Формы и методы работы с комплектом «Все цвета, кроме чёрного»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа с комплектом предполагает как инди­видуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Боль­шинство заданий носит интерактивный, игровой характер, вы­полняя их, подростки могут проявить свои творческие, органи­зационные способности.

В рабочих тетрадях учащимся предлагаются следующие виды заданий:

• анализ литературных отрывков — такая форма работы не только помогает подросткам научиться оценивать жизненные ситуации, разбираться в переживаниях дру­гих людей, но и пробуждает интерес к чтению, расширя­ет кругозор;

• тесты, позволяющие подростку самостоятельно опреде­лить уровень сформированности того или иного лич­ностного качества, проанализировать свое поведение и т. д. Основная задача тестовых заданий заключается в развитии навыка самооценки у учащихся;

• дневниковые формы, предполагающие регулярную оценку подростком своего состояния или организации своей деятельности (оценка режима дня, работоспособ­ности в течение недели, дня и т. д.);

• творческие задания (составление рассказа, игры и т. д.), направленные на развитие креативных способностей подростков, умения нестандартно мыслить, находить оригинальные решения проблем;

• тренинговые задания, направленные на развитие и тре­нировку определенной способности или качества подро­стка (памяти, наблюдательности, внимания и т. д.).

При работе с комплектом педагог должен учитывать 2 фак­тора.

1. Мы сознательно не регламентировали время на выполне­ние каждого задания. Это позволяет подросткам погрузиться в игровую ситуацию, осознать происходящее действие, найти адекватный вариант решения проблемы, выбрать вариант по­ведения, не задумываясь о том, что задание нужно выполнить как можно быстрее. В данном случае скорость выполнения за­даний не принципиальна.

2. Необходимо всегда обсуждать с детьми выполняемые за­дания. Несмотря на то что многие тесты и упражнения ребята выполняют самостоятельно, учитель всегда должен быть готов помочь, направить ход мыслей подростков. Очень важно, не навязывая своего мнения, подвести детей к верным выводам, поэтому анализируйте результаты вместе с ребятами, подводи­те итоги на каждом занятии.

 

Коллективная работа в классе предполагает широкое ис­пользование различных вариантов игр. Игра выполняет целый ряд важных функций: социализирующую (позволяет подростку «опробовать» различные модели поведения, проверив их эффек­тивность), коммуникативную (в игре ребята общаются между собой), диагностическую (игровая деятельность позволяет педа­гогу выявить возможные проблемы психологического, социаль­ного развития того или иного подростка), коррекционная (игра дает возможность изменить, скорректировать личностные харак­теристики подростка, при этом процесс изменения проходит естественно и ненавязчиво, незаметно для самого ребенка).

Участники ролевой игры изображают персонажей, дей­ствующих в определенных условиях (персонажи и ситуации описаны в задании). Участники игры должны решить постав­ленную перед ними задачу (избежать ссоры, выработать план действий и т. д.). Результат ребята анализируют вместе, отве­чая на вопросы: насколько убедительно они сыграли свои ро­ли, выполнили ли поставленную задачу, как еще могла разви­ваться ситуация и т. п.

Ролевые игры очень эффективны при освоении подростка­ми навыков поведения в сложных ситуациях (в том числе в си­туации, когда подростку предлагают попробовать наркогенное вещество). Ролевая игра снимает психологический барьер, уча­стники учатся сопротивляться внешнему давлению, отказы­ваться от опасного предложения, от кого бы оно ни исходило.

В отличие от ролевой игры, в сюжетно-ролевой игре нет четко заданного сценария действий. Обозначаются персонажи, определяется ситуация, в которой они должны взаимодейство­вать. Развитие же игры и ее конечный результат зависят от схе­мы поведения, выбранной персонажами. Так, в педагогической профилактике наркотизации сюжетно-ролевые игры могут ис­пользоваться для развития коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Образно-ролевые игры позволяют активизировать чувст­венный опыт подростков, сформировать определенное эмоци­ональное отношение к тому или иному событию, явлению, фак­тору. Они эффективны для отработки навыков самооценки и саморегуляции. Так, в образно-ролевой игре подростки мо­гут изображать различные эмоции и состояния (радость, злость и т. п.).

Мини-тренинги или тренинговые игры направлены на от­работку какого-либо конкретного поведенческого навыка.

В работе по программе «Все цвета, кроме черного» исполь­зуется и метод проектной деятельности школьников. Ребятам предлагается выполнить несколько проектов (исследователь­ский, информационно-просветительский, творческий) в рам­ках изучения разных тематических модулей.

Так, к примеру, подросткам предлагается провести опрос среди своих сверстников, цель которого — изучение их досуга, круга проблем; подготовить различные коллективные проекты в рамках работы по теме «Секреты сотрудничества». Учитель может расширить по своему усмотрению сферу применения этого метода обучения.

Дискуссионные формы. Дискуссия может быть организо­вана в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. Вы­бранный жанр определяет сценарий проведения дискуссии. Однако для всех форм может быть определена общая схема подготовки:

• заранее предлагается тема дискуссии, вопросы для обсуждения;

определяются роли (например, ведущий, эксперты, оппо­ненты, представляющие различные точки зрения на проблему);

• проводится предварительное ознакомление участников дискуссии с аспектами проблемы (для этого может быть

подготовлен дайджест на основе публикаций в прессе, выпущен «журнал» и т. д.); • определяются регламент и правила проведения дискус­сии (продолжительность и порядок выступлений). Итак, формы работы весьма разнообразны, и мы надеемся на творческий подход педагогов к их использованию. От того, насколько интересно вы построите занятия с подростками, на­сколько активно они будут включаться в работу и проявлять инициативу, в конечном итоге зависит результат нашей профи­лактической деятельности. Наблюдайте за реакцией ребят на те или иные виды заданий, на задаваемые вопросы, так вы сможете понять, что именно важно и интересно для них, «прощупать» проблемные зоны и соответственно скорректировать работу, уделив большее внимание наиболее болезненным темам.

 

 

тетрадь «Познаю свои способности»  

5 класс

Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.