Задачи:
• формирование представлений о роли профессии в жизни человека;
• расширение представлений учащихся о личностных качествах, необходимых человеку для освоения желаемой профессии;
• развитие представления о негативных последствиях наркотизации для профессионального становления человека.
Что нужно знать педагогу
Профессиональное самоопределение — одна из важных задач, которую начинает решать подросток. Вопрос «кем быть?» возникает в период формирования чувства «взрослости», открытия своего внутреннего мира. Конечно, трудно ожидать от 12-летнего ребенка однозначного и не подлежащего изменению ответа на этот вопрос (хотя бывает и так), но какая-то мечта относительно своего будущего у него, безусловно, должна быть.
Проблема выбора подростком будущей профессии имеет не только огромное личностное, но и общественное значение. По подсчетам исследователей, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
На что ориентируются современные подростки при выборе профессии, какие критерии являются для них определяющими? Наиболее важными факторами подростки называют соответствие профессии собственным склонностям и желаниям, а также материальные блага, которые обеспечивает профессия. Менее значимой для них является возможность профессии обеспечить саморазвитие, стимулировать интеллектуальный и духовный рост, а общественная польза профессии почти не берется в. расчет. Подростки не хотят выполнять работу (даже очень полезную и нужную для общества), если она плохо оплачивается и не соответствует их личным интересам.
Надо сказать, что современные подростки значительно дольше, чем их сверстники 20-30 лет назад, делают свой профессиональный выбор. Если в 80-х гг. XX в. почти 80 % 13-летних подростков могли достаточно уверенно сказать, кем они собираются стать, то сегодня к 13 годам только полонима подростков может ответить на этот вопрос.
Важно! Профессиональное самоопределение подростка является существенным фактором, определяющим успешность его социальной адаптации. Оно задает некий вектор его социальному развитию, постепенно начинает формировать круг интересов, круг общения. Неслучайно среди подростков, имеющих опыт употребления наркотиков, значительно больше (58%) тех, кто не может ответить па вопрос «кем бы ты хотел стать?». Среди тех, кто такого опыта не имеет, «не определившихся» гораздо меньше (25%).
Тема профессионального самоопределения — повод для серьезного разговора с подростками о негативных последствиях психоактивных веществ. Систематическое употребление алкоголя, а уж тем более — наркотиков, фактически закрывает пути не только в профессии, особенно привлекательные для подростков, но далее в те, которые нельзя назвать престижными. Никто из ребят не хочет ставить крест на своем будущем, поэтому подобные доводы могут стать решающими при формировании их отношения к наркогенному соблазну.
Реализация темы
Задания 1, 2, 5 направлены на расширение представления подростка о разнообразных профессиях и тех качествах, которыми необходимо обладать человеку, чтобы реализовать себя в той или иной сфере деятельности. Предложите учащимся рассказать о профессии кого-то из родителей или подготовить рассказ о той профессии, которая привлекает их больше всего. Результатом этой работы может стать выпуск классной стенгазеты «Калейдоскоп профессий». Кроме докладов учащихся туда можно включить рассказы известных людей, состоявшихся профессионально, о своем любимом деле.
Задание 5 поможет подросткам осознать, каковы негативные последствия наркотизации для профессионального становления, какие ограничения накладывает на выбор профессии употребление человеком одурманивающих веществ.
В задании 6 ребятам предлагается еще раз проверить себя, ответив на вопросы тестовых заданий из тетрадей 5 и 6 классов, и заполнить сводную таблицу. Возможно, не у всех шестиклассников сохранилась рабочая тетрадь для 5 класса, поэтому в Приложении на с. 49-59 данного пособия мы повторяем эти задания.
Приложение
1. Режим дня
Посчитай, сколько времени у тебя уходит на приготовление уроков, прогулку, занятия спортом. На циферблатах отметь время начала и окончания этих занятий, закрась сектор, соответствующий полученному результату.
|
Если у тебя получились только зеленые сектора на циферблатах, ты — молодец!
Если у тебя есть красные сектора, подумай, что ты делаешь не совсем правильно. Возможно, ты мало спишь или гуляешь, а много времени проводишь за компьютером?
Если у тебя много (два или больше) черных секторов, значит, твоему организму плохо и нужно изменить режим дня.
Твой результат. Закрась квадраты в соответствии с результатами:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2. Работоспособность
Твоя работоспособность тоже меняется в зависимости от твоего состояния. Для проверки работоспособности выполни задание: зачеркни буквы А и В.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.