ТЕМА 3.  Секреты нашей памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи:

• развитие представления подростков о роли памяти для успешной деятельности человека;

• анализ уровня развития различных видов собственной памяти, оценка личностных особенностей памяти;

• формирование представления о методах и способах раз­вития памяти;

• развитие представления о негативных последствиях употребления психоактивных веществ для характери­стик памяти.

Что нужно знать педагогу

Память — одна из важнейших психических функций, выра­жающаяся в способности запечатлевать, сохранять и воспроиз­водить прошлый опыт. Традиционно выделяются шесть видов памяти. Четыре вида памяти классифицируются по способу запоминания:

• двигательная, связанная с запоминанием и воспроизве­дением движений;

• образная, связанная с запоминанием чувственных обра­зов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осяза­тельную и т. д.);

• словесно-логическая (форма памяти, свойственная толь­ко для человека), связанная с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д.; этот вид памяти непосредственно влияет на каче­ство обучения;

• эмоциональная, ответственная за запоминание и вос­произведение чувственных реакций в связи с вызываю­щими их объектами.

В зависимости от необходимости затрачивать волевые уси­лия память разделяют на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы, не ставя перед собой цели запомнить их и воспроизвести.

Произвольная (преднамеренная) память характеризуется осмысленным, намеренным желанием человека запомнить что-либо, обусловленным с определенной целью. Стараясь усвоить и воспроизвести какое-либо событие, материал, человек ис­пользует специальные приемы.

Способность к запоминанию довольно большого объема информации формируется к 9-10 годам. В этом возрасте под­росток уже способен управлять своим произвольным запомина­нием, количество и качество запоминания значительно растет. В подростковом возрасте память человека трансформируется, механическое запоминание уступает доминирующую роль смы­словому. При этом перестраивается сама смысловая память — она становится опосредованной, логической, поэтому подрост­ки уже могут изучать, осмысливать и запоминать абстрактные понятия.

При организации учебной деятельности подростка нужно учитывать изменение активности памяти в течение дня. Лучше

всего ребята способны запоминать информацию между 9 и 12 ча­сами, затем эффективность запоминания постепенно снижается. После 15 часов способность к запоминанию снова повышается и, если человек не очень устал, к 17 часам вновь достигает вы­сокого уровня, а затем снижается к 19 часам.


Важно! При изучении темы следует обратить внимание подростков на негативные последствия наркотизации для функций памяти. Так, к примеру, во время курения в первый момент происходит расширение кровеносных сосудов моз­га, человек ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысли работают быстрее. Но все это длится недолго, уже через несколько минут сосуды сужаются. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака наступает ухудшение кровоснабжения мозга, а следова­тельно, ослабевает и память. Сходные эффекты происходят и под влиянием алкоголя. Люди, систематически употребля­ющие алкоголь, часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная па­мять — человек с легкостью вспоминает давно происходив­шие события, но совершенно не помнит, что происходило вчера.


Реализация темы

Так же, как и в предыдущем разделе, в теме «Секреты нашей памяти» приведены тестовые и тренинговые задания (задания 2, 3,4,5).

Выполнять их подростки могут самостоятельно или в мини-группах. Можно придумать игровую ситуацию, ввести соревно­вательный момент, чтобы детям было интереснее работать. При обсуждении результатов заданий педагогу следует обра­тить внимание подростков на практическую значимость трени­руемого навыка. Предложите ребятам перечислить реальные ситуации, требующие от них способности быстро и эффектив­но запоминать.

Итогом работы подростков по теме может стать подготовка и реализация творческого проекта — выпуск классного журнала или газеты «Секреты нашей памяти», где учащиеся расскажут об основных правилах и методиках эффективного запоминания. В этот журнал или газету отдельным блоком можно вклю­чить информацию о негативном влиянии употребления психо­активных веществ на память.



ТЕМА 4,  Homo sapiens —

Человек разумный

Задачи:

• развитие представления подростков о роли мышления, познавательной деятельности в жизни человека;

• формирование навыков эффективной организации учебной деятельности;

• закрепление представлений о негативном влиянии нар­котизации на интеллектуальные способности человека.

Что нужно знать педагогу

Различают несколько видов мышления: конкретное, абст­рактное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Это разделение достаточно условно, поскольку процесс мыш­ления очень сложен и в нем могут быть задействованы сразу не­сколько отделов головного мозга, формально отвечающих за разные виды мышления.

Под конкретным мышлением понимаются мыслительные операции с конкретными понятиями.

Образным мышлением называют такую организацию мыс­лительной деятельности, которая направлена на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явле­ний) в их сущностной и структурной взаимосвязи.

Абстрактное мышление оперирует сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдель­ные стороны, свойства или состояния предмета, явления.

Наглядно-действенное мышление подразумевает определе­ние существенных свойств и отношений при непосредственном взаимодействии с ними. Считают, что наглядно-действенное мышление «отвечает» за обобщенное отражение реальности.

Под наглядно-образным мышлением понимается мысли­тельный процесс, осуществляемый путем преобразования об­разов восприятия в образы-представления.

Особенности развития мышления ребенка в младшем под­ростковом возрасте связаны с всевозрастающей ролью абст­рактного мышления, способностью устанавливать максималь­ное количество смысловых связей в окружающем мире.

А в возрасте 12-13 лет у подростков вырабатывается фор­мальное мышление. Подросток уже может рассуждать о пред­метах и явлениях отвлеченно, не связывая их с конкретной ситуацией. Он уже может ориентироваться на потенциально возможное, а не только очевидное. Благодаря этому он полу­чает возможность представить то, что гипотетически может случиться, т. е. спрогнозировать развитие ситуации. Именно поэтому подростки вполне могут разобраться в тех действи­тельно сложных и серьезных проблемах, которые мы ставим перед ними в рамках наших занятий.

Важно! Рассматривая данную тему, обратите внимание учащихся на то, как влияют одурманивающие вещества на интеллектуальные способности человека, его мыслитель­ные функции. В качестве иллюстрации можно привести сле­дующие факты:

употребление психоактивных веществ снижает ско­рость и качество умственной деятельности. В ходе одного эксперимента было доказано, что прием чело­веком 1 стакана пива перед решением тестовых зада­ний увеличивает время их выполнения в 2 раза, а чис­ло ошибок — в 1,5 раза в сравнении с выполнением аналогичных заданий тем лее человеком, не употре­бившим алкоголя;

употребление любых психоактивных веществ отри­цательно сказывается на способности человека нахо­дить решение нестандартных задач;

установлено, что дети, чьи матери в период беремен­ности употребляли алкоголь, курили, в среднем начи­нают говорить на полгода позже своих сверстников, им труднее научиться читать и писать.

Реализация темы

Эта тема может рассматриваться в рамках классных часов. На одном из них подростки выполняют задания 1, 2, 3, 4 и анализируют значение познавательной деятельности, мышления, креативных способностей в жизни человека.

Второй классный час нужно посвятить обсуждению роли здоровья в жизни человека (задание 5). На итоговом занятии по теме можно организовать игру «Путешествие в будущее». Для этого ребята в классе разделяются на несколько групп - «жите­лей» разных «планет». На одной «планете» все ленивы и любят много есть, на другой — мало двигаются, так как всю работу за них выполняет техника, на третьей — курят и т. д. Задача каждой группы — в игровой форме показать будущее этой «планеты».

ТЕМА 5.  Какой ты человек

Задачи:

• развитие представлений подростков о том, как форми­руется характер, об особенностях своего характера;

• развитие умения адекватно оценивать собственные по-ступки и поступки окружающих;

• характер человека как результат его работы над собой, формирование у подростков понятия об ответственно­сти за свое будущее.

Что нужно знать педагогу

Характер (от греч. character — «печать», «чеканка») — совокуп­ность устойчивых индивидуальных особенностей личности, скла­дывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуслов­ливая типичные для нее способы поведения. Познание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и корректировать ожидаемые действия и поступки.

Описывать свойства характера можно в нескольких направле­ниях: отношение человека к окружающей действительности, отно­шение к другим людям, отношение к делу, отношение к себе и т. д.

Говоря об отношении человека к окружающему миру, обра­щают внимание на то, чем регулируется его поведение — сло­жившимися взглядами, оценками, убеждениями или же оно носит ситуативный характер и в большей степени зависит от внешнего влияния.

Отношение к другим людям может характеризоваться об­щительностью или замкнутостью человека, его потребностью

во взаимодействии с другими людьми, а также основным прин­ципом такого взаимодействия (осуществляется ли оно на осно­ве сотрудничества или человек прежде всего преследует свои личные интересы).

В обычной жизни часто ставится знак равенства между понятиями «темперамент» и «характер». Однако эти понятия далеко не равнозначны.

Темперамент — это характеристика динамических особен­ностей психической деятельности индивида. Темперамент определяет впечатлительность личности, т. е. силу и устойчи­вость того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, эмоциональную возбудимость, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охва­тывает человека, в устойчивости, с которой оно сохраняется.

И. Кант выделял 4 основных типа темперамента: сангвини­ческий, холерический, меланхолический, флегматический. Для холериков характерна сильная впечатлительность и боль­шая импульсивность; для сангвиников — слабая впечатлитель­ность и большая импульсивность; для меланхоликов — сильная впечатлительность и малая импульсивность; для флегматиков — слабая впечатлительность и малая импульсивность.

Об особенностях темперамента ребенка можно судить по свойствам его нервной системы — силе и лабильности, специ­фике протекания процессов возбуждения и торможения. Дети со слабой и подвижной нервной системой (которых обычно на­зывают меланхоликами) особенно остро воспринимают заме­чания учителя, расстраиваются из-за мелочей, на которые ос­тальные дети не обращают внимания. Их повышенная впечат­лительность может мешать им адаптироваться в школе. От флегматика с его сильной малоподвижной нервной системой не следует ожидать быстрого ответа или мгновенного включе­ния в выполнение письменной работы. Необходимо считаться с его замедленными реакциями, правом на свой темп. Бурные эмоциональные реакции, непоседливость холерика связаны со свойствами его темперамента — силой и подвижностью нервной системы, а не невоспитанностью, как иногда кажется учителям. Конечно, с возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль растущего ребенка сглаживают эти проявления, они становятся не такими выраженными, яркими. Ломать же, искоренять неудобные особенности темперамента ребенка не только бессмысленно, но и вредно.

Если темперамент определяется свойствами нервной систе­мы, то характер человека зависит во многом от воспитания. Роль характера в жизни человека очень точно отражает посло­вица «...посеешь характер — пожнешь судьбу». В полной мере это относится и к проблеме наркотизации. Некоторые черты характера могут провоцировать, повышать вероятность приоб­щения к психоактивным веществам, тогда как другие — выпол­нять роль внутреннего защитного барьера.

Важно! Психологи выделяют ряд личностных характе­ристик, которые могут выступать как потенциальные фак­торы риска знакомства подростка с наркотиками. Задача взрослых (родителей, педагога) — предупредить и скоррек­тировать такие свойства:

эгоцентризм;

склонность обвинять во всем окружающих;

нежелание брать ответственность за происходящее на себя;

неумение довести начатое дело до конца;

неумение регулировать свое настроение, эмоциональ­ное состояние;

неадекватная самооценка (заниженная или завышенная);

высокий уровень притязаний, ожиданий при отсут­ствии критической оценки своих возможностей.

Реализация темы

Задания этой темы помогут подростку задуматься над проб­лемами своего характера, оценить себя как личность (задания 1, 2, 4). Результаты их выполнения дадут педагогу важную ин­формацию о том, чем обусловлено поведение учеников, помо­гут лучше понять ребят. Конечно, далеко не всегда подросток готов быть искренним и открытым перед взрослым. Для того чтобы ребята не подошли формально к выполнению этих зада­ний, учителю следует заранее предупредить учеников о том, что им не нужно обязательно показывать и обсуждать с дру­гими свои результаты, будут они делать это или нет — это зависит только от их желания.

Чтобы ваше общение носило доверительный характер, вы можете также выполнить представленные в рабочих тетрадях задания, а затем первым рассказать о своих результатах детям. Этот прием весьма эффективен и, как правило, пробуждает у под­ростков желание участвовать в работе.

Важно! При обсуждении результатов педагог не должен оценивать подростков, смысл заданий заключается в том, чтобы подростки смогли оценить себя сами.

Подводя итоги обсуждения, следует подчеркнуть, что нет «плохих» характеров, есть «плохие» черты и качества, с кото­рыми при желании каждый подросток может справиться.

Важным моментом при работе с заданиями темы является поддержание теплой, доброжелательной атмосферы, исключа­ющей обиды, насмешки. Педагог вместе с ребятами может зара­нее обсудить правила поведения при обсуждении и предусмот­реть «штрафные санкции» за их нарушение.

Задание 8 направлено на развитие у подростков умения анализировать ситуацию, находя эффективный путь реше­ния проблемы за счет собственных сил и умений. При его вы­полнении можно предложить подросткам, используя «метод Робинзона Крузо», проанализировать ситуации, в которых оказались другие литературные персонажи, знакомые учени­кам, и предложить свой вариант эффективного поведения. Такая работа проходит в мини-группах, каждая из которых обсуждает определенный литературный сюжет. После этого желающие могут в классе рассказать и о ситуациях, происхо­дивших в их жизни, «облегчающих» и «отягчающих» обстоя­тельствах, проанализировать различные пути решения про­блемы.

ТЕМА 6.  Что я знаю о себе

Задачи:

• формирование у подростков адекватной самооценки;

• развитие стремления к самосовершенствованию;

• развитие представления о роли личной активности человека в достижении желаемого, личной ответствен­ности за происходящее с ним.



Реализация темы

На заключительном занятии в 5 классе подводятся итоги ра­боты в течение года. Ребята с помощью учителя обобщают все, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенно­стях и личных качествах, и заносят все сведения в сводную таб­лицу. Такая форма работы поможет каждому подростку увидеть свои «сильные» и «слабые» стороны, подскажет направление дальнейшей работы над собой.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 222.