуры он слишком груб. Однако, думается, это не сильное препятствие. В суровости мужа женщина-Коза также находит привлекательные черты, как он в ее нежности и ранимости. Гораздо важнее избежать ссор, не упрямиться по мелочам - это пожелание касается двоих.

 

 

                                            Глава 7
                                         ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ

 (Муж: Крыса, Обезьяна, Дракон; жена: Лошадь, Тигр, Собака)

 

Примеры:                 Н. И. Бухарин  - А. М. Ларина (Крыса - Тигр),
                                                Н. Л. Островский - Р. П. Островская (Дракон - Лошадь),
                                                Н. И. Подвойский - Н. А. Подвойская (Дракон - Лошадь),
                                                Р. Браунинг - Э. Браунинг (Обезьяна - Тигр),
                                                A. В. Ентальцев - А. В. Енталъцева (Обезьяна - Собака),
                                                B. Л. Давыдов - Л. И. Давыдова (Крыса - Собака),
                                                Наполеон III- графиня де Монтихо (Дракон - Собака),
                                                Николай I - Александра Федоровна (Дракон - Лошадь).

 

Романтический брак, где женщины тройки Лошадь, Тигр, Собака сочетают в себе романтичность и силу духа. Все это оказывает магическое действие на мужчин знаков Крыса, Обезьяна, Дракон. Женским, романтическим символом России являются дамы именно этой тройки.

С другой стороны, немного не от мира сего, часто одержимые какой-нибудь идеей, ни на кого не похожие, мужчины тройки любви пользуются большим успехом у этих фантастических женщин. Для многих прекрасных представительниц идеалом является образ Рахметова, а его создатель - Н. Г. Чернышевский - родился в год Крысы.

"Для Нины Подвойский был примером бойца, человеком, который стал ей особенно дорог после того, как с ним произошло несчастье (осложнение после ранения.- Авт.). Подвойский же не знал девушки более смелой и более привлекательной, чем Нина..."

Николай Островский в письме другу признается: "...жизнь дала подножку... вот только теперь, как ни дико, возможно, это пришла чудачка нечужая..."

Раиса Порфирьевна Островская вспоминает первую встречу с Николаем: "Первое, что я заметила,- пышные темно-каштановые волосы; зачесанные вверх, они волной спадали на левую сторону. Темные брови, почти сросшиеся у переносицы. Глубоко посаженные карие глаза. Они казались огромными и подчеркивали бледность матового лица.

"Какой красивый!" - промелькнуло у меня в голове... И от этого я еще более сконфузилась..."

Император Франции Наполеон III с первого взгляда влюбился в графиню де Монтихо. Он бросил вызов нации, когда сделал императрицей женщину некоролевского происхождения. Он заявлял: "Я предпочел женщину, которую люблю и уважаю, женщине, неизвестной мне". Для него графиня была "самой красивой женщиной во всем мире".

Такие же чувства испытал российский император Николай I, когда впервые увидел Шарлотту Прусскую (будущую императрицу Александру Федоровну). Он признавался: "Тут, в Берлине, провидением назначено было решиться счастию всей моей будущности: здесь увидел я в первый раз ту, которая по собственному моему выбору с первого разу возбудила во мне желание принадлежать ей на всю жизнь. И Бог благославил сие желание шестнадцатилетним семейным блаженством".

Английский поэт Роберт Браунинг так "относился к своей больной жене... что она однажды написала сестре: "В конце концов начинаю теперь задумываться, не являюсь ли я на самом деле некой разновидностью ангелов небесных"" (Д. Карнеги).

Обычно супруги и проходят по жизни вместе, как два небесных ангела, если только избегут соблазна внести разум в свои отношения. Хотя в подобных союзах и типы мышления супругов достаточно хорошо сочетаются. Оставаясь самостоятельными личностями, они тем не менее влияют на решения друг друга: бессистемный перебор различных вариантов решений у мужа сочетается с суперцеленаправленностью логического мышления жены, что делает результаты деятельности мужа не столь разрушительными и дает жене больше разнообразия в жизни.

Но жене в таком союзе все-таки хочется пожелать поменьше тратить сил на доскональное выяснение мельчайших подробностей. Тогда все будет хорошо.

Рейнгард назвал жизнь Наполеона III и Евгении де Монтихо трагикомедией империи. А как иначе назовешь то, что двое красивых, умных, влюбленных друг в друга людей не смогли ужиться вместе.

Евгении оказались тесны рамки романтического брака, отводившего ей роль салонной красавицы. Она вмешивалась в государственные дела, перечила мужу во всем. Патологическая ревность императрицы довершила дело - муж охладел к ней и начал искать утешения в других женских объятиях.

Гигантский запас терпения, которым обладают женщины знаков Лошадь, Тигр, Собака, стоит на страже спокойствия такой семьи. Часто восхищение мужем смешивается у жены с материнской заботой и любовью к нему.

Из воспоминаний А. М. Лариной: "Я никогда не воспринимала его в то время взрослым человеком... Я называла его Николашей и обращалась только на "ты"". И это пишет женщина, которая на 26 лет моложе мужа. Далее она продолжает: "Характер Николая Ивановича проявлялся и в манере себя держать: он мог плюнуть по-мужицки, сквозь зубы, мог свистнуть, как уличный мальчишка... В то же время Николай Иванович был человеком поразительной душевной тонкости, почти девичьей застенчивости и человеком, эмоциональность которого граничила с болезнью... сам он не всегда предвидел свое поведение, был способен на необдуманные поступки".

В семьях подобного типа обычно нет борьбы за власть. Жена всегда признает главенство мужа, при этом сознавая, что без ее поддержки он мало на что способен. Кроме того, мы знаем, что женщины тройки Лошадь, Тигр, Собака - соратники по призванию. Они живут делом мужа, часто оно становится делом их жизни.

"16 февраля Бухарин простился с отцом, первой женой Надеждой Михайловной... ребенком и начал голодовку... Анна Михайловна почувствовала, что умирает одновременно с мужем".

А. М. Ларина вспоминает: "Мне стоило огромных усилий пронести в своей памяти сквозь долгие годы тюрем, ссылок и лагерей текст письма Н. И. Бухарина "Будущему поколению руководителей партии"..."

Подвигом стала совместная жизнь Николая и Раисы Островских.

Роза Ляхович писала: "...у него прекрасный друг Рая. Самоотверженная девушка, отдавшая и в настоящий момент отдающая все свои силы и лучшие годы..."

После смерти мужа жизнью Раисы Порфирьевны стало его творчество и сохранение памяти о его подвиге.

Другой пример подвижничества - союз Николая и Нины Подвойских.

"Общество врачей Ярославля поставило диагноз, что больной (Н. И. Подвойский.- Авт.) безнадежен... ему угрожает либо смерть, либо психическое заболевание... Многие месяцы в эмиграции Нина вела борьбу за жизнь Подвойского. И произошло чудо... Подвойский начал медленно поправляться... Все свое упорство, терпение, силу воли отдавала она теперь тому, чтобы заново научить его двигаться. Когда Подвойский стал наконец ходить самостоятельно, без Нининой поддержки, оба они смогли снова вернуться к партийной работе".

Еще два раза воскрешала мужа из мертвых Нина Подвойская. "И опять они - товарищи в борьбе, снова в общем деле, два профессиональных революционера".

Из письма Подвойского сыну: "Без мамы я бы и двух третей не сделал того по организации Красной Армии и в операциях, что сделал при ее прямой помощи".

Жена декабриста Давыдова Александра Ивановна написала: "Я уже посвятила всю себя бедному мужу моему и сколько не сожалею о разлуке с детьми моими, но утешусь тем, что выполняю святейшую обязанность мою".

В. Л. Давыдов ее не просто ценил, но и не мог представить без нее своей жизни. Он пишет: "Без нее меня уже не было бы на свете. Ее безграничная любовь, ее беспримерная преданность, ее заботы обо мне, ее доброта, кроткость, безропотность, с которой она несет свою полную лишений и трудов жизнь, дали мне силу все перетерпеть и не раз забывать ужас моего положения".

Восхищение друг другом помогает супругам переносить все сложности жизни, не замечать трудностей.

"Преданная мужу, Александра Васильевна Ентальцева последовала за ним в Сибирь... Бесконечные следствия, разбирательства, доносы, обыски, материальные невзгоды... подорвали здоровье Андрея Васильевича. Уже в конце 30-х годов у него появились симптомы душевной болезни, переросшей затем в тихое умопомешательство". До его смерти (умер Ентальцев в 1845 году) жена была с ним. Храня память мужа, она прожила в Сибири еще 10 лет после его смерти.

В заключение приведем письмо Н. И. Подвойского жене из тюрьмы: "Хорошая моя Нина!.. Я бодро, голубчик, перенесу заключение, и болезнь моя, думаю, не помешает этому... Если я здесь буду бодрым, то ты, дружище, и подавно должна быть такой. Не скучай, дорогая... Не все ли равно, здесь ли я, так как душой я все время с тобой..."

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Раджив Ганди (Обезьяна) (1944-1991) - премьер-министр Индии с 1984 по 1991 год. Сын Индиры Ганди. Убит террористом.

Соня Ганди, урожденная Майно (Собака) (р. 1946 г.) - жена Раджива Ганди.

Они познакомились в Кембридже. Роман двух молодых людей не представлял ничего необычного. Любовь заговорила в полный голос, когда они расстались: закончив учебу, Соня уехала к отцу в Италию. Раджив начал навещать любимую.

До счастливой развязки еще долго. Родители Сони противились браку, семья Раджива бьша в шоке. Невестка-иностранка не входила в политические планы Индиры Ганди. Она видела женой старшего сына только внучку президента Индии.

Раджив упорствовал, сопротивлялась Соня. В который раз романтическая любовь двоих всколыхнула окружающих.

В конце 1967 года Соня поехала "на экскурсию" в Индию. Многие надеялись, что незнакомая страна с непривычным укладом жизни отпугнет европейскую женщину. Но когда и где для романтической любви существовали преграды? Через несколько дней после отъезда из родного Орбассано Соня прислала телеграмму: "Дорогие родители, я счастлива. Мы с Радживом скоро поженимся".

В 1968 году они поженились. На свадьбу отец Сони не приехал, мучилась сомнениями и Индира Ганди.

С полной ответственностью мы можем сказать, что ни один романтический брак не ухудшил жизни окружающим. Так случилось и в семье Индиры Ганди. Соня стала образцовой индийской женой и невесткой.

"Строгая, привыкшая никем и ничем не обольщаться премьер-министр сочиняет письмо в далекий Орбассано. Она благодарит за удивительную дочь, которую ей подарили старики Майно, и сообщает, что с нетерпением ждет в гости каменщика Эудженио".

Любовь детей примирила и родителей.

Соня Ганди освоила хинди настолько, что в конце концов стала говорить на этом языке лучше Раджива. Она с дотошностью и тщательностью изучила сложную индийскую кухню, отказалась от привычной европейской одежды, чтобы не выделяться из семьи.

Раджив и Соня создали свой романтический мир вдали от политики. Раджив был пилотом гражданской авиации, и Соня привыкла мысленно сопровождать его в полетах ("а он, смеясь, говорил, что чувствует это"). У них росли двое детей - сын Рахул и дочь Приянка. Соня работала в делийском Институте современного искусства. Обычная жизнь счастливой семьи.

Реальность грубо вторглась в идиллию романтического брака.

В 1980 году погибает в авиакатастрофе Санжай Ганди - политический преемник Индиры. Эта миссия переходит к Радживу. Для семьи началась новая, более трудная для обоих супругов жизнь.

Только любовь поддерживала Соню, когда ее обвиняли в «подыгрывании интересам Италии, в корыстном влиянии на податливого мужа» и т. п. Грязный мир политики не принимал семью, где было построено на любви и самопожертвовании.

Смерть Раджива от рук террориста сразила и Соню. После убийства "из их дома в Дели несколько дней несся нечеловеческий, душераздирающий вой... Соню словно испепелило. Чтобы выстоять церемонию кремации, она крепко держалась за руку дочери".

Соня отказалась от предложенной ей роли лидера Индийского национального конгресса. "Раны еще не зажили. Их надо лечить" - вот ее слова.









Лит.: Крестьянка, 1992, № 5-6.

                       БРАК 55. Он - Крыса, она - Лошадь

Может быть, это один из самых мягких векторных браков. Кольцо здесь сочетается с романтизмом, плюс муж-хозяин. Любое романтическое чувство жертвенно, вероятно, поэтому безжалостный муж направляет свою холодность и бесчувственность только на себя. Он мягок и нежен с женой, ценит ее преданность. Она же не требует ничего, только бы он был рядом с ней. Для нее он будет идеалом, учителем в жизни и любви. Главное - ей удержаться от истерик, претензий, не пойти по пути самоутверждения.

 

                       БРАК 56. Он - Крыса, она - Тигр

Открытость мужа, широта его души не шокируют утонченную жену. Наоборот, она становится более веселой, общительной, ее же спокойствие, солидность дают мужу так не хватающую ему уравновешенность.

Живя интересами мужа, жена достаточно снисходительно относится к его неординарным поступкам, почти всегда прощая его. Она же заставляет его стремиться к большему.

Мужу хочется посоветовать, чтобы он не переборщил со своей простотой, не дал выхода грубости.

Дети принесут счастье обоим, ведь оба великолепные педагоги.

 

                       БРАК 57. Он - Крыса, она - Собака

Достаточно волевой человек, жена поможет направить энергию мужа в определенном направлении. Главное - не передавить.

Мужу следует помнить, что жена почти никогда не меняет своих решений и оценок, не признает компромиссов, во всем требует ясности. Ей трудно терпеть чудаковатость мужа. Она попытается вернуть его к общепринятому поведению.

Муж - очень деятельный человек, жена - надежный. Чем не пара? Они должны достичь успехов во всем.

 

                         БРАК 58. Он - Обезьяна, она - Лошадь

Как и во всяком романтическом браке, бытовая сторона жизни не должна выходить на первый план в отношениях супругов, а такал тенденция есть. Боритесь с ней.

Ни разная психология, ни различие в социальной ориентации в этом браке не внесут зерна раздора. Может повредить только иллюзия сильной воли у жены. Ей необходимо помнить, что основы семейной жизни в их союзе закладывает ее мягкий, самоуглубленный муж.

Мужу в его самоуглублении не стоит забывать, что у жены очень ранимая душа. Больше внимания супруге.

 

                                    БРАК 59. Он - Обезьяна, она - Тигр

Брак носит закрытый характер: для супругов типично, с одной стороны, внимание к собственной личности, с другой - стремление лучше понять друг друга. Когда основой брака является романтизм, это превосходное качество.

Любящий муж получает поддержку жены во всем, его же энергии хватит на двоих. Терпения женщинам этого знака не занимать, поэтому причуды мужа, его неуправляемость не должны слишком раскачать семейную лодку.

 

 

                          БРАК 60. Он - Обезьяна, она - Собака

Восхищаясь друг другом, супруги могут долго поддерживать костер любви. Общие психологические свойства помогут наладить контакт и в бытовой сфере. Главное в нее не углубляться.

Любовь супругов деятельна по своей сути. Можно попытаться найти общее дело, хобби, развлечение.

Различия есть: ясный ум жены может и не принять некоторых желаний мужа. Жене надо помнить, что ее врожденная настойчивость не исправит супруга. Найдите в его непредсказуемости приятные черты.

 

                          БРАК 61. Он - Дракон, она - Лошадь

Прекрасный союз очень разных по характеру людей. Здесь много любви и романтизма. Уравновешенный муж смягчает порывистый, импульсивный характер жены. И у жены нет претензий к мужу, так как он сочетает мечтательность с напористостью и огромным трудолюбием.

Супругов сближает еще и достаточно бескомпромиссный подход ко всем жизненным проблемам. Хочется пожелать им побольше уступчивости при совместной жизни.

Жена должна смириться с тем, что муж не всегда будет внимателен к ее просьбам. Иногда оставляйте супруга наедине с его мечтами.

 

                           БРАК 62. Он - Дракон, она - Тигр

Любовь, романтизм, общая мечтательность, что, однако, не мешает им заниматься реальными делами. В хозяйственном плане - это один из лучших союзов среди взлетных. Оба очень настойчивые люди, медленно, но верно они приведут свою семью к хорошему материальному состоянию.

У обоих семейственность заложена в характере, к тому же они постоянны в привязанностях. Жена прекрасно понимает мужа, не просто поддерживает его, а толкает вперед, не позволяет бросить начатое на полпути, страхует.

Муж достаточно спокойно переносит боевые вспышки жены, которые не выдерживают мужчины других знаков.

 

                            БРАК 63. Он - Дракон, она - Собака

Главное здесь семья и материальное благополучие. Есть опасность, что романтическая любовь исчезнет в пучине быта.

Оба деятельные по натуре люди - стоит поискать совместное увлечение. Дополнительный романтизм вам необходим.

Этот союз может страдать от обоюдного упрямства супругов. Учитесь прощать друг друга.

Жена должна знать, что муж очень неравнодушен к похвалам. Не забывайте об этом за своей бурной деятельностью.

 

 

                                              Глава 8
                                              ПОКОЙ И ВОЛЯ

              (Муж: Кот, Кабан, Коза; жена: Петух, Змея, Бык)

 

Примеры:                       И. В. Сталин - Н. С. Аллилуева (Кот - Бык),
                                                      Л. Н. Андреев - А. И. Андреева (Коза - Петух),
                                                      С. А. Есенин - Г. А. Бениславская (Коза - Петух),
                                                      М. А. Булгаков - Е. С. Булгакова (Кот - Змея).

 

Это тоже романтический союз, но если в главах 5 и 7 мы рассматривали браки, где романтизировались любовь и воля, то тут предмет для романтизации - боевитость, логика, с одной стороны, и красота, реализм - с другой.

Но романтизация как основа такого союза остается неизменной.

И, может быть, самой романтической книгой о любви является "Мастер и Маргарита", роман, написанный как гимн любви Михаила Булгакова к Елене Сергеевне Булгаковой.

Признак всех романтических браков- внезапность нахлынувших чувств. "Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину... Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих". Это первая встреча Мастера и Маргариты.

Но мужчина в таком союзе романтизирует не волю, не твердость избранницы, которые соответствуют ее сути, а лишь знаковые свойства - боевой дух. Недаром Маргарита становится ведьмой, нападающей на обидчиков Мастера.

Романтизируя красоту своего избранника- красоту его души, красоту его слов, горячо любящая женщина готова сражаться за него хоть со всем миром.

Оберегая его покой, она готова все дела взвалить на себя. Окружающий мир перестает существовать для нее. Она живет только делом мужа, его заботами, им самим.

"Галя делала для Есенина все: предлагала его новые стихи в редакции журналов, составляла сборники, получала по его доверенности деньги" - так пишет Матвей Ройзман. Ее любовь была настолько жертвенной и всеохватной, что слова Есенина о том, что он "ценит ее как преданного друга, но не любит как женщину", не могли повлиять ни на что.

А. С. Эфрон писала о жене Леонида Андреева: "...странная это была женщина - гнетущая какая-то. Покойного мужа она любила без памяти - продолжала любить даже с вызовом, как бы стремясь защитить его, за него поспорить и отстоять... от кого? За границу она вывезла не только его рукописный архив, но и пуды его попутных увлечений: сделанные им снимки, написанные им картины, какие-то мудреные инструменты и приспособления - все это хранила, охраняла - ревниво и ревностно".

И опять бессмертная книга Булгакова.

"Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь...

Она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку, и поворачивала ее в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец".

Главное условие существования такого брака - любовь жены. Но ее чувство может стать силой, которая разрушит союз, так как жена, вольно или невольно, попытается заглянуть в душу своего Мастера.

Кроме того, вместе с жаром любви эти женщины обладают еще и сильнейшей волей. Воля жены, ее диктат могут стать причиной неприятностей, и потому в этом браке важно не переусердствовать с опекой над мужем. И наоборот, знаковая активность, хозяйственность жены могут стать основой благополучия.

Булгаков отталкивался от своего реального брака, когда описывал отношения Мастера и Маргариты.

"Она приходила и первым долгом надевала фартук... и готовила завтрак, накрывала его в первой комнате на овальном столе..."

"Она поднялась и заговорила:

- Боже, как ты сильно болен... Но я тебя спасу, я тебя спасу... я тебя вылечу, вылечу..."

В конце книги Маргарита говорит: "Ты будешь засыпать... Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я".

Жене надо помнить, что повлиять на мужа она не в состоянии, изменить его - тем более. Муж должен смириться со своей энергичной женой.

Вся любовь Галины Бениславской не смогла заставить Есенина хоть ненамного поступиться своими интересами. Он ценил ее помощь, но не более того.

Из письма Есенина Бениславской: "Галя, милая! Повторяю Вам, что Вы мне очень и очень дороги. Да и Вы сами знаете, что без вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного... Привет Вам и любовь моя! Правда, это гораздо лучше, и больше, чем чувствую к женщинам..."

Для счастливого союза жена должна не давить на мужа, не допекать его своей любовью (ему страсти не нужны и даже вредны, целительно для него спокойствие и свобода). В спокойной обстановке исчезает инфантилизм мужа, появится ответственность за семью, его реализм принесет финансовое благополучие. У жены он научится целеустремленности, планомерности.

Семья для такого мужа со временем начнет олицетворять тот "вечный покой", которого так жаждет его душа.

Мастер: "У меня нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме нее.- Он опять положил руки на голову Маргариты".

В заключение надо сказать о том высоком романтизме, который связывает супругов, ему не страшны расстояния и время.

"Его не было рядом в этот день, но разговаривала мысленно Маргарита Николаевна все же с ним: "Если ты сослан, то почему же не даешь знать о себе?.. Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит, ты сослан и умер... Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом... Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна"".

Но Маргарита не в силах забыть Мастера, и недаром Азазелло говорит, что "вы порядочно постарели от горя за последние полгода, Маргарита Николаевна".

Жизнь может быть еще трагичнее.

Не смогла укротить свою волю Надежда Аллилуева, ее попытки вмешаться в деятельность мужа привели только к напряженности для обоих. Самоубийство стало последней попыткой волевой женщины изменить хоть что-нибудь.

Смерть Сергея Есенина лишила и Галину Бениславскую радости жизни. Она написала воспоминания о нем (отдала долг делу и имени своего возлюбленного) и "в начале декабря 1926 года она покончила с собой на могиле Есенина, выстрелив в себя из старого револьвера системы "Бульдог", который дал несколько осечек. Она похоронена рядом с могилой Сергея Есенина" (М. Ройзман).

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Лоренс Оливье (Коза) (1907-1989) - выдающийся английский актер театра и кино, за творческие достижения пожалован рыцарским званием.

Вивьен Ли (Бык) (1913-1967) - выдающаяся английская актриса театра и кино. Главные роли в фильмах: "Унесенные ветром", "Леди Гамильтон", "Мост Ватерлоо".

Союз Лоренса Оливье и Вивьен Ли называли "самой романтической любовью века". Двадцатилетний брак двух выдающихся актеров продемонстрировал не только чудо любви, но и все сложности романтического брака.

Они влюбились друг в друга с первого взгляда, даже не отдавая себе отчета в этом.

Вивьен увидела Оливье в спектакле, который пришла посмотреть с подругой. Когда опустился занавес, она прошептала: "Вот человек, за которого я выйду замуж". Так вспоминает подруга.

Лоренс также увидел Вивьен в спектакле. Он напишет в старости: "Впервые я остановил свой взгляд на обладательнице этой удивительной, невообразимой красоты на сцене "Амбассадора", где она выступала в "Маске добродетели"".

А затем, после этой заочной влюбленности, раздался звонок судьбы - их пригласили сниматься в картине "Огонь над Англией".

"Три с небольшим месяца работы над фильмом круто переменили жизнь обоих актеров. Казалось, они и не подозревали о своей обоюдной любви, но для окружающих их чувство скоро перестало быть тайной... Дороти Мэсер, которая курировала актеров, вспоминает: "В Дэнгеме было принято, чтобы все сидели вместе за длинными обеденными столами, а не парами - во избежание сплетен. Вивьен и Ларри сидели вдвоем, совершенно поглощенные друг другом, и никто не мог даже подумать пристроиться рядом сними. Их окружало бесконечное пустое пространство. Они были так влюблены, что вокруг возникала особая атмосфера. Видеть их вместе значило видеть чудо'".

Съемки фильма закончились, актеры расстались и... разлука еще сильнее разожгла пожар любви. Первой не выдержала Вивьен. Она приехала к Оливье на Капри, где он отдыхал со своей женой Джилл Эсмонд.

"Акт отчаяния Вивьен, ее последняя надежда - эта встреча могла решить все. Для обоих. Так оно и случилось... Оливье тоже забыл о сомнениях. Присутствие Вивьен Ли преображало все вокруг - он сам становился веселее, остроумнее, обаятельнее. Жена находилась тут же, но он забывал о ней..."

Романтические чувства разрушили всю предыдущую жизнь Ларри и Вивьен. Он расстается после скандала с женой, она тоже после скандала уходит от мужа. Потом следуют совместные гастроли в Дании и отдых в Венеции.

Один из друзей актеров вспоминает, что "никогда не видел людей, которые были бы так влюблены. Вивьен всегда была невероятно красива, но после Венеции в ней появилось что-то новое: как будто жизнь приобрела для нее более глубокий смысл".

Так же преобразился и Лоренс Оливье. "Из довольно мрачного пессимиста он превратился в веселого бонвивана и рассказчика... Теперь он стал общительным со всеми... Мы решили, что Ларри, вероятно, решил перестроиться и представить миру нового Оливье, составленного из всех тех черт, которыми он восхищался в других. Позднее мы поняли, что дело было во влиянии Вив".

Пять лет боролись Вивьен и Лоренс за свою любовь: муж одной и жена другого не хотели давать развода.

Несмотря ни на что, Вивьен и Лоренс строили свой романтический мир в обыденной жизни. Они приобрели старинный замок "Нотли", который стал центром их мира. "Друзья делили с ней (Вивьен. - Авт.) комфорт и обаяние ее дома. Хозяйка вкладывала в уик-энды душу, стремясь, чтобы ни одна минута не прошла бесцветно..."

Вспомним, что в конце романа "Мастер и Маргарита" главные герои находят свой дом и в нем вечный покой, похожий на праздник. К этой мечте в реальности приблизились Вивьен Ли и Лоренс Оливье.

Романтическое озарение любви дало двум актерам гигантский творческий импульс.

"Унесенные ветром" принесли мировую популярность Вивьен Ли; театральный сезон 1945/46 годов заставил говорить об Оливье как о самом гениальном театральном актере XX века.

Романтическая любовь, дав творческий заряд, сыграла злую шутку. Как только появилась самая знаменитая актерская пара XX века Оливье - Ли, так сразу же распался брак Оливье - Ли. Общее дело, ответственность перед почитателями разрушили романтические иллюзии обоих по отношению друг к другу.

Вивьен Ли вдруг увидела "духовную несовместимость с мужем". Ее романтическая любовь не выдержала открытия, что за чувствами стоит абсолютное смысловое непонимание, исчезли иллюзии, исчезла и любовь.

Лоренс Оливье так вспоминает это роковое объяснение:

"...кажется, мы только что закончили ленч... Это напоминало несильный раскат грома среди ясного неба или ушат воды. Я не поверил ушам своим: "Я тебя больше не люблю!'

Вероятно, вид у меня был столь же ошеломленный, как и сразившее меня чувство удивления, ибо она продолжала: "У меня никого нет, ни о чем подобном не может быть и речи. Я хочу сказать, что все еще люблю тебя, но иначе, как брата". Так она и сказала. Я чувствовал себя так, как если бы мне зачитали смертный приговор. Движущая сила моей жизни (фактически мое сердце) была оторвана как бы рукой самого опытного в мире хирурга. Я стоял с раскрытым ртом, но не дыша: как будто окаменел внутри и меня, как рыбу, задвинули в холодильник. Никогда я не мог примириться с тем, что эта великая, эта славная страсть не могла быть вечной".

Брак актеры пытались спасти совместным творчеством, но этим они окончательно разрушили свою любовь. Напряжение от совместной жизни закончилось нервными припадками у Оливье и маниакально-депрессивным психозом и обострением туберкулезного процесса у Вивьен Ли.

За четыре года, прошедшие после первого решительного объяснения, уже и Оливье в бесконечных перепалках потерял образ любимой женщины. Он писал в своей книге "Признания актера": "Я говорил, что около четырех лет назад ее чувства ко мне изменились, и она сказала мне об этом. Но теперь это был вопрос не столько ее, сколько моих чувств. В такой же степени, в какой она не была больше человеком, которого я любил, изменилась моя любовь к ней. Теперь она стала чужой настолько, насколько я даже не мог себе представить. Что-то очень неуловимое, без сомнения, произошло с ней. Как бы ни изменились ее чувства ко мне, я никогда не мог поверить, что то же самое сможет произойти со мной".

В 1960 году два великих актера развелись.

Через несколько лет забылся кошмар последнего периода совместной жизни, а память о своей любви они пронесли до конца дней.

Вивьен Ли: "Если бы мне действительно дали снова прожить всю мою жизнь, я была бы уверена только в двух поступках. Уже в юности я стала бы актрисой. Несколько позже вышла бы за Лоренса Оливье. Будь это необходимо, я бы сделала предложение сама. Я бы хотела повторить все, кроме нескольких последних месяцев с Ларри".

Лоренс Оливье всегда говорил, когда смотрел старые фильмы с участием Вивьен Ли: "Это была любовь. Это было настоящее!" - и... плакал.





Дата: 2018-09-13, просмотров: 366.