И сотрудничать с людьми»
Класс
ТЕМА 1. Радуга эмоций и чувств
Задачи:
• развитие представлений у подростков о роли эмоций и чувств в жизни человека;
• развитие представления о формах выражения эмоций, освоение навыков регуляции своего эмоционального состояния;
• развитие представления о негативном влиянии наркотизации на способность человека управлять своими эмоциями.
Что нужно знать педагогу
Эмоции (от лат. emovere — «возбуждать», «волновать») — внутренние состояния, реакции человека на воздействие на него различных факторов, выражающиеся в форме непосредственных переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением его актуальных потребностей. Эмоции являются одним из главных регуляторов поведения человека.
Традиционно эмоции, испытываемые человеком, принято разделять на положительные и отрицательные. Считается, что негативные эмоции вредны для здоровья человека. В принципе, это утверждение верно, особенно если речь идет о длительно переживаемых негативных эмоциях. Тем не менее отрицательные эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях, выполняют важную адаптивную функцию — вызывают активность, направленную на устранение источника опасности или неудобства.
К негативным эмоциям можно отнести гнев (он возникает, например, при препятствиях на пути достижения цели, но пробуждает энергию, требующуюся для преодоления препятствия); печаль (возникает в ситуации потери значимого объекта, действует подавляюще на человека); страх (помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения); презрение (поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования); застенчивость (сигнализирует о потребности в уединении и интимности), чувство вины (устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения), отвращение (приводит к отталкиванию вредных объектов) и т. д.
Отрицательные эмоции, безусловно, подрывают гармоничное состояние равновесия в душе человека, но главное — уметь справляться с ними и направлять негативную энергию в позитивное русло.
Следует различать содержание понятий «эмоции» и «чувства». Чувства — это устойчивые психологические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер, гораздо более выраженные, чем эмоции. Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна, опасна, нейтральна и т. д.), то чувства — это эмоциональные процессы более высокого уровня, они выражают глубинное отношение человека к людям, к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания.
Реализация темы
Задания 1, 2, 3, 5 направлены на развитие у подростка умения анализировать и описывать собственные чувства и эмоции, а также эмоции других людей, возникающие в разных ситуациях. Здесь следует обратить внимание учащихся на оттенки чувств, испытываемых человеком. Важно, чтобы подростки попытались найти точные формулировки для определения специфики переживаний.
Задание 4 носит тестовый характер и позволяет подростку проанализировать умение контролировать свои чувства. После выполнения этого задания педагог может предложить подросткам поделиться своими впечатлениями — совпадает и их самооценка с оценкой теста. Обсудить это стоит лишь в Том случае, если подростки сами высказывают готовность и желание обсуждать свои результаты.
В рабочей тетради приведены практические советы, которые помогут подросткам научиться регулировать свое эмоциональное состояние. Для того чтобы подчеркнуть их важность и значимость, педагогу следует остановиться на том, как и в каких ситуациях ребята смогут воспользоваться этими рекомендациями.
Задание б предлагает учащимся проанализировать литературный отрывок — оценить чувства и переживания героев, попавших в сложную ситуацию. Задача педагога — помочь подросткам осознать, что употребление психоактивных веществ является опасным не только для человека, употребляющего их, но и для окружающих, способно причинить им горе.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 273.