Знание структуры орфографических навыков, понимание того, какие условия развития и специального обучения слабослышащих влияют на их образование, помогли нам установить задачи, составные части работы по правописанию, выявить специфические черты организации этого процесса в специальной школе. Этими же факторами нужно руководствоваться при определении методов и приемов, необходимых для достижения цели обучения правописанию — воспитания автоматизированных орфографических навыков.
Укажем предварительно на некоторые общие требования к методам обучения правописанию.
Выбор способов преподнесения и закрепления материала по орфографии и пунктуации происходит с учетом характера, типа
написания. Для обучения правописанию звонких и глухих, мягких и твердых звуков в слове необходимо сравнение звучаний и написаний, звуко-буквенный анализ. Для дифференциации слитного написания приставок и раздельного написания предлогов необходим морфологический и синтаксический смысловой разбор, составление предложений.
Методы обучения орфографии должны включать приемы анализа и синтеза речевого материала, что обеспечивает совершенствование восприятия, произношения, чтения и записи слов. Эти приемы рассчитаны на комплексное использование анализаторов, в том числе слухового. Анализ, чтение, запись слов и фраз в условиях прослушивания их звучания через звукоусиливающую аппаратуру предваряют использование того же дидактического материала в обычных условиях его восприятия.
В методах и приемах должен найти отражение принцип семантического, смыслового правописания. Следует помнить, что «орфография — система обозначения звуковой стороны языка в связи со значением слов». Поэтому, где это представляется возможным, приемы анализа, сравнения сопровождаются выяснением смыслового сходства или различия слов.
Способы обучения находятся в зависимости от этапа прохождения орфографической темы (см. «Составные части работы по обучению правописанию»). Так, подведение к выводу правила требует использования метода наблюдений, анализа, объяснений; закрепление и контроль обязательно связаны с использованием упражнений, беседы.
Предпочтение всегда должно быть отдано методам, приемам, видам заданий, ставящим учащихся в наиболее активную позицию, требующую мыслительной работы, рассуждений, доказательств.
Перечисленные требования к методам обучения правописанию показывают, что необходимо использовать систему способов и приемов, которые в своей совокупности позволили бы учесть и различия в изучаемом материале, и дифференцированно подойти к работе на разных этапах изучения этого материала, и обеспечить реализацию важнейших дидактических принципов (прочность, сознательность, активность).
В процессе обучения правописанию находят применение следующие методы и приемы работы.
Метод наблюдений за особенностями подобранного по теме занятия материалом используется для подведения к пониманию характера, признаков орфограммы, уяснения приемов действия с материалом, чтобы обоснованно выполнять запись. Завершаются наблюдения выводом правила. Этот метод включает в себя анализ слов, фраз, текста, объяснение учителя, беседу по материалу,
прием сравнения. Используя этот способ обучения, учитель упражняет детей в индуктивном пути познания (подведение к общему через выделения частных признаков). Анализируемые примеры читаются, в словах проставляются знаки ударения, а также орфоэпические значки (если того требует особенность орфограммы), подчеркиваются или выписываются слова и части слов.
Наиболее актуальными для работы по орфографии в школе слабослышащих являются способы обучения, связанные с анализом слов, способствующие уточнению их звуко-буквенного состава. Этот анализ необходим на всех этапах занятий. Проводится он путем отчетливого чтения записанного слова, деления его на слоги, звуки — буквы. В I классе используется разрезная азбука. В дальнейшем начинают использоваться и другие виды анализа (морфологический, синтаксический, смешанный, орфографический, орфоэпический).
А. Н. Гвоздев рекомендует орфографический разбор проводить так, чтобы он отражал особенности русского правописания. При анализе выясняется отношение написания к орфоэпии и, наоборот, обращается внимание на характер этого отношения к изучаемой орфограмме. При этом одновременно уточняется и восприятие и произношение материала.
Проведение орфографического разбора связано с морфологическим анализом и синтезом. Затруднения здесь часто состоят не только в различении ударных и безударных гласных, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, но и в недостаточном словарном запасе, в неразвитости словообразовательных связей, необходимых для обнаружения или установления семантической и морфологической соотнесенности лексики. Поэтому так полезны в связи с орфографическим разбором задания лексико-морфологического характера, проверка понимания смысла слов в зависимости от особенностей морфемного состава, помощь в подборе родственных слов и их анализе.
Написания, связанные с синтаксическими явлениями языка, усваиваются также в зависимости от речевого опыта учащихся, в частности от уровня владения способами выражения грамматических отношений (например, правописание предлогов, некоторых падежных окончаний). При разборе таких орфограмм нельзя ограничиваться только вниманием к форме записи, следует обязательно анализировать связи слов во фразе, корригировать собственно грамматические ошибки.
Наряду с широким использованием приемов анализа часто приходится прибегать к помощи другого приема — сравнения (сопоставление сходных и различающихся написаний, а также сравнения произношения, грамматических значений и форм, морфологического состава, произношения и написания)1.
Поскольку в I—V классах орфографическая работа в значительной мере переносится на занятия произношением, то и приемы, которые используются, рассчитаны на уточнение звуко-буквенного состава, усвоение произношения слов с правильным ударением и соблюдением орфоэпических норм.
Работая над ударением, учитель демонстрирует изменение силы голоса при произнесении ударного слога. Проводится сравнение слов, имеющих ударение на разных слогах, обращается внимание на перенос ударения в слове с одного слога на другой при изменении формы этого слова. От упражнений в воспроизведении слов с проставленным ударением переходят к написанию слов с самостоятельной постановкой в них знака ударности (с последующим устным воспроизведением). Затем проводятся слухо-зрительные диктанты с определением ударного и безударного слога.
По мере освоения норм орфоэпии учащиеся получают все больше возможностей для сравнения написания и произношения, знакомятся со значками, сигнализирующими слитность, длительность произношения, редукцию гласных, оглушение и озвончение согласных. Детей упражняют в воспроизведении йотированных слов и фраз (чтение с опорой на надстрочные знаки), затем учат ставить орфоэпические значки при записи фраз и сочетаний со знакомыми словами. Далее этот материал закрепляется в самостоятельной устной и письменной речи (слово воспринимается на слух и записывается, используется как ответ на поставленный вопрос, по картине, по заданной лексической теме).
Наступает момент, когда от детей начинают требовать объяснений по поводу расхождений произношения и написания. К VI классу, когда орфография изучается в тесной связи с изучением фонетики, лексики, состава слова, морфологии и синтаксиса (элементарный курс), на уроках русского языка эти умения используются в процессе собственно орфографического разбора и упражнений в правописании.
Упражнения как метод работы по орфографии служат тренировке в применении правил. Каждое из упражнений носит характер задачи. Решение ее как раз и состоит в использовании известных учащимся способов и приемов действия, в результате чего находится ответ на задачу — выполняется правильное написание.
В процессе тренировок обычно соблюдают такую последовательность в упражнениях. Сначала учащимся даются готовые тексты, предложения или слова, в которых отыскивается изучаемая орфограмма. Она подвергается анализу, слова выписываются, подчеркиваются буквы, окончания или другие морфемы. Затем в рабочие тексты включаются орфограммы на ранее пройденные правила. Новое прорабатывается на фоне известного, в сопоставлении с ним. Далее переходят к упражнениям синтетического характера (типа восполнения пропусков в предложениях и словах). Даются задания на перестройку текста таким образом, чтобы учащиеся могли снова сравнить сопоставимые орфограммы. На этом же этапе используются предупредительные диктанты с объяснением правописания слов. Наконец, предлагаются самостоятельные тренировочные и контрольные занятия.
Специальные орфографические упражнения служат отработке определенных правил, орфограмм, типов написаний. Они обязательно должны быть дополнены упражнениями, формирующими самостоятельную письменную речь. Возможно два подхода к использованию самостоятельных письменных работ в орфографических целях. Во-первых, могут быть даны изложения, сочинения и другие виды работ, имеющие орфографическое задание. Обычно на подготовительных занятиях (перед самостоятельной работой) орфографическое задание разбирается, проводятся упражнения в соответствии с ним. Во-вторых, самостоятельные письменные работы могут служить закреплению орфографических и пунктуационных навыков вообще, безотносительно к определенной теме. Однако в работе над ошибками после выполнения такого задания учитель может сосредоточить внимание лишь на одном типе орфографических ошибок, дав затем дополнительные упражнения собственно орфографического характера на тот же материал.
Письменные работы по орфографии (упражнения) достаточно разнообразны и могут носить аналитический, синтетический (конструктивный) и смешанный характер. В зависимости от предназначенности для занятий по определенной орфографической или пунктуационной теме они имеют связь с морфологией, синтаксисом, звуко-буквенным и слоговым анализом, со смысловым разбором. Сущность письменных орфографических работ состоит в восполнении пропущенных орфограмм, слов и морфем, в создании (образовании, записи) слов, фраз, придумывании примеров на правило, записи под диктовку с предварительным разбором, в нахождении в тексте орфограмм по заданию с последующим анализом, объяснением их написания.
Все эти упражнения могут выполняться с разной степенью самостоятельности, с предварительным или последующим анализом, объяснениями. По ходу занятий дети неоднократно воспроизводят правило, устанавливают аналогию в примерах, сравнивают разные написания.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 642.