Тема 3.  Секреты сотрудничества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи:

• развитие навыков эффективного взаимодействия с окру­жающими;

• формирование готовности к сотрудничеству как наибо­лее эффективному способу взаимодействия с людьми;

• расширение представлений о негативном влиянии нар­котизации на взаимодействие людей друг с другом.

Что нужно знать педагогу

В 12-13 лет общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства «взрослости». Подростки отказываются выполнять те требования старших, которые ранее не вызывали у них воз­ражения, активнее отстаивают свои права на самостоятель­ность, становятся упрямее, настойчивее и т. п.

Несмотря на внешнее противодействие, проявляемое по отношению к взрослым, подросток продолжает испытывать потребность в поддержке. Проявляя авторитарность в обще­нии с подростком в этот период, взрослые рискуют навсегда утратить его доверие, контакт с ним. Гораздо лучше, если роди­тели и педагоги стараются строить свои отношения с подрост­ком на основе сотрудничества.

Совместная деятельность и общее времяпрепровождение — лучший способ понять друг друга и найти компромисс. Только на основе равноправного сотрудничества складываются глубо­кие эмоциональные и духовные отношения, в которых нужда­ются и подростки, и взрослые.

Большое значение в этот период имеет то, какие требова­ния к подростку предъявляют в семье. Дети склонны к тому, чтобы отстаивать свои права, но не стремятся к принятию на себя каких-либо обязанностей. В этой ситуации важно вклю­чить подростка в процесс планирования жизни семьи, распре­деления обязанностей, обсуждения приоритетов.

Умение взрослых обсуждать с детьми проблемы и спорные вопросы — ключевой момент в формировании равноправных отношений. Чтобы сделать это обсуждение конструктивным, необходимо соблюдать несколько условий.

1. Подросток должен знать, что его мнение так же значимо и ценно, как и мнение взрослых. Используйте формулу «мне нравится, что ты... (заботишься о сестренке, помогаешь бабуш­ке, хорошо чувствуешь настроение другого человека и т. д.)» вместо директивной «ты должен...». Так вы сможете решить любой вопрос, не задевая самолюбие подростка.

2. Обсуждайте с подростком проблему на языке желаний: «я хочу — ты хочешь», заменив этой формулой традиционную: «мне надо, а ты не делаешь».

Демонстрируйте доверие к способности подростка при­нимать правильные решения. При этом не нужно давать ему готовые ответы — пусть решает сам, а вы можете что-то пореко­мендовать, дать совет.



Реализация темы

Основная работа по этой теме — выполнение коллективно­го творческого проекта. Темы проекта предложены в рабочей тетради; содержание, цели и форму реализации определяют са­ми подростки. Здесь учащиеся в полной мере могут проявить свои творческие и организаторские способности. Участие в та­кой работе, с одной стороны, дает реальную возможность каж­дому ребенку почувствовать собственную значимость, удовле­творить потребность в признании, с другой стороны, решает задачи нашей профилактической работы, поскольку все темы проектов посвящены проблеме наркотизации.

Задания в рабочей тетради готовят ребят к этой работе. С их помощью учащиеся смогут определить свою роль в проек­те; правильно спланировать свою деятельность; распределить обязанности между собой. Выполнение заданий 1, 3 позволит каждому из учащихся проанализировать свои способности и возможности при выполнении коллективного дела, задания 4 — определить обязанности, сферу ответственности каждого из участников проекта. Важное условие реализации проекта — соблюдение принципа самоуправления. Педагог лишь выпол­няет роль «советника», помогающего подросткам найти эффек­тивное решение возникающих проблем.

В рамках темы обсуждается и вопрос о необходимости ува­жительного, доброжелательного отношения ко всем окружа­ющим, неприемлемости дискриминации по внешним признакам, происхождению, вероисповеданию и т. д. (задание 8). Педагогу следует подчеркнуть, что нетерпимость — показатель низкой культуры и отсталости взглядов человека, проявляющего ее.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.