ТЕМА 2.  Как научиться понимать
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Друг друга

Задачи:

• расширение представления о роли общения в жизни человека;

• развитие навыков эффективного общения со сверстни­ками, взрослыми;

• освоение эффективных форм поведения в ситуациях, связанных с риском наркогенного заражения.

Что нужно знать педагогу

Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жиз­ни подростков. В общении с друзьями, приятелями происходит освоение приемов эффективной социальной адаптации, спосо­бов взаимодействия с окружающими. Подросток, лишенный контакта с ровесниками по каким-либо причинам, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в даль­нейшем приспособиться к окружающему миру.

Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток и на учебу, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Однако подростка не удовлетворяет просто возможность «быть вместе» с другом (усло­вие, достаточное для поддержания дружеских отношений в млад­шем школьном возрасте) — вместе играть, учиться и т. д. Подрос­ток ждет от друзей понимания, сопереживания, сочувствия. Дру­зья становятся для подростка конкретным образцом, который помогает ему определять требования к собственному поведению, служат примером для подражания. Значимость взаимодействия со сверстниками, принадлежности к группе обуславливает, в свою очередь, важность развития у подростка коммуникативных навы­ков. Умение общаться включает в себя быстрое ориентирование в ситуации взаимодействия, понимание подтекста сообщения, способность управлять своим эмоциональным состоянием. Не­достаточный уровень сформированности коммуникативных умений значительно затрудняет социальную адаптацию подро­стка. Например, у более чем 80 % подростков с девиантным (отклоняющимся от общепринятых норм) поведением выяв­ляются дефекты в развитии коммуникативных навыков.

Важно! Взаимодействие со сверстниками, вхождение подростка в группу (компанию) может иметь и свои отрица­тельные стороны. По данным опросов, проведенных в Ин­ституте возрастной физиологии РАО, в большинстве случа­ев именно влияние компании оказывается решающим при приобщении подростка к одурманивающим веществам. Все подростки, систематически употребляющие алкоголь, нар­котики или курящие, имеют в ближайшем окружении знако­мых, употребляющих эти вещества. И наоборот, подростки, никогда не употреблявшие психоактивные вещества (или единожды пробовавшие), утверждают, что их друзья и зна­комые тоже не имеют такого опыта. Впервые подросток пробует курить или выпивать далеко не всегда под прямым давлением своей компании (когда приятели непосредствен­но настаивают на этом). Чаще он просто берет пример с тех ребят, которые являются для него авторитетом, чьи выска­зывания и оценки имеют для него важное значение. Вот почему одной из воспитательных задач, связанных с профилак­тикой, является формирование у подростков понимания, что у каждого из них есть право быть самим собой, что каж­дый из них несет личную ответственность за последствия своих поступков и в то же время не может нести полную ответственность за поведение своих друзей. При этом не­обходимо, чтобы учащиеся освоили поведенческие схемы, позволяющие им, по возможности, избежать конфликта в ситуациях, связанных с отказом поступать «как все».

Реализация темы

Задания 1, 2, 3, б направлены на развитие у подростка уме­ния оценивать чувства и переживания другого человека, пони­мать собеседника.

Задание 5 носит творческий характер. Его ребята могут вы­полнять в мини-группах, каждая из которых предложит свой ва­риант рассказа, раскрывающего суть пословицы или поговор­ки. Наиболее удачные рассказы могут быть использованы для подготовки классной стенгазеты.

В рамках темы рассматриваются и вопросы, связанные с ос­новами безопасного поведения подростков (задания 7, 8). Об этом следует поговорить отдельно, можно предложить уча­щимся вспомнить и проанализировать реальные ситуации, когда им приходилось сталкиваться с людьми, чье поведение настораживало.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.