Одна из характерных черт специального обучения языку состоит в поэтапности построения этого процесса, учитывающей психологические" закономерности овладения словесным средством общения и отвлеченным способом познания. «Практическое овладение языком...,— пишет Р. М. Боскис,— предполагает закономерное развитие словесного мышления слабослышащего ребенка. Это означает постепенное развитие его способностей к отвлеченному мышлению».
По отношению к усвоению слабослышащими детьми грамматики указанное положение находит свое выражение в последовательном развитии у детей возможностей усваивать грамматические закономерности и грамматические понятия на все более высоком уровне обобщения и отвлечения. Поэтапность организации грамматических занятий в системе специального обучения приобретает в связи с этим особую значимость, обеспечивая планомерное управление процессом постепенного созревания готовности учащихся к переходу от одного уровня развития речи и мышления к другому, более высокому.
Приходится учитывать не только высокую степень абстрактности грамматического материала, но и особую сложность грамматического строя, представляющего собой специфическое системно-структурное образование. Грамматические значения и средства их выражения могут быть освоены лишь при особом их отборе и распределении между этапами (как в количественном плане, так и в отношении степени их сложности, с учетом системных отношений между ними). Поэтапность их освоения в данном случае находит свое практическое выражение в своеобразном концентризме построения программы по грамматике.
Выделение этапов или периодов обучения языку применительно к грамматике как его составной части имеет еще одну существенную особенность, связанную с тем, что язык выступает в специальном обучении и как объект практического усвоения, и как предмет изучения. Но так как при изучении языка как одной из основ наук школьного образования его грамматике принадлежит центральное место, это выдвигает по отношению к занятиям ею дополнительные требования. Общее правило работы по языку в школе слабослышащих — предварить изучение языка как одной из основ школьных наук его практическим усвоением — по отношению к грамматическому разделу занятий требует усиленного акцента и дополнительного дидактического обеспечения хода грамматических занятий в виде «своего» членения на этапы.
С учетом отмеченных обстоятельств этап изучения элементарного курса грамматики должен быть охарактеризован в разных аспектах. В плане практического овладения языком (в данном случае формирование грамматического строя речи учащихся) этому этапу предшествуют два начальных: практическое усвоение отдельных грамматических закономерностей (I—III классы) и систематизация основных грамматических закономерностей (IV—V классы)2. Итог этих начальных этапов состоит в том, что слабослышащие учащиеся подводятся к систематизации и обобщению закономерностей, свойственных грамматическим категориям существительного, прилагательного, местоимения и глагола.
Рассматриваемый этап в этом отношении представляет собой естественное продолжение предшествующих и, следовательно, должен быть посвящен закреплению и развитию успехов предыдущих этапов. Подведение к обобщению закономерностей, свойственных основным четырем частям речи русского языка, конечно, не означает и не может (в условиях специального обучения языку) означать их полного усвоения, прочного, безошибочного и достаточно устойчивого владения грамматическими навыками.
Как указывает К. Г. Коровин, было бы ошибкой считать, что практический период в обучении слабослышащих детей грамматике завершился подведением их к систематизации основных грамматических закономерностей языка и дело в дальнейшем, т. е. начиная с VI класса, за тем, чтобы заниматься лишь изучением грамматической теории. Навязывание учащимся теоретических сведений (терминов, понятий, определений, правил), которые не выведены на основе языкового опыта детей, не подкреплены нужным количеством упражнений и, следовательно, не могут быть сознательно ими освоены, недопустимо.
Наблюдения показывают, что учащиеся на новом этапе занятий (VI класс) часто совершенно искаженно понимают теоретические положения грамматики Это происходит в результате именно неправильных установок, принятых учителем по отношению к работе на этом этапе. Особенность данного этапа работы состоит в переходе к изучению законов языка, который стал возможен благодаря предшествующей практической работе по формированию грамматического строя их речи.
В общем, можно охарактеризовать этот этап как переходный в системе специального обучения, от сугубо практического периода к периоду, в течение которого весьма существенную роль начинает играть теоретический аспект обучения языку. Однако данное положение нуждается в уточнении. Что именно на данном этапе следует понимать под изучением грамматики?
К. Г. Коровин так раскрывает сущность изучения элементарного курса грамматики: «...говоря об изучении грамматики в школе слабослышащих (речь идет о конкретном этапе грамматических занятий.— К,- К.), следует иметь в виду отнюдь не описание этой системы и не изложение сведений о ее закономерностях. Под изучением грамматики мы должны понимать изучение самих фактов языка, которые в грамматическом курсе отражают специфические особенности языковой системы».
Изучение фактов, явлений языка на конкретном лексико-грамматическом материале — все это, по существу, дальнейшее формирование грамматического строя речи и речи учащихся в целом на более высоком уровне осознания ими этих фактов и явлений. Объективная необходимость такой трактовки сущности изучения элементарного курса грамматики в школе слабослышащих достаточно обоснована материалами специального исследования., в котором ставилась задача выявления уровня усвоения ими основных грамматических категорий на данном этапе.
Полученные результаты позволили сделать заключение: «...несмотря на значительные успехи в практическом овладении грамматическими закономерностями языка, еще имеет место недостаточно устойчивое владение некоторыми из них». Проявляется это, как сообщает К- Г. Коровин, в неумении учащихся различать значения одной грамматической формы, в затруднениях при формировании словосочетаний и их последовательных цепочек, в ошибках при выражении частных грамматических категорий, а также смешении признаков, присущих частям речи.
Общий вывод исследования К. Г. Коровина уточняет характеристику этапа по изучению элементарного курса грамматики и указывает главный принцип построения соответствующей методики: необходимость прежде всего обеспечивать «обогащение речевого опыта учащихся за счет того фактического материала, который в грамматическом курсе отражает специфические особенности языковой системы».
Реализация этой установки на занятиях по изучению элементарного курса грамматики создает предпосылки для подведения слабослышащих учащихся к следующему этапу — изучению систематического курса грамматики в старших (VII—XII) классах.
Таким образом, изучение элементарного курса грамматики в школе слабослышащих представляет собой необходимое связующее звено, своеобразный, как его называет К. Г. Коровин, промежуточный этап специального обучения языку, в течение которого продолжается работа по практическому формированию грамматического строя речи и слабослышащие школьники приступают к его изучению.
§ 2. Задачи и содержание работы
Дата: 2018-12-21, просмотров: 463.