1. Пробуждение | 7.00-7.10 |
2. Физические упражнения | 7.10-7.20 |
3. Утренний туалет | 7.20-7.40 |
4. Завтрак | 7.40-8.00 |
5. Занятия в школе | 8.30-14.10 |
Окончание
6. Обед | 14.30-15.00 |
7. Сон для учащихся с ослабленным здоровьем | 15.00-16.00 |
8. Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на открытом воздухе | 16.00-17.00 |
9. Домашние учебные занятия | 17.00-19.00 |
10. Ужин | 19.30-20.00 |
11. Свободное время, занятия по интересам, помощь по дому | 20.00-21.30 |
12. Подготовка ко сну, сон | 21.30-22.00 |
ТЕМА 2. Внимание: внимание!
Задачи:
• расширение представлений подростков о роли внимания для успешной учебы;
• оценка подростками собственной внимательности;
• освоение навыков развития внимательности;
• развитие представлений подростков о негативном влиянии психоактивных веществ на характеристики внимания.
Что нужно знать педагогу
Внимание — одна из важнейших психических функций человека, проявляющаяся в способности сосредоточиться в данный момент на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Различают произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание нередко проявляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.
Что может вызвать непроизвольное внимание?
1. Относительная сила раздражителя (громкий окрик способен привлечь внимание расшумевшихся учеников, однако
если педагог использует этот способ слишком часто, то вскоре
этот раздражитель перестает влиять на подростков).
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы.
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Чтобы сконцентрировать на каком-либо деле, объекте произвольное внимание, человеку необходимо приложить волевое усилие.
Если условием появления непроизвольного внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности или объекту. Однако нередко бывает так, что и этого недостаточно для сосредоточенной работы. Эта проблема характерна для людей с недостаточным развитием волевой сферы.
Основными характеристиками внимания являются объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Под объемом внимания понимается то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий период времени.
Устойчивость внимания — это способность человека не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания.
Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Скорость переключения внимания зависит как от объекта, так и от характера деятельности человека с объектом. Способность быстро переключать внимание обусловлена также индивидуальными особенностями человека — свойствами его нервной системы. У людей с так называемой подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно) переключение внимания осуществляется легче.
Не менее значимы при переключении внимания активность человека, его заинтересованность, уровень мотивации и т. д.
Ребенок младшего подросткового возраста уже может управлять своим вниманием. Он способен хорошо концентрировать внимание в значимой, привлекательной для него деятельности, в общении. Но в силу особенностей психофизиологического развития дети младшего подросткового возраста быстрее утомляются, поэтому им сложно длительное время сосредотачиваться на каком-то одном виде деятельности. Первый признак утомляемости — снижение внимательности, появляющаяся рассеянность. Поэтому в школе во время учебных занятий подростку требуется поддержка внимания со стороны учителя. А педагог должен знать о факторах, стимулирующих внимание подростка, использовать в своей практике специальные методические приемы, позволяющие школьникам работать без напряжения.
Внимательность подростка во многом зависит от его общего самочувствия — недосыпание, недостаток двигательной активности и другие факторы негативно отражаются на этой функции.
Важно! Рассматривая данную тему в рамках профилактической программы, необходимо сформировать у учащихся представление о том, что употребление психоактивных веществ негативно отражается на способности человека быть внимательным. Обсудите с подростками причины, по которым запрещается водить машину, управлять приборами и сложными механизмами человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии. Хорошей иллюстрацией могут служить опытно-экспериментальные данные, связанные с изучением влияния одурманивающих веществ на психические функции человека, в том числе и внимание.
• Прием 30 г алкоголя снижает характеристики внимания у испытуемых на 12-26%, такое ухудшение отмечается и в последующие 1-2 дня.
• Прием 30 г алкоголя увеличивает число пропусков при
чтении текста в 15 раз, других ошибок — в 2 раза.
Реализация темы
Тема 2 включает целый ряд тестовых и тренировочных заданий (2, 3, 4, 5, 7). Они не только позволят подростку самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность. Выполнение заданий этой темы может носить игровой характер и включаться в сценарий проведения классного вечера, конкурса, викторины.
При этом педагогу не следует забывать о необходимости обсудить с учащимися полученные результаты. Такое обсуждение можно провести во время классного часа, посвященного учебе. Важно продемонстрировать ученикам, как способность быть внимательным может помочь им в решении разного рода проблем.
Анализ литературного отрывка (задание 6) поможет учащимся сделать выводы о важности развития внимания в жизни человека. Подростки смогут привести примеры из собственной жизни, подтверждающие роль внимания в различных жизненных ситуациях.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.