Изучение элементарного курса грамматики как особый этап специального обучения слабослышащих школьников русскому языку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одна из характерных черт специального обучения языку со­стоит в поэтапности построения этого процесса, учитывающей психологические" закономерности овладения словесным средством общения и отвлеченным способом познания. «Практическое овладение языком...,— пишет Р. М. Боскис,— предполагает зако­номерное развитие словесного мышления слабослышащего ре­бенка. Это означает постепенное развитие его способностей к отвлеченному мышлению».

По отношению к усвоению слабослышащими детьми грамма­тики указанное положение находит свое выражение в последо­вательном развитии у детей возможностей усваивать граммати­ческие закономерности и грамматические понятия на все более высоком уровне обобщения и отвлечения. Поэтапность органи­зации грамматических занятий в системе специального обучения приобретает в связи с этим особую значимость, обеспечивая планомерное управление процессом постепенного созревания го­товности учащихся к переходу от одного уровня развития речи и мышления к другому, более высокому.

Приходится учитывать не только высокую степень абстракт­ности грамматического материала, но и особую сложность грам­матического строя, представляющего собой специфическое си­стемно-структурное образование. Грамматические значения и средства их выражения могут быть освоены лишь при особом их отборе и распределении между этапами (как в количест­венном плане, так и в отношении степени их сложности, с учетом системных отношений между ними). Поэтапность  их освоения в данном случае находит свое практическое выражение в свое­образном концентризме построения программы по грамматике.

Выделение этапов или периодов обучения языку примени­тельно к грамматике как его составной части имеет еще одну существенную особенность, связанную с тем, что язык выступает в специальном обучении и как объект практического усвоения, и как предмет изучения. Но так как при изучении языка как одной из основ наук школьного образования его грамматике принадлежит центральное место, это выдвигает по отношению к занятиям ею дополнительные требования. Общее правило работы по языку в школе слабослышащих — предварить изучение языка как одной из основ школьных наук его практическим усвоением — по отношению к грамматическому разделу занятий требует усиленного акцента и дополнительного дидактического обеспечения хода грамматических занятий в виде «своего» члене­ния на этапы.

С учетом отмеченных обстоятельств этап изучения элемен­тарного курса грамматики должен быть охарактеризован в разных аспектах. В плане практического овладения языком (в данном случае формирование грамматического строя речи учащихся) этому этапу предшествуют два начальных: практическое ус­воение отдельных грамматических закономерностей (I—III клас­сы) и систематизация основных грамматических закономер­ностей (IV—V классы)2. Итог этих начальных этапов состоит в том, что слабослышащие учащиеся подводятся к системати­зации и обобщению закономерностей, свойственных граммати­ческим категориям существительного, прилагательного, местои­мения и глагола.

Рассматриваемый этап в этом отношении представляет собой естественное продолжение предшествующих и, следовательно, должен быть посвящен закреплению и развитию успехов пре­дыдущих этапов. Подведение к обобщению закономерностей, свойственных основным четырем частям речи русского языка, конечно, не означает и не может (в условиях специального обучения языку) означать их полного усвоения, прочного, без­ошибочного и достаточно устойчивого владения грамматическими навыками.

Как указывает К. Г. Коровин, было бы ошибкой считать, что практический период в обучении слабослышащих детей грамматике завершился подведением их к систематизации основ­ных грамматических закономерностей языка и дело в дальней­шем, т. е. начиная с VI класса, за тем, чтобы заниматься лишь изучением грамматической теории. Навязывание учащимся теоретических сведений (терминов, понятий, определений, пра­вил), которые не выведены на основе языкового опыта детей, не подкреплены нужным количеством упражнений и, следова­тельно, не могут быть сознательно ими освоены, недопустимо.

Наблюдения показывают, что учащиеся на новом этапе заня­тий (VI класс) часто совершенно искаженно понимают теоретические положения грамматики Это происходит в результате именно неправильных установок, принятых учителем по отношению к ра­боте на этом этапе. Особенность данного этапа работы состоит в переходе к изучению законов языка, который стал возможен благодаря предшествующей практической работе по формирова­нию грамматического строя их речи.

В общем, можно охарактеризовать этот этап как переходный в системе специального обучения, от сугубо практического пе­риода к периоду, в течение которого весьма существенную роль начинает играть теоретический аспект обучения языку. Однако данное положение нуждается в уточнении. Что именно на дан­ном этапе следует понимать под изучением грамматики?

К. Г. Коровин так раскрывает сущность изучения элементар­ного курса грамматики: «...говоря об изучении грамматики в школе слабослышащих (речь идет о конкретном этапе граммати­ческих занятий.— К,- К.), следует иметь в виду отнюдь не опи­сание этой системы и не изложение сведений о ее закономер­ностях. Под изучением грамматики мы должны понимать изу­чение самих фактов языка, которые в грамматическом курсе отражают специфические особенности языковой системы».

Изучение фактов, явлений языка на конкретном лексико-грамматическом материале — все это, по существу, дальнейшее формирование грамматического строя речи и речи учащихся в целом на более высоком уровне осознания ими этих фактов и явлений. Объективная необходимость такой трактовки сущности изучения элементарного курса грамматики в школе слабослы­шащих достаточно обоснована материалами специального ис­следования., в котором ставилась задача выявления уровня усвоения ими основных грамматических категорий на данном этапе.

Полученные результаты позволили сделать заключение: «...несмотря на значительные успехи в практическом овладении грамматическими закономерностями языка, еще имеет место не­достаточно устойчивое владение некоторыми из них». Прояв­ляется это, как сообщает К- Г. Коровин, в неумении учащихся различать значения одной грамматической формы, в затруднениях при формировании словосочетаний и их последовательных цепочек, в ошибках при выражении частных грамматических категорий, а также смешении признаков, присущих частям речи.

Общий вывод исследования К. Г. Коровина уточняет харак­теристику этапа по изучению элементарного курса грамматики и указывает главный принцип построения соответствующей мето­дики: необходимость прежде всего обеспечивать «обогащение речевого опыта учащихся за счет того фактического материала, который в грамматическом курсе отражает специфические особен­ности языковой системы».

Реализация этой установки на занятиях по изучению эле­ментарного курса грамматики создает предпосылки для подве­дения слабослышащих учащихся к следующему этапу — изучению систематического курса грамматики в старших (VII—XII) классах.

Таким образом, изучение элементарного курса грамматики в школе слабослышащих представляет собой необходимое свя­зующее звено, своеобразный, как его называет К. Г. Коровин, промежуточный этап специального обучения языку, в течение которого продолжается работа по практическому формированию грамматического строя речи и слабослышащие школьники при­ступают к его изучению.

§ 2. Задачи и содержание работы

Дата: 2018-12-21, просмотров: 402.