Рекомендуемый режим дня для учащихся 5-6 классов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Пробуждение 7.00-7.10
2. Физические упражнения 7.10-7.20
3. Утренний туалет 7.20-7.40
4. Завтрак 7.40-8.00
5. Занятия в школе 8.30-14.10

 


Окончание

 

6. Обед 14.30-15.00
7. Сон для учащихся с ослабленным здоровьем 15.00-16.00
8. Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на открытом воздухе 16.00-17.00
9. Домашние учебные занятия 17.00-19.00
10. Ужин 19.30-20.00
11. Свободное время, занятия по интересам, помощь по дому 20.00-21.30
12. Подготовка ко сну, сон 21.30-22.00

 

ТЕМА 2.  Внимание: внимание!

Задачи:

• расширение представлений подростков о роли внима­ния для успешной учебы;

• оценка подростками собственной внимательности;

• освоение навыков развития внимательности;

• развитие представлений подростков о негативном влия­нии психоактивных веществ на характеристики внимания.


Что нужно знать педагогу

Внимание — одна из важнейших психических функций чело­века, проявляющаяся в способности сосредоточиться в данный момент на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Различают произвольное и непроизвольное внимание. Не­произвольное внимание нередко проявляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Что может вызвать непроизвольное внимание?

1. Относительная сила раздражителя (громкий окрик спо­собен привлечь внимание расшумевшихся учеников, однако
если педагог использует этот способ слишком часто, то вскоре
этот раздражитель перестает влиять на подростков).

2. Неожиданность раздражителя.

3. Движущиеся предметы.

4. Новизна раздражителя.

5. Контрастные предметы или явления.

6. Внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет так называемое произвольное внима­ние. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, на­мерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Чтобы сконцентрировать на каком-либо деле, объекте произвольное внимание, человеку необходимо приложить волевое усилие.

Если условием появления непроизвольного внимания явля­ются качества внешних раздражителей и особенности внутрен­него состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходи­мо сознательное отношение к деятельности или объекту. Одна­ко нередко бывает так, что и этого недостаточно для сосредо­точенной работы. Эта проблема характерна для людей с недос­таточным развитием волевой сферы.

Основными характеристиками внимания являются объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.

Под объемом внимания понимается то количество объек­тов, которое может быть отчетливо воспринято в относитель­но короткий период времени.

Устойчивость внимания — это способность человека не от­клоняться от направленности психической активности и со­хранять сосредоточенность на объекте внимания.

Переключение внимания представляет собой перемеще­ние его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Скорость переключения внимания зависит как от объекта, так и от харак­тера деятельности человека с объектом. Способность быстро переключать внимание обусловлена также индивидуальными особенностями человека — свойствами его нервной системы. У людей с так называемой подвижной нервной системой (быст­рым переходом от возбуждения к торможению и обратно) пере­ключение внимания осуществляется легче.

Не менее значимы при переключении внимания активность человека, его заинтересованность, уровень мотивации и т. д.

Ребенок младшего подросткового возраста уже может управ­лять своим вниманием. Он способен хорошо концентрировать внимание в значимой, привлекательной для него деятельно­сти, в общении. Но в силу особенностей психофизиологичес­кого развития дети младшего подросткового возраста быстрее утомляются, поэтому им сложно длительное время сосредота­чиваться на каком-то одном виде деятельности. Первый при­знак утомляемости — снижение внимательности, появляющая­ся рассеянность. Поэтому в школе во время учебных занятий подростку требуется поддержка внимания со стороны учителя. А педагог должен знать о факторах, стимулирующих внимание подростка, использовать в своей практике специальные мето­дические приемы, позволяющие школьникам работать без на­пряжения.

Внимательность подростка во многом зависит от его обще­го самочувствия — недосыпание, недостаток двигательной ак­тивности и другие факторы негативно отражаются на этой функции.

Важно! Рассматривая данную тему в рамках профилакти­ческой программы, необходимо сформировать у учащихся представление о том, что употребление психоактивных ве­ществ негативно отражается на способности человека быть внимательным. Обсудите с подростками причины, по кото­рым запрещается водить машину, управлять приборами и сложными механизмами человеку, находящемуся в нетрез­вом состоянии. Хорошей иллюстрацией могут служить опытно-экспериментальные данные, связанные с изучени­ем влияния одурманивающих веществ на психические функции человека, в том числе и внимание.

• Прием 30 г алкоголя снижает характеристики внимания у испытуемых на 12-26%, такое ухудшение отмечается и в последующие 1-2 дня.

• Прием 30 г алкоголя увеличивает число пропусков при
чтении текста в 15 раз, других ошибок — в 2 раза.


Реализация темы

Тема 2 включает целый ряд тестовых и тренировочных за­даний (2, 3, 4, 5, 7). Они не только позволят подростку самосто­ятельно оценить характеристики своего внимания, но и помо­гут развить эту способность. Выполнение заданий этой темы может носить игровой характер и включаться в сценарий про­ведения классного вечера, конкурса, викторины.

При этом педагогу не следует забывать о необходимости обсудить с учащимися полученные результаты. Такое обсужде­ние можно провести во время классного часа, посвященного учебе. Важно продемонстрировать ученикам, как способность быть внимательным может помочь им в решении разного рода проблем.

Анализ литературного отрывка (задание 6) поможет уча­щимся сделать выводы о важности развития внимания в жизни человека. Подростки смогут привести примеры из собствен­ной жизни, подтверждающие роль внимания в различных жиз­ненных ситуациях.





Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.