Работа с комплектом предполагает как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности.
В рабочих тетрадях учащимся предлагаются следующие виды заданий:
• анализ литературных отрывков — такая форма работы не только помогает подросткам научиться оценивать жизненные ситуации, разбираться в переживаниях других людей, но и пробуждает интерес к чтению, расширяет кругозор;
• тесты, позволяющие подростку самостоятельно определить уровень сформированности того или иного личностного качества, проанализировать свое поведение и т. д. Основная задача тестовых заданий заключается в развитии навыка самооценки у учащихся;
• дневниковые формы, предполагающие регулярную оценку подростком своего состояния или организации своей деятельности (оценка режима дня, работоспособности в течение недели, дня и т. д.);
• творческие задания (составление рассказа, игры и т. д.), направленные на развитие креативных способностей подростков, умения нестандартно мыслить, находить оригинальные решения проблем;
• тренинговые задания, направленные на развитие и тренировку определенной способности или качества подростка (памяти, наблюдательности, внимания и т. д.).
При работе с комплектом педагог должен учитывать 2 фактора.
1. Мы сознательно не регламентировали время на выполнение каждого задания. Это позволяет подросткам погрузиться в игровую ситуацию, осознать происходящее действие, найти адекватный вариант решения проблемы, выбрать вариант поведения, не задумываясь о том, что задание нужно выполнить как можно быстрее. В данном случае скорость выполнения заданий не принципиальна.
2. Необходимо всегда обсуждать с детьми выполняемые задания. Несмотря на то что многие тесты и упражнения ребята выполняют самостоятельно, учитель всегда должен быть готов помочь, направить ход мыслей подростков. Очень важно, не навязывая своего мнения, подвести детей к верным выводам, поэтому анализируйте результаты вместе с ребятами, подводите итоги на каждом занятии.
Коллективная работа в классе предполагает широкое использование различных вариантов игр. Игра выполняет целый ряд важных функций: социализирующую (позволяет подростку «опробовать» различные модели поведения, проверив их эффективность), коммуникативную (в игре ребята общаются между собой), диагностическую (игровая деятельность позволяет педагогу выявить возможные проблемы психологического, социального развития того или иного подростка), коррекционная (игра дает возможность изменить, скорректировать личностные характеристики подростка, при этом процесс изменения проходит естественно и ненавязчиво, незаметно для самого ребенка).
Участники ролевой игры изображают персонажей, действующих в определенных условиях (персонажи и ситуации описаны в задании). Участники игры должны решить поставленную перед ними задачу (избежать ссоры, выработать план действий и т. д.). Результат ребята анализируют вместе, отвечая на вопросы: насколько убедительно они сыграли свои роли, выполнили ли поставленную задачу, как еще могла развиваться ситуация и т. п.
Ролевые игры очень эффективны при освоении подростками навыков поведения в сложных ситуациях (в том числе в ситуации, когда подростку предлагают попробовать наркогенное вещество). Ролевая игра снимает психологический барьер, участники учатся сопротивляться внешнему давлению, отказываться от опасного предложения, от кого бы оно ни исходило.
В отличие от ролевой игры, в сюжетно-ролевой игре нет четко заданного сценария действий. Обозначаются персонажи, определяется ситуация, в которой они должны взаимодействовать. Развитие же игры и ее конечный результат зависят от схемы поведения, выбранной персонажами. Так, в педагогической профилактике наркотизации сюжетно-ролевые игры могут использоваться для развития коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Образно-ролевые игры позволяют активизировать чувственный опыт подростков, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному событию, явлению, фактору. Они эффективны для отработки навыков самооценки и саморегуляции. Так, в образно-ролевой игре подростки могут изображать различные эмоции и состояния (радость, злость и т. п.).
Мини-тренинги или тренинговые игры направлены на отработку какого-либо конкретного поведенческого навыка.
В работе по программе «Все цвета, кроме черного» используется и метод проектной деятельности школьников. Ребятам предлагается выполнить несколько проектов (исследовательский, информационно-просветительский, творческий) в рамках изучения разных тематических модулей.
Так, к примеру, подросткам предлагается провести опрос среди своих сверстников, цель которого — изучение их досуга, круга проблем; подготовить различные коллективные проекты в рамках работы по теме «Секреты сотрудничества». Учитель может расширить по своему усмотрению сферу применения этого метода обучения.
Дискуссионные формы. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. Выбранный жанр определяет сценарий проведения дискуссии. Однако для всех форм может быть определена общая схема подготовки:
• заранее предлагается тема дискуссии, вопросы для обсуждения;
определяются роли (например, ведущий, эксперты, оппоненты, представляющие различные точки зрения на проблему);
• проводится предварительное ознакомление участников дискуссии с аспектами проблемы (для этого может быть
подготовлен дайджест на основе публикаций в прессе, выпущен «журнал» и т. д.); • определяются регламент и правила проведения дискуссии (продолжительность и порядок выступлений). Итак, формы работы весьма разнообразны, и мы надеемся на творческий подход педагогов к их использованию. От того, насколько интересно вы построите занятия с подростками, насколько активно они будут включаться в работу и проявлять инициативу, в конечном итоге зависит результат нашей профилактической деятельности. Наблюдайте за реакцией ребят на те или иные виды заданий, на задаваемые вопросы, так вы сможете понять, что именно важно и интересно для них, «прощупать» проблемные зоны и соответственно скорректировать работу, уделив большее внимание наиболее болезненным темам.
тетрадь «Познаю свои способности»
5 класс
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.