Задачи:
• расширение представления подростков о способах эффективного общения, освоение поведенческих схем, позволяющих избежать перерастания конфликтной ситуации в конфликт;
• развитие навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;
• освоение подростками навыков регуляции своего эмоционального состояния в конфликтной ситуации.
Что нужно знать педагогу
Общение, даже между близкими людьми, невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющееся противоречие, которое мешает дальнейшему развитию отношений. А вот будет ли это противоречие разрешено «мирным» путем или, наоборот, усугубится, превратится в затяжной конфликт прежде всего зависит от поведения участников конфликта.
Таким образом, конфликты могут быть разделены на конструктивные и деструктивные. Деструктивный конфликт ведет к ухудшению взаимоотношений участников, расширению числа участников конфликта, нарастанию эмоциональной напряженности, возникновению предубежденности между сторонами. Конструктивный конфликт, напротив, открывает перед участниками новые пути для взаимодействия.
Психологи выделяют несколько признаков, по которым можно утверждать, что участники конфликта настроены на конструктивный диалог:
• в конфликт не втягиваются новые лица;
• проблема конфликта четко обозначена (проговорена) и понятна участникам;
• стороны конфликта контролируют свои эмоции и переживания;
• участники готовы воспринимать критику в отношении своего поведения;
• обсуждая проблему, стороны ведут себя корректно, в рамках этических норм.
Важно! Умение выбирать эффективную линию поведения в конфликтной ситуации имеет важное значение для подростка. Оно является показателем успешности социальной адаптации, которая в свою очередь снижает риск девиантного поведения (в том числе наркотизации).
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на приобщение подростка к психоактивным веществам, на одно из первых мест исследователи проблемы ставят «опыт разрешения межличностных конфликтов в среде сверстников». У подростков, систематически употребляющих алкоголь или наркотические вещества, такой опыт носит преимущественно негативный характер. Проще говоря, они не умеют конструктивно решать проблемы, возникающие у них в общении со сверстниками, неадекватно агрессивны или, наоборот, безропотно подчиняются более сильным. Вот почему формирование навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации должно рассматриваться как одна из важнейших задач воспитательной работы, связанной с профилактикой.
Американский психолог Чарльз Ликсон выделяет несколько типов конфликтующих в зависимости от схемы поведения, используемой ими в конфликтной ситуации:
• «борцы» — те, кто получает удовольствие от самого конфликта. Им не столько важен конечный результат, сколько процесс противостояния, а потому они изначально не настроены на конструктивное решение конфликта;
• «максималисты» — безапелляционно уверенные в собственной правоте. Считают невозможным хотя бы в чем-то уступить другой стороне;
• «миротворцы» — старающиеся сгладить противоречия, но не решая проблему, а уходя от нее;
• «нейтралы» — не имеющие какой-либо определенной позиции в конфликтной ситуации;
• «реалисты» — старающиеся решить проблему, способные принять и проанализировать доводы другой стороны, настроенные на поиск компромисса.
Учитель должен познакомить подростков с разнообразными тактиками поведения в конфликтных ситуациях, объяснить, что поведение может и должно меняться в зависимости от ситуации. Схема поведения, подходящая для одного случая, может быть малоэффективной, а то и «вредной» в другом. Вместе с ребятами проанализируйте «плюсы» и «минусы» каждой из стратегий.
• Соперничество. Предполагает готовность участника конфликта идти до конца, отстаивая свою правоту. Соперничество оправдано в тех случаях, когда речь идет о действительно принципиальных, значимых вопросах, не допускающих компромисса (уступка может быть связана с ущемлением чувства собственного достоинства, предательством, угрозой здоровью и т. п.).
• Избегание. Уйти от проблемы, стараться не замечать ее возможно, если в основе разногласий лежат малозначимые для одного из участников конфликта вопросы, которыми он может поступиться, а также если есть основания предполагать, что конфликт разрешится «сам собой». Например, в доме поселилась дальняя родственница, которая мучает всех бесконечными нотациями, но всем известно, что обратный билет на дорогу у нее уже есть, а значит, можно потерпеть некоторое время особенности ее характера.
• Приспособление. Одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов в пользу интересов другой стороны.
Предложите подросткам самим сформулировать условия, при которых они готовы идти на уступку (чтобы не огорчать близкого человека; если причина, вызвавшая конфликт, не играет слишком значительной роли и т. п.).
• Компромисс. Обе конфликтующие стороны идут на уступки, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Объясните подросткам, что компромисс возможен только в том случае, если обе стороны четко соблюдают достигнутые договоренности.
• Сотрудничество. Соперник рассматривается как помощник в решении возникшей конфликтной ситуации, обе стороны ищут оптимальные пути разрешения противоречия. Сотрудничество возможно лишь в том случае, если соперники стремятся понять друг друга и исчерпать конфликт.
Попросите учащихся привести примеры ситуаций, в которых предпочтителен этот способ решения конфликта.
Реализация темы
При работе с этой темой могут быть широко использованы ситуационные и ролевые игры. Участникам предлагаются различные конфликтные ситуации, в которых они должны выбрать ту или иную форму поведения и продемонстрировать ее. Затем ребята обсуждают, верно ли выбрана стратегия, насколько она эффективна и т. д. (задания 1, 2, 3). При организации игр обязательно предложите учащимся ситуации, непосредственно связанные с риском приобщения к одурманивающим веществам (например, ребята должны обыграть варианты бесконфликтного отказа от пробы алкогольного напитка за праздничным столом, отказа от предложения приятеля закурить и т. п.).
В конце необходимо подвести итоги.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.