Тетрадь  «Учусь владеть собой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И сотрудничать с людьми»

Класс

ТЕМА 1.  Радуга эмоций и чувств

Задачи:

• развитие представлений у подростков о роли эмоций и чувств в жизни человека;

• развитие представления о формах выражения эмоций, освоение навыков регуляции своего эмоционального со­стояния;

• развитие представления о негативном влиянии наркотиза­ции на способность человека управлять своими эмоциями.

 

Что нужно знать педагогу

Эмоции (от лат. emovere — «возбуждать», «волновать») — внут­ренние состояния, реакции человека на воздействие на него различных факторов, выражающиеся в форме непосредствен­ных переживаний, связанных с удовлетворением или неудов­летворением его актуальных потребностей. Эмоции являются одним из главных регуляторов поведения человека.

Традиционно эмоции, испытываемые человеком, принято разделять на положительные и отрицательные. Считается, что негативные эмоции вредны для здоровья человека. В принци­пе, это утверждение верно, особенно если речь идет о длитель­но переживаемых негативных эмоциях. Тем не менее отрицательные эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях, выполняют важную адаптивную функцию — вы­зывают активность, направленную на устранение источника опасности или неудобства.

К негативным эмоциям можно отнести гнев (он возникает, например, при препятствиях на пути достижения цели, но про­буждает энергию, требующуюся для преодоления препятст­вия); печаль (возникает в ситуации потери значимого объекта, действует подавляюще на человека); страх (помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения); презрение (поддерживает собственную самооценку и поведение доминиро­вания); застенчивость (сигнализирует о потребности в уедине­нии и интимности), чувство вины (устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения), отвращение (приводит к отталкиванию вредных объектов) и т. д.

Отрицательные эмоции, безусловно, подрывают гармонич­ное состояние равновесия в душе человека, но главное — уметь справляться с ними и направлять негативную энергию в пози­тивное русло.

Следует различать содержание понятий «эмоции» и «чувства». Чувства — это устойчивые психологические состояния, кото­рые имеют четко выраженный предметный характер, гораздо более выраженные, чем эмоции. Если посредством эмоций осу­ществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна, опасна, нейтральна и т. д.), то чувства — это эмоциональные процессы более высокого уровня, они вы­ражают глубинное отношение человека к людям, к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания.

Реализация темы

Задания 1, 2, 3, 5 направлены на развитие у подростка уме­ния анализировать и описывать собственные чувства и эмоции, а также эмоции других людей, возникающие в разных ситуаци­ях. Здесь следует обратить внимание учащихся на оттенки чувств, испытываемых человеком. Важно, чтобы подростки по­пытались найти точные формулировки для определения спе­цифики переживаний.

 Задание 4 носит тестовый характер и позволяет подростку проанализировать умение контролировать свои чувства. После выполнения этого задания педагог может предложить подрост­кам поделиться своими впечатлениями — совпадает и их само­оценка с оценкой теста. Обсудить это стоит лишь в Том случае, если подростки сами высказывают готовность и желание обсу­ждать свои результаты.

В рабочей тетради приведены практические советы, кото­рые помогут подросткам научиться регулировать свое эмоцио­нальное состояние. Для того чтобы подчеркнуть их важность и значимость, педагогу следует остановиться на том, как и в ка­ких ситуациях ребята смогут воспользоваться этими рекомен­дациями.

Задание б предлагает учащимся проанализировать литера­турный отрывок — оценить чувства и переживания героев, по­павших в сложную ситуацию. Задача педагога — помочь под­росткам осознать, что употребление психоактивных веществ является опасным не только для человека, употребляющего их, но и для окружающих, способно причинить им горе.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.