Тема 1.  Кто жить умеет по часам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи:

• развитие представления подростков о роли режима дня в жизни человека (его влиянии на здоровье, возможно­сти реализовывать намеченное и т. д.);

• развитие навыка оценки собственного режима дня с точ­ки зрения его влияния на здоровье;

• формирование навыка планирования собственного режи­ма дня с учетом особенностей своей учебной, внеучебной нагрузки, занятости дома и т. д.

Что нужно знать педагогу

О том, что правильно организованный режим дня — непре­менное условие сохранения здоровья ребенка, известно всем, но, к сожалению, далеко не в каждой семье соблюдается это усло­вие. Приведем лишь некоторые данные — около 70 % учащихся 5-6 классов недосыпают ежедневно 1-2 часа, почти треть детей питается всего 2 раза в день с большими перерывами между приемами пищи, у 40 % подростков на занятия спортом, физи­ческой активностью тратится всего 1,5 часа в неделю, что так­же нельзя считать нормальным.

Между тем в условиях резко возросшей учебной, информа­ционной нагрузки, испытываемой современными школьника­ми, соблюдение режима дня становится особенно важным. Ра­циональное распределение видов деятельности в течение дня, чередование труда и отдыха, полноценный сон способствуют сохранению работоспособности, предупреждают развитие уто­мления, нервного напряжения и т. д., а значит, являются важ­ной профилактикой заболеваемости. Как показали исследова­ния ученых, дети, чей режим дня соответствует названию «пра­вильный», болеют гриппом в период эпидемии в 2-3 раза реже, чем их «неорганизованные» сверстники.

Понятно, что привычка соблюдать режим не складывается сама по себе и требует от человека волевых усилий. И это — еще один «плюс» в пользу режима. Помимо укрепления здоровья подросток осваивает навык планирования и реализации наме­ченного, учится быть настойчивым, последовательным. Одна­ко нельзя полностью полагаться на самостоятельность подро­стков: чтобы соблюдать правильный режим дня, им необходи­ма помощь и поддержка взрослых.

Один из важных компонентов режима дня — сон. Общая продолжительность сна учащегося 12-13 лет — 9-10 часов. Желательно, чтобы дети и подростки были приучены вставать и ложиться в одно и то же время. Ужинать лучше за 1,5-2 часа до сна. Перед сном нужно исключить усиленную умственную работу, возбуждающие игры, проветрить помещение для сна. Кстати, лучше, если и телевизор подросток не будет смотреть непосредственно перед сном. Эмоции и переживания, кото­рые возникают при просмотре фильма, часто мешают подрост­ку успокоиться, «настроиться» на сон.

А как питается подросток? Перерывы между приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, причем есть подросток должен 3-4 раза в день, так как растущему организму требуется много энергии. К сожалению, часто подростки приходят в шко­лу не позавтракав. Выходит, организм подростка не получал питательных веществ в течение всего времени сна, и впереди ему еще предстоит серьезная работа, также требующая затрат сил и энергии... Как показали исследования, школьники, при­ходящие в школу с «пустым» желудком, хуже справляются с учебными заданиями, быстрее утомляются.

Основной принцип организации учебы подростка — чередо­вание умственной и двигательной активности. Так, при подго­товке домашнего задания через каждые 35-40 минут подростку следует делать 5-10-минутный перерыв. Смена видов деятельно­сти снимает усталость и восстанавливает работоспособность.

Расписание уроков должно составляться с учетом сложно­сти учебных предметов. Предметы естественного цикла долж­ны чередоваться с гуманитарными, урок физической культуры следует проводить после третьего урока, чтобы снять утомле­ние от активной умственной работы.

Правильная организация режима дня предполагает обяза­тельное пребывание школьников всех возрастов на свежем воз­духе в течение 1,5-2 часов. Это могут быть прогулки, спортив­ные игры и другие физические упражнения.

Активный отдых может продолжаться в пределах 2 часов. При превышении этого времени и интенсивной физической нагрузке работоспособность организма падает. Поэтому про­должительные спортивные игры не снимают переутомления, и выполнение домашнего задания потребует от учащегося больших усилий.

«Бичом» для здоровья современных подростков стало по­всеместное увлечение компьютером. По данным опроса, про­веденного среди 13-14-летних московских подростков, в сред­нем ежедневно на посещение сети Интернет и компьютерные игры они тратят около 1-1,5 часов. При этом подростки ис­пользуют Интернет главным образом для переписки с друзья­ми, общения в чатах и конференциях (для поиска информации Интернет использует только 47% подростков). Учитывая, что из-за высокой учебной нагрузки свободного времени у подрост­ков остается и без того мало, становится ясно, что компьютер «забирает» у них те часы, которые могли бы быть использова­ны для содержательного досуга.

В качестве одного из факторов риска приобщения к психо­активным веществам психологи рассматривают переживание подростком собственной неуспешности, неумение справиться с возложенными на него задачами, желание избавиться от на­пряжения, вызванного перегрузками. При этом основным мотивом употребления одурманивающих веществ является стремление «расслабиться», «забыть о неприятностях». Поэтому правильная организация и соблюдение режима дня подростка может рассматриваться и как своеобразная профилактика ран­ней наркотизации.

Формирование у школьника навыка планирования и уме­ния эффективно распределять собственные дела помогает пре­дотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверия в собственные силы, когда подросток считает, что он «все равно не справится, не стоит и стараться». К тому же, соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у подростка навык самоконтроля, самоорганизации, устойчивости к внешнему давлению.

Реализация темы

В рабочей тетради учащимся предлагаются несколько за­даний, направленных на развитие у подростка умения оцени­вать, анализировать различные сферы своей жизни — режим дня, ежедневную нагрузку, эмоциональное состояние (задания 1,2,3,4,6,7).

При выполнении этих заданий предполагается индивиду­альная работа — подростки выполняют их самостоятельно. Задача педагога — заинтересовать учащихся этой работой, по­казать, чем именно она будет для них полезна. Так, к примеру, на классном часе, посвященном теме здоровья, педагог может рассказать о роли режима дня в сохранении здоровья и работо­способности и предложить подросткам выполнить задание 1.

Поскольку выполнение следующих из перечисленных зада­ний требует определенного времени, педагогу важно заранее оговорить конечный срок, когда будут обсуждаться результаты, а также периодически напоминать подросткам о начатой работе.

Результаты выполнения заданий обязательно должны быть проанализированы. Дискуссия учителя и учеников может про­ходить в любой форме — круглый стол, ток-шоу и т. п. Главное — постараться вывести ребят на серьезный уровень обсуждения проблем, которые у них обнаружились. Такое подведение итогов поможет подросткам сделать практические выводы и по­нять, что именно им нужно исправить в своих режимах дня, планировании деятельности и т. д. В ходе обсуждения и анали­за результатов ребята выполняют задание 5. Работа с литера­турным отрывком позволит им сравнить собственные трудно­сти при организации режима дня и трудности, с которыми столкнулся герой произведения — Витя Малеев, поможет опре­делить пути решения проблемы.

Важно! Обсуждение результатов не должно носить харак­тер школьного урока, где есть «правильные» и «неправиль­ные» ответы. Ни в коем случае нельзя заставлять подростка говорить о своем личном результате, если он этого не хочет. Цель работы педагога при анализе заданий — не «оцени­вать» ученика, а, выявив проблему в организации его режи­ма, распорядка, распределения деятельности, показать, как он может справиться с ней.

Задания 9 и 10 темы «Кто жить умеет по часам» непосредст­венно связаны с аспектами проблемы наркотизации несовер­шеннолетних. Задание 9 предложите подросткам выполнить индивидуально, а затем обсудите вместе его результаты во вре­мя классного часа или на следующем занятии. Задание 10 носит творческий характер и выполняется в мини-группах. Каждая группа (3-4 человека) выполняет свой вариант плаката, после чего в классе организуется выставка или конкурс плакатов.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.