Задачи:
• развитие представления подростков о роли памяти для успешной деятельности человека;
• анализ уровня развития различных видов собственной памяти, оценка личностных особенностей памяти;
• формирование представления о методах и способах развития памяти;
• развитие представления о негативных последствиях употребления психоактивных веществ для характеристик памяти.
Что нужно знать педагогу
Память — одна из важнейших психических функций, выражающаяся в способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт. Традиционно выделяются шесть видов памяти. Четыре вида памяти классифицируются по способу запоминания:
• двигательная, связанная с запоминанием и воспроизведением движений;
• образная, связанная с запоминанием чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д.);
• словесно-логическая (форма памяти, свойственная только для человека), связанная с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д.; этот вид памяти непосредственно влияет на качество обучения;
• эмоциональная, ответственная за запоминание и воспроизведение чувственных реакций в связи с вызывающими их объектами.
В зависимости от необходимости затрачивать волевые усилия память разделяют на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы, не ставя перед собой цели запомнить их и воспроизвести.
Произвольная (преднамеренная) память характеризуется осмысленным, намеренным желанием человека запомнить что-либо, обусловленным с определенной целью. Стараясь усвоить и воспроизвести какое-либо событие, материал, человек использует специальные приемы.
Способность к запоминанию довольно большого объема информации формируется к 9-10 годам. В этом возрасте подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием, количество и качество запоминания значительно растет. В подростковом возрасте память человека трансформируется, механическое запоминание уступает доминирующую роль смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память — она становится опосредованной, логической, поэтому подростки уже могут изучать, осмысливать и запоминать абстрактные понятия.
При организации учебной деятельности подростка нужно учитывать изменение активности памяти в течение дня. Лучше
всего ребята способны запоминать информацию между 9 и 12 часами, затем эффективность запоминания постепенно снижается. После 15 часов способность к запоминанию снова повышается и, если человек не очень устал, к 17 часам вновь достигает высокого уровня, а затем снижается к 19 часам.
Важно! При изучении темы следует обратить внимание подростков на негативные последствия наркотизации для функций памяти. Так, к примеру, во время курения в первый момент происходит расширение кровеносных сосудов мозга, человек ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысли работают быстрее. Но все это длится недолго, уже через несколько минут сосуды сужаются. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака наступает ухудшение кровоснабжения мозга, а следовательно, ослабевает и память. Сходные эффекты происходят и под влиянием алкоголя. Люди, систематически употребляющие алкоголь, часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память — человек с легкостью вспоминает давно происходившие события, но совершенно не помнит, что происходило вчера.
Реализация темы
Так же, как и в предыдущем разделе, в теме «Секреты нашей памяти» приведены тестовые и тренинговые задания (задания 2, 3,4,5).
Выполнять их подростки могут самостоятельно или в мини-группах. Можно придумать игровую ситуацию, ввести соревновательный момент, чтобы детям было интереснее работать. При обсуждении результатов заданий педагогу следует обратить внимание подростков на практическую значимость тренируемого навыка. Предложите ребятам перечислить реальные ситуации, требующие от них способности быстро и эффективно запоминать.
Итогом работы подростков по теме может стать подготовка и реализация творческого проекта — выпуск классного журнала или газеты «Секреты нашей памяти», где учащиеся расскажут об основных правилах и методиках эффективного запоминания. В этот журнал или газету отдельным блоком можно включить информацию о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на память.
ТЕМА 4, Homo sapiens —
Человек разумный
Задачи:
• развитие представления подростков о роли мышления, познавательной деятельности в жизни человека;
• формирование навыков эффективной организации учебной деятельности;
• закрепление представлений о негативном влиянии наркотизации на интеллектуальные способности человека.
Что нужно знать педагогу
Различают несколько видов мышления: конкретное, абстрактное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Это разделение достаточно условно, поскольку процесс мышления очень сложен и в нем могут быть задействованы сразу несколько отделов головного мозга, формально отвечающих за разные виды мышления.
Под конкретным мышлением понимаются мыслительные операции с конкретными понятиями.
Образным мышлением называют такую организацию мыслительной деятельности, которая направлена на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) в их сущностной и структурной взаимосвязи.
Абстрактное мышление оперирует сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления.
Наглядно-действенное мышление подразумевает определение существенных свойств и отношений при непосредственном взаимодействии с ними. Считают, что наглядно-действенное мышление «отвечает» за обобщенное отражение реальности.
Под наглядно-образным мышлением понимается мыслительный процесс, осуществляемый путем преобразования образов восприятия в образы-представления.
Особенности развития мышления ребенка в младшем подростковом возрасте связаны с всевозрастающей ролью абстрактного мышления, способностью устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.
А в возрасте 12-13 лет у подростков вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать о предметах и явлениях отвлеченно, не связывая их с конкретной ситуацией. Он уже может ориентироваться на потенциально возможное, а не только очевидное. Благодаря этому он получает возможность представить то, что гипотетически может случиться, т. е. спрогнозировать развитие ситуации. Именно поэтому подростки вполне могут разобраться в тех действительно сложных и серьезных проблемах, которые мы ставим перед ними в рамках наших занятий.
Важно! Рассматривая данную тему, обратите внимание учащихся на то, как влияют одурманивающие вещества на интеллектуальные способности человека, его мыслительные функции. В качестве иллюстрации можно привести следующие факты:
• употребление психоактивных веществ снижает скорость и качество умственной деятельности. В ходе одного эксперимента было доказано, что прием человеком 1 стакана пива перед решением тестовых заданий увеличивает время их выполнения в 2 раза, а число ошибок — в 1,5 раза в сравнении с выполнением аналогичных заданий тем лее человеком, не употребившим алкоголя;
• употребление любых психоактивных веществ отрицательно сказывается на способности человека находить решение нестандартных задач;
• установлено, что дети, чьи матери в период беременности употребляли алкоголь, курили, в среднем начинают говорить на полгода позже своих сверстников, им труднее научиться читать и писать.
Реализация темы
Эта тема может рассматриваться в рамках классных часов. На одном из них подростки выполняют задания 1, 2, 3, 4 и анализируют значение познавательной деятельности, мышления, креативных способностей в жизни человека.
Второй классный час нужно посвятить обсуждению роли здоровья в жизни человека (задание 5). На итоговом занятии по теме можно организовать игру «Путешествие в будущее». Для этого ребята в классе разделяются на несколько групп - «жителей» разных «планет». На одной «планете» все ленивы и любят много есть, на другой — мало двигаются, так как всю работу за них выполняет техника, на третьей — курят и т. д. Задача каждой группы — в игровой форме показать будущее этой «планеты».
ТЕМА 5. Какой ты человек
Задачи:
• развитие представлений подростков о том, как формируется характер, об особенностях своего характера;
• развитие умения адекватно оценивать собственные по-ступки и поступки окружающих;
• характер человека как результат его работы над собой, формирование у подростков понятия об ответственности за свое будущее.
Что нужно знать педагогу
Характер (от греч. character — «печать», «чеканка») — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и корректировать ожидаемые действия и поступки.
Описывать свойства характера можно в нескольких направлениях: отношение человека к окружающей действительности, отношение к другим людям, отношение к делу, отношение к себе и т. д.
Говоря об отношении человека к окружающему миру, обращают внимание на то, чем регулируется его поведение — сложившимися взглядами, оценками, убеждениями или же оно носит ситуативный характер и в большей степени зависит от внешнего влияния.
Отношение к другим людям может характеризоваться общительностью или замкнутостью человека, его потребностью
во взаимодействии с другими людьми, а также основным принципом такого взаимодействия (осуществляется ли оно на основе сотрудничества или человек прежде всего преследует свои личные интересы).
В обычной жизни часто ставится знак равенства между понятиями «темперамент» и «характер». Однако эти понятия далеко не равнозначны.
Темперамент — это характеристика динамических особенностей психической деятельности индивида. Темперамент определяет впечатлительность личности, т. е. силу и устойчивость того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, эмоциональную возбудимость, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает человека, в устойчивости, с которой оно сохраняется.
И. Кант выделял 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. Для холериков характерна сильная впечатлительность и большая импульсивность; для сангвиников — слабая впечатлительность и большая импульсивность; для меланхоликов — сильная впечатлительность и малая импульсивность; для флегматиков — слабая впечатлительность и малая импульсивность.
Об особенностях темперамента ребенка можно судить по свойствам его нервной системы — силе и лабильности, специфике протекания процессов возбуждения и торможения. Дети со слабой и подвижной нервной системой (которых обычно называют меланхоликами) особенно остро воспринимают замечания учителя, расстраиваются из-за мелочей, на которые остальные дети не обращают внимания. Их повышенная впечатлительность может мешать им адаптироваться в школе. От флегматика с его сильной малоподвижной нервной системой не следует ожидать быстрого ответа или мгновенного включения в выполнение письменной работы. Необходимо считаться с его замедленными реакциями, правом на свой темп. Бурные эмоциональные реакции, непоседливость холерика связаны со свойствами его темперамента — силой и подвижностью нервной системы, а не невоспитанностью, как иногда кажется учителям. Конечно, с возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль растущего ребенка сглаживают эти проявления, они становятся не такими выраженными, яркими. Ломать же, искоренять неудобные особенности темперамента ребенка не только бессмысленно, но и вредно.
Если темперамент определяется свойствами нервной системы, то характер человека зависит во многом от воспитания. Роль характера в жизни человека очень точно отражает пословица «...посеешь характер — пожнешь судьбу». В полной мере это относится и к проблеме наркотизации. Некоторые черты характера могут провоцировать, повышать вероятность приобщения к психоактивным веществам, тогда как другие — выполнять роль внутреннего защитного барьера.
Важно! Психологи выделяют ряд личностных характеристик, которые могут выступать как потенциальные факторы риска знакомства подростка с наркотиками. Задача взрослых (родителей, педагога) — предупредить и скорректировать такие свойства:
• эгоцентризм;
• склонность обвинять во всем окружающих;
• нежелание брать ответственность за происходящее на себя;
• неумение довести начатое дело до конца;
• неумение регулировать свое настроение, эмоциональное состояние;
• неадекватная самооценка (заниженная или завышенная);
• высокий уровень притязаний, ожиданий при отсутствии критической оценки своих возможностей.
Реализация темы
Задания этой темы помогут подростку задуматься над проблемами своего характера, оценить себя как личность (задания 1, 2, 4). Результаты их выполнения дадут педагогу важную информацию о том, чем обусловлено поведение учеников, помогут лучше понять ребят. Конечно, далеко не всегда подросток готов быть искренним и открытым перед взрослым. Для того чтобы ребята не подошли формально к выполнению этих заданий, учителю следует заранее предупредить учеников о том, что им не нужно обязательно показывать и обсуждать с другими свои результаты, будут они делать это или нет — это зависит только от их желания.
Чтобы ваше общение носило доверительный характер, вы можете также выполнить представленные в рабочих тетрадях задания, а затем первым рассказать о своих результатах детям. Этот прием весьма эффективен и, как правило, пробуждает у подростков желание участвовать в работе.
Важно! При обсуждении результатов педагог не должен оценивать подростков, смысл заданий заключается в том, чтобы подростки смогли оценить себя сами.
Подводя итоги обсуждения, следует подчеркнуть, что нет «плохих» характеров, есть «плохие» черты и качества, с которыми при желании каждый подросток может справиться.
Важным моментом при работе с заданиями темы является поддержание теплой, доброжелательной атмосферы, исключающей обиды, насмешки. Педагог вместе с ребятами может заранее обсудить правила поведения при обсуждении и предусмотреть «штрафные санкции» за их нарушение.
Задание 8 направлено на развитие у подростков умения анализировать ситуацию, находя эффективный путь решения проблемы за счет собственных сил и умений. При его выполнении можно предложить подросткам, используя «метод Робинзона Крузо», проанализировать ситуации, в которых оказались другие литературные персонажи, знакомые ученикам, и предложить свой вариант эффективного поведения. Такая работа проходит в мини-группах, каждая из которых обсуждает определенный литературный сюжет. После этого желающие могут в классе рассказать и о ситуациях, происходивших в их жизни, «облегчающих» и «отягчающих» обстоятельствах, проанализировать различные пути решения проблемы.
ТЕМА 6. Что я знаю о себе
Задачи:
• формирование у подростков адекватной самооценки;
• развитие стремления к самосовершенствованию;
• развитие представления о роли личной активности человека в достижении желаемого, личной ответственности за происходящее с ним.
Реализация темы
На заключительном занятии в 5 классе подводятся итоги работы в течение года. Ребята с помощью учителя обобщают все, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личных качествах, и заносят все сведения в сводную таблицу. Такая форма работы поможет каждому подростку увидеть свои «сильные» и «слабые» стороны, подскажет направление дальнейшей работы над собой.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.