Русская письменность включает три компонента: алфавит, графику и орфографию. Овладение алфавитом и графикой составляет важнейшую задачу формирования первоначальных, самых элементарных навыков чтения и письма (грамоты). Однако усвоение письменности обязательно предполагает овладение еще одним из ее компонентов, а именно орфографией (или правописанием, грамотным письмом).
Один из наиболее крупных языковедов, исследователь русской письменности А. Н. Гвоздев так определяет интересующий нас в данный момент фактор письма: «Орфография, или правописание, представляет собой нормы письменной речи, принятые в том или ином общенародном языке... Орфография, таким образом, в первую очередь — социальное установление, имеющее практические цели и предназначенное для массового использования... Цель орфографии — служить удобным средством письменного общения, и поэтому ее прямое назначение — точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли... Выполнение орфографией важнейших социальных функций обусловливает то, что ее нормы являются общеобязательными»2.
В этом определении важно обратить внимание на то, что орфография как свод норм, или правил, письменности призвана обеспечить единообразие записи мыслей, содержания речи и тем самым создать возможность их выражения в графической форме, хранении, передаче другим, т. е. обеспечить общение между людьми в форме письменной речи (обладающей вообще и для слабослышащих людей рядом преимуществ сравнительно с общением устным, на что уже неоднократно указывалось в других разделах пособия). Коммуникативная и общекультурная функция орфографии должна быть осознана учителем в первую очередь, на это указывают как лингвисты, так и специалисты в области школьной методики русского языка. А. Н. Гвоздев в этой связи специально дает разъяснение, предупреждая типичную ошибку, связанную с неправильным толкованием назначения средств письменности: «Следует иметь в виду, что непосредственной целью письма является не передача произношения, а сообщение тех или иных мыслей».
Изучая орфографию, овладевая грамотным письмом, ученик приобретает возможность общения в особой, графической форме, т. е. продолжает совершенствовать свою речь и познавательные возможности, поднимается на более высокий уровень общего развития. Этим определяется главное значение изучения русского правописания учащимися как массовой, так и специальной школы. На сущность и характерные особенности русского правописания оказывает влияние ряд обстоятельств: принадлежность нашего! письма к фонетическому (звуко-буквенному и отчасти слоговому) типу письменности, связи орфографии с алфавитом и графикой (влияние их свойств), отношения со структурой языка, с его единицами, их составом и нормами произношения.
Орфография регулирует все случаи и типы написаний, в ней выделяют два раздела. Первый из них содержит правила (нормы), регламентирующие употребление буквенных знаков (выбор букв, слитные и раздельные написания и некоторые другие). Второй дает перечень норм употребления знаков препинания. В дальнейшем изложении будем иметь в виду первый раздел — собственно орфографию (исключая пунктуацию, правила которой в начальном курсе правописания представлены очень ограниченно, в системе они изучаются в старших классах). Но и собственно раздел орфография достаточно обширен, главную его часть составляют правила, регулирующие буквенные обозначения звукового состава слова (за исключением тех его компонентов, которые определяются алфавитом и графикой). Остановимся на этой части орфографии и ее особенностях.
Используя для выполнения своей функции средства алфавита и графики, орфография в отличие от них имеет дело не с обозначением на письме звуков и слогов безотносительно к значимым элементам речи, а с правилами записи слов, причем «графика ведает буквенным обозначением звуков сильных позиций, а в ведении орфографии находятся главным образом звуки слабых позиций» (вода, груз, пошёл). При этом «графика решает свою часть общей задачи на базе произношения и обычно в полном соответствии с произношением, а главное — с полным доверием к произношению: что произносится (слышится), то и обозначается». Напротив, «орфография при обозначении звуков слабых позиций непосредственно на произношение не ориентируется, однако она и не безразлична к нему»1.
Передача на письме гласных и согласных звуков слабых позиций определяется двумя типами правил. Первый тип правил охватывает случаи правописания, когда «обозначение звуков слабых позиций ... приравнивается к обозначению чередующихся с ними звуков сильных позиций, устанавливаемому графикой»2. Приравнивание это устанавливается проверкой (моря — море, влез — влезет). Второй тип правил определяет правописание слов, включающих «звуки слабых, позиций, с которыми не чередуются в составе той же морфемы звуки сильных позиций»3 (так называемые традиционные написания).
Как видим, в основе этих двух типов орфографических правил находится графика, устанавливающая связь с произношением (проверки звуков слабых позиций ориентированы на «прояснение» звучания «сомнительных» гласных и согласных, а так называемые опорные написания — звуки сильных позиций в словах — являются, по существу, фонетическими, регулируемыми графикой: пишется, как слышится).
Действие обоих типов орфографических правил основано на морфологическом принципе правописания. Суть его в том, что «правильное — единообразное написание - слов достигается через единообразное написание составляющих их морфем»4 (например, морфема вод сохраняет свой буквенный состав во всех позициях звуков о и д : вода, водный, у вод, водица). Традиционные написания хотя и непроверяемы, но все равно сохраняют тот же принцип орфографии: единообразие письма здесь реализуется путем «сохранения буквы, выбранной в словарном порядке, во всех словах, включающих данную морфему: собака, собачий, собаковод, собаководство и т. п.».
Морфологический принцип охватывает все Виды морфем (не только корневые), благодаря ему (особенно отчетливо это проявляется в проверяемых написаниях) «наше письмо оказывается осмысленным, мотивированным... отдельные написания не надо запоминать, нужно лишь уметь их обосновать, проверить». Морфологический принцип правописания связывает его с грамматикой, а через нее с языком и речью в целом. Это обстоятельство открывает в методике дорогу к овладению орфографией на семантической основе, с использованием различных видов речевой практики.
Приведенные краткие сведения из области русской орфографии позволяют заключить, что в методическом плане обучение правописанию в массовой и специальной школе для слабослышащих должно иметь сходство и вместе с тем значительное различие. Что касается черт сходства, то они определяются единством предмета изучения (русская орфография), органическрй связью орфографии с языком (его фонетикой, морфологией, семантикой), с речевой деятельностью и мышлением. Принцип единообразия написаний, составляющий основу орфографии, отражает наличие в ней правил, закономерностей, которым она подчиняется и которые, следовательно, могут и должны быть познаны учащимися как обобщения, как типичные случаи письма. Наличие закономерных отношений между произношением и написанием, графикой и орфографией, орфографией и грамматикой ставит изучение правописания и в массовой школе и в школе слабослышащих в тесную зависимость от общей системы занятий родным языком, занятий по развитию речи.
Относительно существенных различий в постановке работы по овладению орфографией слабослышащими учащимися с глубоким недоразвитием речи пока заметим лишь то, что они, конечно, определяются известными особенностями контингента обучаемых, поскольку русское письмо в целом носит фонетический (звуко-буквенный) характер, а орфография опирается на закономерности как произносительной, так и смысловой (лексико-грамматической) стороны речи. Проблема усвоения орфографии в условиях школы слабослышащих приобретает в связи с этим особую направленность. Но прежде чем остановиться на этом подробнее, обратимся к психологическому аспекту обучения правописанию. Это поможет полнее обнаружить, что общего и различного должно быть в подходе к обучению орфографии в разных типах школ.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 436.