Друг друга
Задачи:
• расширение представления о роли общения в жизни человека;
• развитие навыков эффективного общения со сверстниками, взрослыми;
• освоение эффективных форм поведения в ситуациях, связанных с риском наркогенного заражения.
Что нужно знать педагогу
Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жизни подростков. В общении с друзьями, приятелями происходит освоение приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающими. Подросток, лишенный контакта с ровесниками по каким-либо причинам, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру.
Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток и на учебу, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Однако подростка не удовлетворяет просто возможность «быть вместе» с другом (условие, достаточное для поддержания дружеских отношений в младшем школьном возрасте) — вместе играть, учиться и т. д. Подросток ждет от друзей понимания, сопереживания, сочувствия. Друзья становятся для подростка конкретным образцом, который помогает ему определять требования к собственному поведению, служат примером для подражания. Значимость взаимодействия со сверстниками, принадлежности к группе обуславливает, в свою очередь, важность развития у подростка коммуникативных навыков. Умение общаться включает в себя быстрое ориентирование в ситуации взаимодействия, понимание подтекста сообщения, способность управлять своим эмоциональным состоянием. Недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений значительно затрудняет социальную адаптацию подростка. Например, у более чем 80 % подростков с девиантным (отклоняющимся от общепринятых норм) поведением выявляются дефекты в развитии коммуникативных навыков.
Важно! Взаимодействие со сверстниками, вхождение подростка в группу (компанию) может иметь и свои отрицательные стороны. По данным опросов, проведенных в Институте возрастной физиологии РАО, в большинстве случаев именно влияние компании оказывается решающим при приобщении подростка к одурманивающим веществам. Все подростки, систематически употребляющие алкоголь, наркотики или курящие, имеют в ближайшем окружении знакомых, употребляющих эти вещества. И наоборот, подростки, никогда не употреблявшие психоактивные вещества (или единожды пробовавшие), утверждают, что их друзья и знакомые тоже не имеют такого опыта. Впервые подросток пробует курить или выпивать далеко не всегда под прямым давлением своей компании (когда приятели непосредственно настаивают на этом). Чаще он просто берет пример с тех ребят, которые являются для него авторитетом, чьи высказывания и оценки имеют для него важное значение. Вот почему одной из воспитательных задач, связанных с профилактикой, является формирование у подростков понимания, что у каждого из них есть право быть самим собой, что каждый из них несет личную ответственность за последствия своих поступков и в то же время не может нести полную ответственность за поведение своих друзей. При этом необходимо, чтобы учащиеся освоили поведенческие схемы, позволяющие им, по возможности, избежать конфликта в ситуациях, связанных с отказом поступать «как все».
Реализация темы
Задания 1, 2, 3, б направлены на развитие у подростка умения оценивать чувства и переживания другого человека, понимать собеседника.
Задание 5 носит творческий характер. Его ребята могут выполнять в мини-группах, каждая из которых предложит свой вариант рассказа, раскрывающего суть пословицы или поговорки. Наиболее удачные рассказы могут быть использованы для подготовки классной стенгазеты.
В рамках темы рассматриваются и вопросы, связанные с основами безопасного поведения подростков (задания 7, 8). Об этом следует поговорить отдельно, можно предложить учащимся вспомнить и проанализировать реальные ситуации, когда им приходилось сталкиваться с людьми, чье поведение настораживало.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.